Научная статья на тему 'Актуальные проблемы лептоспирозной инфекции в Северо-Западном федеральном округе'

Актуальные проблемы лептоспирозной инфекции в Северо-Западном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — H.A. Стоянова, H.K. Токаревич, Г.В. Волкова, H.A. Грачева, С.С. Кравченко

Сложившиеся в последнее десятилетие в России социально-экономические условия и как следствие нерациональное хозяйственное освоение территории без учета распространения эпизоотических очагов инфекций в природе создают реальные предпосылки для их активизации и подъема заболеваемости. Рост природно-очаговых инфекций связан также со значительным сокращением объемов работ по эпизоотологическому надзору за природными очагами, неудовлетворительной организацией мероприятий по подавлению источников возбудителей [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — H.A. Стоянова, H.K. Токаревич, Г.В. Волкова, H.A. Грачева, С.С. Кравченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы лептоспирозной инфекции в Северо-Западном федеральном округе»

6. Gibson D. R., Flynn N.l M., Perales D. Effectiveness of syringe exchange programs in reducing HIV risk behaviour and HIV seroconversion among injecting drug users //AIDS. - 2001. -< 15. - P. 1329 - 1341.

7. Lurie P., Reingold A., Bowser D. et al. The Public Health Impact of Needle Exchange and Bleach Distribution Programs in the United States and Abroad // Washington D.C.: National Academy Press. - 1994. - P.23.

8. Normand J., Vlahov D., Moses L.E. et al. National Research Council. Preventing HIV Transmission // Washington D.C.: National Academy Press. - 1995. - P. 43.

9. Trofimov V., Sivatcheva I., Lukitcheva T. Experience of Pskov prevention Program on HIV Spreading Restriction. Strengthening Partnerships for a Safer Future // Final Programme & Abstract Book. 14th International Conference on the Reduction of Drug related Harm. 6 - 10 April, 2003. Chiang Mai, Thailand. - 2003. - P. 270.

10. United Nations Drug Control Program // World Drug Report. - Oxford: Oxford University Press, 1997. - 64 p.

11. Van Ameijden E.J., Cautinho R.A. Large decline in injecting drug use in Amsterdam, 1986-1998: explanatory mechanisms and determinants of injecting transitions // J. Epidemiol Community Health. - 2001. - V. 55. - P. 356 - 363.

Актуальные проблемы лептоспирозной инфекции в Северо-Западном федеральном округе

H.A. Стоянова1, Н.К. Токаревич1, Г.В. Волкова2 , H.A. Грачева7, С.С. Кравченко6, Н.В. Кузина5, Т.М. Лисеева4, Е.Л. Маииевская4, В.А. Пьяных5, В.И. Снегирев3, В.И. Сосниикий3 ФГУ «Санкт-Петербургский НИИЭМ им. Пастера» Минзлрава России1, Центры госсанэпилналзора в Санкт-Петербурге2, Архангельской3, Мурманской4, Новгоролской5, Псковской6 областях, Республике Карелия7

Сложившиеся в послелнее лесятилетие в России социально-экономические условия и как слелствие - нерациональное хозяйственное освоение территории без учета распространения эпизоотических очагов инфекиий в прироле созлают реальные прелпосылки лля их активизации и полъема заболеваемости. Рост приролно-очаговых инфекций связан также со значительным сокращением объемов работ по эпизоотологическому налзору за прирол-ными очагами, неуловлетворительной организацией мероприятий по полавлению источников возбулителей [3].

M

1едицинское и социальное значение зооан-тропонозов не исчерпывается показателями заболеваемости, оно определяется также тяжестью клинического течения этих инфекций, частотой их хрони-зации и летальности, профессиональным характером болезней, высокой стоимостью лечения, большими затратами на проведение противоэпидемических мероприятий и существенными экономическими потерями, обусловленными инфицированностью сельскохозяйственных животных.

Одной из наиболее значимых зооантропонозных инфекций на территории Северо-Западного федерального округа является лептоспироз.

