Научная статья на тему 'Блокчейн-технология в правовом пространстве'

Блокчейн-технология в правовом пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1828
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / CRYPTOCURRENCY / БЛОКЧЕЙН / BLOCKCHAIN / БАЗА ДАННЫХ / DATA BASE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КРИПТОГРАФИЯ / CRYPTOGRAPHY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бегларян Маргарита Евгеньевна, Добровольская Наталья Юрьевна

В статье рассмотрены новые понятия и технологии из мира цифровых валют, возможности применения данных технологий для правового регулирования многих социальных и экономических вопросов современного общества, области, где эти технологии необходимо внедрять уже сейчас наряду с новыми законами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blockchain technology in legal sphere

The work regards new concepts and technologies from the world of digital currencies and the possibilities of appliance of the given technologies for the legal regulation of plenty social and economical issues of the contemporary society and the areas, where these technologies are to be put into practice right now together with the new laws.

Текст научной работы на тему «Блокчейн-технология в правовом пространстве»

Бегларян Маргарита Евгеньевна Добровольская Наталья Юрьевна

Блокчейн-технология в правовом пространстве

В статье рассмотрены новые понятия и технологии из мира цифровых валют, возможности применения данных технологий для правового регулирования многих социальных и экономических вопросов современного общества, области, где эти технологии необходимо внедрять уже сейчас наряду с новыми законами.

Ключевые слова: криптовалюта, блокчейн, база данных, информационные технологии, криптография.

Blockchain technology in legal sphere

The work regards new concepts and technologies from the world of digital currencies and the possibilities of appliance of the given technologies for the legal regulation of plenty social and economical issues of the contemporary society and the areas, where these technologies are to be put into practice right now together with the new laws.

Key words: cryptocurrency, blockchain, data base, information technologies, cryptography.

Прежде чем анализировать особенности применения блокчейн-технологии в правовом пространстве, нам представляется необходимым некоторое внимание уделить анализу сущности и содержания собственно блокчейна.

Под блокчейном принято понимать структурированную непрерывную последовательность блоков, содержащих информацию. Понятие блокчейна часто связывают с понятием бит-койна, однако это только одно из возможных применений блокчейна. Целесообразнее и оправданнее блокчейн рассматривать как некий инструмент, с помощью которого можно хранить информацию о проводимых операциях.

Важное место в структуре блокчейна занимает так называемый первичный блок. В нем, в отличие от остальных блоков цепочки, отсутствует информация о предыдущем родительском блоке. Все остальные блоки состоят из заголовка и списка транзакций. Заголовок блока включает информацию о предыдущем блоке, информацию о текущем блоке и некоторую служебную информацию. Транзакция же понимается как минимальная операция, которая считается подтвержденной, если проверены ее формат и подписи [1].

Основным преимуществом применения технологии блокчейна является безопасность осуществляемых операций. Все проводимые транзакции не только прозрачны, но и подвержены множественному копированию. Таким

образом, у любого участника процесса имеется возможность просмотреть информацию других транзакций, вся цепочка транзакций дублируется и хранится в зашифрованном виде у каждого участника. Однако только хозяин блока имеет возможность изменить информацию. Технология блокчейна децентрализована, т.е. не имеет единого центра управления, взломав который возможно нарушить весь процесс. Благодаря множественному копированию даже при взломе большинства компьютеров хотя бы на одном останется информация обо всей цепочке блоков. Одновременное хранение блоков у всех участников процесса не позволяет несанкционированно изменить один из блоков, что является несомненным преимуществом данной технологии в сфере защиты информации.

Общий алгоритм работы блокчейна выглядит следующим образом. Транзакции собираются в блок, которому добавляется временная уникальная отметка - хэш-сумма. Затем блоки рассылаются всем участникам процесса для проверки и помещения блоков в свой экземпляр базы данных. Далее подобные блоки собираются в цепочку. Нарушение порядка в цепочке сигнализирует системе о несоответствии структуры и хэш-суммы. Для запрета изменения хэш-суммы технология блокчейна использует ряд алгоритмов защиты.

