Скрябина О.В., Рябкова Д.С. Применение интерактивных методов обучения при реализации дисциплин профессиональной направленности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2017/1/35-statya-2017-1/746-00276. - ISSN 2413-4066
УДК 372.8
Скрябина Ольга Витальевна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГА У, г. Омск [email protected]
Рябкова Дина Сергеевна
Кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск [email protected]
Применение интерактивных методов обучения при реализации дисциплин профессиональной направленности
Аннотация: В настоящей статье рассматривается связь товароведения с другими дисциплинами, характеристика междисциплинарных связей, приводится порядок реализации междисциплинарных связей на примере дисциплин «Теоретические основы товароведения и экспертизы», «Товароведение однородных групп продовольственных товаров», «Товароведение и экспертиза зерномучных товаров», «Безопасность товаров», посредством использования интерактивных методов обучения.
Ключевые слова: Товароведение, междисциплинарные связи, интерактивные методы, метод проектов.
Основы товароведных знаний необходимы менеджерам и технологам, бухгалтерам, экономистам, поскольку, планирование и учет товарных запасов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и ассортиментом должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и спецификой изменения качества при транспортировании, хранении и реализации.
Товароведение тесно связано другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими. Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественнонаучных и математических дисциплин -физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении [1]. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих специальных, более узких дисциплин, объектами изучения, которых могут быть, не только потребительские товары, но и сырье, сельскохозяйственная продукция, пищевые и биологически активные добавки, а также безопасность перечисленных объектов. В процессе обучения по направлению подготовки 38.03.07 - Товароведение, студенты осваивают большое количество дисциплин различных направлений: организация и управление коммерческой деятельностью, логистика,
маркетинг, товарный менеджмент, бухгалтерский учет в торговле, безопасность товаров, стандартизация, подтверждение соответствия и метрология, их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.
Межпредметные связи разрешают противоречие между разрозненным усвоением знаний и являются профессионально-квалификационной характеристикой будущего специалиста. Принцип междисциплинарности, как и любой другой принцип обучения, обладает свойством всеобщности, реализуясь в каждой учебной дисциплине.
Учитывая вышеизложенное проанализирована реализация междисциплинарных связей на примере дисциплин «Теоретические основы товароведения и экспертизы», «Товароведение однородных групп продовольственных товаров», «Товароведение и экспертиза зерномучных товаров», «Безопасность товаров».
Дисциплины входят в цикл основных дисциплин, имеют предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплинами гуманитарной направленности экономикой, правовым регулированием коммерческой деятельности, философией бизнеса, правоведением, с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла - химией, физикой, физико-химическими методами исследования, а также последующие и сопутствующие междисциплинарные связи - стандартизацией, подтверждением соответствия и метрологией, идентификацией и обнаружением фальсификации товаров.
На кафедре товароведения, стандартизации и управления качеством Омского ГАУ существует положительный опыт проведения занятий семинарского типа посвященных особенностям междисциплинарных связей профессионального цикла. Целью таких занятий является обобщение и систематизирование знаний о потребительских свойствах товаров, факторах, формирующих и сохраняющих их качество и безопасность; формирование умения анализировать рекламации и претензии к качеству товаров; умения оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации, а также формирование осознания социальной значимости своей будущей профессии, стремления к саморазвитию и повышению квалификации.
На сегодняшний день основные инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, когда в процессе познания активно взаимодействуют все обучающиеся и преподаватель, происходит обмен знаниями, идеями, что переводит процесс обучения на более высокий уровень [2].
Такие методы позволяют учитывать, обдумывать и анализировать мнение «противоположной стороны», в результате формируется альтернативное мнение по решению поставленных задач. Для проведения семинарских занятий активно используются метод проектов, работа в малых группах, деловые игры и др[3].
Подробнее рассмотрим метод проектов, используемый на междисциплинарных семинарских занятиях, обучающихся по направлению подготовки 38.03.07-Товароведение.
В методе проектов студенты объединяются в небольшие группы и разрабатывают, программу исследования ассортимента, выявления потребительских предпочтений и оценки качества интересующей группы товаров, представляют схему проведения лабораторных исследований. Такая аналитическая работа состоит из нескольких этапов, которые взаимосвязаны и позволяют улучшить навыки логического мышления, раскрывают аналитические способности обучающихся, развивают коммуникативные навыки.
