АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И СПОРТУ
Худайбердиева Н.А. Email: [email protected]
Худайбердиева Нодира Абдиякубовна - преподаватель, кафедра физического воспитания, теории спорта и методологии, Государственный университет физической культуры и спорта Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье проводится анализ актуальных проблем подготовки в системе высшего образования педагогических кадров по физической культуре и спорту: проблемы самообразования, самоподготовки и самосовершенствования, физического самосовершенствования будущих педагогов. Рассматриваются условия и принципы успешной подготовки спортивно-педагогических кадров. Определяются основные направления совершенствования подготовки профессиональных кадров в области физической культуры и спорта, требующие для своей эффективной реализации применения новых подходов на основе интеграции теоретического и практического компонентов подготовки.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, педагогические кадры, спортивная подготовка, образовательные программы
ACTUAL PROBLEMS OF THE TRAINING ABOUT PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF TEACHING STAFF Khudayberdiyeva N.A.
Khudayberdiyeva Nodira Abduyakubovna - teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, THEORY OF SPORT AND METHODOLOGY, UZBEK STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in article conducting an analysis of actual problems in higher education system of teaching staff about physical culture and sport: problems of self-education, self-training and self-improvement, physical self-improvement of future teachers. In this article are considered sports and pedagogical staffs conditions and principles of successful trainings. Also here are determined, the main directions of improvement professional staffs trainings in the area ofphysical culture and sport, which demand for their effective realization of new approaches, based on integration theoretical and practical trainings.
Keywords: physical culture, sport, pedagogical staff, sport training, educational programmes.
УДК 372.879.6
Реалии современного развития общества заставляют заново переосмыслить важность физического развития в совершенствовании человека. В этой связи особенно актуальным становится вопрос подготовки квалифицированных педагогических кадров в области физкультуры и спорта. Необходимо не просто развитие профессиональных компетенций будущего педагога, а развитие личностных качеств, способствующих стремлению к постоянному саморазвитию, внедрению в карьеру спортивного педагога, тренера инновационных методов работы. Еще одной из важнейших частей профессионального становления будущего педагогических кадров по физкультуре и спорту является формирование педагогических компетенций. Уровень педагогической подготовки кадров должен оцениваться не только объемом и структурой знаний, но и наличием умений, то есть практической
реализации в конкретных спортивных областях, накопленной в процессе обучения теоретической информации.
Система подготовки квалифицированных педагогических кадров в области физкультуры и спорта год от года усложняется, однако при этом остаются проблемы, требующие решения. Анализ психолого-педагогической литературы [1] позволяет выделить основные проблемы подготовки педагогических кадров:
• Соответствие целей, задач и содержания педагогического образования актуальным потребностям общества и государства;
• Наличие учебно-методической базы, соответствующей современному уровню развития инноваций и технологий;
• Исследование закономерностей формирования субъекта педагогического воздействия как личности.
Разноаспектность проблемы повышения качества подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта диктует необходимость выбора более узкого направления для исследования и решения части проблем. В процессе исследовательской деятельности мы пришли к заключению, чтоб в некоторой степени слабость педагогической подготовки будущих преподавателей физкультуры и спорта является следствием недостаточной проработки межпредметных связей, недостаточным закреплением полученных в процессе обучения знаний при прохождении педагогической практики. В качестве одного из путей повышения качества подготовки педагогических кадров мы видим в совершенствовании программ прохождения педагогических практик, конкретизация целей, задач и содержания практики на каждом этапе обучения и увеличение количества часов на непосредственную работу будущих педагогов с обучаемым контингентом. Главная задача должна быть направлена на установление конкретизированных целей в области подготовки педагогов физической культуры и спорта. Особенно актуальна данная проблема для высших спортивных учебных заведении. Кадры, которые выпускаются на данный момент, имеют хорошую спортивную подготовку, но недостаточный профессионализм и самоорганизацию в области педагогики.
Успешность подготовки педагогических кадров в области физкультуры и спорта диктует необходимость активного подхода самих обучаемых в усвоении знаний и формировании умений и навыков [2]. Важным моментом в этой связи является умение студента учиться - уметь накапливать, систематизировать информацию, анализировать ее практическую применимость, делать выводы; уметь планировать и организовывать самостоятельную учебную и практическую педагогическую деятельность, демонстрируя последовательность и систематичность действий. В связи с этим на всех этапах педагогической подготовки будущих тренеров и спортивных педагогов должны развиваться навыки самообразования, самоподготовки и самосовершенствования в профессиональной деятельности. Для этого в основу программ обучения необходимо закладывать принципы творческой активности обучаемых и личной ответственности за результат.
Особый акцент в приобретении профессиональных педагогических компетенций необходимо делать на практике работы будущих спортивных педагогов, тренеров с обучаемым контингентом. Являясь неразрывной составляющей образовательного процесса, педагогическая практика в школах, профессиональных колледжах, спортивных секциях позволяет будущим тренерам-педагогам систематизировать накопленный теоретический материал и экстраполировать его на возможности использования в объективной реальности. Задачами прохождения педагогической практики будущими педагогами физкультуры, спортивными тренерами должны стать: формирование интереса у к педагогической деятельности, мотивации к самообразованию в выбранной профессиональной сфере; формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков, компетенций; воспитание личностных качеств, востребованных в спортивной педагогической деятельности;
формирование личной убежденности в значимости физкультуры и спорта для развития здорового общества и роли спортивных тренеров, преподавателей физической культуры и спорта в популяризации здорового образа жизни; развитие умения побуждать к социальной активности учащихся средствами спортивной и физкультурно-оздоровительной работы. В ходе решения указанных задач педагогической практики студенты ясно осознают необходимость самообразования, самосовершенствования в спортивной и педагогической сфере деятельности, что и является основной целью педагогической практики.
Кроме того, необходимо обратить внимание на расширение возможности передавать и перенимать опыт успешных педагогов в ходе участия в научно -методических конференциях, мастер-классах, семинарах, в научно-исследовательских работах, формирующих навыки изучения и анализа фактов, выявления педагогических проблем и их решения.
Список литературы /References
1. Нескреба Т.А., Чернышев Д.А. Отечественные и зарубежные подходы к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности // Academy. 2017. № 3 (18). С. 72-78.
2. Матназарова М.Б. Общепедагогические принципы и их отражения в процессе развития профессиональной компетенции педагогических кадров в высших учебных учреждениях // Вестник науки и образования. 2018. № 17-2 (53). С. 40-43.