Научная статья на тему 'Интегрированная системная психотерапия: вклад в межкультурное взаимопонимание'

Интегрированная системная психотерапия: вклад в межкультурное взаимопонимание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1178
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / СИСТЕМА / СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / СТРУКТУРНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ / РЕФРЕЙМИНГ / ЦИРКУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ / ГРАНИЦЫ СЕМЬИ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА / СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА / КРАТКОСРОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гессманн Ханс-вернер

Целью статьи является анализ наиболее важных теоретических положений современной системной семейной психотерапии. Дается ответ на вопрос о том, как возникла системная терапия, каковы ее самые актуальные идеи сегодня, и как они воплощаются в практике психологической помощи людям в разных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная системная психотерапия: вклад в межкультурное взаимопонимание»

16. Серова О.Е. Актуальные аспекты наследия отечественной психологической мысли и решение проблем практической психологии // Психология и практика: Ежегодник Российского психологического общества. - Ярославль, 2004. вып. 1. - С. 160-161.

17. Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Б-рушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: Институт психологии РАН, 1995.

18. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2008.

19.Хойккала Т. Алеша и Таппио: сравнение двух случаев отцовства. - Там же. - С. 89-92.

20. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КСП+, 1999.

21. Ember C.R. Bibliography of Cross-Cultural

Research Methods // Cross-Cultural Research 1990 24: 141-154.

22. Hofstede, Geert. Culture's Consequences, Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations Across Nations. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 2001.

23. Culture"s Consequences: International Differences in Work-related Values. Beverly Hills, CA: Sage. 1984.

24. Hupka, R.B. and Ryan, J.M. The Cultural Contribution to Jealousy: Cross-Cultural Aggression in Sexual Jealousy Situations // Cross-Cultural Research 1990 24: 51-71.

25. Персональный сайт Г. Хофстеда [Электронный ресурс: http://www.geert-hofstede.com/ hofstede_dimensions.php?culture1=73&culture2=34]. Дата посещения 2.05.2009.

Х.-В. ГЕССМАНН

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ВКЛАД В МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Целью статьи является анализ наиболее важных теоретических положений современной системной семейной психотерапии. Дается ответ на вопрос о том, как возникла системная терапия, каковы ее самые актуальные идеи сегодня, и как они воплощаются в практике психологической помощи людям в разных странах.

Ключевые слова: семейная психотерапия, система, системная психотерапия, структурная семейная психотерапия, направления, рефрейминг, циркулярные вопросы, границы семьи, присоединение, семейная скульптура, семейная расстановка, краткосрочная терапия, ориентированная на решение.

Если психоанализ, который понимается как наука о бессознательном, душевной жизни, скрытой от внешнего наблюдения, опирается на представления и модели естественных наук своего времени, прежде всего, физики и химии (достаточно вспомнить такие термины, как вытеснение, сопротивление, образование реакции, сублимация и т.д.), то теоретическая основа семейной или системной психотерапии связана с изменениями в картине мира того времени. Особое влияние на развитие системно-терапевтического направления оказали возникшие в 50-х и 60-х гг.

теории и модели коммуникации, информатики и кибернетики.

В то же время, независимо от этих теорий, некоторые психотерапевты из практических соображений начинают работать не столько с отдельным клиентом, сколько с целой семьей. Они видят, что в семье с одним больным, например, страдающим шизофренией, зачастую появляются и другие расстройства; кажется, что членам семьи будто бы необходимо поддерживать патологическое поведение некоего «козла отпущения». Они вымещают на нем свое напряжение и

могут ради него пренебречь своими собственными проблемами. Терапевты замечают, что работа с семьями приводит к более быстрым и долгосрочным переменам к лучшему. Таким образом, семейная терапия, которая позднее станет называться системной психотерапией, возникла из практической необходимости. И только много позже огромный практический опыт был объяснен с помощью теоретических концепций, опирающихся на междисциплинарное изучение систем. В концепциях естественных наук, нейроби-ологии, социологии, философии и лингвистики на первых план выходит новое мышление. Центральным понятием, которое, впрочем, не имеет единого определения, становится понятие «система».

