Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки и востребованности товароведов на рынке труда'

Актуальные проблемы подготовки и востребованности товароведов на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТОВАРОВЕД-МЕНЕДЖЕР / ТОВАРОВЕД-ЭКСПЕРТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / COMMODITY RESEARCH / EDUCATION / COMMODITY MANAGER / COMMODITY EXPERT / EMPLOYMENT OPPORTUNITY / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева М.А., Евдокимова О.В., Иванова Т.Н.

Цель данной статьи раскрытие актуальных проблем подготовки товароведов, обоснование их востребованности на рынке труда и определение путей решения указанных проблем. Проанализированы данные за 3и 5-летний период о приеме, выпуске и трудоустройстве выпускников бакалавров по направлению «Товароведение» в трех вузах: Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова (РЭУ, г. Москва), Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ-СИНХ. г. Екатеринбург), Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева (ОГУ, г. Орёл). Выявлена тенденция снижения набора студентов по направлению «Товароведение», установлены причины сокращения данного показателя. Определены актуальные проблемы современного этапа развития направления подготовки «Товароведение»: 1) низкая востребованность товароведов на рынке труда несмотря на увеличение в торговле удельной доли фальсифицированных, в том числе низкого качества, и контрафактных товаров; 2) несоответствие образовательного направления 38.03.07 «Товароведение», входящего в укрупненную группу экономических направлений, выполняемым товароведами технологическим функциям, а также функциям экспертной оценки при работе в экспертных организациях; 3) несоответствие названия образовательного направления высшего образования «Товароведение» названию научной специальности 05.18.15 «Технология и товароведение пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания»; 4) несоответствие названия образовательного направления высшего образования 38.03.07 «Товароведение» и названия специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», что не отвечает требованиям ВО и СПО, а также нарушает принцип преемственности образования при переходе с низшего уровня образования на высший; 5) отсутствие научной специальности по товароведению непродовольственных товаров, что в ближайшее время может привести к дефициту преподавателей с ученой степенью по этой специальности; 6) снижение удельной доли аудиторных, в том числе лабораторных и практических занятий, недостаточность которых не может быть восполнена самостоятельным изучением студентами учебной и научной литературы; 7) недостаточность внедрения инновационных подходов к модернизации содержания учебной информации по дисциплинам товароведного цикла, а также сопутствующим дисциплинам и методике их преподавания; 8) отсутствие профессионального стандарта по специальности «Товаровед». Намечены и обоснованы пути решения перечисленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаева М.А., Евдокимова О.В., Иванова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Problems of Training and Demand for Commodity Experts in the Labor Market

The article aims at identifying current problems of the commodity experts training, their demand in the labor market and determining ways to solve these problems. A man analyzed 3-5-year data on the admission, graduation and employment of bachelor graduates in the field of commodity science in three universities: the Russian University of Economics named after Georgiy V. Plekhanov (RUE, Moscow), Ural State University of Economics (USUE, Ekaterinburg), Oryol State University named after Ivan S. Turgenev (OSU, Oryol). As a result, there is a tendency to the student number reduction in the Commodity Science training program. The authors determined the reasons for this fall. The actual modern problems of commodity training program development are: 1) low demand on the commodity experts in the labor market despite the increase in the share of counterfeit, including low quality, and fake goods in trade; 2) discrepancy of the training program 38.03.07 “Сommodity Science”, included in the extended group of economic sciences, to the technological features run by commodity experts, and expert expertise functions of the expert organizations; 3) incompliance of the higher-educational training program “Commodity Science” to the entitle of science degree 05.18.15 “Technology and Commodity Science of Food Products of Functional and Specialized Purpose and Public Catering”; 4) difference between the entitle of higher-educational training program 38.03.07 “Commodity Science” and secondary-educational training program 38.02.05 “Commodity Science and Quality Expertise of Consumer Goods” that does not meet the requ§irements the higher education and secondary vocational education, and also violates the principle of education continuity during the transition from the lowest education level to the highest; 5) absence of a science degree on commodity non-food products that may soon lead to the shortage of lecturer with advanced degrees in this specialty; 6) decline in the classroom share, including laboratory and practical classes, which shortage cannot be filled by self-study of educational and scientific literature; 7) failure of innovative approaches introduction o the modernization of the educational information content in the commodity research cycle disciplines, as well as related disciplines and methods of teaching; 8) lack of professional standards in the specialty “Сommodity Science.” The researchers outlined and justified ways of solving these problems.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки и востребованности товароведов на рынке труда»

УДК 620.2

DOI 10.29141/2500-1922-2020-5-1-9

Актуальные проблемы подготовки и востребованности товароведов на рынке труда

М.А. Николаева1*, О.В. Евдокимова2, Т.Н. Иванова2

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Российская Федерация, *е-таН: man1408@mail.ru

2Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл, Российская Федерация

Ключевые слова:

товароведение;

образование;

товаровед-менеджер;

товаровед-эксперт;

трудоустройство;

