Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ТАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / СЛУЖЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башинская Инна Геннадьевна

Рассматриваются проблемы определения перечня коррупционных преступлений‚ их признаки. Выявляются причины совершения коррупционных преступлений‚ на этой основе выбирается тактика их расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL PROBLEMS OF INVESTIGATION OF CORRUPTION CRIMES IN THE SOCIAL SPHERE

The article examines the problems of defining the list of corruption crimes, their signs, identifies the reasons for their commission, and on this basis establishes the tactics of their investigation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

Башинская Инна Геннадьевна

Актуальные проблемы расследования коррупционных преступлений в социальной сфере

Рассматриваются проблемы определения перечня коррупционных преступлений, их признаки. Выявляются причины совершения коррупционных преступлений, на этой основе выбирается тактика их расследования.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, расследование, тактическая операция, должностное лицо, служебные полномочия.

Topical problems of investigation of corruption crimes in the social sphere

The article examines the problems of defining the list of corruption crimes, their signs, identifies the reasons for their commission, and on this basis establishes the tactics of their investigation. Keywords: corruption, corruption crime, investigation, tactical operation, official, official powers.

Важнейшим направлением в борьбе с коррупцией являются своевременное выявление, раскрытие и эффективное расследование коррупционных преступлений. Особенно актуальным можно считать расследование коррупционных посягательств в социальной сфере, поскольку они затрагивают общественные отношения, направленные на защиту основных прав и свобод граждан, включая тех, которые оказались в тяжелом материальном положении, детей, инвалидов и т.д.

В п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» [1] сформулировано определение коррупции, которое, по сути, не раскрывает данное явление, а лишь перечисляет отдельные деяния (получение взятки, злоупотребление полномочиями и т.д.)

Для того чтобы общественно опасное деяние имело коррупционный характер, оно должно изначально содержать признаки коррупционного состава, без каких-либо дополнительных условий. К подобным преступлениям относятся: ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 200.5, 201.1, 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ [2].

Сложности деятельности органов предварительного расследования по противодействию коррупции объясняются рядом причин объективного и субъективного характера.

В первую очередь, следует назвать высокую латентность данных преступлений. Обусловлено это тем, что преступление коррупционной направленности представляет собой сделку, одной стороной которой выступает чиновник (или иной субъект, наделенный определенны-

ми служебными полномочиями, должностным положением), а второй - человек, заинтересованный в определенных действиях первого и наступлении желаемого результата.

В юридической литературе указывается, что, по сведениям различных экспертов, уровень латентности преступлений коррупционной направленности составляет от 90-98% до 99,9% [3, с. 116].

Данная категория преступлений характеризуется завуалированными способами совершения , недостаточной координацией действий правоохранительных, контролирующих органов, оперативных и других служб. Здесь стоит заметить, что различные составы коррупционных преступлений относятся к юрисдикции разных органов предварительного расследования. Например, расследование преступлений, предусмотренных ст. 285-291.1 УК РФ, осуществляется следователями Следственного комитета РФ, а ст. 184, 226.1 УК РФ и др. относятся к компетенции следователей органов внутренних дел.

Необходимо также отметить, что в обществе складывается достаточно лояльное отношение к коррупционным проявлениям. Наше исследование показало, что практически все граждане в возрасте от 18 лет в определенные периоды жизни сталкивались с ситуациями, когда приходилось добиваться желаемого результата с помощью материального вознаграждения чиновникам, врачам, учителям и др.

Проведенное нами в 2021 г. анкетирование сотрудников государственных органов исполнительной власти и правоохранительных органов подтвердило факт существования

82

«круговой поруки», обусловленной характером взаимоотношений между сотрудниками в команде и руководством. При этом выявлена следующая закономерность: правопослушные сотрудники стараются не вмешиваться в коррупционную деятельность своих коллег, не замечать ее.

Такая позиция абстрагирования правопо-слушных граждан часто приводит к умышленному сокрытию осведомленности о коррупционной деятельности должностных лиц, что создает серьезные проблемы для правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью в данном направлении.

