Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А.В., Богатырев Л.А.

Рассматриваются приоритеты градостроительной политики как объективной основы инновационного развития городского хозяйства. Показаны место и роль градостроительной программы в системе программ городского развития. Представлены основные направления развития градостроительной политики: тенденции и перспективы. Выявлены актуальные проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики и потенциальные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF INNOVATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE IMPLEMENTATION OF URBAN POLICY AND POTENTIAL SOLUTIONS TO THEM

This article presents the priorities of urban policy as an objective basis of innovative development of municipal economy. The place and role of urban planning programs in the system programs of urban development. The basic directions of development of urban policy: trends and prospects. Identified actual problems of development of innovative activities in the implementation of urban policy and potential solutions.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 33

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Тебекнн А.В., д.т.и.. д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношении (Университета) МИД России Бш агырсв Л.А., соискатель Института мировой экономики и информатизации

Рассматриваются приоритеты градостроительной политики как объективной основы инновационного развития городского хозяйства Показаны место и роль градостроительной программы в системе программ городского развития. Представлены основные направления развития градостроительной политики: тенденции и перспективы. Выявлены актуазьные проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики и потенциальные пути их решения.

Ключевые слова: проблемы развития, инновационная деятельность, градостроительная политика.

ACTUAL PROBLEMS OF INNOVATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE IMPLEMENTATION OF URBAN POLICY AND POTENTIAL SOLUTIONS TO THEM

Tebekin A.. Doctor of technical Sciences, Doctor of economic Sciences. Professor, honored worker of science anil technology of the Russian Federation. Professor of chair of management, Moscow state Institute of international relations (University) MFA Russia Uogatyrev L„ the applicant the Institute of world economy and Informatization

This article presents the priorities of urban policy as an objective basis of innovative development of municipal economy. The place and rote of urban planning programs in the system programs of urban development. The basic directions of development of urban policy: trends and prospects. Identified actual problems of development of innovative activities in the implementation of urban policy and potential solutions.

Keywords: problems of development, innovation, urban development policies.

Одной из основных стратегических задач социально-экономического развития России является достижение высоких стандартов благосостояния человека. Достижение этих стандартов базируется на росте уровня доходов и качества жизни россиян до значений показателей, характерных для экономикпередовых стран мира. Достижение высоких стандартов качества жизни россиян подразумевает наряду с обеспечением высоких стандартов личной безопасности граждан, доступностью услуг образования и здравоохранения требуемого качества, также достижение высокого уровня обеспеченности жильем в сочетании с доступом к культурным благам при одновременном обеспечении экологической безопасности.

Развитие среды обеспечения высоких стандартов благосостояния человека в современной России сопряжено с множеством проблем, и обусловлено целым комплексом противоречий.

Во-первых, с одной стороны, после провала рынка жилья в 1990-е годы в 2000-е годы были воссозданы основ функционирования рынка жилья. С другой стороны, решение проблем приобретения. строительства и найма жилья, с использованием рыночных механизмов, на практике пока по-прежнему доступны лишь ограниченному кругу семей и отдельных граждан, обладающими высокими доходами.

Во-вторых, развитие в России институтов долгосрочного жилищного кредитования, ипотечного жилищного кредитования, с одной стороны, пока не обеспечило должного снижения уровня рисков на тгом рынке, что приводит к сохранению высокого уровня издержек кредиторов на тгом рынке, перекладывающих свои риски на заемщиков, с другой стороны.

В-третьих, даже при существующем ограниченном платежеспособном спросе населения на жилье, зтот спрос-существенно превышает предложение жилья на рынке, что обусловлено недостаточными масштабами строительства. Указанная ситуация приводит к постоянному росту цен на жилье, финансируемого непосредственно и счет средств, получаемых населением по ипотечной схеме. Это во многом деформирует финансовый рынок, и может привести к его дестабилизации.

В-четвертых, существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками. Это приводит к дефициту необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой во многих секторах жилищной застройки и не соответствует требуемым высоким стандартам качества и комфорта проживания.

