Научная статья на тему 'Актуальные проблемы машиностроения'

Актуальные проблемы машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3621
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / ОТРАСЛЬ / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / РЫНОК / OUTSOURCING / ENGINEERING / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / EFFICIENCY / QUALITY / INDUSTRY / TECHNOLOGY / INNOVATION / TECHNOLOGICAL WAY / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянов Александр Анатольевич

В настоящее время машиностроение занимает одну из приоритетных отраслей промышленности по вкладу в валовой внутренний продукт. Однако в развитии промышленности наметилась очевидная для всех участников рынка стагнация. Несмотря на тот факт, что машиностроение является ведущим промышленным комплексом, инвестиционная привлекательность сектора была утрачена. В связи с переходом России от сырьевой модели к рыночной были утрачены такие конкурентоспособные преимущества отрасли, как высококвалифицированная рабочая сила, технологическая база, система оценка качества выпускаемой продукции, стандарты, не уступающие, а зачастую и превосходящие мировые. К отмечается автором, возврат к модели машиностроения советского типа невозможен по той причине, что развитые страны переходит к производству товаров и услуг, соответствующих шестому технологическому укладу. Соответственно, вся выпускаемая реальным сектором экономики продукция должна соответствовать не национальной модели производства, а стандартам мирового рынка. Однако, как отмечает автор, приоритеты государства направлены на производство инновационной продукции и уходу из традиционных отраслей промышленности. Тем не менее, нововведения должны базироваться на существующей технологической базе и быть направлены на ее модернизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of engineering

Currently engineering occupies one of the priority industries by contribution to gross domestic product. However, there has been an obvious development of the industry for all market participants stagnation. Despite the fact that engineering is a leading industrial complex, the investment attractiveness of the sector has been lost. In connection with the transition of Russia from a resource model to the market have been lost such competitive advantages industry as highly skilled labor force, technological base, the system evaluation of product quality standards that are not inferior, and often superior to the world. To the authors note, a return to Soviet-style model engineering is impossible for the reason that the developed countries goes to the production of goods and services that meet the sixth technological order. Accordingly, all let the real economy products must meet not national patterns of production and global standards. However, as the author notes, the priorities of the state aimed at the production of innovative products and care of traditional industries. Nevertheless, innovations should be based on existing technology base and be directed to modernization.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы машиностроения»

УДК 338.012

Зырянов Александр Анатольевич

Московский государственный техникум технологий и права

Россия, Москва

Заместитель директора по учебно-производственной работе

E-Mail: maria.rgais@yandex.ru

Актуальные проблемы машиностроения

Аннотация: В настоящее время машиностроение занимает одну из приоритетных отраслей промышленности по вкладу в валовой внутренний продукт. Однако в развитии промышленности наметилась очевидная для всех участников рынка стагнация. Несмотря на тот факт, что машиностроение является ведущим промышленным комплексом, инвестиционная привлекательность сектора была утрачена. В связи с переходом России от сырьевой модели к рыночной были утрачены такие конкурентоспособные преимущества отрасли, как высококвалифицированная рабочая сила, технологическая база, система оценка качества выпускаемой продукции, стандарты, не уступающие, а зачастую и превосходящие мировые. К отмечается автором, возврат к модели машиностроения советского типа невозможен по той причине, что развитые страны переходит к производству товаров и услуг, соответствующих шестому технологическому укладу. Соответственно, вся выпускаемая реальным сектором экономики продукция должна соответствовать не национальной модели производства, а стандартам мирового рынка. Однако, как отмечает автор, приоритеты государства направлены на производство инновационной продукции и уходу из традиционных отраслей промышленности. Тем не менее, нововведения должны базироваться на существующей технологической базе и быть направлены на ее модернизацию.

Ключевые слова: Аутсорсинг; машиностроение; научно-технический прогресс; эффективность; качество; отрасль; технологии; инновации; технологический уклад; рынок.

Идентификационный номер статьи в журнале 178БУЫ613

Alexandr Zyrjanov

Moscow State College of technology and law

Russia, Moscow E-Mail: maria.rgais@yandex.ru

Actual problems of engineering

Abstract: Currently engineering occupies one of the priority industries by contribution to gross domestic product. However, there has been an obvious development of the industry for all market participants stagnation. Despite the fact that engineering is a leading industrial complex, the investment attractiveness of the sector has been lost. In connection with the transition of Russia from a resource model to the market have been lost such competitive advantages industry as highly skilled labor force, technological base, the system evaluation of product quality standards that are not inferior, and often superior to the world . To the authors note, a return to Soviet-style model engineering is impossible for the reason that the developed countries goes to the production of goods and services that meet the sixth technological order . Accordingly, all let the real economy products must meet not national patterns of production and global standards. However, as the author notes, the priorities of the state aimed at the production of innovative products and care of traditional industries. Nevertheless, innovations should be based on existing technology base and be directed to modernization.

