Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования муниципальных и государственных гражданских служащих в регионе'

Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования муниципальных и государственных гражданских служащих в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга Тамара Петровна

В статье затрагиваются актуальные вопросы развития системы дополнительного профессионального образования муниципальных и государственных служащих, предлагаются пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития дополнительного профессионального образования муниципальных и государственных гражданских служащих в регионе»

УДК 316

ШУЛЬГА Т.П. Актуальные проблемы развития

дополнительного профессионального образования муниципальных и государственных гражданских служащих в регионе

В статье затрагиваются актуальные вопросы развития системы дополнительного профессионального образования муниципальных и государственных служащих, предлагаются пути ее совершенствования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, государственная и муниципальная служба, эффективность повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В условиях административной реформы особое внимание, как известно, уделяется кадровому обеспечению государственной и муниципальной службы. Качественно новое кадровое наполнение структур государственного и муниципального управления является важным фактором повышения деятельности всех органов власти. Новые задачи реформирования сфер общественной жизни призваны реализовать профессионально подготовленные, социально ответственные управленческие кадры.

Важность дополнительного профессионального образования для государственных гражданских служащих подчеркнута и в Указе Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"1.

К настоящему времени в России сложилась определенная система дополнительного образования государственных и муниципальных служащих. Но дальнейшее ее развитие сдерживает ряд причин, в частности:

- несовершенство нормативно-законодательной базы дополнительного про-

фессионального образования государственных и муниципальных служащих;

- отсутствие эффективных методов контроля качества дополнительного профессионального образования;

- отсутствие государственных образовательных стандартов в сфере дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих;

-несоответствие ряда программ дополнительного профессионального образования кадров для государственной и муниципальной службы новым социально-экономическим условиям;

-отсутствие андрагогического сопровождения при реализации программ дополнительного профессионального образования.

Несмотря на указанные проблемы, учреждения дополнительного профессионального образования стремятся вести образовательный процесс с учетом предъявляемых требований. Не является исключением и Брянский филиал ОРАГС, где программы дополнительного профессионального образования для государственных и муниципальных служащих реализуются с 2001 года.

За период с 2005 г. по 2008 г. свыше 3 тыс. человек прошли повышение ква-

лификации на среднесрочных и краткосрочных курсах.

Особое внимание в процессе обучения слушателей профессиональной переподготовки уделяется практической направленности обучения, зачастую выпускные квалификационные работы имеют статус социального заказа.

Так, автоматизированная система, разработанная слушателем профессиональной переподготовки в выпускной квалификационной работе "Автоматизация оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления", принята к внедрению в администрации Брянской области и будет использоваться в деятельности органов государственной власти и органов муниципального управления в процессе реализации мероприятий административной реформы и подготовки сводного доклада Брянской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Данная автоматизированная территориально распределенная система оценки деятельности органов местного самоуправления в настоящее время не имеет альтернативы среди единичных аналогов по степени доступности в Российской Федерации.

В целом каждый третий слушатель программы профессиональной переподготовки представляет справки о внедрении проектов, предложенных в выпускных квалификационных работах.

В то же время следует отметить, что переподготовка государственных гражданских служащих недооценивается как вид дополнительного профессионального образования в связи с ее длительностью и достаточно высокой стоимостью обучения. Это подтверждают статистические данные по Российской Федерации: в 2007 году лишь около 1% государственных гражданских служащих в рамках государственного заказа обучались по программам профессиональной переподготовки, в субъектах этот показатель еще ниже.

Вступление в силу с 1.01.2009 года "Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению ква-

лификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 362,2 требует от Межотраслевого центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, кафедр, преподавателей, участвующих в обучении государственных гражданских служащих, определенных изменений в структуре дополнительного профессионального образования филиала, обеспечении учебного процесса, методике работы со слушателями.

В настоящее время нами активно внедряются элементы дистанционного обучения в модульной 120-часовой программе "Управление государственными и муниципальными заказами", где 68 часов -аудиторное обучение, 54 часа - дистанционное обучение, в ходе которого слушатели выполняют контрольные задания, направляют их преподавателю по электронной почте, получают соответствующие рекомендации методиста-тьютора, консультации преподавателя-тьютора. Преподаватель на заключительном семинаре анализирует ошибки, допущенные в работах, рассматривает проблемные ситуации. Завершается обучение итоговым тестированием и деловой игрой, в ходе которой закрепляются и проверяются практические навыки слушателей.

