УДК 338.1
Зырянов Александр Анатольевич
Московский государственный техникум технологий и права
Россия, Москва
Заместитель директора по учебно-производственной работе
E-Mail: [email protected]
Возможна ли модернизация промышленности в Российской Федерации?
Аннотация: В настоящее время Правительство Российской Федерации активно занимается подготовкой и реализацией соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся обновления технической, кадровой, организационной базы промышленности в страны. Тем не менее, законодательной инициативы недостаточно для развития экономики. Россия практически по всем позициям уступает странам, которые несколько лет назад даже не считались нашими конкурентами в ряде секторов промышленности. Однако на современном этапе функционирования отечественной экономики практически не осталось той отрасли, которая отвечала бы мировым стандартам качества, а эффективность деятельности соответствовала бы уровню зарубежных хозяйствующих субъектов. Принятая ранее «Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г.» не может быть реализована по причине отсутствия связи с уровнем существующей инфраструктуры, недостаточной технологической базой и кадровым голодом. Автор утверждает, что инвестиции в перспективные для России направления промышленности могут быть ожидаемы лишь в том случае, если Правительство по-иному будет подходить к формированию новой кадровой элиты страны.
Ключевые слова: Инновации; уровень инновационности; Глобальный индекс инноваций-2012; индекса Хирша; модернизация промышленности.
Идентификационный номер статьи в журнале 179БУЫ613
Alexandr Zyrjanov
Moscow State College of technology and law
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Is it possible to modernize industry in the Russian Federation?
Abstract: Currently, the Government of the Russian Federation is actively engaged in the preparation and implementation of the relevant regulatory acts for updating technical, personnel, organizational, industrial base in the country. Nevertheless, the legislative initiative is not enough for economic development. Russia almost all positions behind the countries that a few years ago did not even considered our competitors in a number of industry sectors. However, at the present phase of the national economy that virtually no industry that would meet international standards of quality and efficiency of the level would correspond to foreign entities. Previously adopted "The concept of long-term socio -economic development for the period till 2020" cannot be implemented due to lack of connection with the level of existing infrastructure, inadequate technology base and human hunger. The author argues that investments in promising directions for Russian industry can be expected only if the government is in a different approach to the formation of the new staff elite.
Keywords: Innovation; the level of innovation; the Global Innovation Index -2012; h-index; industrial modernization.
Identification number of article 179EVN613
В настоящее время большинство теле-, радиоканалов, средств массовой информации пропагандируют инициативу построения инновационной экономики, перехода на инновационные рельсы, модернизации промышленности России. Отечественный бизнес активно спекулирует понятиями «ноу-хау», «инновация», «интеллектуальная собственность» в целях продвижения своей деятельности; создан ряд организаций, призванных поддержать инноваторов, финансировать стартапы, Однако далее лозунгов, звучащих с политических трибун, экономика не двигается.
Еще 2006 г. Правительство РФ разработало, а в 2008 г. утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.», согласно которой были определены пути и способы для устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Однако, несмотря на то, что «Концепция...» реализуется уже 5 лет, сегодня доля России в общем объеме мирового рынка наукоемкой продукции невелика и составляет всего
0,3%1 , а в рейтинге ВОИС и Г^ЕАО, по данным доклада «Глобальный индекс инноваций-2012», Россия заняла всего 51-е место в списке из 141 страны, уступая таким странам, как Молдова, Сербия, Польша.2 Кроме того, практически отсутствуют методики, согласно которым можно было бы определить действительный уровень инновационности Российской науки, сравнив его со странами-лидерами. Так, например расчет индекса Хирша, как отмечено д.т.н. Н.Е. Каленовым и к.ф.-м.н. О.В.Селюцкой в статье «О российском индексе цитирования», вызывает сомнения в корректности вычисления. 3
Если говорить о макроэкономических показателях, то целесообразно сравнить такие индикаторы конкурентоспособности, как прямые иностранные инвестиции и отток капитала.
Приток прямых иностранных инвестиций в РФ в 2011 году составил 52 миллиарда долларов против 43 миллиардов долларов в 2010 году.4
Однако отток капитала из России в 2011 г. достиг $85 млрд.
Для сравнения рассмотрим аналогичные показатель для Республики Казахстан, которая также, как и Россия, обладает сырьевой базой. Валовой приток ПИИ в Казахстан в 2011 году сложился в 19,9 млрд. долл. США.5 Отток капитала равняется $13,3 млрд. по оценке Нацбанка Казахстана от 28 апреля 2012 года.
Таким образом, очевидно, что экономика России не является привлекательной для иностранных инвесторов, которые предпочитают инвестировать в новые рынки, такие, как Казахстан. Очевидно, что отток денежной массы в 2011 г. связан с политической ситуацией, накладывающей отпечаток на экономическую ситуацию.
1 Абдуллаев Теймур Инновации открылись I Российская Газета 06.11.2012 г. URL: http://www.rg.ru/2G12/11/G6/nauka.html (дата обращения - 11.02.2013 г.)
