вая комплексная программа “Здоровье работающего населения России” с необходимым опережающим научно-методическим обеспечением. Общеметодологической базой реализации программы могли бы стать соответствующие региональные НИИ -Институты здоровья. Реализация указанной программы существенно сблизила бы нашу страну по характеристикам ее экономического развития и состоянию здоровья экономически активного населения с современными развитыми странами Европы.
Поступила 25.11.04.
ON STUDY OF HEALTH OF ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION
I.G. Nizamov, K.Sh. Zyatdinov, A.A. Gilmanov,
T.I. Sadykova, V.P. Prokopyev, V.A. Kalistratov
S u m m a r y
Study of health of economically active population from wide médicosocial and economical point of view started from 1960-th. Study materials on the problem are widely introduced in practice of organs of state authorities, health care and pedagogic activity of higher educational institutions. The necessity to implement the aimed complex program ’’Health of working population of Russia” is obvious, and the regional research institutes on Health can serve as the methodologic center for its realization.
УДК 616 - 053. 6
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ
C.B. Мальцев, P.A. Файзуллина, H.H. Архипова, Р.Т. Зарипова
Кафедра педиатрии (зав. - чл.-корр. АН РТ, проф. C.B. Мальцев) Казанской государственной медицинской академии последипломного образования
Подростковый возраст относится к критическим периодам детства в связи с особенностями функционирования основных регуляторных систем - нервной, эндокринной, иммунной и репродуктивной. В этом возрасте под контролем центральной нервной системы, гипоталамуса, гипофиза, гонад и надпочечников усиливаются основные виды обмена веществ, что проявляется интенсификацией роста и развития, быстрыми темпами увеличения длины костей, ростом мышечной массы, появлением и становлением вторичных половых признаков. Наблюдаемые в пубертатном периоде морфофункциональные изменения основных систем организма и перестройка регуляторных механизмов совпадают с новыми социальными нагрузками: последним этапом школьного образования, профессиональным самоопределением и обучением, ранним трудом, изменением образа жизни и поведения, интеграцией во взрослое общество и т. д. [1 ].
В силу особенностей функционирования многих органов и систем у подростков возможно развитие пограничных состояний, связанных с кратковременной дисфункцией желез внутренней секреции. В этом возрасте чаще обостряются хронические заболевания и начинаются некоторые болезни взрослых, что ограничивает профессиональный выбор, годность к службе в армии, омрачает перспективу будущего материнства и отцовства.
Данные официальной статистики свидетельствуют, что за последние 5 лет наметилась отчетливая тенденция к росту всех основных групп болезней у подростков. В структуре заболеваний доминируют
болезни органов дыхания, на втором месте - болезни нервной системы, на третьем - болезни органов пищеварения. Число подростков, имеющих I группу здоровья, уменьшилось с 37% в 1960 г. до 3,6% в 2000 г., а число старшеклассников с III группой здоровья (имеющие заболевания), наоборот, увеличилось - с 41 до 72%.
За последние 10 лет нами проведено комплексное обследование более 25 тысяч подростков в возрасте 10-18 лет в общеобразовательных и инновационных школах городов и районов Республики Татарстан. У большинства старшеклассников патология имеет полисистемный характер. При осмотре у них выявляются заболевания 3-4 и более систем организма, из них наиболее частыми являются болезни желудочно-кишечного тракта (65-90% в школах разного типа), ЛОР-органов (47-71%), нарушения осанки (38-65%), вегетососудистая дистония (35-69%), функциональная кардиопатия (33-48%), болезни мочевой системы (25-40%), гиперплазия щитовидной железы (42%). Выделяется высокий удельный вес гинекологической патологии у девочек (9,4%) и урологической у мальчиков (до 33%). Частота анемии у школьников в общеобразовательных школах составляет 8,5%, в частных школах - 15,6%, в инновационных (гимназии, лицеи) - 28,2%, в детских домах - 49,3%.
Состояние здоровья девочек-подрост-ков хуже, чем у мальчиков: у них чаще встречаются вегетососудистая дистония, заболевания сердечно-сосудистой и мочевой систем, гиперплазия щитовидной железы.