Для выполнения заданий предоставляется в электронном виде вся нормативная и методическая база, на сайте филиала открыта рубрика "В помощь слушателям программ ДПО", где вывешиваются результаты выполнения заданий.

Мониторинг качества обучения по данной программе показывает, что 82% слушателей считают такой вариант обучения оптимальным, для 14% более предпочтительно только очное обучение,4% затруднились ответить.

В целях выполнения Требований и удешевления обучения предлагается расширение перечня программ с элементами дистанционного обучения.

Серьезную работу предстоит проводить центру совместно с кафедрами, преподавателями в части содержания про-

грамм, в которых 70% времени должно отводиться практическим занятиям.

Также существует немало проблем, которые требуют оперативного решения. Так, видимо, следует изменить подходы к количественному формированию групп государственных гражданских служащих в связи с требованием проводить практические и семинарские занятия в подгруппах по 6 чел., что возможно, на наш взгляд, обеспечить в группе численностью 12-18 человек. Это, однако, приведет к удорожанию стоимости образовательных услуг, к чему не готовы потребители. В связи с этим целесообразно было бы провести нормативные экономические расчеты с целью определения оптимальной стоимости обучения государственных гражданских служащих субъекта, как утверждены они для федеральных государственных служащих.

Известно, что в соответствии с Государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации к среднесрочным курсам повышения квалификации относятся программы от 73 до 144 часов. Однако данное требование вступает в противоречие с другими нормативными документами, в которых к среднесрочным программам относятся программы от 100 до 500 часов. Хочется надеяться, что данное противоречие будет устранено новым Типовым положением об учреждении дополнительного профессионального образования.

С 2008 года в Брянском филиале особое внимание уделяется привлечению слушателей на семинары, 1135 человек обучались на проблемных и практических семинарах, по итогам цикла пяти двухдневных семинаров по теме "Управление жилищно-коммунальной сферой муниципального образования" 48 человек из 418 участников получили удостоверение о повышении квалификации. Была апробирована накопительная система часов, которая также обозначена в Государственных требованиях.

Семинар оказался востребованным муниципальными служащими, т.к. имел практическую направленность, был на

каждом этапе коротким по времени и позволял по возвращении использовать новые технологии и реализовывать полученные знания.

В 2009 году был использован такой вариант обучения при реализации программы "Управление финансами в бюджетных учреждениях и организациях" для муниципальных служащих, "Избирательное право и избирательный процесс" - для председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий.

Практическому воплощению идеи непрерывного профессионального образования служит также введение индивидуальных планов и ведомственных программ профессионального развития гражданских служащих, которые позволяют выстраивать личностно ориентированные модели профессионального становления кадров.

В этих условиях кадровые службы органов власти смогут целенаправленно проводить работу по дополнительному профессиональному образованию кадров и управлять профессиональным развитием персонала, доходить до каждого, учитывать потребности людей в квалификационном и служебном росте, формировать реальные данные для государственного заказа.

По нашему мнению, учесть потребности в обучении государственных служащих на основе изучения содержания их труда, максимального приближения к решению проблем профессиональной деятельности специалиста возможно в специализированных учебных заведениях дополнительного профессионального образования, в которых работают преподаватели, квалифицированно разбирающиеся в проблемах государственного и муниципального управления как в теоретическом,так и практическом плане.

Какие мы видим здесь проблемы?

Более десяти лет дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляется в Российской Федерации на основе государственного заказа. Сейчас данная система продолжает развиваться. В соответствии с новым порядком формирова-

ния, утверждения, размещения и исполнения государственного заказа единый заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку всех федеральных государственных служащих будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Соответствующие государственные органы субъектов Российской Федерации формируют региональные государственные заказы и затем отчитываются перед федеральным органом исполнительной власти об итогах его исполнения.

