имущественный вред, и принять меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного вреда.
В отличие от норм УПК РФ, уголовно-процессуальное законодательство Объединённых Арабских Эмиратов предусматривает порядок, согласно которому, в случае если суд усмотрел необходимость в принятии решения о компенсациях, которые требует гражданский истец или обвиняемый, необходимо провести специальное расследование, которое предусматривает отсрочку в решении по уголовному делу, в целях передачи гражданского дела в гражданский суд надлежащей юрисдикции. Данное положение, на наш взгляд, значительно затягивает процесс расследования уголовного дела, а также принятия по нему решения.
В заключении следует отметить, что проведенный нами сравнительно-правовой анализ уголовно-
процессуального законодательства РФ и ряда зарубежных мусульманских стран, показывает, что российскому законодателю в целях совершенствования норм УПК РФ, следует обратить внимание на положительную практику зарубежного законодательства, в том числе и на указанное нами уголовно-процессуальное законодательство Королевства Саудовской Аравии, регламентирующее порядок возмещения вреда, причиненного преступлением.
Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс общественных и революционных судов Исламской Республики Иран / науч. ред. Н.Г. Стойко; перевод с английского П.А. Гусеновой. СПб., 2016.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов / перевод Осипова С.Н. СПб., 2015.
3. Уголовно-процессуальный закон Королевства Саудовской Аравии / науч. ред. Н.Г. Стойко; перевод с английского П.А. Гусеновой. СПб., 2016.
УДК 346.62_
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА _РОССИИ_
Чуканов Владислав Вячеславович
студент 4 курса юридического факультета СПбГУ, г. Санкт-Петербург
Мутовин Глеб Романович
студент 4 курса юридического факультета СПбГУ, г. Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ: настоящая статья посвящена актуальным проблемам правового положения одного из основных финансовых институтов современной России - Центрального Банка Российской Федерации (Банка России). Несмотря на продолжительное существование Центрального Банка Российской Федерации, наличия специального закона о множества научных публикаций, посвященных данному институту, правовое положение Банка России оставляет множество неразрешенных вопросов. Отвечая на указанные вопросы, авторы предлагают свои варианты их решения.
ABSTRACT: This article is devoted to the actual problems of the legal status of one of the main financial institutions of modern Russia- of the Central Bank of the Russian Federation (the Bank of Russia). Despite the long existence of the Central Bank of the Russian Federation, the existence of a special law on the myriad of scientific publications devoted to this institution, the legal status of the Bank of Russia leaves many unresolved issues. By solving these questions the authors also propose their own solutions.
Ключевые слова: центральный банк; независимость государственных органов; функции центрального банка; дуализм; финансовая система.
Key words: central bank; independence of state bodies; functions of the central bank; dualism; financial system.
Как известно, Центральный Банк является одним из важнейший правовых институтов в нашей стране, и, как и в случае с иными подобными ему институтами, правовой статус Центрального Банка (Банка России) раскрывается в специальном законе. В 2002 году был принят Федеральный закон от 10.07.2002 №° 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - «Закон о Банке России»).
Между тем, основа правового статуса Центрального Банка как неотъемлемого элемента банковской системы России закреплена на уровне Конституции Российской Федерации, которая в ст. 75
содержит три фундаментальных положения, характеризующих его положения. Во-первых, основная функция Центрального Банка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля - базиса финансовой системы Российской Федерации. Во-вторых, денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В-третьих, Центральный Банк независим от других государственных органов при осуществлении им своей основной функции. Таким образом, Центральный Банк призван обеспечивать надлежащее состояние и функционирование денежного обращения и финансовых рынков в стране [1, с. 224].
Одним из дискуссионных вопросов, связанных со статусом Центрального Банка, является вопрос о том, к какой из ветвей власти относится Банк России. Как известно, ст. 10 Конституции РФ определяет, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Такое четкое разделение власти на три ветви ограничивает возможность отнесения Центрального Банка к какой-либо особой ветви.
Центральный Банк обладает надзорными, регулятивными, а также управленческими функциями, перечень которых закреплен в статье 4 Закона о Банке России. Так, эта статья определяет, что Центральный Банк, помимо прочего, проводит государственную денежно-кредитную политику, осуществляет эмиссию наличных денег, устанавливает правила проведения банковских операций, осуществляет надзор в национальной платежной системе и др. Анализ функций, закрепленных за Центральным Банком, подводит к мысли о том, что последний является органом государственным органом исполнительной власти. Между тем, данный вывод не является бесспорным и вызывает немалое обсуждение в научной литературе [3, с. 7072].
В соответствии положениями Закона о Банке России Центральный Банк является юридическим лицом, имеющим уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. Кроме того, глава VIII Закона о Банке России закрепляет перечень банковских операций и сделок, которые вправе осуществлять Центральный Банк. Стоит заметить, что немалая часть из этих операций и сделок характерна для большинства кредитных организаций и иных субъектов финансовой системы. Так Центральный Банк вправе, например, предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги и облигации, покупать и продавать иностранную валюту, а также драгоценные металлы, проводить расчетные операции и выдавать поручительства и банковский гарантии и др.
