Научная статья на тему 'Природа, интересы и потребности человека'

Природа, интересы и потребности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1928
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ПОТРЕБНОСТИ / NECESSITIES / ПРИРОДОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NATURE-TRANSFORMING ACTIVITY / ТЕХНОСФЕРА / TECHNOSPHERE / БИОСФЕРА / BIOSPHERE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусейнов Омар Меджидович, Гусейнова Ж.О.

В статье предпринята попытка показать роль и значение интересов и потребностей человека в его природопреобразовательной деятельности. При этом подчеркивается важность того, чтобы человечество отвергло потребительское, хищническое отношение к природе и заботилось о ее сохранении для настоящих и будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article shows the readers the role and importance of interests and necessities of a man in his naturetransforming activity. The author outlines that the humanity rejected the consumer and predatory attitude to the nature and took care of its preservation for he present generation and the next one.

Текст научной работы на тему «Природа, интересы и потребности человека»

О.М. Гусейнов

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и политологии Дагестанского государственного университета

Ж. О. Гусейнова аспирантка кафедры социологии и политологии ДГУ* Природа, интересы и потребности человека

В основе отношения человека к природе лежат определенные его интересы, которые внешне выступают как проявления тех или иных потребностей индивида, объективных по своему характеру и содержанию, возникающих у людей в процессе общения. Удовлетворяя свои потребности, люди в процессе производства заимствуют у природы материальные блага, отчуждая их у нее. Прогресс общества неизбежно достигается за счет природы, за счет эксплуатации человеком её ресурсов. Цель и смысл существования общества состоит не в простом приспособлении человека к природе, что характерно для животных, а в его стремлении преобразовать природу применительно к своим интересам и потребностям.

Что же из себя представляют интересы и потребности человека и какую роль они играют в его природопреобразовательной деятельности?

К проблеме интереса первыми в истории философской мысли обратились французские материалисты XVIII в. К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро. «На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» \ - писал К. Гельвеций. Говоря о роли человеческих интересов и потребностей в развитии общества, Гегель вслед за Кантом подчеркивал, что основой человеческих действий всегда являются те или иные их интересы и потребности. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том,

* Гусейнов Омар Меджидович, e-mail: hamann 16 @ jandex. ru

1 Гельвеций К.А. Об уме. М., 1938, с. 34.

- писал Гегель, - что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль» \

Экономические, материальные интересы являются реальной причиной и главным стимулом экономической, производственной деятельности людей, побудительными мотивами их хозяйственной деятельности, протекающей в процессе взаимодействия с природой. Основой, фундаментом социальных интересов людей выступают их потребности. Они определяют непосредственные причины социальных действий людей, в результате которых и происходят изменения и преобразования природной среды. Поэтому анализ данной категории неотделим от исследования практики взаимодействия человека со средой его обитания.

Потребности человека, как и сам человек, порождаются в результате общественно-исторического развития, т.е. они соотносятся с общественными условиями жизни человека, а не являются неким изначально присущим живому организму свойством. Они, выступая внутренней идеальной побудительной силой человека, принципиально отличаются от «потребностей» животного и физических нужд биологической особи. Без потребностей нет человеческой деятельности. «Никто не может сделать что-нибудь,- писал К. Маркс,- не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей.»2.

В то же время без человеческой деятельности нет и потребностей, так как генетическим источником потребности является деятельность общественного человека. Возникнув из деятельности, потребности выступают причиной и источником дальнейшего развертывания самой же деятельности. Реализация потребностей происходит в деятельности и через деятельность людей, а эта последняя в ходе своей реализации выступает причиной появления новых потребностей. Деятельность человека, таким образом, выступает не только следствием определенной потребности, но и её причиной.

1 Гегель. Соч.,т. 8. М.-Л., с.20.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 245.

Какую же роль играют потребности людей в их взаимоотношениях с окружающей природной средой?