К сожалению, при конкурсном отборе учебных заведений, выполняющих данные заказы, определяющим критерием в большинстве случаев является стоимость обучения, в результате образовательные учреждения, которые на протяжении многих лет успешно обучали государственных служащих, вынуждены уйти в другой образовательный сегмент. В числе победителей конкурсов и технические, и негосударственные вузы, нередко не имеющие прямого отношения к государственной и муниципальной службе. Главный фактор - цена, качество - уходит на второй план.

В целях кадрового обеспечения реализации Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"3 была создана Система подготовки кадров, поддержки и сопровождения деятельности органов местного самоуправления. С 2006 года наше учебное заведение включено в федеральный перечень учебных заведений данной Системы.

Всего для муниципальных служащих и специалистов органов местного самоуправления в филиале реализуются 22 программы, за 2006-2008 гг. их освоило свыше 2 тысяч муниципальных служащих, т.е. 74% от их численности. Слушатели курсов являлись участниками организуемой РАГС Программы семинаров-консультаций в режиме телеконференций по тематике "Организация местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ", что дало возможность вступить в диалог со специалистами различных федеральных структур, оперативно получить

ответ на многие вопросы. Считаем, что такую практику необходимо продолжать, например, на базе Академии народного хозяйства: организовать видеолекторий один раз в квартал по актуальным проблемам местного самоуправления.

Интересен опыт проведения семинаров Академией народного хозяйства по теме "Актуальные вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации на момент вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", организаторами которого на местах стали учебные заведения, вошедшие в Систему. Был подготовлен раздаточный материал, состоялось предварительное обучение представителей администраций и учебных заведений, участников программы. Для выступления на семинарах, которые проводились по "кустовому" принципу, были приглашены руководители органов государственного управления региона, ведущие эксперты по проблемам местного самоуправления в Российской Федерации, ведущие преподаватели.

В то же время следует отметить, что областная программа по развитию кадрового состава органов местного самоуправления не позволяет вести полноценную целенаправленную работу по подготовке специалистов для органов местного самоуправления, а эта проблема актуальна, т.к. свыше 20% муниципальных служащих не имеют высшего образования.

В ней не предусматривается получение высшего профессионального образования за счет областного или местных бюджетов.

Особое место в системе дополнительного профессионального образования должна занять, на наш взгляд, профессиональная переподготовка, т.к. большинство руководителей и специалистов органов местного самоуправления не имеют базового для управленческой деятельности образования. В 2006 г. только 0,3% муниципальных служащих прошли профессиональную переподготовку, в 2007 г. -1,5%, в 2008 г. - 0,1%. Мы готовы предло-

жить различные программы профессиональной переподготовки, особо актуальные для органов местного самоуправления сегодня, например "Муниципальное управление" с различными специализациями, "Юриспрудения" и др.

Для того чтобы этот вид дополнительного профессионального образования был узаконен для муниципальных служащих, необходимо, на наш взгляд, внести соответствующую поправку в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (№ 25-ФЗ).

К сожалению, не используется в практике дополнительного профессионального образования муниципальных служащих такой вид обучения, как стажировка. В связи с этим требуется разработка нормативного документа о стажировке муниципальных служащих.

Особой заботы требуют специалисты, впервые принятые в органы местного самоуправления и включенные в резерв кадров муниципальной службы, что также должно найти отражение в областных программах развития кадрового состава органов местного самоуправления.

К сожалению, не включены в систему дополнительного профессионального образования депутаты представительных органов местного самоуправления, которые призваны осуществлять законотворческую деятельность на местах.

В рамках программы требуется постоянное научно-методическое сопровождение реформы местного самоуправления.

Система дополнительного профессионального образования, обладая такими уникальными качествами, как гибкость, быстрота адаптации к изменению условий рынка труда (структуры трудовых ресурсов, управленческих и производственных технологий и т.д.), способна аккумулировать, обобщать и распространять передовой опыт деятельности местных сообществ, квалифицированно решать задачи повышения квалификации муниципальных и государственных служащих в условиях реформ.

1 Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г № 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2009/03/1 1/ ukaz-dok.html

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации".

3 Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10. 2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.glazychev.ru/ bibliography/fz_131.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.