Актуальные проблемы подготовки студентов-психологов в области краткосрочного психологического консультирования и психотерапии
Власов Никита Анатольевич (Москва) ГБУЗ «ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ» kaiser85@yandex. ru
Аннотация. В статье описаны три основные проблемы подготовки студентов-психологов в области краткосрочного психологического консультирования и психотерапии: недостаточная представленность в магистерских программах и программах специалитета краткосрочных методов, недостаточное количество практики в рамках обучения краткосрочным методам и недостаточное количество литературы по краткосрочным методам на русском языке. После описания каждой из указанных проблем автором приводятся варианты их решения.
Ключевые слова: психология, психологическое консультирование, краткосрочная психотерапия, подготовка студентов-психологов.
Current problems of training psychology students in the field of short-term psychological
counselling and psychotherapy
Nikita A. Vlasov (Moscow) P.B. Gannushkin Moscow City Clinical Psychiatric Hospital
Abstract. The article describes three main problems of training psychology students in the field of short-term psychological counselling and psychotherapy: insufficient representation in master's programs and specialty programs of short-term methods, insufficient practice in short-term methods, and insufficient literature on short-term methods in Russian language. After describing each of these problems, the author provides its solutions.
Keywords: psychology, psychological counseling, short-term psychotherapy, training of psychology students.
Краткосрочным консультированием и терапией может считаться психологическая помощь, оказываемая в течение не более чем 20 сессий, а в значительном числе случаев ограниченная временной рамкой в пять занятий. В России наиболее распространенными направлениями краткосрочного консультирования и терапии являются [5]:
• Когнитивно-поведенческое направление (рационально-эмотивно-поведенческая терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека и др.) С некоторыми оговорками к данному направлению можно причислить метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ или EMDR) Ф. Шапиро.
• Системно-стратегическое направление (стратегический подход MRI, миланская модель М.С. Палаццоли, краткосрочная стратегическая терапия Дж. Нардонэ и др.).
• «Постмодернистское» направление (ориентированная на решение краткосрочная терапия С. де Шейзера и И.К. Берг, нарративная терапия М. Уайта и Д. Эпстона и др.).
Указанные направления и методы, в них входящие, обладают рядом особенностей [4]:
• Экономичность. Это главная характеристика краткосрочной психокоррекционной работы. Акцент делается на существенно ограниченной во времени психологической помощи, при которой эффект достигается в десятки раз быстрее, чем в долгосрочных направлениях (по сравнению с психоанализом, экзистенциальным анализом и др.). Экономичность особенно выгодна для клиента, так как быстро позволяет избавиться от проблемы.
• Доказанная эффективность. Методы, относящиеся к краткосрочной психотерапии, обладают научно доказанной эффективностью. При этом признанным лидером по данному параметру является когнитивно-поведенческая терапия. В работе с некоторыми видами расстройств краткосрочная терапия оказывается эффективнее долгосрочной, например, когнитивная терапия демонстрирует очень хорошие
результаты при работе с депрессией, а метод десенсибилизации и переработки движениями глаз - при психокоррекции посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
• Проблемная ориентированность. В краткосрочной терапии работа ведется с конкретной проблемой клиента, поэтому с самого начала требуется ее кристаллизация. «Размытые» описания проблемы, такие как «мне как-то нехорошо» или «я чувствую психологический дискомфорт» требуют уточнения, иначе такая терапия будет похожа на блуждания в тумане. Лишь после успешной кристаллизации проблемы возможно формулирование адекватной цели совместной работы.
• Техничность. В краткосрочной психотерапии используются четкие протоколы работы с определенными расстройствами и конкретные техники с пошаговым выполнением. Такие алгоритмы не просто удобны в применении, особенно для начинающих специалистов, но и позволяют в большинстве случаев достичь ожидаемого результата. Это делает терапию более предсказуемой и «прозрачной» для обоих участников процесса. Тем не менее многие авторы (А. Бек, Ф. Шапиро, Дж. Нардонэ и др.) предостерегают специалистов от бездумного использования техник в ущерб гибкости и терапевтическим отношениям.