рынок труда

Реферат

Цель данной статьи - раскрытие актуальных проблем подготовки товароведов, обоснование их востребованности на рынке труда и определение путей решения указанных проблем. Проанализированы данные за 3- и 5-летний период о приеме, выпуске и трудоустройстве выпускников - бакалавров по направлению «Товароведение» в трех вузах: Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова (РЭУ, г. Москва), Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ-СИНХ. г. Екатеринбург), Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева (ОГУ, г. Орёл). Выявлена тенденция снижения набора студентов по направлению «Товароведение», установлены причины сокращения данного показателя. Определены актуальные проблемы современного этапа развития направления подготовки «Товароведение»: 1) низкая востребованность товароведов на рынке труда несмотря на увеличение в торговле удельной доли фальсифицированных, в том числе низкого качества, и контрафактных товаров; 2) несоответствие образовательного направления 38.03.07 «Товароведение», входящего в укрупненную группу экономических направлений, выполняемым товароведами технологическим функциям, а также функциям экспертной оценки при работе в экспертных организациях; 3) несоответствие названия образовательного направления высшего образования «Товароведение» названию научной специальности 05.18.15 «Технология и товароведение пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания»; 4) несоответствие названия образовательного направления высшего образования 38.03.07 «Товароведение» и названия специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», что не отвечает требованиям ВО и СПО, а также нарушает принцип преемственности образования при переходе с низшего уровня образования на высший; 5) отсутствие научной специальности по товароведению непродовольственных товаров, что в ближайшее время может привести к дефициту преподавателей с ученой степенью по этой специальности; 6) снижение удельной доли аудиторных, в том числе лабораторных и практических занятий, недостаточность которых не может быть восполнена самостоятельным изучением студентами учебной и научной литературы; 7) недостаточность внедрения инновационных подходов к модернизации содержания учебной информации по дисциплинам товароведного цикла, а также сопутствующим дисциплинам и методике их преподавания; 8) отсутствие профессионального стандарта по специальности «Товаровед». Намечены и обоснованы пути решения перечисленных проблем.

Для цитирования: Николаева М.А., Евдокимова О.В., Иванова Т.Н. Актуальные проблемы подготовки и востребованности товароведов на рынке труда//Индустрия питания|Food Industry. 2020. Т. 5, № 1. С. 71-80. DOI: 10.29141/2500-1922-2020-5-1-9

Дата поступления статьи: 20 января 2020 г.

Actual Problems of Training and Demand for Commodity Experts in the Labor Market

Maria A. Nikolaeva1*, Oksana V. Evdokimova2, Tamara N. Ivanova2

Russian Presidential Academy ofNational Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation, *e-mail: man1408@mail.ru 1Oryol State University named after I.S. Turgenev, Oryol, Russian Federation

Keywords:

commodity research; education;

commodity manager; commodity expert; employment opportunity; labour market

Abstract

The article aims at identifying current problems of the commodity experts training, their demand in the labor market and determining ways to solve these problems. A man analyzed 3-5-year data on the admission, graduation and employment of bachelor graduates in the field of commodity science in three universities: the Russian University of Economics named after Georgiy V. Plekhanov (RUE, Moscow), Ural State University of Economics (USUE, Ekaterinburg), Oryol State University named after Ivan S. Turgenev (OSU, Oryol). As a result, there is a tendency to the student number reduction in the Commodity Science training program. The authors determined the reasons for this fall. The actual modern problems of commodity training program development are: 1) low demand on the commodity experts in the labor market despite the increase in the share of counterfeit, including low quality, and fake goods in trade; 2) discrepancy of the training program 38.03.07 "Commodity Science", included in the extended group of economic sciences, to the technological features run by commodity experts, and expert expertise functions of the expert organizations; 3) incompliance of the higher-educational training program "Commodity Science" to the entitle of science degree 05.18.15 "Technology and Commodity Science of Food Products of Functional and Specialized Purpose and Public Catering"; 4) difference between the entitle of higher-educational training program 38.03.07 "Commodity Science" and secondary-educational training program 38.02.05 "Commodity Science and Quality Expertise of Consumer Goods" that does not meet the requ§irements the higher education and secondary vocational education, and also violates the principle of education continuity during the transition from the lowest education level to the highest; 5) absence of a science degree on commodity non-food products that may soon lead to the shortage of lecturer with advanced degrees in this specialty; 6) decline in the classroom share, including laboratory and practical classes, which shortage cannot be filled by self-study of educational and scientific literature; 7) failure of innovative approaches introduction o the modernization of the educational information content in the commodity research cycle disciplines, as well as related disciplines and methods of teaching; 8) lack of professional standards in the specialty "Commodity Science." The researchers outlined and justified ways of solving these problems.

For citation: Maria A. Nikolaeva, Oksana V. Evdokimova, Tamara N. Ivanova. Actual Problems of Training and Demand for Commodity Experts in the Labor Market. Индустрия питания|Food Industry. 2020. Vol. 5, No. 1. Pp. 71-80. DOI: 10.29141/2500-1922-2020-5-1-9

Paper submitted: January 20, 2020

Одной из важнейших задач образования в Российской Федерации является подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов с высшим (ВО) и средним профессиональным образованием (СПО), отвечающих запросам работодателей и востребованных на современном рынке труда.

«Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых

знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»1.

Запросы работодателей к подготовке определенных категорий специалистов должны быть сформулированы в виде требований профессио-

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об

образовании», с изм. от 27 декабря 2019 г.

