Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ИНОСТРАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВВОЗИМОГО НА ТЕРРИТОРИЮ РФ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ИНОСТРАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВВОЗИМОГО НА ТЕРРИТОРИЮ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ИМПОРТ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОД ПО СТОИМОСТИ СДЕЛКИ С ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худжатов М.Б.

Российская экономика является зависимой от импорта высокотехнологичного оборудования иностранного производства. В данной сфере политика импортозамещения не приносит необходимых плодов. Ввоз иностранного оборудования на территорию РФ сопровождается обязательным таможенным оформлением путем таможенного декларирования оборудования и определения его таможенной стоимости. В статье проведен анализ действующего порядка определения таможенной стоимости иностранного оборудования, а также правоприменительной практики в данной сфере. Результаты анализа свидетельствуют о наличии проблем, с которыми сталкиваются импортеры оборудования при определении его таможенной стоимости. Автором предложены практические рекомендации, которые будут способствовать решению указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF CUSTOMS VALUATION OF FOREIGN EQUIPMENT IMPORTED INTO THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Russian economy is dependent on imports of foreign-made high- tech equipment. In this area, the import substitution policy is not bearing the necessary results. Import of foreign equipment into the territory of the Russian Federation is accompanied by mandatory customs clearance by customs declaration of equipment and determination of its customs value. The article analyzes the current procedure for determining the customs value of foreign equipment, as well as law enforcement practice in this area. The results of the analysis indicate the presence of problems that importers of equipment face in determining its customs value. The author offers practical recommendations that will contribute to the solution of these problems.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ИНОСТРАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВВОЗИМОГО НА ТЕРРИТОРИЮ РФ»

УДК 339.5

doi:10.52210/2224669X_2021_4_71

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ИНОСТРАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВВОЗИМОГО НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

М.Б. Худжатов

Аннотация. Российская экономика является зависимой от импорта высокотехнологичного оборудования иностранного производства. В данной сфере политика импортозамещения не приносит необходимых плодов. Ввоз иностранного оборудования на территорию РФ сопровождается обязательным таможенным оформлением путем таможенного декларирования оборудования и определения его таможенной стоимости. В статье проведен анализ действующего порядка определения таможенной стоимости иностранного оборудования, а также правоприменительной практики в данной сфере. Результаты анализа свидетельствуют о наличии проблем, с которыми сталкиваются импортеры оборудования при определении его таможенной стоимости. Автором предложены практические рекомендации, которые будут способствовать решению указанных проблем.

Ключевые слова: таможенная стоимость, технологическое оборудование, импорт, Всемирная таможенная организация, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

CURRENT PROBLEMS OF CUSTOMS VALUATION

OF FOREIGN EQUIPMENT IMPORTED

INTO THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

M.B. Khudzhatov

Abstract. The Russian economy is dependent on imports of foreign-made hightech equipment. In this area, the import substitution policy is not bearing the necessary results. Import of foreign equipment into the territory of the Russian Federation is accompanied by mandatory customs clearance by customs declaration of equipment and determination of its customs value. The article analyzes the current procedure for determining the customs value of foreign equipment, as well as law enforcement practice in this area. The results of the analysis indicate the presence of problems that importers of equipment face in determining its customs value. The author offers practical recommendations that will contribute to the solution of these problems.

Keywords: customs value, technological equipment, imports, World Customs Organization, Method one - transaction value.

Промышленное производство является важнейшей отраслью экономики любой страны, поскольку оно обеспечивает население необходимыми товарами и услугами. Среди отраслей промышленности особенно выделяются обрабатывающие производства, которые нацелены на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, к такой продукции относятся машины и оборудование. Производство машин и оборудования имеет немаловажное значение в контексте обеспечения других отраслей промышленности средствами производства [8].

Необходимо отметить, что промышленность РФ не способна производить большинство видов современного высокотехнологичного оборудования. Так, по данным Росстата в настоящее время промышленность РФ обеспечивает производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования и прочих видов оборудования, но объемы их производства невелики [6].

О дефиците высокотехнологичного оборудования на российском рынке также свидетельствуют следующие обстоятельства [5]:

1. Импорт в РФ многих видов иностранного оборудования облагается ввозной таможенной пошлиной по нулевой ставке.

2. Ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, освобождается от уплаты НДС. Перечень видов такого оборудования приведен в Постановлении Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о зависимости экономики РФ от импорта высокотехнологичного оборудования иностранного производства. Наличие указанной практической проблемы и необходимость ее решения обусловили актуальность данной статьи.

Для подкрепления указанного вывода доказательствами необходимо провести анализ структуры внешней торговли РФ.

По данным ФТС России в товарной структуре экспорта РФ наибольшую долю занимает минеральная продукция, а именно сырая нефть, нефтепродукты и природный газ (55,6 % всего экспорта). Причем минеральные продукты преимущественно экспортируются в страны дальнего зарубежья и в меньшей степени в страны СНГ

(60 % и 27 % соответственно). Машины и оборудование российского производства не пользуются большим спросом на мировом рынке, на них приходится только 6,5 % всего экспорта. Машины и оборудование преимущественно экспортируются из РФ в страны СНГ и в меньшей степени в страны дальнего зарубежья (18,8 % и 4,6 % соответственно). Данные о товарной структуре экспорта РФ в первом полугодии 2021 г. отражены в таблице 1.

Совсем иную картину мы можем наблюдать при анализе товарной структуры импорта РФ. Машины и оборудование иностранного производства составляют почти половину всего российского импорта. В основном машины и оборудование импортируются в РФ из стран дальнего зарубежья и в меньшей степени из стран СНГ (53 % и 21 % соответственно). Данные о товарной структуре импорта РФ в первом полугодии 2021 г. отражены в таблице 2.

Анализ данных таблиц 1 и 2 подтверждает вывод о зависимости экономики РФ от импорта высокотехнологичного оборудования иностранного производства. Поскольку на современном этапе развития экономики РФ решение вышеуказанной практической проблемы невозможно с помощью политики импортозамещения, необходимо стимулировать импорт высокотехнологичного оборудования на территорию РФ [3].

Как уже было отмечено, ввоз на территорию РФ многих видов оборудования освобождается от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС, однако эти льготы касаются далеко не всех видов высокотехнологичного оборудования. Кроме того, как показывает практика, существуют проблемы с определением таможенной стоимости сложного многокомпонентного оборудования иностранного производства.

Важно отметить, что необходимость определения таможенной стоимости иностранного оборудования обусловлена тем, что практически все таможенные платежи исчисляются по ставкам, зависящим от таможенной стоимости [9]. В частности:

- большинство ставок ввозных пошлин являются адвалорными (взимаются в виде процента от таможенной стоимости товара);

- основным элементом налоговой базы для исчисления суммы импортного НДС является таможенная стоимость товара;

- таможенные сборы за таможенные операции взимаются по ставкам, зависящим от таможенной стоимости товаров.

Товарная структура экспорта РФ в первом полугодии 2021 г. [4]

Группа ТНВЭД ЕЛЭС Наименование товарной отрасли Страны ДЗ Даш в экспорте Страны СНГ Доля в экспорте Всего Доля в экспорте

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 11 722 932,0 6,5 % 3 466 003,6 12,4 % 15 188 935,6 7,3 %

25-27 Минеральные продукты 108 303 146,8 59,9 % 7 665 627,2 27,3 % 115 968 774,0 55,6 %

28^10 Продукция химической промышленности, каучук 11 837 585,8 6,6 % 4 158 114,2 14,8 % 15 995 700,0 7,7 %

41—43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 69 261,5 0,04 % 38 578,5 0,1 % 107 840,0 0,1 %

44^19 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 6 155 432,1 3,4 % 1 327 582,3 4,7 % 7 483 014,4 3,6 %

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 163 135,4 0,1 % 623 789,0 2,2 % 786 924,4 0,4 %

71 Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 13 887 149,7 7,7 % 354 957,4 1,3% 14 242 107,1 6,8 %

72-83 Металлы и изделия из них 18 165 861,0 10,1 % 4 103 603,1 14,6 % 22 269 464,1 10,7%

84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 8 331 365,7 4,6 % 5 260 371,5 18,8 % 13 591 737,2 6,5 %

68-70, 91-97 Другие товары 2 081 235,7 1,2% 1 031 528,0 3,7 % 3 112 763,7 1,5 %

ВСЕГО: 180 717 105,7 100,0 % 28030154,9 100,0% 208 747 260,6 100,0 %

Товарная структура импорта РФ в первом полугодии 2021 г. [4]

