Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пестициды / агрохимикаты / Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов / сельское хозяйство / продовольственная безопасность / государственный контроль / государственное управление. / pesticides / agrochemicals / State Catalog of pesticides and agrochemicals / agriculture / food security / state control / public administration.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канюк Алексей Сергеевич, Вечернин Денис Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами. Автор анализирует изменения базового для отрасли федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», которые должны были повысить эффективность государственного управления в данной сфере. На основе результатов исследования автором статьи сформулированы поправки к федеральному закону «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Канюк Алексей Сергеевич, Вечернин Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF NORMATIVE REGULATION IN THE FIELD OF SAFE HANDLING OF PESTICIDES AND AGROCHEMICALS

The article deals with the problems of legal regulation in the field of handling pesticides and agrochemicals. The author analyzes changes in the basic federal law for the industry «On safe handling of pesticides and agrochemicals», which were supposed to increase the efficiency of public administration in this area. Based on the results of the study, the author of the article formulated amendments to the federal law «On the Safe Handling of pesticides and agrochemicals».

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ»

КАНЮК Алексей Сергеевич,

доктор педагогических наук, доцент, профессор РАО, проректор по образовательной деятельности и молодежной политике Гжельского государственного университета, e-mail: gzhelnauka@mail.ru

ВЕЧЕРНИН Денис Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических и общеобразовательных дисциплин Гжельского государственного университета, e-mail: d.vechernin@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ

И АГРОХИМИКАТАМИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами. Автор анализирует изменения базового для отрасли федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимиката-ми», которые должны были повысить эффективность государственного управления в данной сфере. На основе результатов исследования автором статьи сформулированы поправки к федеральному закону «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимиката-ми».

Ключевые слова: пестициды, агрохимикаты, Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, государственный контроль, государственное управление.

KANYUK Alexey Sergeevich,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, RAO Professor, Vice-Rector for Educational Activities and Youth Policy Gzhel State University

VECHERNIN Denis Sergeevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Legal and General Education Disciplines Gzhel State University

ACTUAL PROBLEMS OF NORMATIVE REGULATION IN THE FIELD OF SAFE HANDLING OF PESTICIDES AND AGROCHEMICALS

Annotation. The article deals with the problems of legal regulation in the field of handling pesticides and agrochemicals. The author analyzes changes in the basic federal law for the industry «On safe handling of pesticides and agrochemicals», which were supposed to increase the efficiency of public administration in this area. Based on the results of the study, the author of the article formulated amendments to the federal law «On the Safe Handling of pesticides and agrochemicals».

Key words: pesticides, agrochemicals, State Catalog of pesticides and agrochemicals, agriculture, food security, state control, public administration.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-467-472 NIION: 2018-0076-10/23-831 MOSURED: 77/27-023-2023-10-831

В настоящее время одним из важнейших направлений социально-экономической политики Российской Федерации, которое требует глубокого изучения отечественной юридической наукой, является обеспечение продовольственной безопасности страны.

Продовольственная безопасность является одним из ключевых направлений обеспечения национальной безопасности государства, важным фактором сохранения его суверенитета, а также необходимым условием повышения качества жизни граждан путем обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией.

В свою очередь, обеспечение населения качественным и безопасным продовольствием в необходимом количестве не может быть достигнуто без применения в сельском хозяйстве пестицидов и агрохимикатов. Таким образом, проблемы, возникающие в сфере регулирования безопасного обращения с пестицидами и агрохимика-тами, негативным образом отражаются на обеспечении продовольственной безопасности и поэтому требуют научного осмысления и последующего решения.

В российском законодательстве правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется большим количеством нормативных правовых актов, но важнейшее место среди них занимает федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее - Закон № 109) [2].

Актуальность данного исследования обусловлена принятием федерального закона от 18 марта 2023 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агро-химикатами» (далее - Закон № 67) [3], нормы которого предусматривают ужесточение государственного контроля (надзора) в данной сфере и могут оказать существенное влияние как на отрасль производства средств защиты растений, так и, в конечном итоге, на обеспечение продовольственной безопасности страны.