В-пятых, до настоящего времени сохраняются проблемы разви-

тия институциональной системы в сфере жилищного строительства, позволяющей решать вопросы не только выделения земельных участков под застройку, но контроля качества самого строительства, а также оценки уровня и достаточности развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой

В-шестых, развитие массового жилищного строительства в РФ по-прежнему сдерживается уровнем производственных мощностей промышленной базы стройнндустрии и промышленности строительных материалов, отсутствием действенных стимулов применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, отсутствием свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

В-седьмых, сохраняется проблема обеспечения участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой. С этой целью для развития рынка земельных участков должна сформироваться практика частно-государственного партнерства, которая обеспечит строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями жилищного строительства на инновационной основе. Важную роль при этом призвано сыграть активное развитие малоэтажной застройки, в том числе осуществляемой с использованием деревянных конструкций промышленного производства на базе высоких технологий.Особенно важно решить эту проблему с точки зрения сбалансированной реализации градостроительной политикипри комплексном освоении земельных участков.

В целом необходимо признать, что формирование градостроительной политики, направленной на создание нового облика российского города и села, архитектурной среды, комфортной для жизни людей (включая, рациональное сочетание разнообразных типов строительства (многоэтажного и малоэтажного строительства), учет при застройке населенных пунктов принципов формирования их архитектурного облика, а также принципов сохранения исторического облика старых населенных пунктов, требует вывода на качественно новый уровень инновационной деятельности в сфере градостроительной политики.

Указанные обстоятельства требуют развития методов оценки эффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

Необходимо отмстить, что проблемы эффективного развития инновационной деятельности экономических систем были и остаются в центре внимания отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

В известных работах Якобсона А.Я. 11 ]. Беляева Ю.М. [2].

INNOVATIVE ECONOMY | №3 2016| 23

Вишнякова Я Д. [3]. Горфинкеля В.Я. [4). Медынского В.Г. [5]. Мухамедьярова A.M. [6].Тебекина A.B. [7], Фатхутдинова P.A. [8] и др. достаточно подробно наложены основы инновационного менеджмента. раскрыто содержание инновационных процессов, освещены проблемы оценки эффективности инновационной деятельности, в том числе специализированные вопросы оценки эффективности инновационной деятельности в строительной сфере.

В то же время проблемы оценки эффективности инновационной деятельности, касающиеся многих прикладных аспектов реализации градостроительной политики не нашли должного отражения в научной литературе.

В частности, более глубоким исследованиям необходимо подвергнуть содержание проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики и оценки эффектив-ности получаемых результатов.

Требуется детально проанализировать состав и взаимосвязь факторов, определяющих эффективность инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

11аконец. необходимо создать рациональную технологию оценки эффективности инновационной деятельности, и полной мере охватывающую все возможные особенности различных вариантов реализации градостроительной политики.

Таким образом, выбор цели исследования обусловлен актуалыю-стьюпроблемы оценки эффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики, с одной стороны, и недостаточным уровнем освещения вариантов ее решения в научной литературе, с другой стороны.

Гипотеза осуществляемого научного исследованиязаключается в том. что предлагаемые методы оценки эффективности инновационной деятельностью при реализации градостроительной политики должны учитывать комплекс факторов, определяющих обеспечение комфортных условий проживания, адекватных современным тенденциям развития, с одной стороны. С' другой стороны, методы оценки эффективности инновационной деятельностью при реализации градостроительной политики должны учитывать инновационные подходы к сохранению исторического архитектурно-градостроительного облика.

При исследовании приоритетов градостроительной политики как объективной основы инновационного развития строительного комплекса на были исследованы место и роль градостроительной программы в системе программ городского развития.

Результаты исследования места и роли градостроительных программ в системе программ городского развггтия показали, что градс-строительная политика в общем случае представляет собой целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания людей, исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического разв|ггня обществ», национально-этнических и иных местных особенностей.

Таким образом, градостроительная политика направлена на формирование материально-пространственной среды жилой застрой* населенных пунктов (городов, поселков,дсревень и т.д.) и призвана обеспечить пространственную организацию ландшафт обширных территории расселения.

