АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Датиев А.О.
Датиев Ариан Олегович — магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Международный институт экономики и права, г. Москва
Аннотация: в статье проводится исследование актуальных проблем правового регулирования предпринимательства в сети Интернет. Исследуются современные методы регистрации субъектов предпринимательской деятельности, прав собственности и сделок между юридическими лицами с использованием Интернет-технологий. По итогам исследования определены основные теоретические и практические рекомендации по методике совершенствования правового регулирования деятельности бизнес-структур в сети Интернет с использованием блокчейн технологий.
Ключевые слова: правовое регулирование бизнеса в Интернете, регистрации бизнеса, прав собственности и сделок между юридическими лицами с использованием блокчейн технологий.
В современной цивилистике ведутся научные споры о роли и влиянии сети Интернет в вопросах правового регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время рассматривать тему правового регулирования предпринимательства в отрыве от понятий «Интернет» и «Право» становится проблематичным. Стало очевидным, что Интернет не может рассматриваться как некое «внеправовое» поле, которое в силу своей специфики не регулируется существующими правовыми нормами. По мнению многих ученых цивилистов, деятельность бизнеса в интернет сфере должны определить специальные правовые нормы, поскольку действующее законодательство не регулирует правовые вопросы заключения договоров, сделок, контрактов, регистрационных действий, а так же оформления прав собственности с применением интернет технологий. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2. ст. 434) определяет возможность отправки документов электронным образом [1]. В ряде сфер (банковская деятельность, государственная служба и т.п.) так же применяется электронная подпись, и электронный документооборот, например, при совершении расчетов платежными поручениями. Однако отсутствие реального механизма реализации оборота электронных документов, его применение, практически затруднено, а в случаях применения приводит к возникновению правовых проблем. Действующие Федеральные законы «Об электронной цифровой подписи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вопрос не решают, поскольку юридическое закрепление механизма оборота электронных документов оказалось сложным и громоздким в практическом применении [2, 3].
В России и зарубежных странах до настоящего времени не установлен единый общепринятый порядок правовых действий, регламентирующий оборот электронных документов, с установлением порядка оформления и представления регистрационных и публичных документов. Законодательно не урегулированы технологии подписания договоров, порядок направления оферты и акцепта, условия хранения и доступа к юридическим документам в сети. До настоящего времени отсутствует универсальный международный договор об электронной торговле, поскольку правоотношения в Интернете изначально имеют трансграничный характер в связи с глобальным характером сети. В этой связи необходимость принятия новых правовых актов в указанной сфере и внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты становится очевидным [3, с. 106].
Соответственно рассматривая вопросы предпринимательской деятельности в сети Интернет следует указать, что покупатель, заказавший товар или услугу через сайт электронного магазина, не получает четких правовых гарантий того, что товар или услуга будет доставлена ему в срок и в надлежащем качестве. Статьи 8-10 действующего «Закона о защите прав потребителей», а так же Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» регламентируют правила продажи товаров дистанционным способом, однако их положения не распространяется на деятельность зарубежных интернет магазинов находящихся вне правовой юрисдикции Российской Федерации. При этом в некоторых потребительских сегментах (электроника, запасные детали к автомобилям, одежда, обувь и т.д.) каждая третья покупка совершается «онлайн». Соответственно более 25% онлайн покупок в России совершается на сайтах зарубежных интернет магазинов (Ali Express, E-Bay и т.д.) [4].
Экспоненциальный рост Интернет-торговли существенно изменил сферу потребительского рынка. По мнению Л.В. Горшковой любое интернет-правоотношение имеет фактически иностранный элемент и тем или иным образом связано с правоприменительной практикой различных государств [5, с. 53] Интернет-магазины, как правило, не помещают на своих web-серверах информацию о товарах (услугах) в том виде, котором она должна быть помещена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Как пишет в научной работе Н.В. Коцинец, необходимо принятие законодательных мер по обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, потребителей и иных лиц в сети Интернет [6, с. 64-68].
Применительно к создавшейся ситуации, разрешение многих выше представленных правовых вопросов возможно в случае использования принципиально нового инструмента, основанного на технологии «Блокчейн» (Blockchain). Указанная технология представляет собой муждународную распределенную базу данных в сети Интернет, которая содержит список записей данных (транзакций) в защищенной форме. Реестр данных общего пользования блокчейн отличает высокий уровень защищенности от взлома и фальсификаций. Соответственно отсутствие привязки к конкретной географической локации или государству, позволяет функционировать без централизованного руководства и является, по сути, одновременно «всемирным регистратором и нотариусом». Многие эксперты считают, что блокчейн вызовет в общественных и экономических отношениях революцию, схожую с той, которую некогда вызвал Интернет в сфере обмена информацией. По мнению К.М. Ивакушкина. «потенциально блокчейн может заменить всех посредников, которые необходимы для установления доверительных связей между физическими и юридическими лицами в их взаимоотношениях друг с другом или с государственными органами» [7, с. 36].
