На книжную полку =======================================
Актуальные проблемы охраны природы*
В последние годы ученые, средства массовой информации, рядовые граждане все больше внимания уделяют проблеме ухудшения состояния окружающей среды и поиску путей выживания человечества в плане сохранения природных оснований его существования. Дело в том, что стремительно развивающийся ныне экологический кризис протекает в условиях современной глобализации как социального феномена, охватившего весь мир. Поэтому человечество сегодня, как никогда ранее, заинтересовано в достижении разумного регулирования взаимодействия природы, общества и человека, в анализе и поиске средств, путей преодоления противоречий в сфере социоэкологических взаимоотношений глобального масштаба.
Этим чрезвычайно актуальным вопросам, волнующим всех живущих на Земле людей посвящена вышедшая недавно в свет монография О.М.Гусейнова и Ж.О.Гусейновой «Охрана окружающей среды: философские аспекты. В ней авторы на основе большого теоретического и фактического материала показывают место и роль философско-методологических и религиозно-нравственных оснований восприятия человеком окружающей среды в истории их взаимодействия и в плане построения концептуальных оснований стратегии ее охраны сегодня.
Надо отметить, что несмотря на все очевидные беды и тупики цивилизованного движения, отмечаемые многими отечественными и зарубежными исследователями, проблемы, поднимаемые авторами в монографии, до сих пор еще не были предметом специального и всестороннего рассмотрения нашими учеными. В этом плане
* Гусейнов О.М.ю, Гусейнова Ж.О. Охрана окружающей среды: философские аспекты - Махачкала, Изд-во «Радуга», 2010 - 178 с.
рецензируемая монография выгодно отличается как глубиной и новизной разрабатываемых в ней теоретических вопросов, так и своей практической направленностью. Эта работа является, по существу, одной из первых в нашей философско-религиоведческой литературе попыток комплексного и систематического исследования целостного процесса осмысления проблем охраны окружающей среды, установления с ней подлинно гармоничных взаимоотношений и перехода к устойчивому развитию.
Ценно в работе не только стремление авторов привлечь внимание к слаборазработанным в философско-религиоведческой науке вопросам, требующим дальнейших исследований, но и то, что материалы рецензируемой монографии дают богатую пищу для работы мысли, для поиска конкретных путей и средств преодоления отрицательных для окружающей среды и самого человека последствий его природопреобразовательной деятельности.
В качестве положительного момента следует отметить, что различные аспекты данной проблемы получили свое отражение в 14 ранее опубликованных работах авторов, среди которых две монографии "Человек и природа" (2008г.) и "Человек и окружающая среда" (2009 г.), вышедшие в издательстве Дагестанского госуниверситета) и несколько статей в реферируемых журналах и в других изданиях.
Первая глава монографии посвящена исследованию общетеоретических, методологических вопросов поиска решения экологических проблем, связанных с развертывающимся научно-техническим прогрессом, необычайно увеличивающим антропогенное давление на природу. Авторы правильно отмечают, что в отличие от прошлого, когда экологические кризисы носили локальный, ограниченный характер, сегодня в эпоху НТР, они приобретают глобальные масштабы, способные разрушить механизмы целостного
функционирования биосферы в планетарном масштабе. Говоря о роли науки и техники как средств воздействия общества на окружающую среду, авторы справедливо подчеркивают их двойственную природу как могучих сил, способных, с одной стороны, сделать жизнь и быт человека удобными и комфортными, а с другой - «отходами своего производства и отравить окружающую среду, вызвать к жизни отрицательные для природы и в конечном счете опасные для существования самого человека последствия его деятельности» (с.24) Однако отмечается в монографии, решение проблемы при этом должно заключаться не в отказе от современного научно-технического прогресса, не в прекращении всякого взаимодействия общества с природой, а в их сбалансированном, гармоничном развитии, когда человек будет получать от природы необходимые ему материальные блага, преобразуя ее разумно, рационально, с учетом законов функционирования биосферы.
С этой точки зрения весьма логичным представляется, на наш взгляд, выделение и анализ в данной главе монографии малоизученного в нашей литературе вопроса о системном исследовании проблемы взаимодействия общества и природы. Красной нитью в данном параграфе проходит мысль о том, что природа и общество образуютцелостную систему, где изменения в социальной деятельности объективно сказываются на изменениях в природе и наоборот. Поэтому и изучение проблемы взаимодействия общества и природы требует к себе системного подхода, рассмотрения их как единого целого, отказа от насилия по отношению к природе, перехода от крайних позиций антропоцентризма и биоцентризма к идее коэволюции с ее экогуманистической аксиологией, основанной на признании достоинства и внутренней самоценности как человека, так и природы, ее объектов.
В работе подчеркнута мысль о том, что преодоление негативов нынешней экологической ситуации требует всеобщей интеграции
экологического знания в единую концепцию, способную служить надежной основой для выработки практических мер, направленных на устранение разбалансированности между обществом и окружающей его средой. При этом мировоззренческая рефлексия этих проблем требует объединения усилий как философии, естественных и гуманитарных наук, так и необходимости обращения к религиозным ценностям, чему посвящена вторая глава работы - «Экологические проблемы в исламской теологии».