При исследовании места и роли градостроительных программ в системе программ городского развития в работе были учтены новейшие научные наработки в этой сфере, получившие отражени в трудах Тарасовой Л.Г.[9], Коркиной Т.А. [10]. Савенкова В В. [I; Русаковой Я.Д. [12], Ворониной А. В. [13]. Рагимова Ф.И. [1-Владимировой И.Л. [15] и др.

Показано, что градостроительная политика в общем случае представляет собой целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания людей, исход» из условий исторически сложившегося расселения, перепеки социально-экономического развития общества, национально-этнических и иных местных особенностей.

Показано, что градостроительная политика в общем случае! представляет собой целенаправленную деятельность государст по формированию благоприятной среды обитания людей, исход» из условий исторически сложившегося расселения, перепек социально-экономического развития общества, национальис-этннческнх и иных местных особенностей.

Рассмотрение объектов и субъектов градостроительной полит*-кн показало, что в качестве объектов градостроительной политик выступают градостроительные системы как системы динамичное« развития, пространственная организация которых призвана спечигь благоприятную среду для эффективного осушествле общественных процессов и комфортного проживания людей.

В качестве субъектов градостроительной политики выступа организации и предприятия, осуществляющие исследования, достроительное проектирование и реализацию программ созла градостроительной системы.

Под градостроительной системой при этом понимается

Таблица I. Основные подходы к выделению элементов градостроительной системы и объекты их составляющие

Подход к выделению

Э.ЮМ L H ГОВ

I ралост рои гслыюй системы

Состав объектов

Характеристика объект ов

Примеры элементов градостроительной системы

По характеру расположенных на территории физических объектов

Зона

Территориальный элемент градостроительной системы, характеризуемый размещением на нём однотипных градостроительных или природных компонентов

1) По функциональному признаку: жилые и производственные зоны.

2) По виду хозяйственного использования: сельского, лесного хозяйства и массового отдыха населения.

3) По историческому признаку: зоны исторически сложившейся и новой застройки.

4) По плотности населения: зоны высокой и низкой плотности населения.

Район

Относительно целостная и автономная единица

Наименьшие административные единицы, входящие в состав городских территорий

Комплекс

Образование, характеризующееся высокой территориальной, функциональной и композиционной целостностью

Территория, обладающая определённым единством застройки, природными особенностями, обусловленным общим происхождением и историей разв1гтия, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами

По назначению элемента в структуре градостроительной системы

Центр (узел)

Функциональный или композиционный фокус градостроительной системы

Одновременно признака

точка концентрации какого-либо

Ось

Линейная концентрация объектов градостроительной системы

Включает функциональные и композиционные составляющие

Ядро

Участок терр1гторин с высокой концентрацией признака градостроительной системы в целом

Ядру системы противопоставляется периферия

Сеть

Группа объектов точечного или линейного характера, упорядочение размещённая на рассматриваемой территории

Сеть включает как жилые объекты, учреждений культурно-бытового обслуживания, транспортную сеть и т.д.

24 INNOVATIVE ECONOMY! №3 2016 1

Рис. I. Цель и основные задач и Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)

«I радостроительная политика».

Таблица 2. Признаки инновационных изменений, присущие подпрограммам Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Градостроительная политика»

№ Полнро! рамма Характерце 1 ика инновационной составляющей Инновационные ншенения по И. Шумпегеру

1 Разработка основных положений градостроительной политики и обеспечение на их основе взаимоувязки разработки и реализации государственных программ города Москвы Определение перспективных направлений реализации градостроительной политики и новых технологии обеспечения эффективной взаимосвязи градостроительной и иных программ развития города Маркетинговые, организационно-технологические и рыночные инновации

2 Взаимосвязанное развитие Москвы и Московской области 11оиск инновационных решений по гармонизации процессов развития города и области Организационно-технологические и рыночные инновации

3 Комплексное обустройство исторического центра, реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города Внедрение технологических инноваций при развитии исторического центра города («первое кольцо»), реализация инжинирингового подхода при развитии существующих городских территорий («второе кольцо»), комплексное внедрение инноваций при застройке окраин города («третье кольцо») Комплекс маркетинговых, продуктовых, технологических, организационных и рыночных инноваций

