Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПОЛИЦИИ / ГРАЖДАНЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнуллина Айгуль Вильевна

Рассматриваются психологические аспекты деятельности участковых уполномоченных полиции, проведено эмпирическое исследование особенностей их профессионально-психологической подготовленности, поднимаются проблемы качественной профессионально-психологической подготовки будущих участковых уполномоченных полиции, особое внимание автором обращается на формирование психологической готовности участковых к профилактической работе с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайнуллина Айгуль Вильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF INCREASING THE LEVEL OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF DISTRICT POLICE OFFICERS

The article discusses the psychological aspects of the activities of district police officers, an empirical study of the features of their professional and psychological preparedness, raises the problems of high-quality professional and psychological training of future district police officers, the author pays special attention to the formation of the psychological readiness of district police officers for preventive work with the population.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-17-20 NHON: 2018-0077-3/22-165 MOSURED: 77/27-024-2022-03-364

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Актуальные проблемы повышения уровня профессионально-психологической подготовленности участковых уполномоченных полиции

Айгуль Вильевна Гайнуллина

Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, lswetok@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются психологические аспекты деятельности участковых уполномоченных полиции, проведено эмпирическое исследование особенностей их профессионально-психологической подготовленности, поднимаются проблемы качественной профессионально-психологической подготовки будущих участковых уполномоченных полиции, особое внимание автором обращается на формирование психологической готовности участковых к профилактической работе с населением.

Ключевые слова: участковые уполномоченные полиции, граждане, профессионально-психологическая подготовленность, профилактическая деятельность, тренинг, обучение

Для цитирования: Гайнуллина А. В. Актуальные проблемы повышения уровня профессионально-психологической подготовленности участковых уполномоченных полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 17-20. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-17-20.

Original article

Actual problems of increasing the level of^professional and psychological preparedness of district police officers

Aigul V. Gainullina

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia, lswetok@mail.ru

Abstract The article discusses the psychological aspects of the activities of district police officers, an empirical study of the features of their professional and psychological preparedness, raises the problems of high-quality professional and psychological training of future district police officers, the author pays special attention to the formation of the psychological readiness of district police officers for preventive work with the population.

Keywords: district police officers, citizens, professional and psychological preparedness, preventive activities, training, education

For citation: Gainullina A. V. Actual problems of increasing the level of professional and psychological preparedness of district police officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3): 17-20 (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-3-17-201.

Министерством внутренних дел особое внимание уделяется укреплению участкового звена, повышению эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции (далее участковых). Из всех служба ОВД наиболее приближена к населению служба участковых, и в ней в полной мере выражена социальная подструктура деятельности сотрудников правоохранительных органов. Деятельность участковых носит многофункциональный характер, важное место в ней отводится профилактической работе с населением.

В 2021 году в результате преступных посягательств погибло 23,3 тысячи человек, здоровью 32,8 тысяч человек причинен тяжкий вред [1]. Значительная часть данных видов преступлений носит семейно-бытовой характер, их профилактикой занимаются участковые. Им необходимо продолжать активную работу в данном направлении, так как насилие в семьях, зачастую носит латентный характер, некоторые преступления совершаются с особой жестокостью, вызывая широкий общественный резо-

© Гайнуллина А. В., 2022

нанс, от действий семейных дебоширов страдают беззащитные женщины и дети.

Участковый предупреждает, выявляет и раскрывает преступления и административные правонарушения, в том числе с участием несовершеннолетних, осуществляет прием граждан, рассматривает их обращения, проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учете, а также находящимися под административным надзором, организует контроль за обеспечением условий хранения оружия, соблюдением безопасности дорожного движения [2]. Таким образом, практически все направления его деятельности насыщены психологическим содержанием и требуют учета психологии личности граждан.

Результативность деятельности участкового во многом зависит от его способности эффективно общаться с различной категорией граждан, привлекая их к содействию в поддержании правопорядка, выявлять граждан, проявляющих склонность к противоправным намерениям и своевременно оказывать на них целенаправленное индивидуально-профилактическое воздействие [3, с. 4] применяя психологические методы, приемы и средства.

Над вопросами повышения профессионально-психологической подготовленности сотрудников ОВД, в том числе участковых работали исследователи: А. М. Столяренко, В. Н. Смирнов, В. Л. Цветков, Л. Н. Костина, В. Е. Петров, В. В. Вахнина, Е. И. Мещерякова, С. Е. Борисова, А. Г. Ермаков, Н. С. Трофимова, С. Е. Кораблев и др.

В структуре профессионально-психологической подготовленности участковых можно выделить ряд компонентов [4, с. 181-182]:

— знания о психологии личности, ее дифференциальных различиях, особенностях конструктивного взаимодействия с различными категориями граждан, алгоритмах рационального поведения в конфликтных ситуациях; психологических приемах саморегуляции;

— профессионально-психологические умения (умения прогнозировать поведение оппонента, корректировать свои действия, исходя из его обратной реакции; тактико-психологические умения (умения гибко реагировать на поведение гражданина; анализировать жалобы и заявления граждан, создавать благоприятные условия для проведения приема граждан, оказывать правомерное психологическое воздействие);

— технико-психологические умения (умение подбирать слова и выстаивать фразы, ориентируясь на тип личности гражданина, придавать речи адекватную интонационную выразительность, грамотно пользоваться невербальными средствами воздействия, достоверно осуществлять ролевое поведение);

— профессионально развитые психологические качества: развитая интуиция, криминалистическая наблюдательность, бдительность, стрессоустойчивость.