С учетом вышеизложенного достаточно очевиден вывод о том, что Центральный Банк является особым субъектом: его правовой статус характеризуется дуализмом. С одной стороны, Центральный Банк является органом государственной власти, осуществляющим властные полномочия в финансовой системе. С другой стороны, он является обычным, хоть и крайне важным для всей банковской системы, хозяйствующим субъектом, получающим прибыль от осуществления банковских операций и сделок для достижения своих основных целей.
Стоит отметить, что подобное решение законодателя (в части предоставления Центральному Банку права осуществлять отдельные хозяйственные операции) не является случайным. Данное обстоятельство позволяет внести значительный вклад в реализацию принципа независимости, поскольку обеспечивает финансовую независимость Центрального Банка, необходимую для самостоятельного функционирования Банка России.
Статьей 1 Закона о Банке России закреплено, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, в Конституции РФ и Законе о Банке РФ содержится основной принцип деятельности каждого важного правового института - принцип независимости. Под независимостью в данном случае следует понимать, помимо прочего, то, что при осуществлении Центральным Банком своих полномочий, ни один государственный орган не должен оказывать влияние на принятие Центральным Банком решений по каким-либо вопросам. Банк России же, в свою очередь, не должен следовать указаниям каких-либо должностных лиц, государственных органов, международных организаций, представителей бизнеса и т.п.
Таким образом, Центральный Банк при выработке стратегии, а также при принятии конкретных решений, должен руководствоваться исключительно интересами финансовой системы Российской Федерации. В этой связи важно определить, на что должен опираться Центральный Банк при определении этих интересов. Представляется, что ответ на этот вопрос был заложен еще авторами Конституции РФ в ст. 75. Защита и обеспечение устойчивости рубля - вот та основа, которой должен руководствоваться Центральный Банк. Соответственно, каждое свое решение Центральный Банк должен выверять, отвечая себе на вопрос о том, соответствует ли такое решение конечной цели в виде надлежащего функционирования финансовой системы.
Принцип независимости центральных банков был сформулирован самой историей. Немало стран прошло через денежные кризисы, вызванные безудержным ростом денежной массы, и, как показывают исследования, уровень инфляции в стране, и, следовательно, темпы экономического развития прямо зависят от степени независимости центрального банка [2, с. 54].
Возвращаясь к вопросу о положении Центрального Банка как юридического лица, важно проанализировать вопрос о его организационно -правовой форме. Отметим, что в специальном законе указания на конкретную организационно-правовую форму нет. Нет и единого мнения по этому вопросу в юридической литературе.
Так, одни авторы считают, что поскольку Центральный Банк является органом исполнительной власти, то он является, как и все другие государственные органы исполнительной власти, государственным учреждением [1, с. 227]. Другие же полагают, что совмещая в себе черты юридического лица публичного права и частноправовой организации, Центральный Банк обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам [4, с. 21-22].
Между тем, на наш взгляд, с учетом функций Центрального Банка, его целей и задач, организационной структуры, имущественной обособленности, наиболее адекватной организационно-правовой формой, отражающей особенности Центрального Банка и его положения в финансовой системе и системе государственного управления, является государственная корпорация. Справедливости ради отметим, что под формальные критерии государственной корпорации, предусмотренной ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", например, создание на основе федерального закона, Центральный Банк не попадает (создание Банка России предопределено соответствующим положением Конституции). Тем не менее, на наш взгляд, содержательные признаки должны стоять выше формальных. В связи с этим, полагаем, что можно говорить о том, что Центральный Банк де-факто является государственной корпорацией.
С учетом вышеизложенного могут быть сделаны следующие выводы об основных аспектах правового положения Центрального Банка.
1. Основная функция Центрального Банка состоит в обеспечении нормального функционирования финансовой системы Российской Федерации.
2. Центральный Банк является независимым при осуществлении своей основной функции.
3. Основная особенность правового статуса Центрального Банка состоит в том, что он имеет дуалистическую природу: во-первых, он выступает в
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #6 (51), 2018 качестве государственного органа исполнительной власти, и, во-вторых, он является хозяйствующим субъектом с неопределенной организационно-правовой формой близкой к государственной корпорации.
Библиографический список:
1. Банковское право : учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Ф. Попондопуло [и др.] ; под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. - 2-е из., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 405 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс).
2. Банковское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов, А.В. Шамраев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 371 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс).
3. Банковское право: учебник / отв. ред. Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин. М.: Высшее образование, 2008. С. 94-96; Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Банковской право: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2013. - 410 с.
4. Тосунян Г.А. Проблема независимости Банка России и его взаимодействие с исполнительной властью // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Центральный банк в условиях рыночной экономики» М.: Финансы и статистика, 2003. С. 5-32.