нальных стандартов, принятых на основе консенсуса, достигнутого при обсуждении этих требований представителями бизнес-сообщества и образовательных учреждений (ОУ) высшего и среднего профессионального образования. Учитывая, что запросы работодателей к характеру и уровню компетенций выпускников ОУ постоянно изменяются, необходимо обновлять образовательный процесс, оперативно выявлять и решать проблемы, возникающие при подготовке специалистов.

Актуальность и своевременность задачи обновления образования обусловлена, с одной стороны, появлением и развитием социальных, экономических и демографических тенденций в обществе, а с другой - динамичным развитием и модернизацией системы образования [1]. Это, в свою очередь, приводит к возникновению актуальных проблем в сфере образования, которые должны быть выявлены, а также к необходимости наметить пути их решения по каждому направлению подготовки, профилю и специальности. К числу таких направлений и специальностей относятся направление ВО «Товароведение» и специальность СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Вопросы подготовки товароведов и необходимость повышения их востребованности на рынке труда были рассмотрены нами в ранее опубликованной статье [2], но реалии жизни выдвигают новые проблемы. Вопросам повышения качества подготовки товароведов с СПО путем применения инновационных педагогических технологий посвящены работы Л.В. Карташовой [3; 4; 5]; вопросы необходимости формирования товароведных компетенций раскрываются в работах М.А. Николаевой [6; 7].

Цель данной работы - выявление актуальных проблем подготовки товароведов, обоснование их востребованности на рынке труда и определение путей решения указанных проблем.

Поставлены следующие задачи:

• анализ состояния приема, выпуска и трудоустройства товароведов в трех крупнейших вузах страны;

• формулирование проблем товароведения, характеристика их актуальности;

• обоснование путей решения выявленных проблем подготовки товароведов и их востребованности на рынке труда.

Представленные в статье материалы носят теоретико-методологический характер в области теории и методики преподавания товароведения. Они были доложены на Х Международной научно-практической конференции на тему «Потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг», состоявшейся 21-22 ноября 2019 г. на базе Орловского государственного

университета им. И.С. Тургенева. Сформулированные в статье предложения вошли в Решения данной конференции.

В работе использованы следующие теоретические методы систематизации данных: регистрационный; расчетный; аналитический; конкретизации; обобщения и систематизации.

Авторами проанализированы данные за 3- и 5-летний периоды о приеме, выпуске и трудоустройстве выпускников - бакалавров по направлению «Товароведение» в трех вузах: Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова (РЭУ, г. Москва), Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ-СИНХ, г. Екатеринбург), Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева (ОГУ, г. Орёл).

Наибольший прием на обучение по программам бакалавриата направления подготовки «Товароведение» отмечался в г. Москве (РЭУ -130 чел. за 2017-2019 гг.), наименьший - в г. Орле (ОГУ - 55 чел.). Уральский государственный экономический университет занимает промежуточное положение (70 чел. за последние три года и 130 чел. за пять лет). Это объясняется тем, что 1) региональным вузам выделяется меньше бюджетных мест на направление подготовки «Товароведение»; 2) у выпускников меньше возможностей трудоустройства по профилю подготовки в городах Орёл и Екатеринбург из-за пониженного количества торговых организаций и рабочих мест в них специалистов и, наконец, из-за низкой занятости населения (см. таблицу).

Проведенный анализ показывает также, что за последние три года (2017-2019 гг.) значительно сократились прием и выпуск бакалавров товароведов. Наибольшее сокращение было характерно для ОГУ (на 60,0 % в 2019 г. по сравнению с 2017 г.) и УрГЭУ (на 50,0 %); наименьшее - для РЭУ (на 11,0 %). Это свидетельствует, в том числе, и о снижении интереса молодежи к специальности «Товаровед». Поэтому требуется усиление информационного подкрепления данного направления подготовки, а также уточнение его названия и названий специальностей «товаровед-менеджер» и «товаровед-эксперт».

Показатели трудоустройства выпускников были самыми высокими в РЭУ и ОГУ (100,0 %) и самыми низкими - в УрГЭУ (82,0 %). Пониженный удельный вес трудоустройства выпускников УрГЭУ, по-видимому, объясняется тем, что часть студенток во время учебы выходят замуж, рожают детей, берут академический отпуск и обучаются вместо четырех пять лет и более, по окончании вуза они не устраиваются на работу, а остаются в отпусках по уходу за детьми.

Важным показателем востребованности товароведов на рынке труда является удельный вес

Прием, выпуск и трудоустройство выпускников - бакалавров по направлению «Товароведение» в трех обследованных вузах: РЭУ, ОГУ и УрГЭУ Admission, Graduation and Employment of Bachelor Graduates in the Field "Commodity Science"in Three Universities

under the Research: RUE, USUE, OSU

Год Прием Выпуск Трудоустройство

чел. % чел. % % по профилю

Москва, РЭУ

2017 45 45 100,0 45 100,0 -

2018 45 45 100,0 45 100,0 -

2019 40 40 100,0 40 100,0 -

Итого 130 130 100,0 130 100,0 90,0

Орёл, ОГУ

2017 30 31 103,0 31 100,0 -

2018 17 18 106,0 18 100,0 -

2019 12 6 50,0 6 100,0 -

Итого 59 55 93,2 55 100,0 -

Екатеринбург, УрГЭУ

2015 32 16 50,0 14 87,5 -

2016 28 27 96,4 22 81,5 -

2017 30 32 106,7 26 81,2 -

2018 25 25 100,0 20 80,0 -

2019 15 20 133,3 16 80,0 -

Итого 130 120 92,3 98 82,0 10,0-20,0

выпускников, трудоустроившихся по профилю. Самое высокое значение этого показателя отмечается в г. Москве (РЭУ - 90,0 %), самое низкое - в г. Екатеринбурге (УрГЭУ - 10,0-20,0 %). В Москве из устроившихся работать по профилю 75,0 % выпускников работают в ритейле, 10,0 % - в производственных компаниях, 5,0 % - экспертами в органах по сертификации. Занимаемые должности: продакт-менеджеры, директора, заместители директоров, категорийные менеджеры, директора по качеству, специалисты по товародвижению, товароведы-аналитики, маркетологи.