Помимо сложностей формирования свидетельской базы по уголовным делам коррупционной направленности, следует упомянуть и особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий граждан (например, высшего должностного лица субъекта РФ), который регламентирован нормами гл. 52 УПК РФ. В ст. 447 УПК РФ указаны категории лиц, которые обладают юридическими гарантиями и особым статусом, имеют уголовно-процессуальный иммунитет. Преступные деяния названных лиц относятся к так называемой «верхушечной» коррупции. Достаточно вспомнить недавний пример, когда Президент РФ подписал указ об отставке Сергея Фургала с поста губернатора Хабаровского края по мотиву «утраты доверия». Привлечение последнего к уголовной ответственности без данной процедуры невозможно. Такой порядок, несомненно, создает дополнительные трудности, связанные, во-первых, с процессом его реализации, а во-вторых, с сохранением конфиденциальности оперативной информации.

Целесообразно предусмотреть в ст. 447 УПК РФ правило, позволяющее не распространять особый порядок судопроизводства на случаи совершения коррупционных преступлений, включенных в перечень № 23 указания Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 1 февраля 2016 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Еще одной проблемой, касающейся расследования коррупционных преступлений в социальной сфере, является отсутствие криминалистических методик, способствующих эффективной борьбе с ними. Как правило, в учебной литературе по криминалистике в основном перечисляются составы коррупционных преступлений, в лучшем случае излагаются методические рекомендации по расследованию

преступлений, предметом которых выступает взяточничество. Подобная ситуация вполне объяснима, поскольку перечень коррупционных преступлений достаточно разнороден.

Проведенный нами анализ позволяет согласиться с Ю.П. Гармаевым, который относительно методики расследования преступлений предлагает следующий подход.

Во-первых, коррупционные посягательства, как правило, реализуются серийно. Они обладают признаками различных совокупностей составов преступных деяний и значительно различаются в зависимости от сферы деятельности, уровня должностного положения субъектов и т.п.

Во-вторых, для первоначального этапа расследования данных преступных деяний необходимо выделять два основных направления:

1) выявление и раскрытие не только единичных, так называемых «бытовых» коррупционных посягательств (врачей, учителей, сотрудников ОВД), но и «верхушечных» деяний, связанных с преступной деятельностью организованных преступных формирований;

2) раскрытие и расследование возможных совокупностей преступлений.

В-третьих, в структуре криминалистической характеристики должен быть изложен перечень обстоятельств, которые подлежат установлению и доказыванию: 1) вопросы относительно взяточничества, коррупционного подкупа (ст. 290-291.2, 204-204.2, 184, 200.5 УК РФ и др.); 2) перечень может быть ориентирован на иные преступные деяния рассматриваемой группы, например на коррупционные хищения, злоупотребления полномочиями и т.д.

В-четвертых, в таком структурном элементе, как «типичные следственные ситуации начального этапа», нужно выделить 2 ситуации:

1) преступления, которые формируются «от взятки»;

2) преступления, которые возникают от других коррупционных преступлений.

Первые разрешаются традиционными тактическими операциями типа «задержание с поличным», вторые требуют тщательной дослед-ственной проверки.

В-пятых, должностным лицам органов предварительного расследования требуется соблюдать следующие принципы: наступательности, приоритета установления множественности преступных деяний, приоритета ОРМ и др. [4].

Материалы судебно-следственной практики по рассматриваемым преступлениям позволяют констатировать отсутствие навыков использования специальных знаний у сотрудников

83

правоохранительных органов, что объясняется спецификой исследуемых деяний: подавляющее их большинство достаточно сложны, поскольку обычно совершаются в соучастии, организованными группами, включают в себя множество эпизодов.

В качестве мер повышения эффективности расследования коррупционных преступлений можно предложить следующие.

1. Четкое планирование расследования начиная с доследственной проверки имеющейся информации. В частности, для первоначального этапа получения взятки возможны два основных варианта: 1) дело возбуждено на основании заявления о предстоящей взятке; 2) с момента передачи взятки прошло значительное время. В первом варианте расследование осуществляется неожиданно для виновного, поэтому успех во многом зависит от правильного определения неотложных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий. Во второй ситуации необходимо собирание и исследование доказательств (допрос заявителя, свидетелей, осмотр и выемка документов и т.д.). При этом следует учитывать, что подготовка к совершению деяния может включать в себя достижение договоренностей как лично, так и с помощью посредников.

2. Выдвижение следственных версий.

3. Установление перечня вопросов и обстоятельств, подлежащих доказыванию (определение предмета доказывания). Для успешного раскрытия исследуемых преступлений важное значение приобретает грамотно собранная доказательственная база.