Система - это единство, состоящее из различных частей, которые находятся между собой во взаимосвязи, взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Системы существуют в различных областях. Например, школьный класс можно рассматривать как систему. Система школьного класса функционирует по определенным правилам и имеет свой порядок: учительница объясняет ученикам новый материал, ученики внимательно слушают, повторяют, высказывают собственные мысли, ссылаясь на учительницу, и друг на друга.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

Рассматривая систему в междисциплинарном аспекте, необходимо отметить ее наиболее важные качества. Вернемся к примеру со школьным классом: легко представить, что произойдет, если учительница будет объяснять все время одну и ту же тему. Настанет момент, когда ученикам станет скучно, и они перестанут слушать учительницу. Через некоторое время некоторые ученики встанут с мест, будут разговаривать с другими на посторонние темы и перестанут обращать на учительницу внимание. Чем младше ученики, тем быстрее они пустят в ход самоорганизацию системы. Переменой своего поведения они заставят учительницу либо заново привлечь их внимание, либо прекратить занятие. Важным моментом является то, что здесь мы можем наблюдать «круговую причинность», или взаимообусловленность. При этом порядок не навязывается извне, он возникает внутри самой системы.

На том же примере можно проиллюстриро-

вать другой аспект междисциплинарного изучения системы, а именно, аспект свободы выбора системы. Это означает, что системе нельзя навязать извне какую-либо структуру: если бы руководство школы дало учительнице задание провести еще одно занятие на ту же самую тему, то ученики, возможно, вместе с учительницей, «сорвали» бы урок.

Еще одно важное понятие - историчность системы. Это значит, что реакция на изменение среды не бывает одной и той же. Так, важная причина не всегда имеет значительные последствия, как думали раньше. В зависимости от «предшествующего опыта» систем, даже незначительная причина может иметь огромные последствия. Например, группа подростков, которые уже неоднократно подвергались порицанию или даже наказанию за неприличное поведение, могут излишне агрессивно и шумно реагировать на безобидное замечание взрослого.

СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

У системной терапии нет основоположника, каким, например, являлся З. Фрейд в психоанализе, или К. Роджерс в гуманистической нарративной психотерапии.

Концепции семейной психотерапии были апробированы в различных областях. Системная практика постоянно расширялась и развивалась посредством распространения различных моделей, которые встречались либо с воодушевлением, либо резким неприятием со стороны коллег. Важную роль сыграло также и то, что каждый отдельный терапевт расставляет акценты индивидуально, в зависимости от собственного подхода. Со временем появился целый ряд значительных фигур психотерапевтов, сформировалась сеть институтов, которые участвовали в создании и развитии практической и теоретической концепции системной психотерапии. Процесс роста продолжается и по сей день. Единой системной терапии не существует, она не является единой теоретической концепцией. Напротив, существует множество различных школ, которые, естественно, хотят отличаться и отделиться друг от друга, но определенное сходство между ними, конечно же, есть.

Несмотря на трудность описания всех направлений и их сходство, попробуем представить их обзор и анализ.

Таблица1

Обзор ведущих школ системной семейной психотерапии

Название Авторы Тип Симптомы Технологии Продолжит

школы активности психотерапии ельность

терапевта терапии

Стратегическая Ватцлавик, директивная Из симптомо- Переоценка, Не более 10

семейная Джексон, содержащих задания, сеансов, раз

психотерапия Хейли, взаимодей-с твий назначение в две

Школа Пало Уикленд, возникают симптомов и недели,

Альто (США) Сегал взаимодей-ствия, действий несколько

направленные на месяцев

решение проблемы

Структурная Минухин, директивная, Установление Присоеди- Регуляр-

семейная Монтальво четкие ясных, нение, работа с ные беседы,

терапия Апонте, указания, проницаемых уровнями, количест-во

Андольфи обозначение границ, особенно метафоры и неограниче

границ, между символы, но

главенствую- поколениями, смена позиций,

щая позиция, распутывание новая инсцени-

фокусирую- «запутанного ровка

щая клубка», связывание трансакций

стимулирую- разъединен-ных

щая систем

Терапия, Сатир, Бош, участие, Развитие человека Присоеди- Количество

ориентированна Кирш-баум, расположение, (его Я) в семейном нение, работа с сеансов

я на развитие Кемплер, контакт со контексте уровнями, неогра-

Гаммер всеми членами семейная ничено

семьи, скульпту-ра,

активная, генограмма

директивная,

структурирую-

щая

Миланская Палаццо-ли, Главенству- Разрушение Циркуляр-ные Не более 10

модель (Италия) Прата, ющая позиция, центральной вопросы, сеансов,

Босколо, директивно- организаци-онной выдвиже-ние ориенти-

Чеччин вопрошающая, точки, гипотез, рована на

гипотетические реорганизация всей парадок- семьи с

комментарии и системы сальные психоз-ной

предписания, задания или симпто-

нейтраль-ность ритуалы матикой

Краткосрочная Де Шазер, Директивная, Привязка к Вопросы, Малое

терапия, Ким Берг, но нет имеющимся или ориенти- количе-ство

ориентирован- Уолтер, главенству- создающимся рованные на сеансов,

ная на решение Пеллер, ющей позиции ресурсам и решение либо большие

(Германия, Харгенс возможностям на будущее. перерывы,

США) решения Ресурсо- терапевт

ориенти- экспертв

рованная ведении

терапия беседы, а не

в поиске

решений.