Группа ТНВЭД ЕЛЭС Наименование товарной отрасли Страны ДЗ Доля в импорте Страны СНГ Доля в импорте Всего Доля в импорте

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 13 174 998,8 10,8 % 3 261 799,7 22,6 % 16 436 798,5 12,0 %

25-27 Минеральные продукты 886 149,4 0,7 % 1 662 895,5 11,5% 2 549 044,9 1,9%

28^10 Продукция химической промышленности, каучук 22 966 786,0 18,8% 1 941 248,2 13,4 % 24 908 034,2 18,2 %

41^13 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 561 509,5 0,5 % 22 880,5 0,2 % 584 390,0 0,4 %

44^19 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1 577 686,7 1,3 % 304 478,3 2,1 % 1 882 165,0 1,4%

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 6 601 962,0 5,4 % 1 145 501,1 7,9 % 7 747 463,1 5,7 %

71 Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 402 437,0 0,3 % 132 403,8 0,9 % 534 840,8 0,4 %

72-83 Металлы и изделия из них 6 896 647,9 5,6 % 2 483 109,7 17,2 % 9 379 757,6 6,9 %

84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 64 594 664,7 52,9 % 2 970 799,9 20,6 % 67 565 464,6 49,5 %

68-70, 91-97 Другие товары 4 487 603,3 3,7 % 528 827,6 3,7 % 5 016 430,9 3,7 %

ВСЕГО: 122 150 445,3 100,0 % 14 453 944,4 100,0% 136 604 389,7 100,0 %

Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Согласно методу 1 таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары (далее - ЦФУ) при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС. При этом ЦФУ должна быть дополнена начислениями, которые приведены в ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС. Так, к ЦФУ добавляются расходы импортера на проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории ЕАЭС и необходимые для производства ввозимых товаров. Критериями добавления к ЦФУ подобных расходов являются [1]:

- соответствующим образом распределенная стоимость товаров и услуг;

- предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене;

- для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров;

- в размере, не включенном в ЦФУ.

На практике указанный вид расходов применяется при строительстве на территории РФ промышленных объектов, которые оснащаются сложным многокомпонентным оборудованием иностранного производства. В данном контексте выделим основные этапы строительства на территории РФ промышленных объектов по результатам проектирования:

- производство и ввоз отдельных элементов промышленного объекта за пределами таможенной территории ЕАЭС на основании результатов проектирования;

- производство отдельных элементов промышленного объекта на территории РФ с использованием или без использования результатов проектирования;

- ввоз отдельных элементов промышленного объекта, в отношении которых не требовалось проектирование (компоненты и детали общего назначения);

- строительство/возведение промышленного объекта как самостоятельного строительного объекта.

Проблема заключается в том, что в рамках таможенного оформления импортируемого оборудования таможенные органы требуют добавления к ЦФУ всех расходов, которые возникают у импортера на каждом из перечисленных этапов. Такая позиция таможенных органов РФ основана на положениях п. 3 ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС, согласно которым ЦФУ - это общая сумма всех платежей за ввозимые товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца [1]. Учитывая дороговизну услуг по проектированию промышленных объектов, подобные начисления могут значительно увеличить таможенную стоимость оборудования и препятствовать их импорту на территорию РФ.

Позиция автора по вышеизложенной проблеме отражена в таблице 3.

Таблица 3

Особенности определения таможенной стоимости оборудования

Этапы строительства на территории РФ промышленных объектов по результатам проектирования Отражение расходов при определении таможенной стоимости оборудования

Производство и ввоз отдельных элементов промышленного объекта за пределами таможенной территории ЕАЭС на основании результатов проектирования Расходы на проектирование должны быть добавлены к ЦФУ

Производство отдельных элементов промышленного объекта на территории РФ с использованием или без использования результатов проектирования Расходы на проектирование не добавляются к ЦФУ

Ввоз отдельных элементов промышленного объекта, в отношении которых не требовалось проектирование Расходы на проектирование не добавляются к ЦФУ

Строительство, возведение промышленного объекта как самостоятельного строительного объекта Расходы на производимые после ввоза на территорию РФ строительство, возведение вычитаются из ЦФУ

По мнению автора, дополнительные начисления к ЦФУ оборудования должны осуществляться только в отношении производства