Многие важные стороны и теоретические проблемы сущности и содержания потребностей раскрываются в трудах Л. И. Абалкина, А. И. Амосова, Р. С. Гринберга, А. Г. Здравомыслова, Т. И. Заславской, В. В. Радаева, Р. В. Рывкиной, В. А. Ядова и др. Однако при освещении проблемы потребностей в литературе не всегда учитывается их сложный и многогранный характер, а именно то, что они представляют из себя противоречивое единство объективного и субъективного, необходимого и желаемого. В истолковании потребностей еще не преодолен однобокий подход, т.е. наблюдается абсолютизация в них какой-то одной стороны противоречия: или отождествление потребностей индивида с субъективными формами их проявления, с определенными стремлениями, побуждениями человека, или акцентирование внимания на внешней обусловленности потребностей и игнорирование в них субъективного момента.

Трактовка потребностей как некоего идеального явления, как формы отражения необходимости, абсолютизация в них субъективной стороны ведет к отождествлению потребностей с любыми человеческими желаниями, стремлениями, прихотями.

В то же время толкование потребностей только как объективных условий бытия индивида вне учета его отношения к предмету своей потребности также не соответствует истине. Объективно необходимые условия жизнедеятельности человека сами по себе вне учета определенного к ним отношения со стороны субъекта еще не являются потребностями.

Потребность - это не внешняя по отношению к субъекту необходимость и не гипертрофированные желания и прихоти человека, а отношение индивида к условиям своей жизни, проявляющееся в противоречии между имеющимся и необходимым, между возможным и действительным. Противоречие это реализуется в развертывании деятельности людей по удовлетворению той или иной потребности.

Человек не может жить и творить, не удовлетворяя свои изначальные биотические (витальные) потребности. «Люди,-- писал Ф. Энгельс,-- в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством.»1. А для этого человек должен производить материальные блага, что невозможно себе представить без взаимодействия его с природой, без переработки им ее предметов в необходимые для себя продукты. Эта деятельность человека качественно отличает его от животных, которые в известном смысле вроде бы тоже «относятся» к природе, но только собирая и потребляя лишь то готовое, что имеется в природе.

Однако первые выделявшиеся из животного царства люди в эпоху раннего палеолита в своем отношении к природе во всем существенном мало чем отличались от животных. Хотя они, в отличие от животных, и производили орудия, но только для охоты и собирательства и присвоения имеющейся легкодоступной пищи. География распространения древнего человека ограничивалась зонами теплого климата и обилием пищи. И только овладение огнем позволило ему осваивать новые территории, строить искусственные пещеры-жилища, изготавливать из шкур убитых животных теплую меховую одежду, удовлетворять иные появляющиеся у него потребности.

Но развитие охотничье-собирательского хозяйства со временем зашло в тупик и перестало отвечать возросшим потребностям и запросам людей. Оно неизбежно должно было смениться новым способом взаимодействия человека с окружающей его природой. Так произошел переход людей около 10тыс. лет тому назад от присваивающего к более прогрессивному, производящему обществу, а дальнейшее разделение труда привело к появлению земледелия и животноводства. Развитие цивилизации происходит в тесной связи человека с окружающей его средой, которую он преобразовывает с тем, чтобы удовлетворить те или иные свои потребности.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 350.

Взаимодействие общества и природы осуществляется в процессе трудовой деятельности человека, целью которой является удовлетворение его разнообразных потребностей и запросов. Смысл создаваемых человеком орудий труда состоит как раз в том, чтобы воздействовать ими на природу с целью подчинить ее своим интересам. Ну а возникающие при этом противоречия между условиями человеческого существования и его потребностями разрешается благодаря развитию производительных сил. При этом каждый шаг в их совершенствовании служит одновременно и новым этапом развития и совершенствования человеческих потребностей. Поэтому разделение труда, возникновение промышленности, городов, превращение науки в особую отрасль деятельности - это не только важнейшие вехи в развитии человеческой цивилизации, но одновременно и причина, и следствие появления новых форм взаимодействия человека с природой и новых форм удовлетворения человеком своих потребностей.