Гипнотерапия по Шмидт, Активная, Активация Гипноз либо Малое

Эриксону Тренкле, структури- подсозна-тельно похожая на количество

(США) Росси, рующая присутствующего, гипноз работа с сеансов,

Ланктон, но блокирую-щего трансом, эскпери-

Цейг, потенциала работа со менты в

О?Ханлон решения сплетенными проведе-

историями и нии сеансов

метафорами

Диалогические Андерсон, Терапевт Отход от позиций, Отход от Терапевт

подходы Гулишан, «плывет» в фиксированныхна позиций, принимает

Уайт, Эптон, открытом проблеме. Открытие фиксированны позицию

Босколо, диалоге. ресурсов х на проблеме. не-эксперта.

Чеччин, Критерии: Открытие Любо-

Хоффманн польза, ресурсов пытство,

уважение, неуваже-

красота ние по

отношению

кпроблеме

С. Минухин прославился в 70-е годы своей концепцией структурной семейной психотерапии. Он работал в Нью-Йорке с семьями «низшего слоя» и в своей первой книге «Семьи из трущоб» описывал работу с семьями, у которых встречались самые разнообразные расстройства: проблемы, возникающие по причине бедности, нарушения поведения, конфликты в отношениях. Позднее он работал с психосоматическими заболеваниями, случаями добровольного истощения, например, анорексией. Психотерапия Минухина отличается тем, что для него не имело значение прошлое семьи, он интересовался почти исключительно взаимодействиями членов семьи «здесь и сейчас». Он исходил из того, что любая семья имеет свою собственную структуру, которую необходимо увидеть. Поэтому он должен был найти подход, чтобы иметь возможность - по поручению семьи - изменить эту закостеневшую тупиковую структуру, и тем самым, всю нарушенную систему семьи. Он фиксировал вербальные и невербальные высказывания членов семьи, обходился с ними дружелюбно, но вместе с тем, очень директивно.

Минухин имел очень четкое представление о том, какой должна быть семья, где должны находиться границы семьи, и какие правила ей необходимы. Согласно этим нормативным представлениям (семья функционирует хорошо только при ненарушенной иерархии и выверенных границах между поколениями) цель структурной

семейной терапии состоит в том, чтобы с помощью различных методов привести неудовлетворительные взаимоотношения внутри семьи в соответствие с идеальной картиной нормально функционирующей семьи. С одной стороны, основные убеждения Минухина являются «классически» системными, так как симптом он понимает как выражение конкретных отношений между членами семьи (системы), с другой стороны, он едва ли ссылается на модели системной теории или кибернетики. Также, в отличие от других системных терапевтов он очень редко прибегает к парадоксальным техникам. Первично его методы основаны на джойнинге (соединении, сращивании) как способе найти подход к семье, реф-рейминге, разработке и активном воздействии на правила системы и (домашних) заданиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минухин определяет свой метод как универсальный, то есть, его применение не ограничивается какими-либо определенными симптомами. Минухин развил свой метод, работая с семьями, живущими в трущобах. Его методика в этом отношении является единственной в своем роде, так как ни одно терапевтическое направление до сих пор не посвящало себя такой специфической клиентуре. Кроме того, его работа прославилась аспектом лечения психосоматических симптомов.

Даже если модель структурной семейной терапии из-за своей нормативной концепции кажется сегодня не такой привлекательной, тем не менее, многие идеи Минухина о границах и подсис-

темах помогают лучше понять сложные семейные процессы.

Семейная терапия, ориентированная на переживание

Вирджиния Сатир - известный семейный терапевт, ее часто называют «матерью сеймейной психотерапии». В 50-е гг. она была единственной женщиной-психотерапевтом в мужском мире науки и терапии, и она мужественно шла своим путем. В 1951 г. В. Сатир открывает свою практику и пишет об этом: «Я была женщиной, кроме того, у меня не было медицинского образования, поэтому, главным образом, ко мне приходили те люди, которых либо отсылали другие терапевты, либо те, которые попадали в разряд тяжелых случаев». Она начала использовать и разрабатывать разнообразнейшие методики. Частично она заимствовала методы из других терапевтических направлений, из разговорной психотерапии, психодрамы и других, и адаптировала их применительно к своей работе. Она также создавала новые методы, если они ей были необходимы.