Установлено, что к числу наиболее актуальных проблем подготовки и востребованности товароведов на рынке труда относятся:

1) низкая востребованность товароведов на рынке труда, несмотря на увеличение в торговле удельной доли фальсифицированных, в том числе низкого качества, и контрафактных товаров;

2) несоответствие образовательного направления 38.03.07 «Товароведение», входящего в укрупненную группу экономических направлений, выполняемым товароведами технологическим функциям, а также функциям экспертной оценки при работе в экспертных организациях;

3) несоответствие названия образовательного направления ВО «Товароведение» названию научной специальности 05.18.15 «Технология и

товароведение пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания»;

4) несоответствие названий образовательного направления ВО 38.03.07 «Товароведение» и специальности СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», что не отвечает требованиям ВО и СПО, а также нарушает принцип преемственности образования при переходе с низшего уровня образования на высший;

5) отсутствие научной специальности по товароведению непродовольственных товаров, что в ближайшее время может привести к дефициту преподавателей с ученой степенью по данной специальности;

6) снижение удельной доли аудиторных, в том числе лабораторных и практических, занятий, недостаточность которых не может быть восполнена самостоятельным изучением студентами учебной и научной литературы;

7) недостаточность внедрения инновационных подходов к модернизации содержания учебной информации по дисциплинам товароведного цикла, а также сопутствующим дисциплинам и методике их преподавания;

8) отсутствие профессионального стандарта по специальности «Товаровед».

Рассмотрим указанные проблемы и необходимость их решения.

Проблема первая - низкая востребованность товароведов на рынке труда несмотря на увеличение в торговле удельной доли фальсифицированных, в том числе низкого качества, и контрафактных товаров.

Социально-экономические преобразования, происходящие в последнее время в жизни страны, обусловливают возникновение потребностей в новых специалистах на рынке труда. При этом иногда незаслуженно забывают о старых специалистах, проверенных временем, и за эту короткую память приходится расплачиваться потребителям и государству в целом. К числу таких специалистов относятся товароведы, которые обеспечивали надлежащий ассортимент и качество закупаемых и реализуемых товаров как в дореволюционной России, так и в СССР. Тогда специалисты с торговым образованием высоко ценились не только в торговле, но и в промышленности.

В советское время 70,0 % руководителей торговых организаций с высшим образованием имели диплом об окончании вуза по товароведным специальностям. Практически на всех крупных и средних предприятиях оптовой и розничной торговли в штате были товароведы, специализирующиеся по конкретным однородным группам продовольственных и непродовольственных товаров. Это также были товароведы с высшим или средним профессиональным товароведным образованием, хорошо знавшие товар и умевшие обеспечивать его сохранность при длительном и кратковременном хранении на оптовых базах и в магазинах.

Обязательным условием при этом являлось наличие документов об образовании: директор, заместитель директора, товароведы должны были иметь диплом о высшем образовании по специальности «Товароведение и организация торговли», заведующие отделами - диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Товароведение», продавцы - диплом о начальном профессиональном образовании по профессии «Продавец продовольственных (или непродовольственных) товаров». Наличие документов о профессиональном образовании в отделах кадров контролировалось вышестоящими организациями. К работе на указанные должности работники без соответствующего образования не допускались1.

1 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с изм. и доп.

Данный подход применяется сейчас и в других отраслях народного хозяйства, в том числе в медицине, ответственной за здоровье людей, которое в значительной мере зависит именно от питания. Не случайно ученые-диетологи увязывают всплеск неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, сахарным диабетом и др.) с нарушением статуса питания, важным элементом которого является потребление фальсифицированных, недоброкачественных пищевых продуктов. Поэтому торговля должна быть барьером от проникновения на потребительский рынок подобных товаров. Эту проблему должны решать специалисты с профессиональным товароведным образованием.

При переходе на рыночную экономику многое изменилось. Главным принципом торгового и промышленного бизнеса стало получение максимальной прибыли при производстве и реализации продукции за счет снижения затрат и понижения качества используемого сырья и готовой продукции. «Проталкивание» (промоу-шен) такого товара стало основной заботой производителей и продавцов. «Купить подешевле, продать подороже» - преобладающий лейтмотив торговли перестроечного периода.