Негативное влияние на здоровье старшеклассников оказывает обучение в образовательных учреждениях нового типа (гимназии, лицеи, экспериментальные школы), где высокая интенсивность учебного процесса не всегда соответствует возможностям организма подростков. Так, в учреждениях инновационных видов обучения более 50% учащихся заканчивают учебный год с признаками сильного переутомления, у 55-83% из них наблюдаются явления повышенной невротизации. Кроме того, у учащихся таких видов школ достоверно чаще, чем в общеобразовательных учреждениях, встречаются болезни органов пищеварения, вегетососудистая дистония, дефицит массы тела, при этом особое неблагополучие выявляется среди девочек.
Н едостаточные знания об анатомофизиологических особенностях репродуктивной системы, возможностях контрацепции, инфекциях, передающихся половым путем, обусловливают низкую обращаемость подростков за специализированной помощью, рост случайных беременностей и абортов, возникновение воспалительных заболеваний половых органов, бесплодие в зрелом периоде жизни [2]. Проведенное нами специальное исследование показало, что 14% 15-16-летних школьниц ведут сексуально активный образ жизни, 26% из них вступили в половую связь в 13-14 лет, 19% - в 14-15 лет, 55% - в 15-16 лет, при этом 57% из них состояли в интимных отношениях с двумя и более партнерами.
У подростков также отмечается большое количество факторов, которые не всегда фиксируются медицинской статистикой, в частности поведенческий риск, опасный для здоровья. С начала 80-х годов XX века в молодежной среде неуклонно распространяются такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, а в последнее время в связи с неуправляемым ростом школьников с наркотической зависимостью данная проблема становится национальным бедствием. Школьники начинают курить в основном в 5-6-м классах, а к 10-11-му классу курят до 50% мальчиков и 30% девушек. Некоторые дети имеют опыт первого общения с психоактивными веществами уже с 6-8 лет. Процесс инициации курения и употребления алкогольных напитков, в том числе пива, связан не только с семейной ситуацией и влиянием сверстников, но и с последовательной рекламой этой продукции. Увлечение потреблением психоактивных соединений обеспечивает рост в последние годы подростковой преступности. Саморазруша-ющие формы поведения подростков провоцируют появление несчастных случаев,
отравлений и, к сожалению, убийств и суицидов, занимающих ведущее место в структуре смертности среди подростков.
Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения полученной информации являются выраженными психотравмирующими факторами для подростков, что в сочетании с неправильным режимом дня и отдыха, непродолжительным сном, нерациональным питанием, сниженной или полностью отсутствующей физической нагрузкой оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Возрастает число детей с нарушениями психического здоровья и пограничными психическими состояниями, формирующими социальную недостаточность подростков. Распространенность психической патологии у подростков старшей возрастной группы и темпы ее роста на 20-30% выше, чем у детей до 14 лет. Из числа негодных к военной службе подростков около 40% составляют лица с психическими расстройствами. От 30 до 70% учащихся школ, гимназий и лицеев испытывают трудности в усвоении базовой школьной программы. Значительно хуже состояние психического здоровья у учащихся в системе среднего профессионального образования.
Среди множества причин ухудшения психического здоровья помимо генетических и перинатальных факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции, невротизации и другой неврологической симптоматике, определенное значение, по нашим данным, имеют дефекты воспитания в семье, неадекватные учебные нагрузки, дефицит йода. Только массовая йодная профилактика позволит уменьшить число неуспевающих подростков и школьников с асоциальными формами поведения на 20-25%.
При анкетировании и опросе 850 школь-ников-подростков установлен ряд семейных социальных проблем, оказывающих влияние на их здоровье и адаптацию: конфликтная семья, жестокое обращение, пьянство родителей, неполная семья, плохие материально-бытовые условия и незащищенность.
Изучение динамики адаптационных возможностей школьников-подростков в республике показало, что за последние пять лет число детей с удовлетворительной адаптацией к нагрузкам уменьшилось с 44 до 14%, а с напряженной адаптацией повысилось с 23 до 42%. Срыв адаптации наблюдался у 13% подростков, что в 4 раза больше, чем 5 лет назад.
В последние годы в Республике Татарстан одновременно с резким ухудшением состояния здоровья школьников возрос-
ло число детей и подростков, испытывающих трудности в обучении. Мы провели оценку состояния здоровья, психологических особенностей 300 учащихся общеобразовательных школ различных районов г. Казани в возрасте от 13 до 17 лет. При изучении семейных, социально-психологических и педагогических факторов установлено, что 2/3 учеников с низкой успеваемостью - выходцы из семей группы риска: неполных, многодетных, с повторным браком, находящихся на грани развода.
