«Досудебное производство по уголовным делам о профессиональных преступлениях, совершенных медицинскими работниками»
УДК 61
DOI 10.24411/2587-4926-2018-10004
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ
СЕРГЕЙ НИКАНОРОВИЧ БОКОВ,
доцент кафедры криминалистики юридического факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», кандидат медицинских наук, доцент по кафедре общей и юридической психологии E-mail: [email protected]
Аннотация. Освещены некоторые актуальные проблемы расследования преступлений, совершенных медицинскими работниками. Обсуждены сложные теоретические и организационные вопросы организации расследования таких преступлений. Показана необходимость участия специалиста в проведении расследования. Предложены отдельные практические рекомендации, направленные на повышения качества расследования преступлений, совершаемых в сфере профессиональной медицинской деятельности.
Ключевые слова: медицина, право, медицинская деятельность, медицинское право, криминалистика, судебная экспертиза.
Bokov S.N. ACTUAL PROBLEMS OF INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED BY MEDICAL WORKERS
Проблема ответственности медицинских работников за некачественное оказание ими медицинской помощи в последнее время в нашей стране приобретает небывалую остроту1. Неудовлетворенность качеством оказания медицинской помощи среди всех слоев населения очень высока. Согласно исследованию Ассоциации агентств мониторинга качества обслуживания (АМКО) при содействии исследовательского холдинга Ромир государственные медицинские услуги жители нашей страны оценили на 3,4 балла, а частные — на 3,9 балла из пяти возможных. Положительные отзывы в адрес государственных медучреждений были даны лишь 49% участниками опроса. По мнению 47% опрошенных медицинский персонал в госсекторе имеет низкую квалификацию и недостаточный профессионализм2.
Подобная ситуация не остается без внимания правоохранительных органов, в первую очередь — Следственного комитета РФ. На состоявшейся еще в 2016 г. коллегии по вопросам организации работы по расследованию ятрогенных преступлений председатель СК России Александр Бастрыкин привел статистические данные о преступлениях указанной категории, отметив, что в 2015 г. потерпевшими от ятро-генных преступлений признаны 888 человек. Из них вследствие врачебных ошибок и ненадлежащего ока-
зания медицинской помощи погибло 712 человек, в том числе 317 детей. В 2016 г. из 352 человек, погибших вследствие врачебных ошибок и ненадлежащего оказания медицинской помощи — 142 ребенка. В первом полугодии 2016 г. в следственные органы Следственного комитета РФ поступило 2516 сообщений о преступлениях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, по результатам их рассмотрения возбуждено 419 уголовных дел3.
Разумеется, подобное положение дел, напрямую угрожающее здоровью всего населения страны, не может оставаться без реагирования соответствующих государственных институтов, и права в частности.
В качестве одной из законодательных мер, призванной повысить объективность исследования преступлений, совершаемых медицинскими работниками в сфере их профессиональной деятельности и более полного выяснения обстоятельств их совершения, предлагается ввести в Уголовный кодекс отдельную
1 Справедливости ради, необходимо сказать, что подобное положение в здравоохранении в настоящее время складывается в абсолютном большинстве стран мира (включая США, Германию, Великобританию и др.), но это уже тема других исследований.
2 URL: http://riaami.ru
3 URL: http://riaami.ru
= ACTUAL PROBLEMS OF MEDICINE AND BIOLOGY No. 2-2018
«Pre-trial proceedings in criminal cases on professional crimes committed by medical workers»
статью, предусматривающую ответственность за такие преступления4. Однако при разработке и введении такой статьи неизбежно возникнут значительные сложности. Что в нее будет включено и на основании каких критериев?
В настоящее время преступления, совершаемые в сфере профессиональной медицинской деятельности квалифицируются, исходя из действующего законодательства, либо как причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ) (иными словами — вследствие профессиональной некомпетентности медицинских работников), либо как халатность (иными словами — безразличия к выполняемой профессиональной деятельности). И это полностью соответствует действительности, охватывая абсолютное большинство профессиональных медицинских преступлений. Т.е. как такового умысла на совершение преступления медицинский работник не имеет — он либо элементарно некомпетентен в своей деятельности и не знает, как и что правильно делать, либо ему полностью безразлична его профессиональная деятельность и он выполняет свои профессиональные обязанности «спустя рукава». Но такие ситуации могут возникать абсолютно в любой профессии. И если следовать логике введения особой статьи за преступления в сфере медицинской деятельности, то следует ввести аналогичные статьи за профессиональные преступления в каждом из видов профессий. Целесообразно ли такое?
Однако имеют место и ситуации, которые в настоящее время принято квалифицировать как преступления, но в основе которых лежит то, что Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова совершенно справедливо называет искренними заблуждениями, связанными с особенностями процесса постановки диагноза и особенно лечением заболеваний конкретных больных5.