Отчетливо видна склонность В. Сатир к гуманистическим формам терапии. Основу ее взглядов создавали уважение по отношению к человеку, независимо от того, какие лишения и беды он испытал в своей жизни. К ее методам относятся специфический вид рефрейминга, формы изложения и коммуникации, работа со скульптурами, трансформация правил, упражнения в самовосприятии и восприятии других, центрирующие упражнения, медитация, построение семьи и другие. Ее подход, ориентированный на развитие, («Терапия должна высвободить возможности развития и дать им шанс проявиться». «Симптомы представляют собой в данный момент наиболее доступное средство для решения проблемы») в Германии представлен, прежде всего, Институтом Семейной Терапии в Вангейме. Так как Вирджиния Сатир была не очень заинтересована в разработке теоретических концепций, гораздо более важными для нее были люди, их общение и отношения, ответы на теоретические вопросы она давала чаще всего «в действии». Сейчас многие терапевты занимаются тем, что пытаются собрать и систематизировать все многообразие методов, идей и мыслей, оставленных В. Сатир. Для Сатир все эти техники были лишь вспомогательными средствами для того, чтобы приблизиться к клиенту и его переживаниям, чтобы привести его в согласие с самим собой, воодушевить его ясно и

понятно выражать свои мысли, а также творчески подходить к решению проблем. Она сама высказывалась понятно и однозначно и использовала любую возможность укрепить чувство собственного достоинства человека, не оценивая его, и ни в коем случае не осуждая.

В течение своей жизни Вирджиния Сатир неустанно посещала разные страны, распространяя идеи о мире между народами и о гуманности человека. Она организовывала семинары, количество участников которых доходило до 1000 человек. Она передавала людям свое видение семьи, терапии, личностного роста, контакта, гуманности и собственного достоинства. Она обладала очевидной способностью сближаться с людьми, вкладывая в это общение энергию, чувство юмора и эмоциональное тепло. В. Сатир умерла в 1988 году. Все, кто ее знал, говорят о ней с уважением и восхищением. Каждому консультанту и терапевту стоит ближе познакомиться с этим разнообразием техник и приемов и опробовать их на практике.

МИЛАНСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ

Выше было сказано выше, что семейная психотерапия берет свое начало в 40-х гг. прошлого века в работах Сатир, Бейтсона, Харли и Ватцла-вика. Она находится в постоянном развитии. В 70-е гг. с развитием Миланской Школы, а 10 лет спустя, в связи с появлением «Гейдельбергской модели» она становится системной психотерапией.

Поговорим подробнее о миланской школе, так как она имела и до сих пор имеет огромное значение для системной психотерапии. «Миланская модель» получила всемирную известность с помощью книги, опубликованной совместно четырьмя «миланцами» (Палаццоли, Босколо, Чеч-чин и Прата) в 1975 году. Она называлась «Парадокс и контрпарадокс» и описывала новую терапевтическую методику для лечения семей с шизофреническим расстройством. Коллектив авторов описал необыкновенные результаты, достигнутые за небольшое число сеансов. Из четырех членов миланской группы наиболее значимой персоной была Мара Сельвини Палаццоли. В 1967 году она основала в Италии первый центр семейной терапии и возглавила его, затем к ней присоединились другие участники группы. Все они были врачами либо опытными психоаналитиками, готовыми отойти от психоанализа. Группа начала работать с семьями, в которых один член

страдал шизофренией, либо нарушением пищевого поведения (добровольным истощением). Они применяли различные методы, обсуждали, совершенствовали их, и разошлись через 10 лет, чтобы усиленно развивать уже собственные представления. Сельвини Палаццоли позднее выступила с критикой миланской модели, но, тем не менее, продолжила совершенствовать свои терапевтические методы и «разрушать» до основания системы с шизофреническими трансанкция-ми. Согласно ее воззрениям, она вносила изменения, порой очень грубыми методами, но выдержанно и технически очень точно. Ее сильная личность и компетентность приводили к удивительным терапевтическим результатам. Позднее она начала применять свои концепции к большим социальным системам, на предприятиях или в организациях, социальных учреждениях.

Такие терапевтические переменные как эм-патия, теплота и конгруэнтность в ее работе не играли никакой роли. Скорее всего, это было связано с ее собственной обеспеченной, но очень холодной и отстраненной семьей, в которой она «не была счастлива», и в которой именно эти человеческие качества не нашли своего проявления.

Определенной заслугой миланской модели можно считать понимание на системы. Семья, к примеру, является системой, которая регулируется правилами. Правила возникают со временем и определяют для каждого члена семьи, какого поведения от него ждут. Правила, возникающие в семьях с клиническими проблемами, соответствуют именно этой проблематике. Семья хочет избавиться от проблемы, но, не изменяя правила, так как они обеспечивают сплоченность семьи. Но так как проблема как таковая возникла именно по причине имеющихся правил, психотерапевт сталкивается с тупиковой ситуацией. Семья хочет перемен, но при этом не хочет меняться.