Keywords: Outsourcing; engineering; scientific and technical progress; efficiency; quality; industry; technology; innovation; technological way; market.

Identification number of article 178EVN613

Машиностроительная отрасль занимает одно из ведущих мест в структуре промышленного производства Российской Федерации. Согласно данным статистики, машиностроительный комплекс дает наибольший прирост добавленной стоимости по сравнению с другими отраслями экономики — 13,3 % (для транспорта этот показатель составляет 9,9 %, для электроники и электротехники — 9,5 %). За счет деятельности машиностроительного комплекса в течение последних лет было осуществлено в среднем 15 % ВВП РФ. На машиностроительных предприятиях работает 35 % трудоспособного населения от занятого в промышленности в целом.1

Машиностроение является промышленным комплексом, который с помощью применения высоких технологий в производстве реализует продукцию самого различного вида и назначения.

Являясь, своего рода, базовой системообразующей составляющей, машиностроение определяет состояние производственного потенциала, обороноспособность государства, эффективное и непрерывное функционирование всех отраслей промышленности, наполнение потребительского рынка.

Несмотря на то, что машиностроение является локомотивом развития всей промышленности России, тем не менее, уровень и качество технического оснащения производства не отвечает не только мировым стандартам, но и потребностям внутреннего рынка страны. В то время, когда развитые страны переходят к шестому технологическому укладу, доля технологий пятого уклада в России составляет порядка 10%, преимущественно в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвертому уровню, а почти треть - к третьему.2

Одним из самых сложных вопросов в машиностроении является моральный и физический износ технологического оборудования, который достигает в подотраслях 60-80%. Одновременно с этим инвестиции самих предприятий настолько незначительны, что такой показатель, как темп выбытия оборудования превышает темп ввода новой техники в производства в 3-5 раз. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ оборудование, которое относительно можно назвать современным (оборудование, срок эксплуатации которого составляет менее 5 лет), составляет по отрасли менее 5%.3

В текущий момент доля машиностроения в общем выпуске промышленной продукции в Российской Федерации составляет порядка 20%. Отметим также, что объем машиностроения и металлообработки в таких странах как Великобритания, США, Канада составляют от 36 до 45%. Это, в свою очередь, позволяет перевооружать промышленность в развитых странах через каждые 7-10 лет. В России темпы обновления промышленности составляют 0,1- 0,5% в год, а показатель выбытия основных фондов составляет 1,5 - 2,5%, что во многом определяет технический уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.4

1 Ильина О.А. Перспективы развития аутсорсинга в российском машиностроительном комплексе иКЬ: http://regionsar.ru/node/960 ( дата обращения: 12.01.2013 г.)

2Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010 № 4 //

http://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (дата обращения: 20.04.2010 г.)

3 Голованов Н.Б. Методический подход к оценке технологического состояния машиностроительного предприятия для повышения обоснованность управленческих решений иКЬ: http://www.uecs.ru/uecs40-402012/іїега/1288-2012-04-26-05-39-52 (дата обращения: 13.11.2013 г.)

4 Комов М. С. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении

Фактически разрушена технологическая база советского периода, практически разрешена кадровая подготовка на базе соответствующих образовательных площадок и отсутствует соответствующая государственная поддержка (финансовая, организационная, консультанционная).

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», цели государственной политики в сфере машиностроения продиктованы необходимостью создания новой конкурентоспособной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизацией производственных мощностей, модернизацией технического перевооружения, совершенствованием нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

Однако отрасль находится в стагнации и переходу к пути к новой модели развития препятствуют определенные барьеры.

Анализируя последние годы преобразований, необходимо отметить тот факт, что, что большинство экономических показателей было снижено в несколько раз.

Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие5:

1. попытка спонтанного (без учета системного подхода) мгновенного перехода от административно-плановой модели управления экономикой страны к рыночной;

2. переход от традиционного (на базе специалитета) подхода к подготовке

специалистов, который применялся в России порядка 300 лет, к двухуровневой Болонской системе (не прикладной, по сути, бакалавриат и магистратуру)

3. отказ на всех уровнях управления от методов системного планирования:

анализа, оценки эффективности и качества товара, оптимизации, программноцелевых методов и т.д.;

4. разработка нормативно-правовых актов «сверху», без учета существующих

тенденций;

5. неэффективное государственное регулирование экономики.

Как указывает А.Б. Попов доля машиностроения в общем объёме промышленного производства России сократилась до 20% (Польша — 28%, Китай, Италия, Франция, Англия, Канада — 35-40%, США — 46%, Япония и ФРГ — 51-54%). 65% оборудования находилось в эксплуатации более 15-20 лет и менее 5% — до 5 лет. Более 40% предприятий было убыточно. 6

В настоящее время практически полностью утрачена модель образования, направленная на подготовку высококвалифицированных кадров. Предприятия машиностроительного комплекса не могут эффективно функционировать в условиях дефицита специалистов соответствующей подготовки.