В этих условиях специалисты торговли - товароведы - оказались ненужными руководителям торговых организаций. Они просто мешали продвигать «выгодные» торговле товары со своими забраковками, сортировками и пр. К тому же многие экономисты считали, что при рыночной экономике производители будут заинтересованы поставлять в торговлю товары только высокого качества, и товароведы станут просто не нужны. Жизнь показала иное. Количество товаров ненадлежащего качества, в том числе фальсифицированных, не только не уменьшается, но, наоборот, постоянно возрастает. При этом товароведы первыми сокращались из торговых организаций в период перехода страны на рыночную экономику.

Постепенно товароведов вытеснили менеджеры, маркетологи, логисты, в лучшем случае обладающие скудными знаниями о товаре, в худшем - не обладающие ими совсем. Естественно, специалисты без товароведных знаний не интересуются качеством закупаемых, реализуемых и продвигаемых ими товаров. Зато в рекламе и других маркетинговых коммуникациях они смело приписывают продвигаемым товарам несуществующие достоинства, вводя потребителей в заблуждение.

Отсутствие товароведов в штате магазинов наиболее характерно для зарубежных торговых сетей. В условиях, когда на рынке растет предложение фальсифицированных товаров, в том

числе опасных для жизни и здоровья потребителей, на торговых предприятиях практически нет специалистов, способных распознать такие товары. Доля реализуемых в торговле фальсифицированных товаров колеблется от 5,0 до 50,0 % в зависимости от их вида.

Наличие во многих торговых сетях приемщиков товаров, осуществляющих их приемку только по количеству, проблему предотвращения поступления и реализации фальсифицированных товаров не решает. Необходимо вернуть товароведов в штат торговых организаций, возложив на них функции идентификации принимаемых товаров, обнаружения и предотвращения попадания в торговые залы фальсифицированной и контрафактной продукции.

Из-за отсутствия в штате торговых организаций товароведов постоянно снижается их востребованность на рынке труда. Как следствие, падает интерес к этой специальности у молодежи, поступающей в торговые вузы и колледжи. Положение дел усугубляется еще и тем, что в образовательных учреждениях постоянно сокращаются бюджетные места на специальность «Товароведение», которая относится к экономической группе специальностей, хотя на деле представляет собой межпредметное направление, так как товароведы - это технологи торго-во-технологического процесса со знанием не только ассортимента и потребительских свойств товаров, но и технологии товародвижения, экономики, маркетинга, менеджмента. В ряде учебных заведений СПО и ВО данная специальность просто закрывается [2].

Современной торговле, нацеленной на удовлетворение запросов потребителей, товароведы могут принести большую пользу, помочь решить многие проблемы. Например, проблема снижения потерь свежей плодоовощной продукции может быть решена только с учетом биологических особенностей плодов и овощей как живых объектов, их товароведных характеристик; чисто логистическими и маркетинговыми подходами ее решить невозможно.

Одной из важнейших функций товароведов является внутрифирменный (корпоративный) контроль за обеспечением качества товаров, их сохраняемости, без чего невозможно доведение до потребителей товаров надлежащего качества и безопасности с минимальными потерями. Благодаря этому достигается физическая и экономическая доступность товаров, так как за повышенные потери расплачиваться придется потребителям.

Контрольная функция товароведов особенно важна в современных условиях, когда государственный контроль за качеством реализуемых

товаров ослаблен. В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 26 декабря 2009 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки по установленному и согласованному с руководством торговых организаций графику могут проводиться не чаще одного раза в три года, при этом никаких внезапных проверок не предусматривается.

Внеплановые проверки могут осуществляться только при выявлении фактов неблагополучия в вопросах качества и безопасности реализуемых товаров, т. е. они выполняют «пожарные» функции, когда «пожар» уже возник и его нужно «неспешно тушить», предварительно получив разрешение прокурора и выполнив кучу формальностей. Лишь в условиях взрывоопасной ситуации (например, при отравлении людей) разрешается «тушить пожар» немедленно.

Следует заметить, что реализация некачественных товаров зачастую не приносит особых выгод торговой организации, но приводит к утрате ею имиджа и потребительской лояльности. Основные причины попадания таких товаров на прилавок - недостаточная компетентность торговых работников в вопросах идентификации ассортиментной принадлежности товаров, их потребительских свойств и расшифровки маркировки товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая востребованность товароведов в торговых организациях может привести к утрате специальности «Товароведение» в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования. При утрате восстановить ее будет очень трудно, и тогда в российской торговле исчезнут специалисты со знанием товара, а многочисленные выпускаемые маркетологи и менеджеры таких уникальных специалистов не заменят. Риск же попадания на прилавок фальсифицированных, в том числе опасных, товаров возрастет многократно.

Проблема вторая - несоответствие образовательного направления «Товароведение», входящего в укрупненную группу экономических направлений, выполняемым товароведами технологическим функциям, а также функциям экспертной оценки при работе в экспертных организациях.

Перенос направления «Товароведение» в группу технологических направлений позволит решить две актуальные проблемы, давно стоящие перед товароведением:

1) приведение в соответствие названия образовательного направления высшего образования с названием его научной специальности;

2) увеличение количества бюджетных мест при приеме на обучение по направлению «Товароведение», так как пока оно находится в группе экономических специальностей, ожидать увеличения бюджетных мест не приходится.

Вместе с тем в современных условиях на потребительские предпочтения абитуриентов при выборе образовательного направления значительно влияет наличие бюджетных мест по конкретному направлению. Для многих абитуриентов это служит решающим фактором выбора специальности.

