A.V. DERGACHYOV
THE ACTUAL ISSUES OF CARRYING OUT REGIME ACTIVITIES IN CORRECTIONAL COLONIES
Annotation: in the article the author considers the issues of theoretical definition and legal regulation of carrying out regime activities in correctional colonies, reveals the urgent ways of their realization for security and order protection. On the basis
of statistic data and operational information the most urgent issues of operational activities in penal system are revealed. Key-words: regime activities, correctional colonies, means of regime supporting, searches, technical means of supervision and
control, means of mobile phone signal suppression.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы теоретического определения и правового регулирования проведения режимных мероприятий в исправительных колониях, раскрываются актуальные вопросы их использования для обеспечения правопорядка в учреждении. Ключевые слова: исправительные колонии, режимные мероприятия, средства обеспечения режима, досмотры, технические средства надзора и контроля, подавления сотовой связи.
В условиях борьбы с последствиями всемирного экономического кризиса, усиливающимся давлением со стороны международного сообщества в ответ на стремление нашего государства проводить самостоятельную политику, а также появлением нового вида международных преступлений особое значение приобретают контроль за преступностью и ее сдерживание внутри государства, в том числе в местах лишения свободы.
Криминогенная обстановка в местах лишения свободы остается сложной. Так, за последнее время существенно увеличилось количество лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, включая умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования или насильственные действия сексуального характера1 . Особое беспокойство вызывает увеличение числа осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения, численность которых в местах лишения свободы превысила 300 тыс. человек. Именно с их участием либо под их непосредственным руководством совершаются различные организованные правонарушения, в том числе действия, дезорганизующие деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Увеличилось количество осужденных с повышенной агрессивностью и возбудимостью, психическими отклонениями, склонных к конфликтам, членовредительству суициду Статистика показывает, что этой категорией осужден-
ных совершается большинство преступлений против жизни и здоровья. Ежегодно в исправительных колониях регистрируется более 100 указанных преступлений, свыше 90 % - совершаются с использованием колюще-режущих и других предметов. Настораживает большой объем неучтенных колюще-режущих предметов, изымаемых в учреждениях (так, в 2008 г. изъято 31 019 единиц)2.
Наблюдается активизация криминальных лидеров по внедрению «новых технологий» в противоправную деятельность осужденных, в том числе с использованием современных коммуникативных средств, сотовой связи, Интернета. С 2006 по 2008 год количество изъятых в исправительных колониях сотовых телефонов увеличилось более чем в два раза и составило 28 938 единиц3. Усиливается давление на администрацию исправительных колоний с целью передачи этих вещей осужденным, идет поиск новых путей их доставки в учреждения (при проведении свиданий, путем переброса и т. д.). В течение 2006 г. задержано 6448 граждан, передавших либо пытавшихся передать осужденным запрещенные предметы, что почти на 50 % больше, чем в 2007 г., в 2008 г. число задержанных граждан увеличилось еще на 20 %, и данный показатель продолжает расти4. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы.
А.В. ДЕРГАЧЕВ
(ФСИН России)
E-mail: [email protected]
Роль совершенствования правовых и организационных основ режима, а также способов его обеспечения как составной части реформирования всей уголовно-исполнительной системы трудно переоценить. Режим в местах лишения свободы является сущностью исполнения наказания и всегда находится на ведущем месте в деятельности исправительных учреждений. П.И. Колеватов считает, что режим -одно из главных средств достижения поставленных уголовно-исполнительным законодательством целей и решения задач5.
Проводимые анкетирования начальников управлений, отделов безопасности территориальных органов УИС показали, что основную роль режима в местах лишения свободы они видят, во-первых, в обеспечении карательного элемента по отношению к осужденным и, во-вторых, в создании благоприятных условий для стабильного функционирования исправительных колоний, выполнении стоящих перед учреждениями задач.
В рамках режима реализуются те правоог-раничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, то есть он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение.
Значение режима заключается и в том, что он создает правовые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных, воспитательной работы, общественно полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения и общественного воздействия, ни одно из которых не может быть эффективным, если в учреждении нет должного порядка. Наконец, нормы режима обеспечивают условия, необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами6.
Несмотря на важность и значимость данного направления оперативно-служебной деятельности, некоторым вопросам организации режима должного внимания не уделяется.
В настоящее время досконально проработаны основные составляющие режима и его задачи, средства обеспечения, дано множество его определений (как считает М.Я. Беляев, режим - это порядок деятельности исправитель-
ных учреждений, по мнению М.Я. Гинзбурга, режим - это порядок содержания осужденных; Н.А. Стручков, А.И. Марцев, И.А. Сперанский доказывают, что режим - это порядок исполнения и отбывания наказания7), но до сих пор нет понятия режимных мероприятий. Однако именно они представляют собой главную организационную форму деятельности по обеспечению правопорядка в исправительных учреждениях, служат основой объединения (либо разъединения) различных средств и методов с целью организации установленного порядка отбывания наказания осужденными. В связи с этим необходимо отличать понятия режимных мероприятий и средств обеспечения режима.