Основное преимущество блокчейна перед традиционными финансовыми или иными транзакциями - это отсутствие посредников между сторонами. В настоящее время любая операция с документами, деньгами, или другими данными неизбежно нуждается в посредниках, контролирующих органах и регуляторах. Подлинность финансовых транзакций подтверждается банками и другими кредитными учреждениями; государственные органы или нотариусы подтверждают подлинность иных операций и сделок. Все пользователи блокчейна образуют собой сеть компьютеров, на каждом из которых хранится полная копия всех транзакций. Таким образом, все данные в блокчейне легко проверяются, что является действенным инструментом по борьбе с коррупцией и преступным отмыванием денег. При этом открытость реестра блокчейна не означает раскрытия персонифицирующих данных. Система полностью анонимна, и единственная возможность получить конфеденциальную информацию - это получить специальный ключ от самого владельца. Как пишет исследователь А.А. Авдюшин, за все время существования блокчейна с 2009 года не было ни одного случая взлома его данных [8, с. 51].
Основное свойство и преимущества системы блокчейн - возможность записывать факты и данные со встроенной защитой от злонамеренного вмешательства - создает неоспоримые преимущества перед другими системами обработки и хранения данных. Это заставляет пересмотреть традиционные способы осуществления бизнес транзакций, хранения информации, перемещения активов и регистрации прав. В научном докладе В.Н. Труфанова «Блокчейн и реальный бизнес» доложенном на конференции «Технологии блокчейна» указывается, что встроенная система аутентификации и валидации транзакций позволяет обходиться без централизованного узла для контроля и надзора. Правительственные органы, предприниматели и некоммерческие организации могут использовать блокчейн технологии для упрощения процедур ведения регистрационных записей, и сохранения информации о бизнес транзакциях. Поскольку все записи о сделках и регистрациях обладают метками времени, это позволяет снизить стоимость и сложность управления, аудита и соответствия требованиям регуляторного законодательства [9].
Как представляется, дальнейшие исследования в данной области позволят выявить сферы общественной жизни, в которых данная технология будет введена в первую очередь. Блокчейн может использоваться в бизнес сфере как платформа для перемещения, конвертирования, совершения транзакций и хранения валют, товаров или сырья. Сервис может связать воедино банковские операции, кредитные, дебетовые карты и биткойн-кошельки во внутреннем цифровым кошельке. Предприниматели и физические лица могут моментально и бесплатно перевести средства на свой аккаунт в системе блокчейн с помощью банковского перевода, дебетовой, кредитной карт, или биткойн-кошельков [10, с. 55].
Одно из наиболее многообещающих применений технологии блокчейна - регистрация прав на объекты собственности. Отсутствие юридически оформленных прав собственности негативно отражается на экономике России и мира в целом. Из 7,3 млрд людей в мире только 2 миллиарда имеют оформленные и задокументированные права собственности, таким образом, права собственности являются неотъемлемой частью мирового экономического развития и борьбы с бедностью. Открытость и неподкупность программных систем на базе блокчейна может очень многое изменить в указанной сфере и оставить без работы множество юристов и государственных служащих - регистраторов. Технологию блокчейн можно эффективно применять при покупке недвижимости, условном депонировании (эскроу) и протоколировании передачи права собственности на имущество [11, с. 83].
Загружая документы в блокчейн, физическое или юридическое лицо доказывает, что являетесь владельцем данных документов, при этом когда документы понадобятся вам вновь (при передаче права собственности) вы сможете доказать, что являетесь владельцем документа. По сути, блокчейн создает документы, которые практически невозможно подделать. Использование технологии блокчейн позволит также отказаться от услуг нотариусов при оформлении различных сделок и прав собственности. Сама система будет заверять сделки и права, а процесс станет настолько простым и быстрым, что для регистрации нужен будет лишь обычный смартфон. Если технологию внедрить в повседневную жизнь, то контроль банков, госорганов, аудиторов, контролеров, страховых компаний или регистраторов станет не нужен. В распределенных базах блокчейн данных можно будет хранить данные о кредитах, заключенных браках и даже вести миграционный учет, словом, выстроить систему принципиально нового образца. В будущем государства могут взять на вооружение данные, заверенные с помощью блокчейна, как доказательства в различных процессах, в том числе и судебной практике, поскольку технология не допускает какую-либо фальсификацию [12, с. 41].