В настоящее время все большее число ученых рассматривают медицину не столько как науку в ее истинном понимании, сколь как социально ориентированную практику. Медицина сегодня действительно располагает достаточным естественно-научным и научно-гуманитарным потенциалом для воздействия на человека и его здоровье. Однако, образно выражаясь, для медицины пока еще не наступил такой звездный час, когда она по уровню теоретической зрелости стала бы в один ряд с физикой, мате-
матикой, химией, биологией и другими науками6. Не случайно во всех инструкциях и руководствах к применению медикаментозных и иных способов лечения ВСЕГДА! имеется указание на возможную индивидуальную непереносимость того или иного препарата или метода.
Выровнять ситуацию призван так называемый доказательный подход в медицине с его стандартами (протоколами) лечения, но он ни в одной стране мира совершенного развития еще не достиг. Медицина все еще остается в большей степени искусством, нежели наукой, в обязательном порядке учитывающим индивидуальные биологические и психологические особенности пациента, и классическая формула «лечить больного, а не болезнь», вероятно, никогда не трансформируется в формулу «лечить болезнь».
Два примера показывают справедливость такого подхода.
Недавние исследования доказали, что причиной дислексии (одной из достаточно широко распространенных форм нарушений речи) может быть индивидуальное строение сетчатки глаза, а не сугубо неврологические особенности, как принято считать сейчас7. Поэтому врач во многих случаях не может нести ответственность за неэффективность лечения дислексии, так как пока нет технологий изменений строения сетчатой оболочки глаза, как и фактически организационно недоступна диагностика таких случаев.
Фактически окончательно доказана причинно-следственная связь формы тела с развитием болез-ней8. В частности, установлено, что телосложение человека определяет риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и диабета второго типа, а в случае наличия таких заболеваний, возможно, модифицирует их течение. Что из этого следует? То, что у лиц с определенным типом телосложения отклик на стандартные медицинские рекомендации при данных заболеваниях может быть совершенно иным. Понятны трудности квалификации ситуаций, если в ходе лечения возникают различные осложнения.
Поэтому совершенно необходим тщательный, взвешенный подход к квалификации преступлений, совершаемых медицинскими работниками, тщатель-
4 URL:http://tass.ru/proisshestviya
5 URL: http://tass.ru/obschestvo
6 URL: http://vmede.org/sait
7 URL: https://riaami.ru
8 URL: http://riaami.ru/read
15
International scientific-practical conference
«Досудебное производство по уголовным делам о профессиональных преступлениях, совершенных медицинскими работниками»
ная комплексная разработка основ расследования таких преступлений с участием как юристов, так и медицинских работников (и не только — столько! — специалистов в области судебной медицины, а представителей всех медицинских специальностей, в том числе специалистов в области общей патологии).
Совершенно справедливой является реакция президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля на предложение прокуратуры города Новосибирска организовать в медицинских организациях прием граждан по вопросам охраны здоровья граждан, который будут проводить представители надзорного ведомства: «Я поддерживаю инициативу прокуратуры Новосибирска организовать прием прокурора в поликлинике по вопросам охраны здоровья граждан в медицинской организации, — иронически заявил доктор Рошаль. — Одновременно предлагаем организовать в каждой поликлинике кабинет следственного комитета для приема граждан и конференц-зал для выездных заседаний суда. Хорошо было бы выделить в поликлинике еще изолятор с клеткой и наручники для заключения медицинских работников и кроме машины неотложной помощи — машину «Воронок» с сотрудниками за счет средств ОМС. А еще лучше все это организовать в банях. Там после парной и кружки пива люди становятся более разговорчивыми. Совсем не смешно. Приехали!»9.
Надо настойчиво и последовательно проводить комплексные научные исследования в данной области (которые займут значительное время) с целью нахождения гармоничного решения проблемы, при котором виновные не ушли бы от ответственности (вопрос — всегда ли целесообразна именно уголов-
ная ответственность?), но и не было бы необоснованного обвинения медицинских работников.
В качестве предложений, которые могли бы быть реализованными уже в настоящее время, можно указать на следующие:
1) необходима своего рода специализация следователей на делах, связанных с преступлениями в области медицины. Следователь, не имеющий определенных познаний в этой сфере, не сможет профессионально реализовать расследование. В этой связи целесообразно послевузовское повышение квалификации следователей по специально разработанным программам;
2) предусмотреть обязательно участие в каждом расследовании в отношении профессиональной деятельности медицинских работников не только судебного медика-эксперта, но и в качестве специалиста представителя той области медицины, которая непосредственно связана с расследуемым делом, так как судебный медик совершенно не обязан знать тонкости и нюансы отдельных отраслей медицины;
3) необходимо, принимая во внимание опыт других стран, проведение системных отечественных исследований с целью определения наиболее эффективных форм ответственности (административной, гражданско-правовой или уголовно-правовой) медицинских работников за совершенные ими профессиональные преступления, а также проведение комплексного юридико-психологического исследования проблемы корпоративной солидарности медицинских работников и ее влияния на процесс расследования (отечественных исследований данной проблемы фактически нет).
URL: https://riaami.ru
9