К основным актуальным проблемам подготовки студентов-психологов в области краткосрочного психологического консультирования и психотерапии можно отнести следующие: (1) недостаточная представленность в магистерских программах и программах специалитета краткосрочных методов, (2) недостаточное количество практики в рамках обучения краткосрочным методам и (3) недостаточное количество литературы по краткосрочным методам на русском языке. Разберем эти проблемы более подробно.
Недостаточная представленность в магистерских программах и программах
специалитета краткосрочных методов В этом смысле в наибольшей степени «повезло» когнитивно-поведенческому направлению - оно является, наряду с психодинамическим и экзистенциально-гуманистическим направлениями, одним из «большой тройки» подходов психологической помощи. Другая ветвь, системно-стратегическая, в образовательных программах представлена хуже, а третья, «постмодернистская», вообще практически не освещена.
Отсутствие отдельного курса хотя бы по одному из представленных направлений в рамках образовательной программы не позволяет в достаточной мере сформировать знания, умения и навыки, необходимые для работы в рамках краткосрочного психологического консультирования и психотерапии. Ситуация, при которой будущие психологи «по чуть-чуть» обучаются психоанализу, гештальт-терапии, когнитивной терапии и другим методам приводит к тому, что после завершения обучения они реально не владеют ни одним из них. В итоге после окончания вузов выпускники часто оказываются неготовыми к консультативной и психокоррекционной работе и вынуждены доучиваться в других местах.
Решение этой проблемы может быть только одно - увеличение количества часов обучения краткосрочным методам психологического консультирования и психотерапии. Причем этого можно достичь как включением отдельных соответствующих модулей в программу обучения, как это сделано в отношении когнитивно-поведенческой терапии в МГППУ [7], так и созданием целых магистерских программ, как это сделано в отношении системной семейной психотерапии в ВШЭ [8].
Недостаточное количество практики в рамках обучения краткосрочным методам К сожалению, часто бывает так, что в процессе подготовки в рамках тех или иных методов практика подменяется подачей теоретического материала. Безусловно, теория важна, однако она, в отличие от умений и навыков, может быть почерпнута из литературы и других источников. Часто нам приходится слышать следующее от студентов и свежеиспеченных выпускников программ по психологии: «мы все знаем, но ничего не умеем». В этом же контексте нельзя не вспомнить высказывание одной из наших коллег о том, как ее знакомый преподаватель «читал тренинг» учащимся. Если сравнить подготовку студентов-психологов с
подготовкой будущих водителей, то такой подход к обучению будет похож на заучивание правил дорожного движения и в лучшем случае на езду по площадке. Без выездов в город.
Недостаток практики приводит к тому, что выпускник, оказавшись лицом к лицу с консультируемым, будет растерян и не сможет оказать ему соответствующую помощь. Базовых умений и навыков, таких как активное слушание, не хватит для решения большинства проблем, с которыми обращаются нуждающиеся в психологической помощи. Для такой работы часто нужны протоколы вмешательств, конкретные приемы и техники, которые по возможности необходимо отрабатывать в учебных группах.
Решение этой проблемы следующее: увеличение количества часов практики в ущерб теории, которую можно давать, во-первых, более экстрактно, во-вторых, в большей степени делегируя самому студенту в рамках самостоятельной подготовки с последующим контролем полученных знаний. Необходимы демонстрация преподавателем изучаемых техник и их отработка в парах или тройках самими студентами, а также супервизорское курирование.
Недостаточное количество литературы по краткосрочным методам на русском языке
Чтение первоисточников, как известно, является базой подготовки студентов-гуманитариев. Однако и здесь не все гладко. Опять «повезло» когнитивно-поведенческому направлению, труды по которому издавались и издаются. Так, есть в продаже и в электронном виде базовые учебники по когнитивной терапии [1, 2]; есть и более современные работы, например, Р. Лихи [6]. Несколько хуже обстоят дела с рационально-эмотивно-поведенческой терапией А. Эллиса [16], однако осенью 2020 года планируется появления перевода наиболее значимой современной работы по этой теме - A practitioner's guide to rational emotive behaviour therapy [18]. Хуже дела обстоят с переводом на русский язык книг по поведенческой терапии, например, трудов Дж. Вольпе и Т. Стэмпфла.