На эту парадоксальную ситуацию «миланская команда» отвечает контрпарадоксом: «Мы можем вас изменить, только если вы останетесь такими, какие вы есть». Здесь важно сбить с толку клиента, таким образом, застывшая система придет в движение и реорганизуется самостоятельно. Какова будет новая организация семьи, предсказать невозможно. Терапевтическая цель состоит в том, чтобы семья нашла субъективно подходящее решение проблемы.

Какие же идеи на сегодняшний день имеют существенное значение для семейной психотерапии?

• Не только индивид считается системой, но и пары, семьи, поколения, общественные группы.

• Можно сказать, что любая системная терапия концентрируется, прежде всего, на «коммуникации». Коммуникация включает в себя не просто «разговоры», но и поведение в целом (например, «смеяться», «отворачиваться», «молчать». Под понятие коммуникации попадает все, что несет какое-либо значение, что может воспринять и понять другой человек).

• Болезни считаются не расстройством психики, души человека, а расстройством его отношений с другими. «Системный подход основывается на манере, с какой люди общаются друг с другом и попадают в сложные ситуации в общении. Мы пытаемся понять, как функционирует система человеческих отношений, в которой находится и взаимодействует так называемый пациент. Наш вопрос: зачем? Что является функцией так называемого симптома? Если я, например, занимаюсь терапией брачных проблем, то мой пациент не женщина и не мужчина, мой пациент - это отношения между этими двумя людьми» - пишет Поль Вацлавик по этому поводу (см. Schlippe, 1999. С. 347).

• Зачастую член семьи вырабатывает симптоматику, замещающую другие симптомы. Он выполняет, тем самым, не только особую роль внутри семьи, которая его обременяет, он также дает возможность остальным членам семьи срывать на нем негативные эмоции и отодвигать свои личные проблемы на второй план (например, в алкогольной семье).

• Смысл семейной психотерапии состоит в изменении коммуникативного шаблона внутри семьи. Если П. Вацлавик пытался изменить правила семьи с применением особых методик извне, то сегодняшняя семейная терапия видит свою задачу в том, чтобы побудить семью к самостоятельной реорганизации изнутри.

Избранные концепции и техники различных терапевтических и консультационных школ

СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ И ГЕНОГРАММА

Еще до первой консультации консультант старается собрать первичную информацию о семье. Он спрашивает о том, кто относится к семье, кто живет вместе, обращалась ли семья до этого момента к консультанту или терапевту, и в чем се-

мья видит свою проблему. Часто терапевт составляет генограммы, которые наглядно демонстрируют очень сложные семейные системы, включающие несколько поколений. Такие генограм-мы облегчают консультанту процесс формулирования гипотез.

РЕФРЕЙМИНГ (переосмысление).

Взгляд семьи на собственные проблемы зачастую является косным и ограниченным. С помощью различных техник терапевт может показать семье, что их проблему можно увидеть по-другому, с разных точек зрения, и тем самым, дать толчок процессу переосмысления. Терапевт может добиться того, что семья, например, станет по-другому оценивать поведение проблемного члена семьи. (Например, постоянные болезни дочери не только вызывают тревогу и раздражение, но и при определенных обстоятельствах выполняют функцию объединения родителей, которые вместе заботятся о ребенке, забыв о разводе. Припадки ярости четырехлетнего мальчика не являются показателем его плохой наследственности или же агрессивности, но указывают на то, что он чувствует непонимание и нелюбовь по отношению к себе.)

СИСТЕМНОЕ ИНТЕРВЬЮ

С помощью определенных техник интервью терапевт помогает семье осознать взаимосвязи внутри нее, а также понять, что одного разделения поведения на «хорошее и плохое», «правильное и неправильное» недостаточно. Члены семьи должны увидеть, что каждый из них зависит и взаимодействует с другими. Внешне «плохое» поведение может быть сомнительной попыткой не дать структуре семьи распасться. Циркулярные вопросы являются особой формой интервью. Например: Как ты считаешь, что думает твой отец о тебе (твоей матери)?

РАБОТА С ГРАНИЦАМИ СЕМЬИ

Семье необходимы защищенное жизненное пространство, забота друг о друге, возможности развития и стабильность, сексуальное и эмоциональное удовлетворение. С другой стороны, ее границы должны быть открыты окружающему миру. Семья должна поддерживать подростков и детей, когда пытаются выйти за ее пределы. Внешние импульсы проникают в семью и меняют ее структуру. Семья должна внимательно следить за тем, когда воздействие внешнего мира ее обогащает, а когда «разрушает» ее.