Ст. 7 Закона № 109 «Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» (в старой редакции, изложенной до принятия Закона № 67) определено, что государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации как непосредственно, так и посредством уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В связи с принятием Закона № 67 ст. 7 Закона № 109 претерпела существенные измене-

ния, в связи с чем была изложена в новой редакции и предусматривает, что государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, а также в предусмотренных действующим законодательством случаях подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Иными словами, внесенные изменения в ст. 7 Закона № 109 свидетельствуют о том, что федеральные государственные бюджетные учреждения могут быть наделены соответствующими государственными полномочиями.

Исходя из смысла и содержания ст. 11 Конституции Российской Федерации [1], государственное управление (государственная власть) в Российской Федерации осуществляется исключительно органами государственной власти.

В силу требований ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, которые созданы органами публичной власти для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий государственных органов в соответствующих сферах.

Учитывая изложенное, автор исследования приходит к выводу, что бюджетные учреждения не обладают полномочиями для осуществления функции государственного управления.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, принимаемые в Российской Федерации законы и иные правовые акты не должны противоречить нормам Основного закона.

Следовательно, содержание ст. 7 Закона № 109 в новой редакции противоречит ст.ст. 11 и 15 Конституции Российской Федерации, что свидетельствует о нормативной коллизии.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 (в редакции от 31 августа 2023 г.) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» [7], Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, в том числе в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимика-тами.

Поскольку Минсельхоз России осуществляет государственное управление в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, имеются основания полагать о возможной передаче данной функции в предусмотренных законо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

дательством случаях подведомственным ему бюджетным учреждениям.

Приведенная в указанной ст. 7 Закона № 109 ссылка на осуществление государственного управления федеральными государственными бюджетными учреждениями в предусмотренных законом случаях, на наш взгляд, является несостоятельной, поскольку данная формулировка носит общий характер, не конкретизирована, и фактически является отсылочной (бланкетной) нормой.

Соответственно в случае применения этой нормы существенным образом возрастет риск издания нормативных актов подведомственными учреждениями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, что будет являться прямым вторжением в компетенцию Минсельхоза России, осуществляющего государственное управление в данной сфере.

Ст. 8.3. Закона № 109 регулирует порядок представления в Россельхознадзор образцов пестицидов и агрохимикатов, а также аналитических стандартов действующих веществ пестицидов, входящих в их состав, и методик их определения.

В соответствии с данной нормой, в целях обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами изготовитель или разработчик пестицида или агрохимиката не позднее 30 дней со дня регистрации препарата представляет в Россельхознадзор образцы пестицидов или агрохимикатов (не более 1 килограмма (литра), а также аналитические стандарты действующих веществ пестицидов (не более 50 граммов (миллилитров), входящих в их состав, и методики их определения.

В случае непредставления образцов или представление образцов, не соответствующих ранее зарегистрированным препаратам в указанный срок Россельхознадзор уведомляет изготовителя или разработчика препарата о необходимости представления образцов пестицидов или агрохимикатов, а также аналитических стандартов действующих веществ пестицидов, входящих в их состав, и методик их определения в тридцатидневный срок.

В случае, если образцы пестицидов или агрохимикатов, аналитические стандарты действующих веществ пестицидов, входящих в их состав, и методики их определения не будут представлены, свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката может прекратить свое действие, а пестицид или агрохи-микат может быть исключен из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Федерации, в соответствии со ст. 9.1 настоящего Федерального закона.

На наш взгляд, формулировка указанной нормы «представление образцов пестицидов или агрохимикатов, не соответствующих зарегистрированным пестицидам или агрохимикатам», носит общий характер, поскольку она не конкретизирована, ее содержание нераскрыто и, к тому же, она не содержит перечня параметров (показателей), на соответствие которым будет осуществляться соответствующая оценка.

Кроме этого, в данной формулировке не содержится ответа на вопрос о том, с какими конкретными образцами будут сравниваться предоставляемые для исследования образцы пестицидов.

Также в случае аннулирования свидетельства о государственной регистрации пестицида по не зависящим от производителя обстоятельствам в федеральном законе не прописан механизм компенсации финансовых затрат изготовителю либо разработчику, произведенных в процессе регистрации препарата.

Таким образом, вышеизложенные существенные недостатки (пробелы) в ст. 8.3 позволяют злоупотреблять правом заявителя государственными органами, поскольку указанная формулировка не содержит четкой регламентации прав производителей химических средств защиты растений.

Кроме того, в ст. 8.3 также указано, что образцы пестицида или агрохимиката должны отбираться из пестицидов и агрохимикатов, производимых в промышленных масштабах.

