ЭКОНОМИКА
Д.Н. ЕРМАКОВ,
доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета e-mail: kaffprava@mail.ru
D. ERMAKOV,
Doctor of Political Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor of the Chair of Political Sciences and Law Moscow State Regional University e-mail:
Ключевые слова:
трудовая миграция, пенсионное обеспечение, пенсионное законодательство Российской Федерации, пенсии в странах СНГ
Keywords:
labor migration, pensions, the pension legislation of the Russian Federation, pensions in the CIS countries
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАН СНГ
В статье автор рассматривает законодательство стран СНГ в сфере пенсионного страхования трудовых мигрантов; обозначает проблему, связанную с получением иностранными гражданами в Российской Федерации страховой пенсии по старости и характеризует пути решения этой проблемы.
ACTUAL PROBLEMS OF PENSION iNSURANCE OF LABOR MIGRANTS FROM THE CIS COUNTRIES
The author considers legislation of the CIS countries in the sphere of pension insurance of migrant workers; denotes the problem of obtaining foreign citizens in the Russian Federation insurance old-age pension and describes ways to solve this problem.
В настоящее время пенсионное страхование трудовых мигрантов на территории стран СНГ регулируется целым рядом документов, принятых Содружеством, которые касаются в том числе и пенсионного обеспечения (например, «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и пр.). Несмотря на, казалось бы, общую урегулированность проблем пенсионного обеспечения в указанной сфере, тем не менее вопросы, касающиеся пенсионного страхования трудовых мигрантов из стран СНГ, постоянно возникают.
Так, в соответствии с действующим российским законодательством с начала 2015 г. в рамках системы обязательного пенсионного страхования работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и за временно пребывающих в России иностранцев, и лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), которые признаются застрахованными лицами независимо от срока заключенного с ними трудового договора. При этом применение пониженного тарифа для этих целей не предусмотрено.
Вместе с тем, право на назначение и выплату страховой пенсии по старости в Российской Федерации, опять же в соответствии с российским законодательством, имеют лишь те иностранные граждане, которые постоянно проживают на ее территории. Поэтому в случае, если временно пребывающие иностранные граждане не будут в дальнейшем постоянно проживать на
территории РФ, то и страховую пенсию по старости они здесь не получат. Хотя, как отмечалось ранее, это не исключает их из системы обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Указанное положение дел неоднозначно воспринимается как самими трудовыми мигрантами, так и российским научным сообществом, экспертами.
С одной стороны, страховые взносы за иностранного работника поступают в ПФР. Но с другой — при назначении пенсии по старости в стране постоянного проживания такому работнику учитывают только его трудовой стаж в России (кроме того, он также получает в ПФР выписку из лицевого счета, где указывается размер внесенных за него взносов с учетом перерасчета валют). При этом, безусловно, такой работник теряет часть своих пенсионных прав, в частности, касающихся размера его пенсии по старости. Так, если сравнить в конечном итоге средний размер пенсии по старости в странах СНГ, то в России он выше, чем в странах Содружества (см табл.). Поэтому при существующем подходе трудовые мигранты из стран—участниц СНГ теряют в размере пенсии, которую они могли бы получить на территории России.
В связи с этим обратимся к международному опыту решения такого рода проблем. По сути, нужно выделить две базисные модели, которые могут здесь применяться:
1) территориальная модель, которая в настоящее время используется,
100
Постсоветский материк
2(10)/2016
в частности, в странах — участницах СНГ: в соответствии с ней пенсионное обеспечение осуществляется и финансово гарантируется по законодательству страны постоянного проживания (гражданства) работника (с учетом трудового стажа и внесенных за работника страховых взносов в странах — участницах СНГ в пересчете по курсу национальной валюты);
2) пропорциональная модель, в которой государства, принявшие на себя соответствующие пенсионные обязательства в рамках международных договоров, несут пропорциональные расходы по выплате пенсий в зависимости от величины пенсионных прав,
Представляется, что в настоящее время, если не для всех стран — участниц СНГ, то для стран государств — членов Евразийского экономического союза созданы условия для перехода к
которые получило застрахованное лицо на территории договаривающихся стран. Указанная модель применяется в странах Европейского союза. Она нашла отражение и во Временном соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения, а также договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (хотя в чистом виде закрепленные здесь модели следовало бы назвать смешанными).
пропорциональной модели пенсионного страхования трудовых мигрантов из этих стран. В связи с этим возникает необходимость решения следующих задач:
Средний размер пенсии [1]
долл.
Страна По годам:
2010 2011 2012 2013
Азербайджан 141,5' 184,5! 193,6* 217,3
Армения 74,6 70,2 73,6 71,8
Белоруссия 194,9 112,6 220,0 232.1
Казахстан 152,7 192,0 203,8 217,1
Киргизия 49,9 111,2 132,3 131,7
Молдавия 66,71 74,61 79,41 78,2
Россия 249,3 257,1 301,6 306,7
Таджикистан 28,4 32,0 38,2 47,8
Узбекистан 121,7 138,1 150,2
Украина 140,9 153,1 178,9 186,1
— унифицировать национальные законодательства в области пенсионного обеспечения в данных странах в соответствии с пропорциональной моделью;
— разработать и принять договор государств — членов Евразийского экономического союза о пенсионном обеспечении, основанный на пропорциональном принципе.
Таким образом, в соответствии с пропорциональной моделью при
наступлении пенсионных оснований каждое из государств, в котором трудился иностранный работник, должно выплачивать ему пенсию только за период уплаты страховых взносов на территории этой страны.
Что касается других государств — членов СНГ, то в них необходимо создавать условия, при которых в дальнейшем будет возможен переход на пропорциональную систему пенсионного обеспечения трудовых мигрантов из этих стран.
Литература
1. Международный статистический комитет стран СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisstat.com
[Mezhdunarodnyj statisticheskij komitet stran SNG [JElektronnyj resurs]. URL: http:// www.cisstat.com]