2 Soumitra Dutta The Global Innovation Index 2G12: Stronger Innovation Linkages for Global Growth / INSEAD 442 р.
3Н.Е.Каленов, О.В.Селюцкая О российском индексе цитирования I URL: http://trv-
science.ruIuploadsIkalenov_app2.pdf (дата обращения - 11.G2.2013 г.)
4 Приток прямых иностранных инвестиций в РФ в 2011 г вырос на 21% I РИА Новости 12.G3.2G12 URL: http://ria.ru/economy/2G12G312/592364G29.html#ixzz2KfkzdZdn (дата обращения - 11.02.2013 г.)
5 Анализ уровня конкурентоспособности Казахстана I АО «Институт экономических исследований», Астана 2012
России необходим ребрендинг, основой которого могло бы стать развитие инновационной инфраструктуры, созданной с целью производства наукоемкой продукции.
Особенность перехода российской экономики состоит в том, что правительство, общественность чрезмерно долго обсуждают методики и способы перехода от сырьевой к конкурентоспособной модели экономики. Большинство исследователей акцентируют внимание на описании недостатков возможных путей перехода к инновационной модели. Превалирующее количество научных работ по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности изобилуют «барьерами» и «проблемами» введения в хозяйственный оборот инноваций, практически игнорируя потенциальные возможности положительной динамики в данной сфере.
Сформировалось два фронта: сторонников прежней политики, проводимой в области НИОКР и нового поколения инноваторов, основной идеей которых является формирование новой инфраструктуры для повышения конкурентоспособности российской экономики.
И те, и другие, казалось бы, работают в одном направлении - развитии научнотехнической сферы, однако отсутствие единой политики в области повышения инновационного уровня страны пагубно сказывается на итоговых показателях развития промышленности страны.
Так, например, реализация Федерального закона № 217-ФЗ о создании малых инновационных предприятий при вузах должна была решить проблему коммерциализации научных разработок, создаваемых учебными заведениями и получении ими прибыли. Как результат - массовое создание малых инновационных предприятий практически при каждом вузе. Однако эффективность таких предприятий недостаточна для того, чтобы говорить об успешной реализации нормативно-правового акта. Технические вузы, создающие инновации не обладают достаточным опытом и практикой введения в хозяйственный оборот изобретений, а гуманитарные вузы, в большинстве своем, ничего, кроме объектов авторского права создавать, исходя из специфики работы, не могут.
Поэтому проблема не в том, - есть или нет малый инновационный бизнес в России, а в том, что его мало. - Пока недостаточно сил, чтобы «взявшись за руки» таким предприятиям всем вместе охватить «непрерывными цепочками» взаимосвязанные технологические циклы.6
Практическое отсутствие успешных проектов, низкая инновационная активность российских предприятий, бессистемность решения государственных органов, курирующих вопросы модернизации промышленности, вызывают серьезные опасения относительно самой возможности становления России как одного из мировых лидеров в области создания и коммерциализации инноваций.
Однако, как показывает опыт развивающихся стран, грамотно разработанная государством стратегия развития, политическая воля являются мощным катализатором инновационного роста страны.
Именно с помощью стратегии Сингапур уже в начале 1990-ых заявил о себе, как об инновационной державе, привлекая зарубежные компании предельно комфортными условиями ведения бизнеса. Основа построения новой экономики Сингапура - создание и привлечение высококвалифицированных кадров. Это решение вполне объяснимо: именно люди создают новые технические решения.
6 Бортник И.М. Бюджетная система Российской Федерации
http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf146-15/vestniksf146-15070.htm
Именно поэтому от привлечения зарубежных кадров к построению инновационной инфраструктуры страна перешла к подготовке собственных резервов. С 2001 года была запущена специальная программа по подготовке тысячи кандидатов наук. На каждого аспиранта тратится миллион долларов, 50 процентов из которых идет на оплату обучения за
Подготовка подобного рода имеет свою специфику: приоритет отдается прикладным исследованиям, возможность финансировать фундаментальные разработки и ожидание результата в течение нескольких лет у страны, совершившей значительный рывок в экономике, нет.
В России, как правило, будущие инновационно-ориентированные кадры должны инвестировать сами в себя, исходя из собственного финансового состояния. С переходом на рыночную модель экономики возможность получения образования на бюджетной основе стала весьма ограниченной, а плата в ведущих вузах подвержена инфляции. Инвестиции в нашей стране идут с условием возврата в краткосрочной перспективе, но подготовка кадрового резерва требует годы.
Но уже сейчас наша страна столкнулась с проблемой «старения кадров», опыт специалистов «старой закалки» бесценен, тем не менее, их знания практически не передаются молодому поколению, а сами они уже не в состоянии по ряду причин (незнание компьютерных технологий, современных средств передачи информации и т.д.) быть в тренде новых технологических укладов.