Представляется, что сама по себе государственная регистрация пестицида или агрохими-ката и внесение соответствующей записи в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов не может означать начальный момент производства пестицида или агрохимиката. Соответственно для запуска промышленного производства нового препарата потребуется дополнительное время и значительные финансовые затраты.

В силу этого, изготовитель или разработчик не сможет предоставить Россельхознадзору в установленные данной норме сжатые сроки (60 дней, со дня регистрации препарата) образцы промышленно произведенных пестицидов и агрохимикатов, которые должны стать образцами и с которыми следует сравнивать пестициды и агро-химикаты, находящиеся в обращении.

При этом вопрос об аннулировании государственной регистрации предполагается разрешить в два этапа: первоначально изготовитель (разработчик) должен в течение 30 дней представить соответствующие образцы, стандарты и методику. В случае непредставления в этот срок материа-

лов Россельхознадзор направляет письменное уведомление изготовителю (разработчику) о необходимости их предоставления. В дальнейшем, в том случае, если через 30 дней образцы, стандарты и методики все же не будут представлены, то Межведомственной комиссией может быть принято решение об отмене государственной регистрации препарата. С учетом изложенных обстоятельств, полагаем, что в указанный срок (60 дней) фактически невозможно запустить промышленное производство пестицида, в связи с чем введенная Законом № 67 новая ст. 8.3 фактически устанавливает трудновыполнимые и обременительные требования к субъектам хозяйственной деятельности. В ходе рассмотрения актуальных проблем нормативного регулирования в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохи-микатами считаем важным отметить формулировку в статье в ст. 8.3 в части требования к изготовителю или разработчику препарата представлять аналитические стандарты действующих веществ пестицида, которые являются образцами (эталонами) действующих веществ пестицидов.

На наш взгляд, требование в части представления аналитических стандартов действующих веществ пестицида нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно не соответствует Государственной системе обеспечения единства измерений. Само понятие «аналитический стандарт» отсутствует в нормативных документах межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы и требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в Российской Федерации. Например, в ГОСТ(е) Р 8.753-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы материалов (веществ). Основные положения (утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 13 декабря 2011 г. № 1082-ст) [9], ГОСТ(е) 8.3152019 «Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения», введенного в действие приказом Росстандарта от 30 октября 2019 г. № 1059-ст) [10] и др. вообще отсутствует такое понятие как «аналитический стандарт».

Несмотря на то, что никакими нормативными актами не установлены критерии качества и метрологические параметры аналитического стандарта, аналитические стандарты действующих веществ пестицидов необоснованно предполагается использовать в качестве эталонов для контроля качества пестицидов. Также необходимо

отметить, что в соответствии с действующим законодательством производимые на территории РФ и импортируемые стандартные образцы не могут отожествляться со стандартными образцами, прошедшими процедуру государственного утверждения. Согласно статье 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [5], только после проведения комплекса работ по испытаниям и утверждению типа средств измерений такие образцы получают статус «государственный стандартный образец утвержденного типа (производитель)».

К тому же, использование аналитических образцов, ввозимых на территорию Российской Федерации без соблюдения требований, предусмотренных положениями Федерального закона Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [6], Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4] , а также требованиями приказа Минпромторга Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 2905 [8] входит в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации. С учетом этого, полагаем, что в ст. 1 Закона № 109 нужно ввести новое понятие «государственный стандартный образец пестицида». Представляется, что внесение данной поправки в Закон № 109 приведет к необходимости исключения из него ст. 8.3, поскольку данная норма в настоящее время не содержит четких критериев эталона, с которыми должны сравниваться ввозимые на территорию Российской Федерации готовые препараты и действующие вещества. Учитывая вышеизложенное, автор исследования предлагает внести изменения и дополнения в Закон №109, а именно:

- в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» ввести новое понятие «государственный стандартный образец пестицида»;

- исключить из ст. 7 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», изложенной в новой редакции Федерального закона от 18 марта 2023 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохи-микатами» формулировку: «а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными указанным федеральным органам исполнительной власти»;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

- исключить ст. 8.3 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», введенную в действие Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

- внести изменения в ст. 9.1 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимика-тами», введенную в действие Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»: исключить 7 и 8 абзацы.

