УДК 342 (67.400)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Деккерт Д.В., Майорова Е.Н., Яременко Н.Е.
Аннотация
В статье рассмотрены основные актуальные проблемы развития института Уполномоченного по правам студентов в Российской Федерации. Особое внимание уделено разработке идей конституционно-правовых норм, регулирующих деятельность студенческого омбудсмена. Предпринята попытка решения актуальных на сегодняшний день проблем путем усовершенствования действующего законодательства.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», Уполномоченный по правам студентов в Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF THE COMISSIONER FOR STUDENTS' RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Dekkert D.V., Maiorova E.N., Yaremenko N.E.
Abstract
In article the main actual problems of development of institute of Comissioner for students rights in the Russian Federation are considered. Special attention is paid to development of ideas of constitutional and legal norms which regulate activity of the students' ombudsman. An attempt of solution of problems which seem actual today is made by improvement of the current legislation.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation, the Federal Constitutional Law "On the Commissioner on Human Rights in the Russian Federation", the Comissioner students' rights in the Russian Federation, the Commissioner on Human Rights in the Russian Federation.
Защита прав и свобод граждан является главной задачей любого демократического государства. Обеспечение соблюдения этих прав, реальная реализация законодательных положений на практике - задача органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации гарантирует соблюдение прав и свобод всем
гражданам своей страны согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Основным законом государства [1]. Перечень этих прав весьма разнообразен: от права на охрану труда, жизни и здоровья до права избирать и быть избранным. Их перечень весьма широк. Все большую актуальность
в последнее время приобретают вопросы защиты этих прав. В России все активнее функционирует институт Уполномоченного по правам человека как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральным конституционным законом РФ от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» такой институт был учрежден [2]. Все активнее развиваются профильные направления защиты прав определенных категорий граждан: детей, предпринимателей. Омбудсмены по данным направлениям динамично разворачивают свою деятельность на территории страны. Вместе с тем остаются и другие категории граждан РФ, которые в такой поддержке и защите нуждаются.
Одной из них являются студенты, которые каждый год вступают в достаточно длительные правоотношения с образовательными организациями на бюджетной, а в большинстве своем - на коммерческой основе. Защита их прав - важная государственная задача, так как именно в образовательных организациях воспитываются будущие инженеры, юристы, экономисты, представители рабочих профессий. От того, как сформируется их мировоззрение, во многом будет зависеть и будущее государства.
Прежде чем перейти к рассмотрению актуальных проблем, касающихся развития студенческого омбудсмена, кратко рассмотрим историю его появления, основные направления деятельности и сравнительную статистику.
Учреждение должности Уполномоченного по правам студентов произошло в 2012 году по инициативе Всероссийского студенческого форума и Министерства образования и науки Российской Федерации. По итогам голосования, проведенного 2427 декабря 2013 года на сайте Всероссийского студенческого форума, Уполномоченным по правам студентов был избран Артем Хромов, который 24 января 2013 года официально утвержден в должности
Советом по делам молодежи Министерства образования и науки. Студенческий омбудсмен призван представлять и защищать права учащихся, заниматься правовыми вопросами и вести мониторинг конфликтных ситуаций в студенческой среде. Он имеет право вносить в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов [3].
Все вышеперечисленное - лишь общие направления деятельности Уполномоченного по правам студентов. Более конкретными направлениями являются следующие: предоставление льгот на проезд в общественном транспорте для аспирантов, ординаторов и интернов; создание «Программы студенчества России», направленной на урегулирование таких вопросов, как: повышение стоимости обучения; качество и стоимость питания в столовых; навязывание дополнительных услуг; инициатива увеличить стипендиальный фонд на 25% [4].
В целях выявления в Российской Федерации актуальных проблем, мы считаем необходимым изучить его статистику по числу обращений к нему граждан и сравнить ее с общим количеством обращений к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации за 2014 год.
В 2014 году к Уполномоченному по правам человека поступило 59 100 обращений граждан, государственных и общественных организаций [5]. Подобное количество значительно отличается от статистики студенческого омбудсмена, ведь за 2014 год их потупило значительно меньше. Официально таких данных не опубликовано, но при рассмотрении жалоб по всей России, которые были представлены в интернет-ресурсах, их выявлено всего около 2 000. Это свидетельствует, прежде всего, о сравнительно недавнем появлении данного института и о том, что на данном этапе он достаточно малоизвестен, а также то,
что у студенческого не проработано четкое законодательное регулирование его деятельности.
Таким образом, вследствие отсутствия единого законодательного закрепления при осуществлении значимых функций Уполномоченным по правам студентов в Российской Федерации возникают определенные трудности, так как его компетенция не имеет за собой правового основания, что мы считаем одной из главных его проблем. В целях ее решения необходимо, в первую очередь, введение в действие закона, регулирующего деятельность студенческого омбудсмена, который будет содержать его законодательные начала. Данный нормативно-правовой акт считаем возможным создать по аналогии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Следовательно, оформить его нужно в следующем виде: глава 1 - общие положения, которые будут характеризовать институт Уполномоченного по правам студентов в целом; глава 2 - порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного; глава 3 - компетенция Уполномоченного; глава 4 - аппарат Уполномоченного, глава 5 - заключительные положения. Каждую названную главу необходимо оформить как совокупность правовых норм с учетом специфики института Уполномоченного по правам студентов Российской Федерации, а весь нормативно-правовой акт озаглавить как Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам студентов в Российской Федерации».