4 Разработка экономических механизмов реализации градостроительной политики для создания благоприятного инвестиционного климата Поиск инновационных решений для эффективного привлечения инвестиций Организационно-технологические и рыночные инновации

5 Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности (включая мероприятия по снижению административных барьеров) Поиск инновационных путей эффективного взаимодействия участников градостроительной деятельности Организационно-технологические инновации

6 Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности и архитектурно-строительного проектирования в городе Москве Поиск инновационных технологий планирования и архитектурно-строительного проектирования Организационно-технологические инновации

7 Обеспечение инновационного развития строительного комплекса Создание инновационных продуктов и технологий развития строительного комплекса Комплекс маркетинговых, продуктовых, технологических, организационных и рыночных инноваций

8 Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности Формирование и актуализация базы знаний научно-методического обеспечения и базы данных информационно-аналитического обеспечения градостроительной деятельности Маркетинговые, продуктовые и организационно-технологические инновации

9 Развитие единого гсоинформацнонного пространства города Москвы Поиск инновационных путей развития единого геоинформационного пространства города Маркетинговые, продуктовые и организационно-технологические инновации

10 Подготовка инфраструктуры для проведения в Москве спортивных соревнований мирового уровня (включая ЧМ-2018 по футболу) Развитие инновационной инфраструктуры Маркетинговые, продуктовые, технологические и организационно-технологические инновации

1ШО УАТ1УЕ ЕСОЫОМУ | №3 2016 | 25

120%

80%

40%

продукт технологич орган тек

Рис.2. Распределение различных видов инновационных изменений города Москвы на среднесрочный период (201 вокупность рационально пространственно организованных и взаимоувязанных материальных объектов, именуемых элементами градостроительной системы. Элементы градостроительной системы представляют собой организационно-технически освоенные территории, включая здания и сооружения, дороги и инженерные коммуникации, формирующие совместно с природными компонентами среду общественной жизнедеятельности на территориальных уровнях различных масштабов и функционального содержания.

Результаты систематизации основных подходов к выделению элементов градостроительной системы и объекты их составляющие приведены в табл.1.

В теоретико-методологическом аспекте вопросы формирования градостроительной политики связаны с определением эффективных инструментов, направленных на:

- изучение планировочной организации систем расселения и населённых мест:

- выявление особенностей формирования, функционирования и развития систем расселения и населенных мест во взаимосвязи с социально-экономическими и природными условиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исследование закономерностей формирования и функционирования градостроительных образований.

- разработку принципов и критериев принятия проектных решений.

I фактические вопросы формирования градостроительной политики определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляются в виде: градостроительного зонирования. территориального планирования, планировки территорий и иной деятельности.

Рассмотрение в качестве примера Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Градостроительная политика», цели и задачи указанной программы приведены на рис. 1. показало, что она координирует все городские отраслевые программы в части объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу, начиная от программы «Развитие транспортной системы» н заканчивая программой «Безопасный город».

На основе анализа содержания подпрограмм программы «Градостроительная гюлитика»города Москвы, в каждой из них были выделены признаки, присущие инновационным изменениям по И. Шумпетеру (табл.2).

Распределение различных видов инновационных изменений по Й. Шумпетеру по подразделам выбранной для примера Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Градостроительная политика» (рис.2) показывает. что ни одна из подпрограмм не обходится без инноваций организационно-технологического характера. Это свидетельствует о ярко выраженном стратегическом характере организационно-технологических инноваций. Также следует отметить высокий уровень использования в Градостроительной политике маркетинговых н рыночных инноваций. В то же время непосредственно технологические инновации практически не фигурируют в Градостроительной политике Москвы, что свидетельствует об их тактическом, а не стратегическом характере.

Проведенные исследования позволили выявить направления

по И. Шумпетеру по подразделам Государственной программы 2-2016 гг.) «Градостроительная политика», развития градостроительной политики н показали, что основным из них являются следующие.

Во-первых, это направление обеспечения градостроительной политикой экономической привлекательности города, участие в со*] дании градостроительными решениями благоприятного инвеста 01ТН0Г0 климата на основе рационального использования природного, экономического и социального потенциалов территории.