Подготовка новых кадров требует значительных финансовых инвестиций, которые Правительство РФ готово предоставлять, в большей степени, для лиц уже имеющих образование и проходящих переподготовку на базе зарубежных высших учебных заведений. Однако, не все кадры, получившие такую подготовку, активно переманиваются как развитыми странами, так и странами развивающимися.
Но до тех пор, пока подготовка специалистов нового поколения не приобрела системный характер, ни инновационная инфраструктура, ни инвестиции в основные фонды не оказывают эффективного влияния на российскую экономику.
7 Дмитрий Миндич, Никифорова Анна, Тигран Оганесян Воровство — прекрасная стратегия / Эксперт» №46 (779) иКЬ: http://expert.ru/expert/2011/46/vorovstvo--prekrasnaya-strategiya/
рубежом.7
ЛИТЕРАТУРА
1. Soumitra Dutta The Global Innovation Index 2G12: Stronger Innovation Linkages for Global Growth / INSEAD 442 р.
2. Абдуллаев Теймур Инновации открылись I Российская Газета 06.11.2012 г. URL: http:IIwww.rg.ruI2012I11I06Inauka.html (дата обращения - 11.02.2013 г.)
3. Анализ уровня конкурентоспособности Казахстана I АО «Институт экономических исследований», Астана 2012
4. Бортник И.М. Бюджетная система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2GG1/vestniksf146-15/vestniksf146-15G7G.htm
5. Гальперин, В.М. Микроэкономика Т. 1 I В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПБ.: Эконом. шк., 2009. - 348 с. -(Б-ка «Экономической школы»).
6. Каленов Н.Е., Селюцкая О.В. О российском индексе цитирования I URL: http://trv-science.ruIuploadsIkalenov_app2.pdf (дата обращения - 11.02.2013 г.)
7. Комков Н., Куличков Е., Шамраков Ю. Технологические инновации — основа будущей экономики России II Компас промышленной реструктуризации. 2009. № 2. С. 26—28.
8. Матюша А.А. Анализ особенностей инновационной деятельности предприятий машиностроительного комплекса! А.А. Матюша II Управление инновациями и инвестиционной деятельностью : Сб. науч. тр. - М., 2010. - Вып.10
9. Миндич Дмитрий, Никифорова Анна, Оганесян Тигран Воровство —
прекрасная стратегия I Эксперт» №46 (779) URL:
http://expert.ru/expert/2G11/46/vorovstvo--prekrasnaya-strategiya/
1G. Приток прямых иностранных инвестиций в РФ в 2011 г вырос на 21% I РИА
Новости 12.G3.2G12 URL:
http://ria.ru/economy/2G12G312/592364G29.html#ixzz2KfkzdZdn (дата обращения -11.02.2013 г.)
Рецензент: Быкова Ольга Николаевна, д.э.н., профессор, проректор по учебнометодической работе ФГБОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности».
REFERENCES
1. Soumitra Dutta The Global Innovation Index 2012: Stronger Innovation Linkages for Global Growth / INSEAD 442 r.
2. Abdullaev Tejmur Innovacii otkrylis' / Rossijskaja Gazeta 06.11.2012 g. URL: http://www.rg.ru/2012/11/06/nauka.html (data obrashhenija - 11.02.2013 g.)
3. Analiz urovnja konkurentosposobnosti Kazahstana / AO «Institut jekonomicheskih issledovanij», Astana 2012
4. Bortnik I.M. Bjudzhetnaja sistema Rossijskoj Federacii http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf146-15/vestniksf146-15070.htm
5. Gal'perin, V.M. Mikrojekonomika T. 1 / V.M. Gal'perin, S.M. Ignat'ev, V.I. Morgunov; pod obshh. red. V.M. Gal'perina. - SPB.: Jekonom. shk., 2009. - 348 s. -(B-ka «Jekonomicheskoj shkoly»).
6. Kalenov N.E., Seljuckaja O.V. O rossijskom indekse citirovanija / URL: http://trv-science.ru/uploads/kalenov_app2.pdf (data obrashhenija - 11.02.2013 g.)
7. Komkov N., Kulichkov E., Shamrakov Ju. Tehnologicheskie innovacii — osnova budushhej jekonomiki Rossii // Kompas promyshlennoj restrukturizacii. 2009. № 2. S. 26—28.
8. Matjusha A.A. Analiz osobennostej innovacionnoj dejatel'nosti predprijatij mashinostroitel'nogo kompleksa/ A.A. Matjusha // Upravlenie innovacijami i investicionnoj dejatel'nost'ju : Sb. nauch. tr. - M., 2010. - Vyp.10
9. Mindich Dmitrij, Nikiforova Anna, Oganesjan Tigran Vorovstvo — prekrasnaja strategija / Jekspert» №46 (779) URL: http://expert.ru/expert/2011/46/vorovstvo--prekrasnaya-strategiya/
10. Pritok prjamyh inostrannyh investicij v RF v 2011 g vyros na 21% / RIA Novosti 12.03.2012 URL: http://ria.ru/economy/20120312/592364029.html#ixzz2KfkzdZdn (data obrashhenija - 11.02.2013 g.)