Придавая существенную роль коммуникативной компетентности участкового в структуре профессиональной подготовленности С. Е. Кораблев справедливо

18 РБУСНОЬОС

отмечал, что участковый, не умеющий эффективно влиять на граждан, побуждая их к правомерным поступкам, может оказаться при решении служебных задач перед трудным выбором: признать себя побежденным или решать их недопустимыми методами» [5, с. 10].

В профилактической деятельности участковых тесно переплетаются педагогические и психологические аспекты, что проявляется в таких профессионально важных умениях участкового, как умение оказывать корректирующее воздействие на правосознание и поведение граждан, повышать уровень юридической грамотности населения, умение взаимодействовать с потенциально неблагополучными семьями и подростками, умение взаимодействовать с лицами, досрочно освобожденными, гражданами, в отношении которых наложены ограничения судом, а также освободившимися из мест лишения свободы, гражданами, состоящими на профилактическом учете.

Особое внимание отводится коммуникативной компетентности участковых, например, с лицами, допустившими правонарушения в семейно-бытовой сфере участковыми проводятся такие формы профилактического воздействия, как правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения, что, безусловно, требует от него навыков убеждающего воздействия.

С целью диагностики особенностей профессионально-психологической подготовленности участковых нами было проведено психодиагностическое обследование 40 слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по узкой специализации «Деятельность участкового уполномоченного полиции» по методикам: «Ориентационные стили профессионально-деятель-ностного общения», опросник Томаса «Стратегии взаимодействия».

По результатам обследования участковых по методике «Ориентационные стили профессионально-дея-тельностного общения» доминирует стиль — на людей, свойственный эмоциональным, чувствительным, сопереживающим сотрудникам, склонным ориентироваться на личностные особенности окружающих (рис.1). Специалисты, придерживающиеся данного стиля, стремятся учитывать нужды, мотивы и чувства других, склонны к сотрудничеству, что и должно быть характерно участковым для эффективного выполнения своих обязанностей.

■ надсистаио «нлпроцссс ■мзлюдеи ш ил перспективу

Рис 1. Доминирующие ориентационные стили профессионально-деятельностного общения испытуемых

SCIENCES

смешанные-стили 20%

уклонение А 5%

сотрудничеств о 10%

компромисс 45%

уступка 20%

Рис. 2. Предпочитаемые стили поведения участковых в конфликтных ситуациях

Практически половина опрошенных (45 %) склонна придерживаться в напряженных ситуациях стратегии компромисса. Полагаем, что компромисс приемлем для нормативно-регламентированных взаимоотношений участковых, не желающих допускать эскалации конфликта с гражданами.

Пятая часть обследованных сотрудников (20 %) склонна к уступке (приспособлению) по отношению к оппоненту. Данный стиль поведения в конфликте уместен для участковых, полагающих, что взаимопонимание с гражданином гораздо важнее, чем достижение собственных целей в конфликте.

Вместе с тем, только 10 % обследованных сотрудников считают более приемлемой в конфликте стратегию сотрудничества. Полагаем, что это связано с тем, что для того, чтобы найти решение, устраивающее обе стороны путем сотрудничества, требуются определенный уровень профессионально-психологической подготовленности, а также существенные временные ресурсы.

Завершающей процесс формирования специалиста психологической дисциплиной является дисциплина «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел», которая предусматривает изучение особенностей психологического сопровождения служебной деятельности, ее психологической структуры, требований к личности участкового, особенностей психолош-педагогического сопровождения адаптации молодых специалистов и профилактики профессиональной деформации, освоение психологических закономерностей профессионального общения и конструктивного поведения сотрудников ОВД в конфликте с гражданами, а также методов регуляции отрицательных психических состояний в деятельности участкового.

Интерактивной формой проведения практических занятий, в которой в полной мере реализуется практи-ко-ориентированный подход в обучении, является социально-психологический тренинг, так как он позволяет не только формировать навыки, корректировать имеющиеся проблемы в обучении, но и диагностировать особенности профессионально-психологической подготовленности.

При проведении тренинговых упражнений мы акцентировали внимание на проблемных ситуациях взаимодействия участковых с различной категорией граж-

дан (несовершеннолетними, психически больными, правонарушителями, лицами с ограниченными возможностями здоровья и т. д.), отработке алгоритмов установления психологического контакта, преодоления барьеров взаимопонимания, формирования навыков убеждающей аргументации и контраргументации, ас-сертивного поведения в конфликте с гражданами. Нами были разработаны тренинговые упражнения «Профилактическая беседа», «Опрос очевидцев», «Привлечение к содействию», «Видеосъемка», «Прием граждан», «Условие общения», «Конфликт».