Технология блокчейна может быть применима в любых областях, требующих сохранности

108

данных, таких как платежи, банковские операции, логистика, юриспруденция, медицина.

Рассмотрим описанную выше технологию в различных вариантах ее применения и соответствие этих действий сложившейся юридической практике, законодательству или возможностям современного этапа правовой науки.

Конечно, следует начать с уже существующей реальности применения этой технологии, причем реальности финансовой - бит-койна или криптовалюты. Операции с крипто-валютой заставили говорить о ней все СМИ и задуматься о ее легальности многие государства. Россия также уделяет большое внимание этому финансовому инструменту. От полного запрета до возможностей использования в различных сферах, в том числе для построения цифровой экономики с собственным криптору-блем - так можно охарактеризовать отношение к криптовалюте в Правительстве РФ.

Доказательством изменения отношения к криптовалютам может служить открытый конкурс стоимостью 2,5 млн рублей, который объявила Государственная Дума на проведение исследований новейших финансовых технологий, включающих технологию блокчейн и 1СО [2].

Такие исследования должны выявить угрозы, риски и пользу от использования данных новаций для нашей экономики и государства в целом, а также послужить для создания новых законопроектов, поскольку существующее законодательство не сможет полностью регулировать внедрение новых инструментов управления экономикой [3]. С этой целью в России создается Российская ассоциация блокчейна и криптовалют.

Блокчейн, как было указано выше, представляет собой цепочку блоков данных, объем которой постоянно растет по мере добавления новых блоков с записями самых последних транзакций. Блоки записываются в линейном последовательно-хронологическом порядке -для технологии это важно. В реестре сохраняется полная информация обо всех адресах и балансах - от первого генезис-блока до самого последнего добавленного блока. Поскольку блокчейн представляет собой реестр, любое средство просмотра, например сайт Ийрэ:// ЫоокоИат.тЮ, позволяет легко запросить транзакции, относящиеся к определенному биткойн-адресу. Так, например, в собственном электронном кошельке видно транзакцию,

с помощью которой получен биткойн. Блок-чейн-технология считается главной инновацией и прародительницей биткойна. Основное ее достоинство заключается в наличии механизма верификации всех транзакций в сети. Принципиальное новшество блокчейна заключается в его архитектуре, обеспечивающей возможности децентрализованных транзакций, не требующих особенных проверок, и «доверие» к партнеру по транзакции. Понятие «доверия», как в случае с бизнес-посредником или бизнес-партнером, заменено доступностью всех транзакций, децентрализацией, а также глобальной распределенностью базы данных.

Технически блокчейн-технология представляет собой прикладной уровень, работающий поверх существующего интернет-протокола. Эта технология сейчас на примере биткойна или иной криптовалюты показывает в мировом экономическом информационном пространстве совершенно новое видение поддержки безопасных финансовых транзакций как моментальных платежей в виде универсального информационного объекта - криптоденег.

Возможности применения децентрализованной модели для всех видов взаимодействий в мире в глобальном масштабе откроет новые структуры и способы организации общества. Децентрализованная модель блокчейн-технологии отбрасывает посредничество как пережиток прошлого. Такие изменения, несмотря на их прогрессивный характер, требуют реакции правовой науки, государства и общества в целом.

Необходимо выработать новые принципы, нормы, термины, которые были бы понятны всем членам общества, сохранить и модернизировать привычные, старые и внедрить новые стили экономических и иных видов отношений, дать возможность человеку выбирать, каким образом управлять своими финансами, как хранить сбережения и т.п.

Можно не сомневаться, что новые технологии будут приняты молодым поколением и продвинутыми в плане технологии и инженерии членами общества, так как эти новации дают возможность развития технической и технологической «демократии», исключая главную, управляющую и координирующую силу, поскольку они основаны на децентрализации.

В данном контексте государство может увидеть в блокчейн-технологии будущее или идти по пути запрета криптовалют и всей технологии в целом. Возможно, конечно, что, применяя

109

технологию для развития демократии и информационного общества, государство может запретить или ограничить использование крипто-валют именно как финансового механизма, замещающего деньги, но этот сценарий является половинчатым и малоперспективным.