Перспективы реализации указанного направления развит градостроительной политики связаны с обеспечением высок: эффективности хозяйствспнойдсятельности в регионе.

Во-вторых, это направление реализации в рамках градостроительной политики энергосберегающей политики, базирующейся рациональном использовании имеющихся в регионе энергоресу" и внедрении инновационных энергосберегающих технологий.

Перспективы реализации энергосберегаюшегонаправлен в рамках градостроительной политики становятся непременн условием обеспечения социальной привлекательности города комфортного места проживания. Кроме того, энергосберегаю технологии обеспечивают повышение конкурентоспособности , средоточенных в городе производств (в первую очередь промыш.~ ных) за счет снижения себестоимости создаваемой продукции

В-третьих, это направление реализации в рамках градо тельной политики процессов рационализации транспортной си мы. интенсификации транспортных связей и повышения эффек ностн транспортной инфраструктуры.

Эффективное развитие транспортной инфраструктуры п реализации градостроительной политики имеет наибольшие I спектнвы. поскольку решает целый комплекс проблем, связанны

- с экологическим состоянием города при уменьшении про автотранспорта в пробках.

- с сокращением сроков доставки грузов.

- с уменьшением непроизводственных потерь рабочего врем экономически активного населения.

- с улучшением физического и психологического состоя работников за счет сокращения времени перемещения между мом и работой и т.д.;

- с уменьшением нагрузок на транспортные узлы и системы обслуживания;

- и т.п.

В-четвертых, это направление реализации в рамках градо тельной политики мероприятий по охране природных ресу их воспроизводству, сохранению природного наследия п реализации инновационных механизмов поддержания бала экосистемы.

11ерспектнвы реализации этого направления градостроител' политики связаны с сокращением экологического ущерба го~ причнняемого окружающей среде.

В-пятых, это реализация в рамках градостроительной полт~ направления, связанного с осуществлением комплекснойпрограг сохранения историко-культурного наследия как источника удо-вореипя потребностей общества.

Перспективы реализации этого направления градостроит ной политики связаны с воспитанием морально-нравственных духовных ценностей населения, в первую очередь подрастаю

26 1ШОУАТ1УЕ ЕСОШМУ I №3 2016 1

поколения, развитием у молодежи чувства гордости за историю свое города и патриотизма.

В-шестых, что реализация в рамках градостроительной по-лнтикипредупреждающих (опережающих) мероприятий в сферах землепользования и строительства, направленных на ограничение размеров ущерба от природных бедствий, аварий и техногенных катастроф.

Перспективы реализации этого направления градостроительной политики связаны:

- с комплексным учетом нагрузок на земную поверхность планируемых в рамках архитектурно-строительных решений объектов и сооружений.

- с сохранением нормальной циркуляции естественных подземных водных источников и т.д.

В целом перспективы реализации основных направлений градостроительной политики связаны:

- с обеспечением ускоренного хозяйственного развития на базе создания высокотехнологичных предприятии, выпускающих конкурентоспособную продукцию и предоставляющие востребованные на рынке услуги;

- с увеличением уровня занятости и повышением доходов населения;

- с неизменным ростом объемов бюджетных отчислений на социальную сферу.

В качестве ключевой тенденции развития градостроительной политики па современном этапе следует выделить рассмотрение пространственной структуры города как непрерывно усложняющейся социально-экономической системы. Эта система, обладающая целым комплексом функциональных связей и имеющая тенденцию перманентного развития, требует рассмотрения ее в рамках градостроительной политики как живого организма.

Тенденция рассмотрения города в рамках градостроительной политики как живого организма, в свою очередь породила тенденцию

разработки динамичных постоянно развивающихся моделей города. В этих моделях на каждом этапе развития городов предусмотрены многовариантные сценарии развития. Все это привело к переводу процессов планирования процессов развития города от разработки жестких генпланов к гибкой проектно-планировочной системе развития города.

В условиях ограниченности ресурсов в градостроительной политике наметилась тенденция сокращения объемов потребления первых за счет проектно-планнровочных решений, предусматривающих концентрацию производства на базе схем комбинации и кооперации промышленных комплексов. Указанный подход за счет концентрации производственных мощностей упрощает процессы создания единой системы очистных сооружений, защитных зон вокруг промышленного комплекса. Все это приводит к экономической эффективности мероприятий по экологической защите территорий при реализации градостроительной политики. Это с одной стороны.