Возьмем, к примеру, вопрос о появлении науки в современном ее понимании. Потребность в ней возникла у человечества, освободившегося в Новое время от религиозных догм, в связи с тем, что она давала людям возможность подчинить природу своим потребностям, властвовать над ней, что в то же время не могло не порождать и различные экологические проблемы.

Однако, как отмечает А.А.Горелов, «несмотря на то, что в самой структуре науки и в ее связях с другими общественными институтами заложены предпосылки экологических трудностей, что наука не обладает абсолютной истиной в последней инстанции, не может предсказать все последствия человеческой деятельности и реагирует на изменения ситуации с запаздыванием, она тем не менее является необходимым инструментом отражения человеком действительности в плане гармонизации его взаимоотношений с природной средой» \

1 Горелов А. А. Экология. М., 2005, с. 109.

Потребности человека не остаются раз и навсегда данными. Они совершенствуются, усложняются, меняют свою структуру по мере развития материального производства и роста человеческой культуры. Так, если в прошлом достижения науки и техники, подчеркивающие величие и мощь человеческого разума, нужны были человеку для установления своего господства над природой, то сегодня у человека, сталкивающегося с многочисленными примерами ухудшения качества окружающей среды, появляется насущная потребность в том, чтобы использовать достижения науки и техники в целях сохранения среды своего обитания, чтобы научно-технический прогресс гармонировал с изменениями и возможностями природы и мог свести к минимуму отрицательные последствия природопреобразовательной деятельности общества.

Деятельность человека по «покорению» природы и созданию для себя комфортных условий жизни приводит к появлению техногенной искусственной среды, называемой техносферой. Она открывает перед людьми небывалые возможности в деле удовлетворения их материальных, социальных и информационных потребностей. Однако, став глобальной искусственной средой, сравнимой по мощности с естественной, техносфера превращается в особую среду обитания человека, для которой, по словам В.М. Розина, характерны «и полная зависимость человека от технических систем обеспечения (начиная от квартиры), и технические ритмы, которым должен подчиняться человек (производственные, транспортные, коммуникационные и т.д.), и потребности, которые исподволь или явно (реклама) формируют технические новации» 1.

Техногенная среда требует от человечества соответствующих изменений его материальных и духовных форм жизнедеятельности, необходимости адаптации индивида к темпам развития техносферизации всех сторон функционирования общества. Все это приводит к тому, что человеку все труднее и труднее становится поспевать за растущим техносферным ростом, что, в

1 Розин В. М. Диалог технария и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления //Философские науки, 2004, №9, с.111.

конечном счете, ведет к дисгармонии между обществом и природой, к разрушению биосферы.

Кроме того, рост техногенной среды влечет за собой и появление ряда таких последствий, как ослабление иммунной системы человеческого организма, рост генетических аномалий, появление различного рода психических заболеваний. Еще Н.Бердяев отмечал, что психика уже не выдерживает той скорости, которой от неё требует техногенная цивилизация 1.

Однако неверно представлять себе дело таким образом, что будто бы техносфера оказывает на биосферу только негативное влияние. Создавая комфортную искусственную среду, человек получает возможность наиболее полно удовлетворять свои материальные и духовные потребности и тем самым увеличивать продолжительность своей жизни, расширять и разнообразить формы и способы своей самореализации как личности, реализовывать растущие социальные и информационные потребности.

Поэтому при всех своих негативах техническое развитие есть закономерный процесс. И человечество должно не отвергать техносферизацию своей жизни и свою интеграцию с техносферой, а изменять свою жизнедеятельность таким образом, чтобы извлекаь из технического прогресса максимальную для себя выгоду и нейтрализовать при этом негативные аспекты техногенной среды. Для этого ему нужно не только искать наиболее эффективные технологии, но и стремиться наилучшим образом адаптироваться к ним, вписываться в техногенную среду и рационально, без ущерба для природы использовать предоставляемые техникой возможности.