В США, например, регуляторы стремятся управлять биткойном с помощью существующего законодательства. Об этом заявляет Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) [4]. Комиссия по срочной биржевой торговле США (CFTC) одобрила заявку платформы LedgerX на проведение расчетов с опционами на виртуальные валюты. Она начнет торги с опционов на биткойн [5].

Итак, внедрение криптовалют в национальные государственные системы финансового и иного регулирования будет происходить по-разному, исходя из существующих законов и традиций финансовых рынков, прав и обязанностей регуляторов, организаций и граждан, но то, что это необходимо, признают во всем мире.

Если говорить о возможностях применения блокчейн-технологии в правовом пространстве, то нужно прежде всего отметить, что государственное правовое регулирование и внедрение таких технологий является важным шагом на пути к новой цифровой экономике, новым подходом в здравоохранении, в управлении имуществом, технологиями и наукой.

Журнал записей децентрализованных транзакций можно применить для регистрации права собственности, подтверждения и отзыва контрактов, нотариальных записей, права на собственность, состояния здоровья и др., т.е. в областях, где требуется наличие подтверждающего документа, в роли которого выступит блок с определенной записью. С помощью этой технологии можно управлять и нематериальными активами: отдать свой голос на выборах, поделиться идеей, намерениями. Эта технология работает в виртуальном мире для реального мира, причем для реальных и виртуальных объектов. Это делает ее гибкой и предполагает многие варианты развития сценариев ее использования.

Блокчейн-технология может быть использована для ведения реестров любых видов, инвентаризации и учета операций с активами в финансовой сфере, различных отраслях экономики и при денежных расчетах; в операциях с реальными (предметы физического мира) и нематериальными (голосования, идеи, репу-

тация, намерения, медицинские данные и информация) активами. Такое использование блокчейн-технологии создает возможности для развития различных классов приложений во всех сегментах бизнеса, связанных с деньгами, рынками и финансовыми сделками. Актив, представленный на блокчейне дает возможность осуществлять сделки с любой собственностью в моделях на основе блокчейна.

В этих сделках нет посредников, нет государственного регулирования, что уменьшает расходы и увеличивает риски. Необходимо регулировать такой рынок, сделать его легальным и эффективным для инвестора.

В законодательство, регулирующее ценные бумаги, надо вводить терминологию для регулирования операций, которые возможно проводить посредством блокчейна. Например, можно говорить о том, что краудфан-динг нарушает законы государства о ценных бумагах [6]. Продается не продукт, а доступ, например, к платформе или программному обеспечению. Поэтому необходимо учесть это и внести в закон изменения, которые предусмотрят продажу таких возможностей, не являющихся продуктом в традиционном понимании.

Владелец продает актив, т.е. секретный ключ. Покупатель получает актив, регулируемый блокчейном с использованием контрактов, в соответствии с действующим законодательством. Например, актив автоматически передает собственность на транспортное средство от салона компании после необходимых действий по переводу средств на счет салона, далее физическому лицу после выполнения всех выплат, что автоматически будет подтверждаться другими контрактами на блокчейне.

К сделкам, при совершении которых можно применить технологию блокчейна уже сегодня, мы относим:

1. Страхование.

2. Кредитование через Интернет; с использованием в качестве залога виртуальных активов заемщика кредитование будет более конкурентоспособным и выгодным, что приведет к уменьшению судебных исков.

3. Оформление прав наследования, завещания.

4. Нотариальные действия и документы, требующие анонимности и возможности использования вне страны (региона) получения/ оформления, что полностью обеспечивается данной технологией [7, с. 62-65].

110

5. Карты здоровья: запись схем лечения, диагностика, анамнез.

6. Сохранение культурного наследия, создание блоков произведений искусства, инициируемых музеями, частными коллекционерами, государством.

7. Авторское право, патенты и прочие действия, связанные с интеллектуальной собственностью.