Наконец, еще одним не менее важным фактором является трудность обучения товароведов, обусловленная наличием ряда химических дисциплин, физики, микробиологии и большого объема информации по товароведению.

Проблема третья - несоответствие названий образовательного направления ВО «Товароведение» названию научной специальности 05.18.15 «Технология и товароведение пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания».

Подготовка научных кадров по товароведению не может быть ограничена только продовольственными товарами специализированного, в том числе функционального, назначения, доля которых в торговле невелика. По сути, при этом игнорируются продукты массового потребления. При такой постановке исключается товароведение непродовольственных товаров, остаются без ответа вопросы обеспечения сохраняемости товаров массового потребления.

Проблема четвертая - несоответствие названия образовательного направления ВО «Товароведение» и названия специальности СПО «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», что не отвечает требованиям ВО и СПО, а также нарушает принцип преемственности образования при переходе с низшего уровня образования на высший.

Данную проблему авторы в свое время сформулировали в связи с нецелесообразностью включения в название специальности СПО экспертизы товаров, тем более ограничивая ее только экспертизой качества потребительских товаров. Кстати, на тот момент восемь техникумов готовили специалистов - товароведов по специализации «Товароведение товаров материально-технического назначения» для организаций Госрезерва, промышленных УРСов и ОРСов.

Включение в название специальности СПО экспертизы абсурдно, так как эксперты согласно требованиям к ним должны иметь высшее профессиональное образование. Наконец, уровень подготовки в учреждениях СПО и 2-летний срок

обучения на позволяют подготовить высококвалифицированного специалиста с глубоким знанием товаров.

Проблема пятая - отсутствие научной специальности по товароведению непродовольственных товаров в ближайшее время может привести к дефициту преподавателей с ученой степенью по этой специальности.

Как известно, развитие любой науки, в частности товароведения, в значительной мере определяется научными исследованиями аспирантов и докторантов; отсутствие же научной специальности по товароведению непродовольственных товаров сдерживает проведение НИР по этому классу товаров.

Проблема шестая - снижение удельной доли аудиторных, в том числе лабораторных и практических, занятий, недостаточность которых не может быть восполнена самостоятельным изучением студентами учебной и научной литературы.

Особенностью изучения цикла товароведных дисциплин является то, что вопросы экспертной оценки качества товаров органолептическими и измерительными методами не могут быть перенесены на самостоятельное изучение. Для этого требуются лабораторная база, оборудование и контроль за работой студентов.

Проблема седьмая - недостаточность внедрения инновационных подходов к модернизации содержания учебной информации по дисциплинам товароведного цикла, а также сопутствующим дисциплинам и методике их преподавания.

Это одна из неотложных и сложнейших проблем подготовки кадров товароведов, которая требует рассмотрения в специальной статье, поэтому приведем только насколько примеров.

В настоящее время особое значение приобрели стандартизированные термины, которые регламентируются в федеральных законах, технических регламентах, международных и национальных стандартах и которые рекомендуется использовать в официальной, научной и учебной литературе, в ФГОС. В товароведении даже в названии некоторых разделов стандартизированные термины не всегда применяются. Например, в ТР ТС «О безопасности масложировой продукции» термин «пищевые жиры» отсутствует, в названии же одного из разделов товароведения продовольственных товаров он есть.

Безусловно, стандартизированные термины не всегда бывают удачными, пример тому - определение термина «товароведение», данное в ГОСТ Р 51309-2013 «Торговля. Термины и определения»: «Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих потребительские свой-

ства, и факторах обеспечения этих характеристик»^. Казалось бы, заменено всего одно слово -«свойство», вместо «стоимость», или «ценность», а получилась бессмыслица, так как в том же стандарте качество определяется как «совокупность потребительских свойств». В результате «за бортом» оказались такие основополагающие товароведные характеристики, как ассортиментная, количественная и информационная.

В этой связи предлагается внести предложение Всероссийскому НИИ сертификации об уточнении определения термина «товароведение», заменив слова «потребительские свойства» на «потребительскую ценность».

В настоящее время одним из перспективных направлений совершенствования ассортимента товаров являются продукты специализированного питания, в том числе детского, спортивного и персонифицированного, а также функциональные продукты, которые необходимо изучать в качестве самостоятельных дисциплин по выбору или факультативных дисциплин либо включать в виде отдельных тем в традиционные разделы товароведения.

Проблема восьмая - отсутствие профессионального стандарта по специальности «Товаровед».

Специалист «Товаровед» регламентирован в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО) под кодом 5.38.04.072. Кроме того, он упоминается в двух профессиональных стандартах как «Специалист по транспортированию, складированию и хранению биохимической продукции» и «Специалист по продажам в автомобилестроении». Однако требования к его компетенциям не раскрыты; в перечне знаний и умений, а также в перечне дисциплин отсутствуют товароведные знания и формирующие их дисциплины, необходимые для подготовки товароведа-эксперта.

Ранее требования к товароведам были установлены в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» [8]. Однако в последней версии этого документа, утвержденной постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9, специалист «Товаровед» отсутствует, так же как и другие должности руководителей и специалистов в сфере торговли.

Единственным документом, в котором установлены требования к товароведам (менеджерам по качеству), является ГОСТ Р 51305-2009 «Услу-

1 ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения.