С другой стороны, концентрация производств сопряжена с локальным повышением уровня загрязнения среды вследствие суммирования выбросов в окружающую среду. В этой связи нередко в градостроительной политике наблюдается тенденция децентрализации пространственной организации производства.

Тенденция сохранения культурно-исторических традиций в градостроительной политике всегда соседствует с тенденцией обновления и развития. При этом последняя тенденция имеет и ряд негативных составляющих, особенно применительно к мегаполисам.

Во-первых, в качестве негативной тенденции следует выделить тенденцию увлечение проектами высотной застройки, отражающими амбиции государственных и транснациональных корпораций, нарушающих архитектурно-исторический облик городов, с одной стороны, и продиктованный стремлением к максимальной эксплуатации дорогих городских земель, с другой стороны.

Во-вторых, первая негативная тенденция плотно соседствует с тенденцией роста приоритета интересов частных инвесторов

Начало

Анализ проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики

Анализ основных индикаторов достижения целей и решения задач реализации градостроительной политики и оценка их взаимосвязи

Анализ существующей системы оценки эффективности реализации градостроительной политики в целом и осуществления инновационной деятельности в частности

i

Формирование критериев оценки >ффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики

1

Обоснование требовании к показателям эффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики

Разработка модели оценка )ффектнвности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики

Разработка комплекса методических рекомендаций оценка эффективности инновационной деятельности при реализации та дострой гельной полит ики

J •

Конец

Рнс.З. Алгоритм решения проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

INNOVATIVE ECONOMY I №3 2016 I

над общегородскими. Это, в частности, проявляется в стремлении застройщиков к максимизации прибыли за счет экономии на социальной инфраструктуре. Все это приводит не только к уплотнению застройки, но и к росту нагрузки на старую городскую инфраструктуру, и. в конечном итоге, создает неудобство для проживания.

В-третьих, наблюдается негативная тенденция вытеснения из центра города не только промышленности, но и жилого сектора в интересах зон деловой застройки, зон индустрии услуг и развлечений. Таким образом, деловые центры, офисы, зоны торговли и сервиса вытесняют жилые кварталы в центральной части города.

В-четвертых, расширение зон деловой застройки в центре города, сопряженное с финансовыми спекуляциями на рынке недвижимости. - переселение коренного населения из традиционных кварталов проживания на окраины. Специалисты не без основания рассматривают эту тенденцию как процесс создания социального гетто для малообеспеченных слоев населения.

В-пятых, преобразование центров городов из жилых в деловые и досуговые выступает в качестве катализатора коллапса транспортной инфраструктуры. Этот коллапс связан, в том числе, с вытеснением общественного транспорта частным транспортом. При этом попытку решить эту проблему с помощью выделенных полос общественного транспорта пока нельзя признать успешной.

Проведенные исследования показали, что среди проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики наиболее актуальными являются следующие.

Во-первых, при реализации градостроительной политики (особенно в крупных городах) традиционно выделяется проблема территориальной диспропорции размещения рабочих мест по отношению к местам проживания населения. Эти диспропорции традиционно создают высокую нагрузку на социальную, транспортную инфраструктуру, существенно затрагивают состояние окружающей среды. В то же время во многих местах проживания населения отсутствует достаточное число рабочих мест (так называемые спальные районы). При этом в отечественной градостроительной политике в силу низкой инновационной активности практически применяется инновационный подход, согласно которому часть рабочих мест формируется, благодаря развитию информационных технологий, по схеме удаленного доступа.

Во-вторых, среди проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики сохраняется проблема развития транспортной инфраструктуры. С одной стороны, эта проблема связана с недостаточными возможностями использования инжинирингового подхода применительно к уже созданной инфраструктуре. С другой стороны, транспортная проблема при реализации градостроительной политики связана с недостаточным использованием реинжинирингового инновационного подхода, способного за счет комбинаторного характера существенно увеличить пропускную способность городской транспортной сети.