Институт Уполномоченного по правам студентов Российской Федерации существует только на федеральном уровне, и это является на сегодняшний день достаточно актуальной проблемой, так как он не способен охватить и контролировать надлежащее обеспечение прав всех студентов. Для того чтобы разрешить данный
вопрос, мы предлагаем разработать на основании вышеназванного федерального конституционного закона нормативно-правовые акты, не противоречащие ему, для каждого субъекта и муниципалитета Российской Федерации, которые станут началом для создания в них своих органов института Уполномоченного по правам студентов. Что касается локального уровня, здесь мы полагаем возможным в каждом студенческом образовательном учреждении создать специальное студенческое самоуправление, отсутствие которого сейчас также является проблемой, ведь вследствие этого студенты подчиняются только администрации учебного заведения и не влияют на принимаемые управленческие решения. В целях избежания такого пробела и необходима организация на локальном уровне студенческого самоуправления, на который также будут возложены полномочия контроля над соблюдением и обеспечением прав учащихся, причем мы предлагаем ввести определенное его взаимодействие с профкомом. При этом каждый студент не лишен возможности обратиться в соответствующие органы государственной власти.
Далее, при исследовании современных проблем, которые касаются непосредственно студентов в целом, можно выделить следующие: выселение студентов из общежитий на лето; задержка стипендий; повышение платы за проживание в общежитиях; платные пересдачи и взимание денег за пропуск занятий; повышение цен на учебу Приведенный перечень является далеко не исчерпывающим. Все вышеперечисленные вопросы имеют огромную практическую значимость и относятся к компетенции Уполномоченного по правам студентов Российской Федерации. Однако решение данных проблем достаточно затруднительно только потому, что, как мы упоминали выше, учебных заведений по всей стране множество, и предотвратить подобные нарушения
практически невозможно. Это еще раз подтверждает острую необходимость функционирования института Уполномоченного по делам студентов в пределах всей страны, о котором мы говорили выше. Из всех вышесказанных аспектов вытекает то, что обязательно должно осуществляться улучшение организационной деятельности Уполномоченного, и, соответственно, оно будет повышать эффективность его работы и стимулировать студентов для защиты своих прав.
На основании вышеизложенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Защита прав и свобод человека и гражданина является основной задачей каждого демократического государства, и на основании этого в Российской Федерации развиваются специальные направления для защиты отдельных категорий граждан, которые развернули свою деятельность по всей стране. В настоящее время появление института так называемых омбудсменов служит дополнительной гарантией в реализации прав таких граждан, как предприниматели, инвалиды, студенты, дети.
2. В рамках настоящей статьи нами была предпринята попытка затронуть актуальные на сегодняшний день проблемы развития института Уполномоченного по правам студентов и студенчества в целом. При исследовании данных аспектов нами было выявлено множество вопросов, которые в настоящий момент не решены. К ним относятся незаконные выселения из общежитий, а также отказ в заселении иногородних студентов в начале учебного года; повышение цен на обучение; взимание со студентов денеж-
ных средств за дополнительные пересдачи и пропуски занятий. С такими проблемами сталкивается сейчас почти каждый студент. Именно для того, чтобы их избежать, и был создан институт студенческого омбудсмена, который призван защищать права любого студента по всей стране, а также выступать с законодательными инициативами по улучшению его положения, ведь именно студенты в будущем, благодаря достойному получению образования, во многом будут определять судьбу государства.
3. Необходимы разработка и принятие Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам студентов в Российской Федерации».
Таким образом, исследовав исторические и теоретические аспекты, проблемные вопросы института студенческого омбудс-мена, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день он является несовершенным, не все студенты знают о его существовании и могут подвергаться нарушениям своих прав, не зная даже, куда им обратиться. В целях устранения таких проблем необходимо законодательно решить вопрос об Уполномоченном по правам студентов, причем не только на уровне Федерации, региона или города, а также передать ряд полномочий студенческому самоуправлению, которое будет призвано выполнять контрольные функции по реализации прав студентов, а также обращаться в органы государственной власти. Создание такой системы, возглавляемой студенческим омбуд-сменом, не только улучшит эффект от его деятельности, но и послужит стимулом для каждого студента бороться за свои права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ // Российская газета. 1997. 4 марта. № 43-44.
3. Институт Уполномоченного по правам человека. Досье // http://tass.ru/info/887410.
4. Законодательные инициативы Уполномоченного по правам студентов в Российской Федерации // http://studombudsman.ru.
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // Российская газета. 2015. 7 мая. № 6667.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ДЕККЕРТ Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Озерске.
E-mail: [email protected]
МАЙОРОВА Елена Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.
E-mail: [email protected]
ЯРЕМЕНКО Наталья Евгеньевна, студентка группы 301 ОзО, филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) в г. Озерске.
Е-mail: j aremenko. [email protected]