и ввоза отдельных элементов промышленного объекта за пределами таможенной территории ЕАЭС на основании результатов проектирования. При производстве отдельных элементов промышленного объекта на территории РФ с использованием или без использования результатов проектирования, а также при ввозе отдельных элементов промышленного объекта, в отношении которых не требовалось проектирование, расходы на проектирование не должны добавляться к ЦФУ оборудования. Что касается строительства, возведения промышленного объекта, расходы на производимые после ввоза на территорию РФ строительство, возведение промышленных установок или оборудования вычитаются из ЦФУ, если [2]:

- указанные расходы включены в ЦФУ продавцом оборудования;

- выделены из ЦФУ в коммерческих документах;

- заявлены импортером при таможенном декларировании;

- подтверждены импортером документально.

Другой проблемой при определении таможенной стоимости иностранного оборудования является наличие проектной документации и учет ее стоимости в таможенной стоимости оборудования.

По своей сути проектная документация представляет собой результат работ или услуг, выполненных или оказанных за пределами территории РФ и ввозимых на материальном носителе (в письменном виде на бумажном носителе или в электронном виде на ^В-накопителе). При этом важно отметить, что с точки зрения таможенного оформления проектная документация является товаром, подлежащим таможенному декларированию.

Таможенное декларирование проектной документации может осуществляться двумя способами [4]:

- в общеустановленном порядке путем подачи таможенному органу декларации на товары с уплатой таможенных платежей;

- в упрощенном порядке путем подачи таможенному органу заявления без уплаты таможенных платежей, если стоимость документации в эквиваленте не превышает 200 евро.

Проблема заключается в том, что таможенные органы РФ требуют включать в стоимость проектной документации стоимость работ/услуг по ее разработке, то есть согласно позиции таможенных органов разработка проекта приравнивается к купле-продаже проектной документации.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Для решения указанной проблемы необходимо обратиться к Консультативному мнению Всемирной таможенной организации 22.1, которое поясняет порядок таможенной оценки импортной технической документации, связанной с проектированием и разработкой промышленного предприятия. Согласно позиции Всемирной таможенной организации таможенная стоимость документации должна определяться путем гибкого применения резервного метода (метода 6). В частности, за основу может быть принята стоимость работы по непосредственному записыванию на бумажный носитель инженерного дизайна, чертежей и распечатыванию документации [10].

На наш взгляд, Консультативное мнение Всемирной таможенной организации 22.1 должно лечь в основу определения таможенной стоимости проектной документации, касающейся ввозимого оборудования.

Подводя итоги, отметим, что предлагаемые автором практические рекомендации будут способствовать решению проблем, связанных с определением таможенной стоимости сложного многокомпонентного оборудования иностранного производства при ввозе на территорию РФ.

Таким образом, реализация на практике предложенных в статье рекомендаций обеспечит стимулирование импорта на территорию РФ высокотехнологичного оборудования в целях оснащения российской промышленности необходимыми средствами производства.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 01.11.2021).

2. АнисимовВ.Г., АнисимовЕ.Г., Сауренко Т.Н., ТебекинА.В. Модели прогнозирования объема таможенных платежей, дополнительно взысканных в результате функционирования системы управления таможенными рисками // Журнал исследований по управлению. 2020. Т. 6. № 1.

3. Арский А.А. Анализ конъюнктуры внешней торговли Российской Федерации с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 4.

4. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б., Майоров Р.В. Оценка перспектив развития внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 9.

5. Оболенский В.П. Внешняя торговля России: содействие процессам воспроизводства // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9.

6. Социально-экономическое положение России - 2020 год. URL: https:// gks.ru/bgd/regl/b20_01/Main.htm (дата обращения: 01.11.2021).

7. Таможенная статистика. URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 01.11.2021).

8. Толкачев С.А., Донцова О.И., Комолов О.О. Российская промышленность: влияние санкций и перспективы импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4.

9. Худжатов М.Б. Некоторые проблемы определения таможенной стоимости товаров при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС // Маркетинг и логистика. 2018. № 5(19).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Valuation of imported technical documents relating to design and development of an industrial plant. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/ valuation/instruments-and-tools/advisory-opinions.aspx (дата обращения: 01.11.2021).

М.Б. Худжатов

кандидат экономических наук

доцент кафедры таможенного дела

Российский университет дружбы народов (РУДН)

E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.