В подавленном состоянии, близком к депрессии, находились 53,2% подростков с низкой успеваемостью. У них чаще возникали психосоматические заболевания, школьные фобии, расстройства внимания, гиперактивность, начальные стадии подростковых психозов. Именно депрессия толкала многих из них к опасным для жизни поступкам - употреблению наркотиков, алкоголя, суицидам.
Наши исследования показали, что число школьников-подростков с гармоничным развитием за последние 5 лет в городской местности уменьшилось на 42%, в сельской местности - на 16%, соответственно число учащихся с дефицитом массы тела увеличилось в городах в среднем до 35%, в сельской местности - до 12,5%. Факторами, ведущими к развитию дефицита массы тела, являются особенности образа жизни, связанные с дефектами питания и условиями обучения в школе, прогрессирующее распространение курения, алкоголизма и наркомании, ухудшение экономического благополучия семей, увеличение частоты хронической патологии. Среди детей с дефицитом массы тела достоверно чаще определялись нефроптоз, нарушение осанки и сколиоз, задержка полового развития. У мальчиков-подрост-ков с дефицитом массы тела достоверно чаще встречались артериальная гипотензия, вегетососудистая дистония, хронический гастродуоденит, а у девочек-под-ростков - проявления поливалентной аллергии. Среди подростков с недостаточностью питания жировая масса тела в пределах 4,03-12,1 была у девочек и 3,08-7,9 -у мальчиков, что соответствует 5-25 про-центилям.
Анализ результатов анкетирования подростков выявил нарушения режима питания и несоответствие рациона питания детей принятым диетическим нормам как в школе, так и дома. Нарушения режима питания сводились к изменению кратности и длительным перерывам в приеме пищи, замене полноценных приемов пищи перекусыванием, едой всухомятку. Было установлено, что среди подростков только каждый пятый (21%) мальчик и
каждая десятая (11%) девочка соблюдали режим питания, остальные часто нарушали его или не соблюдали совсем. Энергетическая ценность пищи и содержание основных макро- (белков, жиров, углеводов) и микронутриентов (витаминов, микроэлементов) у подростков не соответствовали рекомендуемым физиологическим нормам. Нарушение пищевого статуса подростков характеризуется выраженным дефицитом белков животного происхождения, жиров и углеводов (на 30% ниже рекомендуемых норм), большинства витаминов (С - у 76% обследованных, А, В1 и В2, фолиевой кислоты - у 34-78%) и минеральных веществ (кальция и железа - у 30-40%, цинка - у 45-50%).
Доказано, что недостаточное потребление кальция детьми и подростками на уровне 50% суточной потребности и менее сопровождается накоплением в популяции детей с недостаточной минерализацией костной ткани и служит в последующие возрастные периоды одним из факторов риска возникновения явлений остеопороза. Изучение фосфатнокальциевого обмена у подростков показало, что у 4,6% обследованных (только у девочек) выявлена гипокальциемия. Намного чаще определялась гипофосфатемия -у 27,4% подростков независимо от пола.
Таким образом, изучение медико-социальных проблем у детей подросткового возраста позволило оценить состояние их здоровья, частоту, характер и причины заболеваний, основные социопатические влияния в школе и дома. Усилия по решению медико-социальных проблем подростков должны быть межведомственными и включать мероприятия, проводимые в школе, образовательных учреждениях, семье, а также на уровне государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романова Т. А. // Русск. мед. журн. - 2004. -№13. - С.23-25.
2. Уварова Е. В. // Росс. вестн. перинатол. и педиатр. - 2002. - №4. - С. 11-14.
Поступила 25.1 1.04.
IMPORTANT PROBLEMS OF ADOLESCENTS MEDICINE
S.U. Maltsev, R.A. Faizullina, N.N. Arkhipova,
R.T. Zaripova
S u m m a г у
Complex study of medicosocial problems in teenagers of Tatarstan Republic is carried out. State of their health, nature and cause of diseases, basic sociopathic effects at school and at home are estimated. Discrepancy between official statistics data and profound examination is shown. The presented data suggest the crisis state of health of teenagers in recent years. For valuable characteristic of health of teenagers and choice of individual preventive measures both medical and social factors should be considered.