Рассматривая правовую практику применения блокчей технологий в различных странах мира следует отметить:
В Сингапуре на основе блокчейн технологий законодательно закреплена и реализована национальная система упрощенной регистрации бизнесов. В Эстонии законодательство регулирует применение блокчейна для оформления нотариальных услуг, практически весь документооборот и медицинское страхование ведется в сети, а с 2015 года в стране существует «электронное гражданство», облегчающее ведение бизнеса иностранными гражданами. В Грузии реализуется проект блокчейн кадастрового учета земельных участков. В Греции внедряется технология новой системы голосования на выборах на основе блокчейна [13, с. 23-24].
Таким образом, технологии блокчейн могут значительно изменить формы государственных бюрократических отношений, предприниматели смогут без помощи официальных регуляторов фиксировать контракты и договоренности. Перевод государственных баз данных в блокчейн, кадастров земельных участков и недвижимости, данных медстрахования, списков избирателей и др., позволит сократить государственные расходы и избежать фальсификаций [14].
В настоящее время возникла объективная необходимость создания законодательной базы, регулирующей деятельность субъектов предпринимательства и соответствующих государственных органов и регуляторов в сети Интернет. Поскольку в основе цивилизации лежат коммуникации и доверие, то технология блокчейн позволит изменить мир предпринимательства не меньше, чем Интернет. Признание блокчейна Российским и международным законодательством и международными соглашениями на уровне общего права и регулирующими органами в отдельных секторах общества (предпринимательство, финансы, здравоохранение), станет значительным шагом вперёд, что даст новый импульс развития предпринимательства и обеспечить рост благосостояния населения.
Для законодательного урегулирования предпринимательства в сети Интернет и их взаимоотношений с государственными органами необходимо:
1. Законодательно закрепить использование блокчейн технологий в сфере предпринимательства, государственного управления, налогообложения и пенсионного обслуживания, децентрализации и дифференциация государственных функций по оказанию услуг населению.
2. Законодательно регламентировать использование блокчейн технологий в качестве репозитория всех документов и универсального защищенного реестра для ведения и хранения реестров активов, инвентаризации и обмена, экономики, финансов и денежного обращения, избирательных технологий, данных о состоянии здоровья и персональной информации.
3. В ближайшей перспективе необходима разработка принятие следующих нормативно -правовых актов по обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и потребителей в сети Интернет:
52
- Разработка и принятие Федерального закона «Об электронном документообороте» юридически закрепляющего механизм оборота электронных документов и условий использования хранения реестров с использованием технологии блокчейн;
- Разработка и принятие Федерального закона «Об Интернет коммерции (торговле)», устанавливающего порядок заключения договоров и предоставлении товаров и услуг в сети Интернет, включая порядок направления оферты и акцепта с использованием блокчейн технологий.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая). [КонсультантПлюс].
2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ. «Об электронной цифровой подписи» [КонсультантПлюс].
3. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ; Об информации, информационных технологиях и о защите информации [КонсультантПлюс].
4. Федеральный закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». [КонсультантПлюс].
5. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». [КонсультантПлюс].
6. Козинец Н.В. Особенности правового регулирования трансграничной электронной торговли. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. М. вст. / МГЮА, 2016.
7. Ивакушкин К.М. Блокчейн для существующих и новых моделей бизнеса. / Сб. мат. Конфер. «Технологии блокчейна» 28.02.2017 г.
8. Авдюшин А.А. Современная система Блокчейна / Изд. НИИ Высшей школы экономики / 18с-1, 2017 г.
9. Труфанов В.Н. «Блокчейн и реальный бизнес», доклад (Сб. матер. конференции. «Технологии блокчейна» 28.02.2017 г).
10. Мине Грейди (Mine Grady), Шнайдер Дэвид (Shnaider David). Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке/ Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011.
11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № ООН А/51/628 от 16 декабря 1996 / ООН: Типовой закон об электронной торговле, пр. / Комиссией по праву международной торговли.
12. Интернет-трейдинг: национальные особенности в России // изд. BePrime, 2015. 28 сент.
13. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство НОРМА, 2009. 383 с.
14. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса: учебное пособие / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм, Т.М. Уляхин, А.В. Гуськов. Изд-во ФГБОУ «ТГТУ», 2014. 88 с.
ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ: ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЬИ 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ» ОТ 08.08.2001 № 129-ФЗ Бабак Д.В.
Бабак Дарья Викторовна - бакалавр, слушатель, магистерская программа по направлению: корпоративный юрист, факультет подготовки специалистов для судебной системы, юридический факультет, Восточно-Сибирский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Иркутск
Аннотация: в статье рассматривается проблематика применения статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ в практике арбитражных судов Российской Федерации. Ключевые слова: государственная регистрация, ликвидация, проверка сведений, налоговая инспекция.