По нашему мнению, главное отличие этих понятий заключается в их функциональном назначении и характере применения. Согласно ст. 82 УИК РФ режим - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, соответственно средства обеспечения режима направлены на поддержание установленного порядка исполнения и отбывания лишения свободы. Режим служит выполнению задач по обеспечению охраны и изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, исполнения возложенных на них обязанностей и т. д. Однако законодательством не определено, как это делается. Следовательно, можно сделать вывод о том, что достигается это путем проведения режимных мероприятий. Таким образом, средства обеспечения режима направлены на организацию исполнения и отбывания наказания, а режимные мероприятия - на выполнение стоящих перед режимом задач.
Средства обеспечения режима представляют собой комплекс мероприятий по поддержанию установленного порядка отбывания наказания. Можно согласиться с И.И. Королевым, что средства обеспечения режима разделяются на непосредственно оказывающие влияние на осужденных (например, применение мер поощрения и взыскания, специальных средств и физической силы, проведение бесед) и опосредованно - путем материально-технического, медико-санитарного обеспечения осужденных, выделения для этого соответствующих финансовых средств, организации эффективного функционирования исправительных учреждений
(нормотворческая и архитектурно-строительная деятельность и т. д.), осуществления контроля за их деятельностью (контроль органов государственной власти, судебный, ведомственный, прокурорский и общественный) и т. д.8 Режимные мероприятия ограничиваются теми действиями, которые необходимы для обеспечения охраны и изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, исполнения возложенных на них обязанностей, реализации их прав и законных интересов, личной безопасности осужденных и персонала, раздельного содержания разных категорий осужденных, различных условий содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменения условий отбывания наказания, и проводятся, как правило, на территории исправительного учреждения, оказывая непосредственное влияние на осужденных. В этом случае режимные мероприятия и средства обеспечения режима необходимо рассматривать как две философские категории - частное и общее. Режимные мероприятия, обеспечивая выполнение указанных задач, способствуют и поддержанию установленного порядка отбывания наказания, то есть являются средствами обеспечения режима.
Следует также отличать понятия режима и режимного мероприятия, так как и то и другое направлено на обеспечение одних и тех же задач (указанных в ст. 82 УИК РФ). Главное отличие заключается в том, что режим создает благоприятные условия для их выполнения, а режимные мероприятия - это активные действия, непосредственно направленные на осуществление данных задач.
Помимо теоретических вопросов определения режимных мероприятий, имеются правовые и организационные проблемы в их проведении.
Обеспечение раздельного содержания разных категорий осужденных достигается целым комплексом режимных мероприятий, важнейшим из которых является перевод осужденных - злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания в изолированные помещения.
В исправительных учреждениях содержатся свыше 300 тыс. осужденных, работа с которыми требует проведения дополнительных организационных и оперативных мероприятий, а также индивидуальных мер профилактического
воздействия по нейтрализации их влияния на основную массу осужденных9. Анализ статистической информации, например, по преступлениям, дезорганизующим деятельность исправи -тельных учреждений, случаям массовых беспорядков, групповых неповиновений, свидетельствует о том, что сложившаяся практика перевода данной категории осужденных в изолированный отряд этой же колонии, условия содержания в котором практически не отличаются от других отрядов, показала свою неэффективность. Опрос руководства территориальных органов УИС и исправительных учреждений позволяет сделать аналогичные выводы. Назрела необходимость построения дифференцированного отбывания наказания по новому принципу постепенного перевода осужденных с асоциальным поведением к тюремному заключению, исключающему возможность сплочения преступников и повышающему возможность индивидуального воздействия.
Еще одной проблемой организации режима в ИК является обеспечение личной безопасности осужденных и персонала ИУ, а режимным мероприятием по ее выполнению - строгий контроль за предметами, которые могут быть использованы осужденными в качестве орудия преступления. Данная проблема непосредственно связана с предупреждением преступности в исправительных колониях. Отсутствие четкой регламентации порядка учета колюще-режущих предметов, инструмента и других предметов, которые могут быть использованы осужденными в противоправных целях, создает благоприятные условия для совершения преступления. Так, в 2007 г. в исправительном учреждении УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре в помещении отряда осужденный кухонным ножом нанес 8 ударов по различным частям тела начальнику отряда; в 2008 г. в УФСИН России по Алтайскому краю осужденный пластиной для резки продуктов, которую свободно хранил в личной тумбочке, нанес телесные повреждения 4 осужденным, один из которых от полученных травм скончался; в 2009 г. в УФСИН России по Амурской области произошла драка между 8 осужденными с использованием неучтенных строительных материалов, в результате которой 2 осужденных от полученных травм скончались.