Представляется, что вышеуказанные поправки в Закон № 109 позитивным образом отразятся на нормативном регулировании в сфере безопасного обращения с химическими средствами защиты растений.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации // Официальное опубликование правовых актов. -Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202007040001 (дата обращения: 12.09.2023).

[2] Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. № 29. - Ст. 3510.

[3] Федеральный закон от 18.03.2023 № 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2023. № 12. - Ст. 1880.

[4] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). -Ст. 5140.

[5] Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2008. №

26. - Ст. 3021.

[6] Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015. №

27. - Ст. 3953.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // Собрание

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

законодательства РФ. 23.06.2008. № 25. - Ст. 2983.

[8] Приказ Минпромторга России от 28.08.2020 № 2905 «Об утверждении порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, порядка выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, формы сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения» // Официальное опубликование правовых актов. -Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202011230062 (дата обращения: 12.09.2023).

[9] ГОСТ Р 8.753-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы материалов (веществ). Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 1082-ст). - М.: Стандартинформ, 2013.

[10] ГОСТ 8.315-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения (введен в действие Приказом Рос-стандарта от 30.10.2019 № 1059-ст). - М.: Стандартинформ, 2019.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii // ОА-cial'noe opub-likovanie pravovyh aktov. - Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/docu-тепШ001202007040001 (data obrashcheniya: 12.09.2023).

[2] Federal'nyj zakon ot 19.07.1997 № 109^ «О bezopasnom obrashchenii s pesticidami i agrohi-mikatami» // Sobranie za-konodatel'stva RF. 21.07.1997. № 29. - St. 3510.

[3] Federal'nyj zakon ot 18.03.2023 № 67^ «О vnesenii izmenenij v stat'yu 16 Federal'nogo zakona «О radiacionnoj bezopasnosti naseleniya» i Federal'nyj zakon «О bezopasnom obrashchenii s pesticidami i agrohimikatami» // Sobranie za-konod-atel'stva RF, 20.03.2023. № 12. - St. 1880.

[4] Federal'nyj zakon ot 27.12.2002 № 184^ «О tekhniche-skom regulirovanii» // Sobranie zakono-datel'stva RF. 30.12.2002. № 52 (йг 1). - St. 5140.

[5] Federal'nyj zakon ot 26.06.2008 N 102-FZ «ОЬ obespeche-nii edinstva izmerenij» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 30.06.2008. № 26. - St. 3021.

[6] Federal'nyj zakon ot 29.06.2015 N 162-FZ «O standarti-zacii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 06.07.2015. № 27. - St. 3953.

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.06.2008 N 450 «O Ministerstve sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 23.06.2008. № 25. - St. 2983.

[8] Prikaz Minpromtorga Rossii ot 28.08.2020 № 2905 «Ob utverzhdenii poryadka provedeniya ispytanij standartnyh ob-razcov ili sredstv izmerenij v celyah utverzhdeniya tipa, po-ryadka utverzhdeniya tipa standartnyh obrazcov ili tipa sredstv izmerenij, vneseniya izmenenij v svedeniya o nih, po-ryadka vydachi sertifikatov ob utverzhdenii tipa standartnyh obrazcov ili tipa sredstv izmerenij, formy sertifikatov ob utverzhdenii tipa standartnyh obrazcov ili tipa sredstv iz-merenij, trebovanij k znakam utverzhdeniya tipa standartnyh obrazcov ili tipa sredstv izmerenij i poryadka ih naneseniya» // Oficial'noe

opublikovanie pravovyh aktov. - Rezhim do-stupa: http://publication.pravo.gov.ru/docu-ment/0001202011230062 (data obrashcheniya: 12.09.2023).

[9] GOST R 8.753-2011. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Gosudarstvennaya sistema obespecheniya edinstva iz-merenij. Standartnye obrazcy materialov (veshchestv). Osnov-nye polozheniya (utv. i vveden v dejstvie Prikazom Ros-standar-ta ot 13.12.2011 № 1082-st). - M.: Stan-dartinform, 2013.

[10] GOST 8.315-2019. Mezhgosudarstvennyj standart. Gosu-darstvennaya sistema obespecheniya edinstva izmerenij. Stan-dartnye obrazcy sostava i svojstv veshchestv i materialov. Os-novnye polozheniya (vveden v dejstvie Prikazom Rosstan-darta ot 30.10.2019 № 1059-st). - M.: Standartin-form, 2019.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.