Авторы отмечают, что прогресс науки и техники не сопровождается сегодня аналогичным ростом духовных и нравственных сторон жизни общества. Более того, он нередко ведет к развитию узкопрагматического подхода людей к жизни и окружающему их миру. Вот почему на помощь науке в деле формирования экологических мировоззренческих установок и нравственных ориентиров человека по отношению к природе может и должна прийти религия. Авторы правильно говорят о том, что при всех различиях оснований и методов науки и религии, разных измерениях ими человеческого опыта и мысли они должны работать в союзе, в конструктивном взаимодействии, если мы хотим спасти нашу планету от грядущей экологической катастрофы.
Рассматривая вопрос об отношении ислама к природе как объекту интересов и потребностей человека, в работе отмечается, что ислам призывает человека ответственно относиться к природе как к величайшей ценности, с которой он должен жить в мире и согласии, что потребности человека должны быть разумными и соизмеримыми с возможностями природы. В противном случае, когда человек подходит к природе узкопрагматически, потребительски, он может погубить не только природу, но и самого себя. В подтверждение данного тезиса авторы широко цитируют в работе соответствующие суры и аяты Корана, ссылаются на Хадисы пророка, мысли и суждения различных восточных
мыслителей. При этом, указывают авторы, в современной природоохранной деятельности следует опираться также и на опыт природоохранной культуры народов Дагестана, основанный на богатейших уникальных традициях налаживания постоянного диалога человека и природы, связанного с особенностями почитания родной Земли.
Особо хотелось бы выделить третью главу монографии, в которой ставятся и находят нетривиальное решение такие общетеоретические вопросы, имеющие огромное практическое значение, как сущность проблемы гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, значимость парадигмы научного управления природопреобразовательной деятельностью человека в обеспечении функционального единства системы «природа-общество», выяснение места и роли сознательности и активности людей, их эколого-нравственной культуры в деле формирования гуманного отношения человека к природе как эколого-нравственной нормы социальной деятельности.
Критикуя пессимистические настроения во взглядах отдельных западных ученых в отношении будущего человечества в плане его взаимоотношений с природной средой, которые особенно усилились в результате деятельности Римского клуба, авторы правильно отмечают, что противоречия между человеком и природой нужно решать не на путях приостановки роста населения и роста валового национального продукта, а при помощи перестройки технологических структур, использования природоохранительных технологий и перехода к устойчивому развитию.
Авторы дают собственное определение сущности процесса устойчивого развития как нового направления в осмыслении судеб современной цивилизации, охватывающего собой практически все сферы жизнедеятельности людей, начиная от способности человека
отказаться от потребительских ценностей, кончая необходимостью установления с природой подлинно гармоничных отношений, основанных на коэволюции их взаимодействия.
Отдельный параграф данной главы посвящен проблеме выработки новых культурно-ценностных ориентации человека в его отношении к природе, диктуемых человеческим разумом, общечеловеческими гуманистическими интересами. Гуманное, заботливое отношение к природе, ко всему живому, отмечается в работе, нужно человеку прежде всего в собственных интересах и определяется не только экономической, но и нравственно-воспитательной целесообразностью, ибо узкий практицизм, деляческий подход к природе, браконьерство, хищническое истребление животного и растительного мира наносит вред не только природе, но и самому человеку, нравственному развитию людей, особенно молодежи. Пропаганда знаний о природе, формирование у населения экологического мировоззрения, экологической этики, культуры общения с природой выступают сегодня важными условиями собственного существования человека.
Подводя итог, можно отметить, что монография О.М.Гусейнова и Ж.О.Гусейновой представляет собой оригинальное и фундаментальное исследование важной научно-теоретической проблемы, имеющей непосредственные выходы в жизнь. Подкупает композиционная стройность и логичность работы, добротный научно-справочный материал, богатая библиография. Простой и доходчивый язык работы делает ее доступной и интересной не только философам, но и специалистам из других областей знания.
Содержательная работа О.М. Гусейнова и Ж.О.Гусейновой не свободна от недостатков. Богатое содержание работы порой снижается некоторой фрагментарностью изложения отдельных положений, что
объясняется, видимо, противоречием между стремлением авторов осветить многие вопросы и ограниченностью рамок рецензируемой работы. Но и вопросы, затрагиваемые в книге лишь в постановочном плане, оправданы логикой научного исследования и призваны стимулировать поиск новых решений проблемы. Несмотря на это, в целом, монография О.М. Гусейнова и Ж.О.Гусейновой «Охрана окружающей среды: философские аспекты» представляет собой несомненный вклад авторов в изучение необычайно актуальной на сегодняшний день проблемы охраны окружающей среды человека и рационального использования природных ресурсов.
К.М.Алилова
доктор философских наук, профессор
А.А.Рагимов кандидат философских наук, доцент
* Гусейнов Омар Меджидович, e-mail: hamann16@mail.ru
в