Решающим фактором возникновения тех или иных форм взаимодействия человека и природы является уровень развития производительных сил. Но поскольку производительные силы непрерывно развиваются, постольку происходит и постоянное изменение характера и форм взаимоотношений человека и природы. При этом развиваются и усложняются и потребности

1 См.: Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, №2, с.149.

человека. Важно, чтобы они менялись в правильном направлении. Не секрет, что одной из важнейших причин нынешнего экологического кризиса является потребительская ориентация современной цивилизации, которая, ставя превыше всего материальное благополучие, материальные потребности, совершенно не учитывает возможности их удовлетворения биосферой. Поэтому на смену потребительству и насилию над природой должна прийти идеология разумного подхода к удовлетворению своих потребностей как со стороны общества, так и каждого отдельного его члена. Важно воспитать в людях высокую культуру потребления, чувство личной ответственности за состояние природной среды, умение учитывать ее реальные возможности. Как подчеркивают Э. М. Андреев и А. В.Миронов, важную роль здесь «играет степень субъектности, т.е. уровень осознания, рефлексии субъектом собственных интересов и возможностей, четкости их выделения» 1.

Важно, чтобы человек, беря из природы необходимые ему средства к существованию, не нарушал установившееся в природе в результате многих миллионов лет эволюции «естественное равновесие». Природа кормит человека, он живет и прогрессирует за счет эксплуатации природных ресурсов. Осознает ли это обстоятельство современный человек со всей ясностью? Факты часто свидетельствуют об обратном. Так, если в период доиндустриальной революции человек, изымая у природы сырье и материалы, своей преобразовательной деятельностью не наносил природе особого ущерба, то ныне человеческое вмешательство в природу приобрело глобальный характер, ныне индустрия сильно загрязняет естественную среду обитания человека, вызывая серьезные деградационные изменения в биосфере, в животном и растительном мире. Добывая полезные ископаемые, развивая индустрию, человек выливает в природу сточные промышленные воды, загрязняет воздух, выбрасывая в атмосферу десятки миллионов тон таких вредных веществ, как фреон, автомобильные выхлопные газы, разного рода канцерогены и т.д. Интенсивная вырубка

1 Андреев Э. М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // Социально-гуманитарные знания, 1999, №5, с. 25.

человеком лесов приводит к эрозии почвы, высыханию рек и родников, изменению климата Земли. Под угрозой исчезновения оказались сегодня многие виды животных и птиц.

Утилитарный, чисто прагматический подход к природе, неумение человека думать о последствиях своей расточительности приводит к дальнейшему оскудению природы, когда загрязнение отдельных промышленных районов, городов достигло предельно опасного уровня. В этих условиях очень важно, чтобы человек осознал, что он не должен быть врагом ни природе, ни самому себе.

Грамотные, научно обоснованные формы взаимоотношений человека и природы исключают всякую стихийность освоения природных богатств, которая может привести человечество в его природопреобразовательной деятельности к весьма печальным последствиям. Поэтому дело огромной жизненной важности -воспитывать человека в духе уважительного, ответственного отношения к природе и ее богатствам.

Достижения науки и техники предоставляют человеку неограниченные возможности в использовании естественных ресурсов природы. Но человек при этом не может, считая себя высшей точкой природной эволюции, относиться к ней как к некоему внешнему объекту технического использования. Природа для него должна быть величайшей самоценностью, сохранение и воспроизведение которой обеспечивает прогресс человечества в условиях роста и развития его всесторонних потребностей. Однако современный человек, к сожалению, отдает предпочтение той деятельности, которая приносит материальную выгоду. Природа в его глазах ценится прежде всего с той точки зрения, что она является источником материального богатства, физического существования человека. Между тем природа дает человеку не только материальные средства, продукты, необходимые для его существования, но и выступает незаменимым источником нематериальных благ, здоровья, удовлетворения эстетических и этических запросов человека. Взаимодействуя с природой, животным и растительным

миром, человек становится добрее, милосерднее, нравственно и эстетически выше, чем он есть.