Если же говорить о методе десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ или EMDR), то до недавних пор на русский язык была переведена лишь одна работа -классический труд Ф. Шапиро [15]. Правда, в 2019 году вышла книга Дж. Найпа о ДПДГ-терапии комплексного ПТСР [10], что несколько улучшило ситуацию.
Системно-стратегическое направление довольно хорошо представлено в переводной литературе. Издано много работ по семейной терапии, в частности, труды М.С. Палаццоли [13], С. Минухина [9] и др. Также активно публикуются работы по краткосрочной стратегической терапии [11, 12]. Вместе с тем, недостаточно уделено внимания «классической» стратегической модели, разработанной в стенах MRI (П. Вацлавик, Дж. Уикленд и др.). Тем не менее ситуация несколько улучшилась в прошлом году, когда была выпущена книга «Изменения. Принципы формирования и решения проблем» [3].
Наконец, довольно мало книг на русском языке посвящено «постмодернистским» методам консультирования и терапии. До сих пор не издано ни одной (!) работы авторов ориентированного на решение подхода: И.К. Берг и С. де Шейзера; нарративный подход представлен лучше [14, 17], но тоже в недостаточном объеме.
Из вышеописанного следует, что в подготовке студентов-психологов в области краткосрочного психологического консультирования и психотерапии необходимо не только опираться на изданную ранее литературу, но и способствовать переводу и изданию новых источников.
Выводы
К основным проблемам подготовки студентов-психологов в области краткосрочного психологического консультирования и психотерапии можно отнести следующие: недостаточная представленность в магистерских программах и программах специалитета краткосрочных методов, недостаточное количество практики в рамках обучения краткосрочным методам и недостаточное количество литературы по краткосрочным методам на русском языке.
Для решения описанных выше проблем можно предпринять следующие шаги:
• увеличить количество часов обучения краткосрочным методам психологического консультирования и психотерапии;
• увеличить количество часов практики в ущерб теории, которую можно давать, во-первых, более экстрактно, во-вторых, в большей степени делегируя самому студенту в рамках самостоятельной подготовки с последующим контролем полученных знаний;
• способствовать переводу и изданию литературы по краткосрочным методам консультирования и психотерапии, ранее не издававшихся в России.
Литература
1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
2. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. - М.: И.Д. Вильямс, 2017. - 400 с.
3. Вацлавик П., Уикленд Дж., Фиш Р. Изменения. Принципы формирования и решения проблем. - М.: 1000 бестселлеров, 2020. - 176 с.
4. Власов Н.А. Краткосрочная психотерапия тревожных расстройств. - М.: Психотерапия, 2019. - 376 с.
5. Козлов В.В., Власов Н.А. Особенности и принципы краткосрочной психотерапии // Методология современной психологии. 2019. №9. С. 122-129.
6. Лихи Р. Техники когнитивной психотерапии. - СПб.: Питер, 2020. - 656 с.
7. Магистерская программа «Консультативная психология». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/10xqkMgvWYu4s4vqq36mqceBl83IFU4O3/view
8. Магистерская программа «Системная семейная психотерапия». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.hse.ru/ma/family/
9. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 304 с.
10. Найп Д. EMDR: Полное руководство. Теория и лечение комплексного ПТСР и диссоциации. - М.: Научный мир, 2020. - 456 с.
11. Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия. - М.: Психотерапия, 2008. -352 с.
12. Нардонэ Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. - 192 с.
13. Палаццоли М.С., Босколо Л., Чеккин Д., Прата Д. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие. - М.: «Когито-Центр», 2010. - 204 с.
14. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. - М.: Генезис, 2010. - 326 с.
15. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 496 с.
16. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. -СПб.: Речь, 2002. - 352 с.
17. Эрон Дж.Б., Лунд Т.У. Нарративные решения в краткосрочной терапии. - М.: Научный мир, 2011. - 352 с.
18. Digiuseppe R.A., Doyle K.A., Dryden W., Baekx W. A practitioner's guide to rational emotive behaviour therapy. - NY.: Oxford University Press, 2014. - 387 с.