Каждый пункт - а этот список не исчерпывающий - дает представление о тех нормативных правовых актах РФ, которые могут быть скорректированы в зависимости от современных технологий. Это внесет определенный вклад в развитие российской демократии и ускорит построение информационного общества. В качестве прогнозируемых результатов использования блокчейн-технологии можно назвать следующие:

ускорение темпов построения цифровой экономики;

уменьшение судебных разбирательств по поводу дел о наследстве, об интеллектуальной собственности, о патентных правах, коммерческой тайне и т.п.;

уменьшение расходов на посреднические операции, дающее дополнительные средства как государству, так и гражданам [8];

1. Равал С. Децентрализованные приложения. Технология Blockchain в действии. СПб., 2017.

2. URL: www.kommersat.ru от 22.09.2017.

3. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 дек. 1990 г. № 395-1 (с изм. и доп.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

4. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2017-07-26_amerikanskie_vlasti_ vzyalis_za_regulirovanie

5. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2017/07/26/725954-ssha-priznali-bitkoin

6. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-Ф3 (с изм. и доп.). Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».

7. Шевченко А. И. Методологический конструкт исследования проблем социальной адаптации и интеграции инвалидов в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1.

выполнение бюджета страны может подняться на качественно новый уровень;

возможность решения проблем безопасности информации на многих уровнях [9, с. 8287; 10, с. 64-69; 11, с. 46-50];

контроль над ядерными и иными типами опасных вооружений (химическими, биологическими) с помощью новых подходов к информации об их существовании, хранении, применении, уничтожении и перемещении.

Итак, применение новых технологий открывает широкие возможности для отдельных государств и человечества в целом. Блокчейн - это возможность, которую необходимо осмыслить, проанализировать и применять.

Изменениям необходимо подвергнуть многие законы, в первую очередь Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который является основным в плане определений и понятий, а также законы банковского сектора, финансового, гражданско-правового и уголовно-правового характера. Будет уместно разработать новую законодательную базу для регулирования действий с объектами, заменяющими деньги, т.е. криптовалютами.

1. Raval S. The decentralized applications. Blockchain technology in operation. St. Petersburg, 2017.

2. URL: www.kommersat.ru d.d. 22.09.2017.

3. About banks and bank activity: fed. law d.d. Dec 2, 1990 № 395-1 (with amendment and additional). Access from legal refrence system «ConsultantPlus».

4. URL:http://www.cnews.ru/news/top/2017-07-26_amerikanskie_vlasti_ vzyalis_za_regulirovanie

5. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2017/07/26/725954-ssha-priznali-bitkoin

6. About securities market: fed. law d.d. Apr. 22,1996 № 39-FL (with amendment and additional)^ocmyn из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Shevchenko A.I. A methodological construct of a research of problems of social adaptation and integration of disabled people in modern society // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014. № 1.

8. Zinkov E.G. Institute of notarial office in the lawful space of Russia // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2016. № 2(32).

111

8. Зинков Е.Г. Институт нотариата в правовом пространстве России // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32).

9. Бегларян М.Е., Пшеничный А.А. Правовые и технические вопросы безопасности в правовом пространстве // Актуальные проблемы информационно-правового пространства: сб. ст. по материалам ежегодных Все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2017.

10. Бегларян М.Е., Добровольская Н.Ю. Правовые и программно-технические аспекты защиты информационного пространства // Право и практика. 2016. № 4.

11. Бегларян М.Е., Мамакаев Х.В. Кибера-таки и законодательство РФ // Право и практика. 2017. № 2.

9. Beglaryan M.E., Pshenichny A.A. Legal and technical safety issues in legal space // Current problems of information and legal space: coll. of papers of annual All-Russian sci.-pract. conf. Krasnodar, 2017.

10. Beglaryan M.E., Dobrovolskaya N.Yu. Legal and program and technical aspects of protection of information space // Law and practice. 2016. № 4.

11. Beglaryan M.E., Mamakayev H.V. Cyber attacks and legislation of the Russian Federation // Law and practice. 2017. № 2.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бегларян Маргарита Евгеньевна, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия; e-mail: [email protected];

Добровольская Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий Кубанского государственного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

M.E. Beglaryan, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Head of the Chair of Socio-humanitarian and Natural Sciences of the North Caucasian branch of the Russian State University of Justice; e-mail: [email protected];

N.Yu. Dobrovolskaya, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Information Technologies of the Kuban State University; e-mail: [email protected]

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.