Сохранение природной среды не требует от человека отказа от удовлетворения своих насущных потребностей, принесения в жертву стремления улучшить свой комфорт и удобства. Однако важно, чтобы человечество отвергло потребительское, хищническое отношение к природе и ее богатствам, чтобы человек научился соразмерять свои сиюминутные потребности с возможностями природы и перспективами развития общества. Кроме того, неверно полагать, что богатства земной природы неисчерпаемы. Надо думать о том, что многие природные ресурсы (минеральное сырье, уголь, нефть, газ и др.) относятся к группе невозобновимых, но и возобновляемые (воздух, пресная вода, растительный и животный мир) - тоже не безграничны и нуждаются в нашей помощи и заботе. В предусмотренном, бережном отношении со стороны человека нуждаются как возобновимые, так и невозобновимые природные ресурсы.

Поэтому, извлекая из природы необходимый для социальных нужд продукт, делать это нужно в разумных пределах. Кроме того, человек при этом должен думать и о том, как помочь природе сохраниться и полнее раскрывать свои жизненные силы. Речь в данном случае идет о том, чтобы учитывать не только силу, величие и могущество природы, но и ее слабость перед человечеством. А человек, напротив, нередко даже без какой-либо хозяйственной надобности наносит ей непоправимый ущерб. Ведь уничтожение естественной фауны и флоры, отравление внутренних водоемов труднопоправимы. Вот почему общественность проявляет глубокое недовольство, когда отдельные компании и фирмы, добывая нефть и уголь, заготавливая лес, в погоне за прибылями совершенно не думают о последствиях своей природоразрушительной деятельности, не заботятся о том, чтобы оставить природу в экологически безопасном состоянии для настоящих и будущих поколений.

Природопреобразовательная деятельность человека, особенно когда она осуществляется с использованием достижений науки и техники, не только

способствует прогрессу общества, развитию цивилизации, но может заключать в себе и возможные издержки. Задача заключается в том, чтобы максимально минимизировать отрицательные последствия взаимодействия человека с природой и при сравнительно малых усилиях, без ущерба для природы получить от нее целесообразные положительные результаты, способные удовлетворить многообразные запросы и потребности человека.

Главным источником противоречий человека с природой выступает его стремление максимально выжать из природы все, что ему необходимо для своей жизнедеятельности. Но поскольку интересы и потребности человека все время растут, а возможности природы удовлетворять их в каждый момент времени небезграничны, то противоречия эти чем дальше, тем в большей степени обостряются, приобретая серьезный характер.

Как же разрешить эти противоречия? Как человеку достичь гармонии в своих взаимоотношениях с природой?

Последователи технократического мышления полагают, что природа во всем должна служить человеку, покориться ему, что человек - это царь природы, что выше него, его интересов и потребностей нет и не может быть ничего в мире. Несмотря на то, что такой подход к природе породил многие современные экологические проблемы, сторонники традиционного взгляда на развитие общественного производства путем эксплуатации человеком природных ресурсов утверждают, что без этого нет и не может быть общественного прогресса. Однако, если традиционные принципы природопользования, применявшиеся на ранних ступенях развития человечества, обеспечивали ему выживание и дальнейшее развитие цивилизации, то сегодня, в условиях небывалого ранее возрастания антропогенного давления на природу, её дальнейшее покорение человеком, стремление его воцариться над природой не только ведут к нарушению экологического равновесия биосферы, загрязнению окружающей среды, ухудшению здоровья человека, но и могут со временем привести к полному

прекращению социального прогресса как такого, окончательно погубить биосферу и самих людей.