4. Изучение сферы деятельности должностного лица, прежде всего круга его полномочий, сведений о его личности, связях. Необходимо проанализировать содержание внутренних документов юридического лица, допросить свидетелей - сотрудников организации для решения вопросов, связанных с должностными полномочиями. Так, Н.Ю.А., являясь заместителем руководителя комитета имущественных и земельных отношений администрации «...», получил дважды по 400 тысяч рублей, а всего 800 тысяч рублей в качестве взятки в виде денег в крупном размере от представителя ООО «...» за совершение действий, входящих в его служебные полномочия, выразившихся в оказании содействия в оформлении документов и приобретении этим юридическим лицом в собственность земельного участка, на котором

располагается здание ООО «...», с рассрочкой платежа. В данном деле посредником выступил Л.А.В., который получил деньги от представителя ООО «...» и передал их Н.Ю.А.

В апелляционной жалобе в качестве доводов о несогласии с решением суда первой инстанции было сказано, что деньги Н.Ю.А. взял для пополнения материальной базы администрации. На первоначальном этапе расследования была проанализирована должностная инструкция Н.Ю.А., согласно которой он имел право действовать по доверенности от имени главы администрации, заключать договоры купли-продажи, мены, аренды земельных участков [5].

5. Проведение необходимых в сложившейся ситуации конкретных процессуальных действий (контроль и запись переговоров, осмотр помещений и документов, обыск). Например, если исходить из оперативно-тактической операции «задержание с поличным», то целесообразно проведение таких действий, как допрос заявителей, обыск, осмотр и изъятие документов и т.д.

6. Назначение и проведение специальных исследований (судебных экспертиз, ревизий и т.д.).

7. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий. При этом взаимодействие органов предварительного расследования и сотрудников оперативно-розыскных подразделений означает систему основанных на действующем законодательстве специфических форм совместных и согласованных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий: совместное планирование, подготовка и проведение задержания преступников, осуществление действий по горячим следам и т.д.

Таким образом, акцентируя внимание на актуальности проблем расследования коррупционных преступлений в социальной сфере, мы пришли к выводу о том, что особенности социально-правового и уголовно-процессуального положения субъектов, совершивших противоправные действия, непосредственно влияют на эффективность механизма противодействия коррупции. В связи с этим предлагается дополнить ст. 447 УПК РФ примечанием следующего содержания: «Особый порядок производства по уголовному делу не применяется в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, преступления коррупционной направленности».

84

1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273 (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.

2. Организация противодействия коррупции: учеб. пособие / Н.Э. Мартыненко и др.; под. общ. науч. руков. В.Ф. Цепелева. М., 2020.

3. Рогова И. И. Проблемы расследования преступлений коррупционной направленности // Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. /под ред. Н.А. Петухова, Е.В. Ряб-цевой. Симферополь, 2020. С. 114-118.

4. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования коррупционных преступлений // Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Н.А. Петухова, Е.В. Рябцевой. Симферополь, 2020. С. 83-86.

5. Апелляционный приговор Белгородского областного суда от 21 окт. 2020 г. по делу № 22-1140/2020 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/GQNDVohkvUdX/

1. On Combating Corruption: fed. law d.d. Dec. 25, 2008 No. 273 (as amended on July 31, 2020) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52, pt. 1. Art. 6228.

2. Organization of combating corruption: study aid / N.E. Martynenko et al.; total sci. heads by V.F. Tsepelev. Moscow, 2020.

3. Rogova I.I. Problems of investigation of corruption crimes // Prevention of corruption in the bodies of state power of the Russian Federation: coll. of sci. articles based on the proc. of the All-Russian sci. and practical conf. / ed. by N.A. Petukhov, E.V. Ryabtseva. Simferopol, 2020. P. 114-118.

4. Garmaev Yu.P. Problems of creating forensic methods for investigating corruption crimes // Prevention of corruption in the bodies of state power of the Russian Federation: coll. of sci. articles based on the proc. of the All-Russian sci. and practical conf. / ed. by N.A. Petukhov, E.V. Ryabtseva. Simferopol, 2020. P. 83-86.

5. Appeal Judgment of the Belgorod Regional Court d.d. Oct. 21, 2020 in case No. 22-1140/2020 [Electronic recourse]. URL: https://sudact.ru/ regular/doc/GQNDVohkvUdX/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Башинская Инна Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России; e-mail: Bashinskaya_ig@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.G. Bashinskaya, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Procedure, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Bashinskaya_ig@ mail.ru

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.