Проблемы возникают, когда границы семьи

неподвижны и закрыты, или же когда они неконтролируемо проницаемы. Важным является и то, как члены семьи устанавливают свои собственные границы друг с другом и между поколениями.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ПРИСОЕДИНЕНИЕ - ДЖОЙНИНГ)

Терапевтический союз возникает в тот момент, когда психотерапевт начинает работу с семьей. В этот момент также определяются правила, которых будут придерживаться обе стороны. Эти правила могут быть высказаны вслух, но могут и остаться невысказанными. Эти правила касаются:

- вида коммуникации, (например, прямая коммуникация - «Скажи это ему сам!» - или посредством циркулярных вопросов),

- типа отношения друг к другу (обращение к каждому члену семьи, нейтрализация предрассудков, страха и стыда с помощью рефреймин-га), а также укрепление чувства собственного достоинства всех участвующих.

Построение доверительных отношений между терапевтом и семьей считается необходимым и полезным для терапевтического процесса.

СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА

Она берет свое начало в психодраме. Распространенной техникой она стала, в первую очередь, благодаря Вирджинии Сатир. Какой-либо член семьи расставляет остальных в произвольном порядке и демонстрирует, таким образом, свое видение семейных отношений.

СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА

Об этом методе, представленном немецким священником Бертом Хеллингером, ведутся оживленные споры и дискуссии. Хеллингер исходит из того, что социальные системы должны быть каким-либо образом упорядочены, если возникновение конфликтов является нежелательным. Из группы людей, имеющих проблемы в семье, выбирается главное действующее лицо -человек, который «расставляет» свою семью, используя участников группы. Затем участники группы рассказывают, - не зная ничего о реальной семье человека, который их расставил, - о своих мыслях и чувствах внутри этой семейной расстановки. Главный герой, экспериментируя с помощью психотерапевта, может переставлять «членов семьи», включать в расстановку отсутствующих, либо исключенных, восстанавливая, таким образом «первоначальный порядок».

Краткосрочная психотерапия, ориентирован-

ная на решение проблемы

Существует несколько направлений и концепций краткосрочной терапии. Следующие положения присущи всем направлениям:

1. Чем короче психотерапия, тем лучше.

Люди, которые приняли решение пойти к терапевту, серьезно нуждаются в переменах. Есть «факты» («facts» - наблюдаемые события) и «значения» («meanings» - интерпретация фактов).

2. Чтобы решить проблему, не обязательно знать ее причину.

Терапию можно считать успешной, если клиент говорит, что проблема решается с помощью новых моделей поведения. Эти модели поведения должны быть видны со стороны.

3. На терапевтических сеансах клиент учится поступать иначе, чем раньше.

Личность клиента остается неизменной, она ничего не приобретает и не теряет. Клиент обретает шанс решить свою проблему, только лишь изменив свое поведение. Проблемы, о которых рассказывает клиент, не являются объективно существующими. Они лишь выдуманы клиентом. Если изменится его поведение, тем самым, изменится и проблема.

4. Никто не может предсказать, каким будет поведение человека в будущем. Человек ориентируется на других людей, чье поведение непредсказуемо.

Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, по Стиву де Шазеру и Инсо Ким Берг

Некоторые важные положения этой концепции частично противоречат представлениям традиционной терапии. Рассмотрим их подробнее. Клиенты или терапевтические группы серьезно подходят к поиску решения своих проблем. В неудачах, возникающих в процессе терапии, всегда виноваты терапевты, которые недостаточно раскрыли и развили возможности клиента. Каждый человек обладает достаточными средствами для самостоятельного решения проблем. Его мнимые дефициты, патологии и проблемы свидетельствуют о том, что он не использует свои собственные ресурсы.

Важно не только то, что клиент имеет достаточный потенциал изменения. Он также лучше всех знает, как реализовать решение проблемы. Клиент - эксперт в области самого себя. Задача терапевта заключается в том, чтобы указать ему на его возможности, сопровождать и поддерживать клиента в этом направлении. Необходимо

обращать внимание и отмечать даже небольшие изменения. Легче пройти путь от решения маленьких проблем до решения больших, чем ждать глобальных и обширных изменений, все время, концентрируясь на проблеме. Так как, по мнению де Шазера, проблемы и их решения не связаны друг с другом, нет смысла ставить проблему в центр внимания. Это, скорее, затруднит терапевтический процесс. Лучше сосредоточиться на положительной стороне жизни клиента, или на том, что было когда-то позитивным для него, что может послужить основой для действий терапевта, опираясь на которую, можно достичь положительных для клиента результатов.