Имеющаяся в уголовно-исполнительном праве норма о предоставлении права администрации исправительного учреждения производить досмотр находящихся на территории, прилегающей к исправительному учреждению, на которой установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств без указания оснований и случаев их проведения часто становятся основой для злоупотребления полномочиями работниками колоний и источником нарушения прав и законных интересов граждан.
Не решены вопросы проведения досмотров и на ведомственном уровне. Так, приказ Минюста России об определении должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в настоящее время потерял свою актуальность, ибо был составлен без учета реорганизации уголовно-исполнительной системы в Федеральную службу исполнения наказаний, а также особенностей и характера административной практики учреждений и органов УИС. В связи с этим затрудняется использование данных норм, есть случаи непринятия мер административного воздействия к нарушителям, в том числе задержанным за передачу запрещенных вещей или не выполняющим законные требования администрации.
К одним из основных средств обеспечения режима относятся технические средства надзора и контроля, при помощи которых проводят различные режимные мероприятия, в том числе досмотр, организацию контроля за осужденными, обеспечение их изоляции. Важнейшее условие эффективности данных средств постоянное их совершенствование10 .
Технический прогресс, бурно развивающийся в нашей стране, активно используется и преступным миром для организации и совершения противоправных деяний, осуществления противодействия законным требованиям администрации исправительных учреждений. Как было отмечено, растет количество изымаемых в учреждениях сотовых телефонов, выявлены случаи выхода осужденных в Интернет. Традиционные способы предупреждения их использования, которые в основном направлены на обнаружение и изъятие, показали свою низкую эффективность. Реальность настоящего времени заставляет искать другие способы, в том чис-
ле проведение мероприятий с использованием технических средств по выявлению или подавлению электронных средств, применяемых осужденными. Опрос руководства территориальных органов УИС показал, что многие из них считают данные средства единственным эффективным способом решения проблем несанкционированного использования осужденными возможностей сотовой связи.
Установка средств подавления связи также не лишена трудностей. Так, в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о связи обязательна регистрация данных устройств, порядок которой определяется Правительством Российской Федерации. Из анализа принятых в связи с этим постановлений Правительства РФ следует, что для установки радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства подавления связи на территории учреждения необходимо получить разрешение в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Рос-комнадзор), а в тех случаях, когда присвоение радиочастот осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, - в Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Кроме того, нужно найти средства на их покупку и техническое обслуживание.
Правовое и организационное регулирование режимных мероприятий в исправительных колониях далеко от совершенства. Имеются определенные трудности в материальном обеспечении, организации профессиональной подготовки личного состава, задействованного в проведении режимных мероприятий, обеспечении их взаимодействия и т. д.
В настоящее время разработаны и находятся на согласовании проекты приказов по организации учета колюще-режущих предметов в исправительных колониях и по определению перечня лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, решается вопрос о создании новых видов ИУ и реорганизации имеющихся с целью повышения эффективности деятельности УИС.
Необходимо отметить, что грамотную организацию и качественное проведение режимных мероприятий по праву можно назвать основой обеспечения правопорядка в исправительных колониях. Образуя одно из стратегических направлений деятельности УИС, данный вид опе-
ративно-служебной деятельности можно назвать одним из самых трудоемких.
1 См.: Отчет о количестве исправительных колоний, численности, движении и составе осужденных за2006-2008 гг. М., 2009.
2 См.: Отчет о результатахоперативно-служебной деятельности отделов безопасности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы за 2006-2008 гг. М., 2009.
3 См.: Там же.
4 См.: Там же.
5 См.: Колеватов П.И. Организация обеспечения режима, изоляции, условий и безопасности отбывания наказания в исправительных учреждениях ФСИН России // Организация режима и обеспечение надзора за осужден-
ными в исправительных учреждениях: Сб. материалов положительного опыта. М., 2005. С. 3.
6 См.: Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие. М., 1999. С. 81.
7 См.: Организация режима в исправительных учреждениях: Учеб.-метод. комплекс Рязань, 2007. С. 15.
8 См.: Королев И.И. Обеспечение режима в исправительно-трудовых колониях (правовые и организационные вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 1996. С. 50.
9 См.: Предупреждение пенитенциарной преступности: Метод. пособие / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., 2007. С. 81-104.
10 См., напр.: Внедрение систем видеонаблюдения и других средств охраны и надзора на объектах исправительных учреждений и следственных изоляторов ГУФСИН России по Красноярскому краю. М., 2006. С. 3; Организация рабочего места и подготовка операторов поста видеоконтроля в УИС. М., 2007. С. 3.