2 Общероссийский классификатор специальностей по об-

разованию (ОКСО) - ОК 009-2016 (принят приказом Росстан-дарта от 8 декабря 2016 г. № 2007-ст).

ги торговли. Требования к персоналу»3, в котором эти специалисты отнесены к административному персоналу. Он носит рекомендательный характер, но может служить основанием для регламентации минимально необходимых требований к подготовке товароведов по направлению «Товароведение» степени «Бакалавриат». В указанном ГОСТе определены требования к знаниям и умениям товароведов - менеджеров по качеству без учета того, что в настоящее время эти специалисты фактически подразделяются на два основных профиля: «товароведы-менеджеры» и «товароведы-эксперты». Назрела необходимость разработки профессионального стандарта по специальности «Товаровед», в котором будут учтены оба названных профиля.

Пути решения актуальных проблем товароведения:

• усилить разъяснительную работу среди руководителей торговых и экспертных организаций о необходимости включать в штат товароведов в качестве специалистов в области управления качеством и ассортиментом товаров, обеспечения их сохраняемости при осуществлении технологического цикла товародвижения путем выступлений по телевидению, радио, в центральной и местной прессе;

• выйти в региональные управления (департаменты) по торговле с предложением о необходимости усиления контроля за кадровым составом работников предприятий торговли, в том числе наличия специалистов по качеству, а также наличия у них профессионального образования для предотвращения приемки и реализации недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных товаров;

• участвовать в «университетских субботах» для школьников путем чтения лекций, проведения мастер-классов по наиболее интересным темам товароведения (по вопросам здорового питания, расшифровки маркировки, обнаружения фальсификации, защиты прав потребителей и т. п.) с целью повышения востребованности абитуриентами направления «Товароведение», формирования их потребительских предпочтений по этому направлению;

• привести в соответствие название образовательного направления высшего образования и научной специальности путем изменения первого названия на «Товароведение и экспертиза продовольственных и непродовольственных товаров»;

• перевести образовательное направление «Товароведение» в укрупненную группу техно-

з ГОСТ Р 51305-2009. Услуги торговли. Требования к персоналу.

логических направлений, что позволит усилить технологическую подготовку товароведов;

• обеспечить преемственность высшего и среднего профессионального образования по товароведению, в том числе за счет изменения названия направления высшего образования на «Товароведение и экспертиза продовольственных и непродовольственных товаров», а специальности среднего профессионального образования на «Товароведение», как это было ранее;

• изменить название научной специальности 05.18.15 «Технология и товароведение пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания», которое было утверждено в редакции МТИПП без согласования с товароведным сообществом и сужает сферу распространения товароведения и технологии продукции общественного питания только до продуктов специализированного, в том числе функционального, питания, полностью исключает товароведение непродовольственных товаров, а также вопросы сохраняемости товаров, в связи с чем предлагается выделить товароведение в самостоятельную специальность с названием «Товароведение и экспертиза продовольственных и непродовольственных товаров и технология продукции общественного питания»;

• выйти с предложением к разработчикам проекта ФГОС ВО по направлению «Товароведение» ступени «Бакалавриат» об увеличении доли аудиторных занятий не менее 70,0 %, так как товароведная подготовка требует значительного объема лабораторных и практических занятий;

• при пересмотре перечня профилей по направлению «Товароведение» включить в него в качестве самостоятельных такие профили, как «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» и «Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров», учитывая востребованность в торговле и экспертных организациях специалистов этих профилей;

• провести коллективное обсуждение на заседаниях кафедр, конференциях, в профессиональных журналах по вопросам модернизации содержания товароведных и сопутствующих дисциплин (химия, физика и др.) в области терминологии, классификации товаров и других

аспектов, регламентированных в федеральных законах, технических регламентах, международных и национальных стандартах, а также с учетом достижений науки, техники и технологии и представить их в УМО по товароведению;

• внедрять в учебный процесс инновационные технологии обучения и контроля на основе дидактических принципов профессиональной значимости знаний, умений и навыков, их научной обоснованности, объективности и непрерывности контроля, управления самостоятельной работой студентов;

• разработать профессиональный стандарт «Специалист - товаровед», в котором будут учтены профили «товаровед-менеджер» и «товаровед-эксперт».

В заключение необходимо отметить, что востребованность выпускников товароведов на рынке труда в значительной мере определяется степенью развития торговых сетей экспертных организаций в городе и регионе, количеством работников в них, а также общей занятостью населения. В Москве с населением 12 млн чел. торговых организаций в разы больше, чем в Екатеринбурге и Орле, поэтому и востребованность специалистов выше.

Потребительские предпочтения абитуриентов, касающиеся направления подготовки в вузе, во многом зависят от платежеспособности населения, количества бюджетных мест, а также от престижности будущей специальности и возможности трудоустройства выпускников после окончания вуза. Для многих семей, особенно многодетных или социально необеспеченных, платные услуги вузов ложатся непосильным бременем на семейный бюджет, поэтому дети из таких семей вынуждены выбирать направление профессиональной подготовки в вузе не по призванию, а по наличию бюджетных мест и возможности поступления на них.

Указанные аспекты абитуриентских предпочтений и востребованности выпускников-товароведов на рынке труда во многом предопределяют проблемы их подготовки.