Перед началом курса обучения с целью диагностики установок слушателей по применению психологических приемов, методов и средств в профессиональной деятельности нами применялась авторская методика «Семантический дифференциал в ситуациях взаимодействия участкового уполномоченного полиции с гражданами».

Только 60 % опрошенных из взвода курсантов в количестве 24 человек считали, что до принятия решения о мерах административного воздействия следует анализировать субъективные и объективные факторы, способствовавшие правонарушающему поведению граждан, остальные обучающиеся считали это нецелесообразным.

Только 65 % курсантов отметили, что нужно ориентироваться на личностные особенности граждан, чтобы найти индивидуальный подход, остальные полагали, что, опираясь на властные полномочия, устанавливать психологический контакт с гражданами не обязательно.

Всего лишь 50 % обучающихся ответили, что считают необходимым своими действиями вызывать у граждан позитивные мотивы сопричастности к поддержанию правопорядка.

Только 75 % обучающихся полагают, что профилактическая беседа может иметь какой-либо эффект, способствует коррекции правосознания и поведения граждан, остальные считают результативным лишь усиление мер административной ответственности.

Исходя из этого, при проведении занятий с обучающимися мы акцентировали внимание на коррекции их установок в общении от субъект-объектного подхода или обвинительного уклона, к субъект-субъектному, когда гражданин воспринимается как активный субъект поддержания правопорядка.

С этой целью было организовано обсуждение проблемы «Миссия участкового уполномоченного по повышению правопорядка и безопасности на административном участке. Проблемы и пути решения».

Таким образом, профессионализм будущих участковых во многом определяется возможностями целенаправленного обучения профессорско-преподавательским составом с применением активных и интерактивных форм обучения. Эффективность профессионально-психологической подготовки зависит также от современных наработок в области юри-дико-психологической теории и практики. В немалой степени она определяется склонностью обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию профес-

сионально важных качеств. В целом, все субъекты профессионально-психологической подготовки участковых должны формировать у них позитивные установки к учету психологических аспектов в служебной деятельности.

Список источников

1. Состояние преступности — январь-декабрь 2021 года: [Электронный ресурс]. URL: https:// мвд.рф (дата обращения: 15.07.2022).

2. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.09.2021.

3. Хальзов В. П., Ермаков А. Г. Подготовка участковых уполномоченных полиции в образовательных организациях МВД России к профилактической работе с населением : монография. СПб. : СПб. университет МВД России, 2018.160 с.

4. Кораблев С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие. 2-е изд. М. : ЦОКР МВД России, 2009. 240 с.

5. Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.

References

1. The state of crime - January-December 2021: [Electronic resource], access mode: https:// MVD.rf (date of access: 07/15/2022).

2. On the service of the district police officer in the serviced administrative area and the organization of this activity: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 No. 205 // ATP «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru (accessed 21.09.2021).

3. Khalzov V. I., Ermakov A. G. Preparation of district police officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for preventive work with the population: monograph. St. Petersburg: St. Petersburg. University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. 160 p.

4. Korablev S. E. Training for the development of communicative competence of law enforcement officers: a

study guide. 2nd ed. M.: TsOKR of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009.240 p.

5. Applied legal psychology: textbook for universities / ed. prof. A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA, 2001. 639 p.

Библиографический список

1. Ермаков А. Г. Содержание и значение профессиональное психолого-педагогической подготовленности участкового уполномоченного полиции к профилактической работе с населением // Современная наука. 2011. № 2. С. 43—45.

2. Зуева Е. Г. Социальные роли участкового уполномоченного полиции при осуществлении профилактической деятельности. Актуальные проблемы психологической работы в органах внутренних дел: сборник статей по материалам межведомственного Круглого стола (Васильевские чтения). Санкт-Петербург, 2016. С. 123-125.

3. Рыбин Д. Н., Степанищев А. Г. Методы саморегуляции в деятельности участковых уполномоченных полиции : учебно-методическое пособие. — Барнаул : Барнаульский ЮИ МВД России, 2020. 40 с.

4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. М.: Институт психотерапии, 2002.262 с.

Bibliographic list

1. Ermakov A. G. The content and significance of the professional psychological and pedagogical readiness of the district police officer for preventive work with the population // Modern Science. 2011. No. 2. P. 43^5.

2. Zueva E. G. Social roles of the district police commissioner in the implementation of preventive activities. Actual problems of psychological work in the internal affairs bodies: a collection of articles based on the materials of the interdepartmental round table (Vasilevsky Readings). St. Petersburg, 2016. PP. 123-125.

3. Rybin D. N, Stepanishchev A. G. Methods of self-regulation in the activities of district police officers: a teaching aid. Barnaul: Barnaul Yul MIA of Russia, 2020.40 p.

4. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups: study guide. M. : Institute of Psychotherapy, 2002. 262 p.

Статья поступила в редакцию 28.07.2022; одобрена после рецензирования 08.08.2022; принята к публикации 12.08.2022.

The article was submitted 28.07.2022; approved after reviewing 08.08.2022; accepted for publication 12.08.2022.

20

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.