Первым этапом является организационно-подготовительный, в ходе которого происходит выбор направления для исследования. Обучающиеся выбирают направление исследований самостоятельно, либо выбирают предложенную тематику.
На этапе разработки проекта группой составляется четкий план работы, который включает:
1. Актуальность проекта;
2. Цель проекта;
3. Характеристику объектов исследования;
4. Перечень методов исследования;
5. Список участников;
6. Календарный план выполнения.
Технологический этап включает в себя работу по осуществлению проекта, проводятся консультации с руководителем, подбор литературы и анализ литературных данных. Тщательный анализ литературных данных позволяет систематизировать информацию по изучаемой группе товаров, и аргументировано обосновать объекты и методы лабораторных исследований.
Исследование ассортимента и выявление потребительских предпочтений проводятся в виде маркетингового исследования. В качестве метода сбора первичных маркетинговых данных используется опрос, так как он наиболее удобен при проведении описательных исследований, а в качестве орудия исследования - анкета. Анкета представляет собой ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. В ходе, такой работы обучающиеся изучают спрос, востребованность группы товара у населения, приемлемость цены и качества. Изучение этих проблем основано на анализе поведения потребителей, что позволяет выявить главные социально-экономические проблемы потребления конкретных групп населения, определить механизм формирования спроса с учетом всех факторов (доходы, экономическое положение, образ жизни, статус, убеждения и др.).
Главная задача лабораторных исследований заключается в независимой оценке соответствия качественных свойств, параметров и характеристик товаров действующим положениям и принятым стандартам, а также анализе и идентификации товара на соответствие предоставленной технической документации.
В первую очередь проводится изучение упаковки и маркировки исследуемых образцов товаров, далее проводится процедура идентификации товара по общим и специфичным признакам и определение размерно-массовых характеристик на соответствие действующим техническим и нормативным документам.
Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции. Для того чтобы сделать органолептическую оценку более объективной, для некоторых продуктов введена балльная оценка. При балльном способе оценки качества органолептические показатели оцениваются определенным количеством баллов, после чего результаты суммируются. Сумма всех баллов выражает общую оценку товара или его товарный сорт.
При проведении физико-химических исследований используются стандартные и специфические методы для разных групп товаров. На данном этапе работы полученный материал систематизируется и приводится в виде таблиц, схем, рисунков, графиков и диаграмм.
Заключительная стадия работы состоит из следующих этапов:
1. Оформление отчета;
2. Общественная презентация;
3. Семинар.
Проектные группы представляют презентацию по законченному этапу проектирования, каждый участник докладывает о своей части работы над проектом. В ходе семинара задаются вопросы, выставляется общая оценка по результатам работы.
Результатом таких занятий является обобщение и систематизирование знаний о состоянии и перспективах развития рынка товаров, потребительских свойствах и показателях качества, умение оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации, а также развиваются навыки работы в коллективе, организаторские способности обучающихся.
Ссылки на источники:
1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник / М.А. Николаева. -М.: Норма, 2008. - 448 с.
2. Бедрина В.В., Петрова Е.И., Тарасова Е.Ю., Смирнова Н.А. Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№2(2) июль-сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2015-god/2/19-statya-2015-2/140-00029.
3. Берендяева Л.А., Конева И.В., Конев А.В., Мицуля Т.П., Старун А.С. Особенности применения интерактивных методов в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№2(2) июль-сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2015-god/2/19-statya- 2015-2/141-00030.
Olga Skryabina
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Dina Ryabkova
Candidate of Technicai Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
The Use of Interactive Teaching Methods in the Implementation of Professional
Orientation Courses
Abstract: This article discusses the relationship of commodity research with other disciplines, characteristic of interdisciplinary connections, is the order of implementation of interdisciplinary connections in the example of disciplines "Theoretical foundations and merchandising expertise", "Commodity homogeneous foodstuffs groups", "Commodity and examination of grain foods", "Safety of Goods" through the use of interactive teaching methods.
Keywords: Commodity, interdisciplinary communication, interactive methods, project method.