Наконец, следует отметить, что многие из перечисленных проблем стоят перед товароведением не один десяток лет, но они не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Библиографический список

1. Менеджмент качества образовательных процессов: учеб. пособие / под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. 400 с.

Bibliography

1. Menedzhment Kachestva Obrazovatel'nyh Processov [Quality Management of Educational Processes]: Ucheb. Posobie. Pod Red. Min'ko, E.V.; Nikolaevoj, M.A.. M.: Norma; INFRA-M, 2018. 400 p.

2. Николаева М.А., Елисеева Л.Г., Иванова Т.Н. Товаровед - необходимая в торговле специальность // Товаровед продовольственных товаров. 2019. № 2. С. 46-50.

3. Карташова Л.В., Сергеева Н.И. Деловая игра «Ассортиментная политика и оценка качества продовольственных и непродовольственных товаров». М.: ОЦПКРТ, 2001. Ч. 1, 2. 176 с.

4. Карташова Л.В., Читаева О.Б. Мониторинг трудоустройства и использования выпускников УЗ СПО // Профессиональное образование. 2003. № 11. С. 28-29.

5. Карташова Л.В. Повышение эффективности педагогических технологий подготовки специалистов-товароведов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 160 с.

6. Николаева М.А., Лебедева Т.П. Особенности методики преподавания товароведных дисциплин по направлению «Торговое дело» // Товаровед продовольственных товаров. 2019. № 3. С. 57-62.

7. Николаева М.А. Актуальные проблемы научного товароведения // Индустрия питания. 2016. № 1. С. 5-10.

8. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.

2. Nikolaeva, M.A.; Eliseeva, L.G.; Ivanova, T.N. Tovaroved - Neobhodi-maya v Torgovle Special'nost' [Commodity Specialist as a Necessary Specialty in Trade]. Tovaroved Prodovol'stvennyh Tovarov. 2019. № 2. Pp. 46-50.

3. Kartashova, L.V.; Sergeeva, N.I. Delovaya Igra «Assortimentnaya Politika i Ocenka Kachestva Prodovol'stvennyh I Neprodovol'st-vennyh Tovarov» [Business Game "Assortment Policy and Quality Assessment of Food and Non-Food Products"]. M.: OCPKRT. 2001. CH. 1, 2. 176 p.

4. Kartashova, L.V.; Chitaeva, O.B. Monitoring Trudoustrojstva i Is-pol'zovaniya Vypusknikov UZ SPO [Monitoring the Employment and Use of Graduates from Institution of Secondary Education]. Professionale Obrazovanie. 2003. № 11. Pp. 28-29.

5. Kartashova, L.V. Povyshenie Effektivnosti Pedagogicheskih Tekh-nologij Podgotovki Specialistov-Tovarovedov [Effectiveness Improvement of Pedagogical Technologies for Training Commodity Specialists]: Dis. ... Kand. Ped. Nauk. M., 2005. 160 p.

6. Nikolaeva, M.A.;Lebedeva, T.P. Osobennosti Metodiki Prepoda-vaniya Tovarovednyh Disciplin po Napravleniyu «Torgovoe Delo» [Method Features of Teaching Commodity in the Training Program of "Trade Business"]. Tovaroved Prodovol'stvennyh Tovarov. 2019. № 3. Pp.57-62.

7. Nikolaeva, M.A. Aktual'nye Problemy Nauchnogo Tovarovedeniya. Industriya Pitaniya [Actual Problems of Scientific Commodity Science]. 2016. № 1. Pp. 5-10.

8. Edinyj Kvalifikacionnyj Spravochnik Dolzhnostej Rukovoditelej, Specialistov i Sluzhashchih [Unified Qualification Directory of Managers Positions, Specialists and Employees], Utv. Postanovleniem Mintruda Rossii ot 9 Fevralya 2004 g. № 9.

Информация об авторах / Information about Authors

Николаева Мария Андреевна

Nikolaeva, Maria Andreevna

Тел./Phone: +7 (916) 439-17-06 E-mail: man1408@mail.ru

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры международной коммерции Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 119571, Российская Федерация, г. Москва, пр. Вернадского, 82

Doctor of Technical Science, Professor, Professor of the International Commerce Department Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 119571, Russian Federation, Moscow, Vernadsky Ave., 82

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9030-6518

Евдокимова Оксана Валерьевна

Evdokimova, Oksana Valerevna

Тел./Phone: +7 (486) 241-98-99 E-mail: evdokimova_oxana@bk.ru

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой товароведения и таможенного дела

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева 302026, Российская Федерация, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95

Doctor of Technical Sciences, Professor, Head Department of Commodity Science and Customs

Oryol State University named after I.S. Turgenev

302026, Russian Federation, Oryol, Komsomolskaya St., 95

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-0393-2327

Иванова

Тамара Николаевна

Ivanova,

Tamara Nikolaevna

Тел./Phone: +7 (486) 241-98-99 E-mail: titd-orel@mail.ru

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры товароведения и таможенного дела

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева 302026, Российская Федерация, г. Орёл, ул. Комсомольская, 95

Doctor of Technical Sciences, Professor, Professor, Department of Commodity Science and Customs

Oryol State University named after I.S. Turgenev 302026, Russian Federation, Oryol, Komsomolskaya St., 95

ORCID: https://orcid.org/0000- 00002-1862-1847

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.