Но на этом основании нельзя призывать человека к отказу от его творчески - преобразующей деятельности по отношению к природе, что выступает основой становления человека, важнейшим фактором его саморазвития и самоутверждения как сознательного социального существа. Видеть в техническом воздействии человека на природу лишь отрицательные последствия и на этом основании призывать его к невмешательству в природу, к возврату в состояние «естественного равновесия» человека и природы равно как и требование покорения природы человеком не решает проблемы установления между ними гармоничных взаимоотношений.

Истина заключается в том, чтобы человек рассматривал природу как живого партнёра, с которым надо жить в согласии и взаимопонимании. При этом нужно исходить из методологической посылки о взаимной обусловленности развития общества и природы, о том, что компоненты системы «общество - природа» должны развиваться в условиях их адаптации друг к другу, которую В.И. Вернадский назвал коэволюцией. Важно, как отмечал академик Н.Н. Моисеев, «воздействовать на биосферу, адаптируя её к нашим целям и потребностям, а сами эти цели и потребности адаптировать к возможностям биосферы, меняя многие привычные стандарты. Вот такое взаимное приспособление и понимается сегодня под коэволюцией человека и биосферы» 1.

Сегодня, в условиях увеличения масштабов человеческой природопреобразовательной деятельности и резко обозначившихся современных экологических проблем, важно разработать комплексную программу сохранения природы и устранения всяческих причин и негативных экологических последствий как в масштабах отдельных стран и регионов, так и всего человечества в целом. Тут требуется учет знаний, накопленных человечеством в области естественных и общественных наук, а также синтез всех культурных

1 Моисеев Н. Н. Коэволюция человека и биосферы в век компьютеров // Вестник АН СССР, 1982, №3, с.92

традиций народов как Запада, так и Востока, основанных на бережном отношении человека к среде своего обитания. Как считают Э.М. Андреев, А.В. Миронов, С.В. Шефель, только в русле экогармоничной интеграции всех социокультурных традиций и типов мышления можно снять «многомерное противоречие между обществом и природой; человеком и обществом; сферами знания; народами, культурами, конфессиями»1 и решать задачи формирования и воспитания многомерной экоцелостной личности. Ныне, когда человек стал все яснее осознавать, что интересы прогресса общества не должны вступать в противоречие с интересами сохранения природы как среды его обитания, он вместо тотального преобразования природы, на чем настаивает техницизм, должен придерживаться коэволюционного пути развития. А это возможно только на путях управляемой коэволюции общества и природы, которая приведет к совершенствованию общественных отношений, основанных на разуме и подлинно гуманных принципах, которых В. И. Вернадский предложил называть ноосферой. Интересы и потребности развития прогресса человечества, как и интересы и потребности сохранения природы и бережного отношения к среде своего обитания требуют как от общества, так от отдельной личности удовлетворения лишь разумных или коэволюционно разумных потребностей, направленных на сохранение экологической безопасности движения человечества по пути прогресса.

Гусейнов О.М., Гусейнова Ж. О. Природа и интересы и потребности человека. В статье предпринята попытка показать роль и значение интересов и потребностей человека в его природопреобразовательной деятельности. При этом подчеркивается важность того, чтобы человечество отвергло потребительское, хищническое отношение к природе и заботилось о ее сохранении для настоящих и будущих поколений.

Ключевые слова: интересы, потребности, природопреобразовательная деятельность, техносфера,биосфера.

1 Андреев Э. М., Миронов А. В., Шефель С.В. Социально-философские основания концепции формирования экоцелостной личности (в контексте идейного наследия П. А. Сорокина) // Социально-гуманитарные знания, 2003, №1, с. 238.

Guseynov O.M. Guseynova Jh. O. Nature and Man Interests and Necessities. The given article shows the readers the role and importance of interests and necessities of a man in his nature-transforming activity. The author outlines that the humanity rejected the consumer and predatory attitude to the nature and took care of its preservation for he present generation and the next one.

Key words: interests, necessities,nature-transforming activity, technosphere, biosphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.