Правительство фактически игнорирует необходимость срочного вмешательства в экономику машиностроения, ориентируясь на инновации, критические отрасли, при этом

[Текст] / М. С. Комов // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.1. — С. 138-140.

5 Комов М. С. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении [Текст] / М. С. Комов // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.1. — С. 138-140.

6 Петров А.Б. Посткризисные проблемы развития российского машиностроения // Проблемы современной экономики. 2011. №2. С.272-275

абсолютно игнорируя тот аспект, что нововведения создаются на основе традиционных отраслей промышленности. Ориентация на технологии будущего при существующем подходе способствуют утрате технологий настоящего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин, В.М. Микроэкономика Т. 1 / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПБ.: Эконом. шк., 2009. - 348 с. -(Б-ка «Экономической школы»).

2. Голованов Н.Б. Методический подход к оценке технологического состояния машиностроительного предприятия для повышения обоснованность управленческих решений Ц^: http://www.uecs.ru/uecs40-402012/item/1288-2012-04-26-05-39-52 (дата обращения: 13.11.2013 г.)

3. Евгений Аксенов, Игорь Альтшулер Аутсорсинг: 10 заповедей и 21

инструмент — СПБ: Питер, 2009. — С. 464

4. Ильина О.А. Перспективы развития аутсорсинга в российском

машиностроительном комплексе Ц^: http://regionsar.ru/node/960 ( дата

обращения: 12.01.2013 г.)

5. Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010 № 4 // http://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (дата обращения: 20.04.2010 г.)

6. Комков Н., Куличков Е., Шамраков Ю. Технологические инновации — основа будущей экономики России // Компас промышленной реструктуризации. 2009. № 2. С. 26—28.

7. Комов М. С. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении [Текст] / М. С. Комов // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.1. — С. 138-140.

8. Матюша А.А. Анализ особенностей инновационной деятельности предприятий машиностроительного комплекса/ А.А. Матюша // Управление инновациями и инвестиционной деятельностью : Сб. науч. тр. - М., 2010. - Вып.10

9. Михайлов, Д. М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса : учеб. пособие / Д. М. Михайлов. - М. : КНОРУС, 2006. - 256 с.

10. Сафарова Е. Ю. Аутсорсинг учетных процессов / Е. Ю. Сафарова. - Москва: Книжный мир, 2009. - 192 с.

Рецензент: Быкова Ольга Николаевна, д.э.н., профессор, проректор по учебнометодической работе ФГБОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности».

REFERENCES

1. Gal'perin, V.M. Mikrojekonomika T. 1 / V.M. Gal'perin, S.M. Ignat'ev, V.I. Morgunov; pod obshh. red. V.M. Gal'perina. - SPB.: Jekonom. shk., 2009. - 348 s. -(B-ka «Jekonomicheskoj shkoly»).

2. Golovanov N.B. Metodicheskij podhod k ocenke tehnologicheskogo sostojanija

mashinostroitel'nogo predprijatija dlja povyshenija obosnovannost' upravlencheskih reshenij URL: http://www.uecs.ru/uecs40-402012/item/1288-2012-04-26-05-39-52

(data obrashhenija: 13.11.2013 g.)

3. Evgenij Aksenov, Igor' Al'tshuler Autsorsing: 10 zapovedej i 21 instrument — SPB: Piter, 2009. — S. 464

4. Il'ina O.A. Perspektivy razvitija autsorsinga v rossijskom mashinostroitel'nom komplekse URL: http://regionsar.ru/node/960 ( data obrashhenija: 12.01.2013 g.)

5. Kablov E. Shestoj tehnologicheskij uklad // Nauka i zhizn'. 2010 № 4 // http://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (data obrashhenija: 20.04.2010 g.)

6. Komkov N., Kulichkov E., Shamrakov Ju. Tehnologicheskie innovacii — osnova budushhej jekonomiki Rossii // Kompas promyshlennoj restrukturizacii. 2009. № 2. S. 26—28.

7. Komov M. S. Osobennosti razvitija innovacionnoj dejatel'nosti v rossijskom mashinostroenii [Tekst] / M. S. Komov // Molodoj uchenyj. — 2011. — №8. T.1. —

S. 138-140.

8. Matjusha A.A. Analiz osobennostej innovacionnoj dejatel'nosti predprijatij mashinostroitel'nogo kompleksa/ A.A. Matjusha // Upravlenie innovacijami i investicionnoj dejatel'nost'ju : Sb. nauch. tr. - M., 2010. - Vyp.10

9. Mihajlov, D. M. Autsorsing. Novaja sistema organizacii biznesa : ucheb. posobie / D. M. Mihajlov. - M. : KNORUS, 2006. - 256 s.

10. Safarova E. Ju. Autsorsing uchetnyh processov / E. Ju. Safarova. - Moskva: Knizhnyj mir, 2009. - 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.