Намеки на верное решение можно найти в высказываниях клиента. Они находятся среди так называемых «исключений». (Когда и при каких обстоятельствах проблема отступает на задний план? Удается ли в таких ситуациях чувствовать себя иначе? Что нужно сделать, чтобы такие исключения происходили чаще?) Реальность всегда зависит от человека. Она такова, какой человек ее воспринимает и как ее интерпретирует. Другой человек воспримет ее совершенно иначе. Если клиент в процессе терапии осознает другое видение, увидит иные варианты описания и оценки его ситуации, то его мысли и чувства относительно проблемы изменятся. Как только он сам изменится, произойдут перемены в его окружении, его семье, на работе. Какой характер будут иметь эти перемены, предсказать невозможно.

Основные особенности организации краткосрочной терапии, ориентированной на решение, де Шазера:

1. Взаимодействующие лица, клиенты, терапевты нацелены на выполнение задачи.

2. Терапевтический сеттинг (обстановку) составляют терапевтическое помещение и комната наблюдения. Оба помещения соединены зеркальным окном, переговорным устройством, видеоаппаратурой и дверью.

3. Терапию реализует психотерапевт, беседующий с клиентом, а также, по меньшей мере, один терапевт, наблюдающий за процессом беседы. Иногда за процессом беседы наблюдают также супервизоры или исследователи.

4. Клиентами могут быть отдельные лица, пары, семьи, один или несколько членов семьи, один или несколько членов рабочих коллективов.

ВЫВОДЫ

1. На развитие системно-терапевтического направления в психотерапии особое влияние оказали теории и модели коммуникации, информатики и кибернетики. Психотерапевты начинают работать не с отдельным клиентом — носителем симптомов, - а с целой семьей, что стало приводить к гораздо более быстрым и долгосрочным результатам. Таким образом, центральным понятием в семейной терапии становится понятие системы. Внутри системы существует определенный порядок, она имеет свою структуру. В развитии системной терапии участвовали многие терапевты-практики, поэтому она не имеет единой теоретической концепции.

2. Назовем ведущие школы системной психотерапии в мире. Одной из центральных является концепция структурной семейной психотерапии Сальватора Минухина. Суть этой директивной терапии состоит в приведении нарушенных внутрисемейных взаимоотношений в соответствие с представлениями о нормально функционирующей семье. Широко известны методики и техники, разработанные Вирджинией Сатир. Ее гуманистический подход отличали безусловное уважение клиента и вера в его собственный потенциал развития. Задачей терапевта при этом является высвобождение этого потенциала. Семейная терапия становится системной с появлением в 70-х гг. Миланской Школы, прославившейся появлением книги «Парадокс и контрпарадокс». Терапевту было важно привести с помощью парадоксальных интервенций застывшую систему в движение, чтобы вызвать ее реорганизацию. Какова будет новая организация семьи, предсказать невозможно. Терапевтическая цель состоит в том, чтобы семья нашла субъективно подходящее решение проблемы. Одна из основателей Миланской Школы Сельвини Палаццоли выступила позднее с критикой миланской модели и стала работать самостоятельно. Ее подход характеризовался зачастую грубым разрушением патологичных семейных систем и отсутствием теплоты и сочувствия по отношению к пациентам.

3. Основные идеи современной системной психотерапии: семья - это система, ее терапия основывается на коммуникации, под которой понимается обмен как вербальными, так и невербальными знаками; болезни в семье являются выражением расстройства отношений, цель терапии - изменение коммуникативного шаблона внутри семьи.

4. Основными техниками различных терапевтических школ системной психотерапии являются семейный анамнез и генограмма, рефрейминг, системное интервью, работа с границами семьи, терапевтический союз, семейная скульптура, семейная расстановка.

5. В рамках системной психотерапии существует также направление краткосрочной терапии, ориентированной на решение проблемы. Основное ее положение заключается в том, чтобы решить проблему, не обязательно зная ее причину. Де Шазер считает, что проблемы и их решения не связаны друг с другом, нет смысла ставить проблему в центр внимания. Клиент в процессе терапии должен осознать другое видение своей ситуации, что ведет к изменению его мыслей и чувств относительно проблемы, а затем и к переменам во многих сферах его жизни.

6. Знакомство с разнообразными подходами к психотерапевтической работе с семьей в разных странах облегчает интеграцию специалистов в мировое профессиональное сообшество и межкультурный диалог.

Библиографический список

1. Berg, Insoo Kim: Familien-Zusammenhalt(en). Ein kurz-therapeutisches und Losungsorientiertes Arbeitsbuch, Verlag modernes lernen - Dortmund, 2002.