В-третьих, проблема недостаточной обеспеченности населения отдельными видами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, объектами физической культуры и спорта, объектами культуры и досуга, автомобильными парковками и т.д.) в условиях острых противоречий социальных целей, с одной стороны, и экономических целей, с другой стороны, различных групп интересантов, требует реализации системных инновационных решений. Проблемы реализации такого инновационного подхода, несмотря на его изначальное целеполаганис на поиск компромиссных решений, неизменно связано с противоречиями социума и бизнеса.

В-четвертых, с одной стороны, территориальные ресурсы «старой» Москвы к настоящему времени исчерпаны и не позволяют в полной мере решить проблемы социально-экономического развития мегаполиса. С другой стороны, использование де-юре значительных резервов территории Московской области в рамках новой Москвы де факто пока не подкреплены реализацией стратегических решений. в том числе градостроительного характера, определяющих

перспективы социально-экономического развития города. При этл сохраняются существенные диспропорции в системе развития гс-родского хозяйства между «старой» и «новой» Москвой, в первуи очередь инфраструктурного характера.

В-пятых, при объективной взаимосвязи и сильной взан зависимости Москвы и Московской области как родственн социально-экономических образований, проблемы развития инн~ ционной деятельности при реализации градостроительной политкыг связаны с отсутствием политического решения о формировании реализации общего плана развития Московского региона. Т комплексный план позволил бы обеспечить полноценное инн ционное решение комплексных задач еоциалыю-экономнчес развитиятерриторий, включая инфраструктурные, в гом ч транспортные проблемы.

В целом результаты исследования актуальных проблем разв инновационной деятельности при реализации градостроите.т политики позволили сформировать алгоритм их решения, п ставленный на рис.3.

Предложенный алгоритм содержит:

- аналитический блок, направленный на формирование терпев оценки эффективности инновационной деятельности реализации градостроительной политики:

- синтетический блок, направленный на формирование снст оценки эффективности инновационной деятельности при реал нии градостроительной политики:

- научно-практический блок, направленный на формиро методических рекомендаций по оценке эффективности иннова1 ной деятельности при реализации градостроительной политики

Литература:

1. Якобсон А.Я. Инновационный менеджмент. - М.: Омега-

2014,- 176 с.

2. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент. - М.: Дашко* К. 2013.-220 с.

3. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. / Я.Д. Ви ков. К.А. Кирсанов, С.Г1. Киселева. - М.: КноРус, 2013. - 326 с

4. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент. / В.Я I финкель. А.И. Базилевич, J1.B. Бобков. - М.: Вузовский уч ИНФРА-М. 2012.-461 с.

5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: Ill ИНФРА-М. 2013. -295 с.

6. Мухамсдьяров. A.M. Инновационный менеджмент. -ИПФРА-М. 2013. - 176 с.

7. Тебекнн A.B. Инновационный менеджмент. - М.: К>

2015.-476 с.

8. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент. - С Питер, 2013.-448 с.

9. Тарасова Л.Г. Взаимосвязь процессов управления и сам низации в развитии крупных городов: научная монография, 2009

10. Коркина Т.А. Теория современного города: Учеб. пос Челябинск: Челяб. гос. ун-т. 2006.

11. Савенков Б.В. Теории современного города и городског литики. Челябинск: Челяб. гос. ун-т. 2008.

12. Русакова Я.Д. Концептуальный подход к управлению рнториальным развитием крупного города Вестник 111 1ЖЭК Сер. Экономика. 2011. Вып. 3(46). С. 319-322.

13. Воронина, А. В. Эко-реурбаннзацня городов в стру градостроительного проектирования А. В. Воронина // При ский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т Новгород. 2011. - № 1 (17). - С. 88-92.

14. Рагнмов Ф.И. Инвестиционная городская программа: о и обоснование системы взаимодействия участников (монографи* < Москва: Государственный университет управления. ГУУ, 2009.

15. Владимировой ПЛ. Точечная застройка в развитии тер рии города: проблемы и перспективы // Недвижимость: эконо; управление, 2010. №1.

28 INNOVATIVE ECONOMY | №3 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.