2. Boscolo, L. et al.: Familientherapie. Das Mailander Modell, Dortmund: Verlag Modernes Leben, 1988.

3. Cecchin, G. et al.: Respektlosigkeit, Heidelberg: Auer. 2.Aufl. 1996.

4. De Shazer, S.: Wege der erfolgreichen Kurzzeittherapie, Stuttgart, Klett-Cotta, 1989.

5. Gessmann, Hans-Werner: Einfuhrung in eine integrierte systemische Familientherapie. Lehr- und Arbeitsbuch. Verlag des Psychotherapeutischen Instituts Bergerhausen, Duisburg, 2009.

6. Reich, Gunther; Massing, Almuth; Cierpka Manfred: Die Mehrgenerationenperspektive und das Genogramm, In: Cierpka, Manfred (Hrsg.): Kinder mit aggressiven Verhalten. Ein Praxismanuel fur Schulen, Kindergarten und Beratungsstellen, (S. 1521), Hogrefe Verlag fur Psychologie; Gottingen, Bern, Toronto; Seattle, 1999, S. 223-259.

7. Satir, Virginia: Kommunikation. Selbstwert. Kongruenz: Konzepte und Perspektiven familientherapeutischer Praxis. Junfermann Verlag Paderborn, 1990.

8. Satir, Virginia & Baldwin, Michele: Familientherapie in Aktion. Die Konzepte von Virginia Satir in Theorie und Praxis. Junfermann Verlag Paderborn, 1999.

9. Schiepek, Gunter: Systemtheorie der klinischen Psychologie, Vieweg & Sohn, Verlagsgesselschaft, Braunschweig, Wiesbaden, 1991.

10. Schiepek, Gunter: Die Grundlagen der

Systemischen Therapie, Vandenhoeck & Ruprechte, Gottingen, 1999.

11. Schlippe, Arist von/ Schweitzer, Jochen: Lehrbuch der systemischen Therapie und Beratung, Vandenhoeck & Ruprecht, Gottingen, 1999.

12. Selvini, Palazzoli, M. et al.: Paradoxon und Gegenparadoxon, Stuttgart: Klett-Cotta, 1978.

13. Selvini, Matteo (Hrsg): Die Entstehung des Mailander Modells, Heidelberg: Auer, 1992.

Н.Л. ИВАНОВА

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В БИЗНЕСЕ: ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА*

Проблема поиска человеком себя в социальной и профессиональной среде становится все более актуальной в современных динамичных социально-экономических условиях. Многие стороны жизнедеятельности человека зависят от того, насколько он определен в профессии, социальном мире, каким образом выстраивает свой профессиональный путь, какие осваивает социальные роли. Особенности самоопределения тесно связаны с возможностями самореализации, саморазвития, чувством уверенности в себе, эффективностью деятельности, способностью преодолевать конфликты и кризисы и т.д.

Самоопределение личности - междисциплинарная проблематика, которая широко представлена в современных исследованиях. За последние десятилетия сформировались различные подходы к изучению этого явления в педагогике, социологии, политологии и других и гуманитарных науках. Все они вносят свою лепту в понимание природы, полноты и разнообразия механизмов и факторов самоопределения личности.

Современной тенденцией является изучение самоопределения личности на основе единства теории и практики, о чем свидетельствует рост

* Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта ГУ-ВШЭ 2008 г. «Типы самоопределения личности в бизнесе».

прикладных, междисциплинарных исследований, направленных на решение конкретных задач (профессиональных, информационных, экономических, культурных и т.п.). В этом контексте данная тематика актуальна при определении перспектив развития общества, экономики, культуры. Отметим, что в качестве субъектов самоопределения могут выступать не только индивиды или группы, но и другие явления, в том числе социально-экономические, которые исследуются социологами (Радаев, 2007).

Социально-экономические изменения в стране и мире привели к появлению новых социальных и профессиональных групп, норм и стандартов поведения (Журавлев, 1998, 2004). К числу таких достаточно новых профессиональных групп можно отнести бизнесменов (Бардиер, 2002, Емельянов, Поварицына, 1998). Ответственность перед обществом, конкуренция, сложность деятельности - все это требует от бизнесмена нацеленности на постоянное профессиональное и личностное развитие (Дейнека, 1998, Иванова, Михайлова, Штроо, 2007). В современном бизнесе растет потребность в развитых в социальном и психологическом плане кадрах. Это создает необходимость психологических исследований личности бизнесмена, его жизненных ценностей, факторов карьерного роста и т.д.

При изучении самоопределения по отношению к бизнесу как к социальной и профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.