Целью настоящей работы явилось изучение современных эпидемических проявлений лептоспирозной инфекции в некоторых областях региона. Нами

проанализированы данные официальной регистрации заболеваний лептоспирозом людей за 1992 -2002 годы (в 91,0% случаев диагноз подтвержден ла-бораторно, а в 9,0% - клинико-эпидемиологически-ми данными), а также сведения ветеринарной службы об инфицированности сельскохозяйственных животных за 1992 - 2001 годы. Для определения антител к лептоспирам в реакции микроагглютинации, проведенной стандартным методом с живыми культурами 13-ти серологических групп, исследованы сыворотки лихорадящих больных - 54 720, здорового населения - 740, собак - 11 000, серологически и бактериологически исследовано 13 968 мелких млекопитающих.

Ландшафтно-географические и климатические условия Северо-Западного региона России, много-

Рисунок 1.

Инфииированность ликих мелких млекопитающих в приролных очагах Северо-Запала России

образие растительного покрова, обилие водоемов, заболоченных территорий, а также разнообразие видового состава мелких млекопитающих являются благоприятными факторами для существования природных очагов лептоспироза, становление которых продолжается. Это обусловлено, с одной стороны, непрекращающейся динамикой естественных биоценозов, с другой - усиливающейся антропогенной модификацией ландшафтов.

Природные очаги лептоспироза обнаружены во всех областях Северо-Запада, но их значение весьма ограничено из-за сурового климата в Мурманской области, большая часть которой расположена к северу от Полярного круга.

Лептоспироносительство установлено у 12 видов мелких млекопитающих. Наиболее поражены влаголюбивые грызуны: полевка водяная (Arvícola ter-restris) - 11,8%, ондатра (Ondatra zíbetíca) - 10,8%, полевка экономка (Microtus oeconomus) - 4,9%. Зараженность зверьков варьирует от 1,4 до 11,8% (рисунок 1). Средний показатель их инфицированности составляет 5,2%. Среди мелких млекопитающих распространены в основном возбудители серологических групп: Grippotyphosa, Javanica, Pomona, Australis и др.

Антропургические очаги лептоспироза выявлены повсеместно. Инфицированность сельскохозяйственных животных в целом по региону составляет 19,6% (крупный рогатый скот - 25,2% и свиньи -15,0%). У крупного рогатого скота доминируют леп-тоспиры серологических групп Grippotyphosa и Sejroe, у свиней - Pomona и Icterohaemorrhagiae. Циркуляция последних в свиноводческих хозяйствах поддерживается заселяющими их серыми крысами. Эпидемиологические проявления этих очагов неоднозначны в условиях различных территорий. Так, сельскохозяйственные животные послужили источником инфекции в Мурманской области для 19,0% заболевших, в Псковской области - для 13,8%, в

Рисунок 2.

Срелние показатели заболеваемости лептоспирозом на территории Северо-Запалного Фелерального округа (1992-2002 гг.)

о

tu га г

х <

о (О га

о С

Я 1 « £ !» ! ® н « н « i f а.

II Sg Él S5 2g £

r ^ o 5 с к о 2 öS о я о 2 ^

Я 5 Sö ¡SB S,S ЗтЗ Ф

fr fr & m CD s: ¿

If Ii

5s 5s S s u г

Io

Новгородской - для 7,0%, а в Архангельской области этот показатель равен нулю (здесь велико значение природных очагов, что подтверждается периодически возникающими вспышками, связанными с полевыми работами).

В 90-х годах как в разных регионах России [1, 2], так и на территории Северо-Запада [5] эпидемиологическое значение приобрело лептоспироносительство у собак, особенно в городских условиях, где отмечен существенный рост их численности. Соответствующие антитела выявлены у 39,2% собак в Псковской, у 38,4% - в Мурманской областях и у 19,0% -в Санкт-Петербурге. В этиологии лептоспироза у этих животных преобладают возбудители серологических групп Canicola и Icterohaemorrhagiae.

За 1992 - 2002 годы на территории Северо-Западного региона зарегистрировано 2427 больных лептоспирозом людей, из них 803 - из Санкт-Петербурга.

Средние за 11 лет показатели заболеваемости представлены на рисунке 2.

Низкая заболеваемость, регистрируемая на территории ряда областей, в значительной мере связана с гиподиагностикой лептоспироза. Это положение подтверждается выявлением антител к лептоспирам у 9,6% лихорадящих больных с неустановленным диагнозом в Псковской области, у 5,9% - в Мурманской области и у 4,7% - в Санкт-Петербурге.

Этиологическая структура представлена возбудителями следующих серологических групп: Icterohaemorrhagiae - 47,8%, Canicola - 32,6%, Grippotyphosa - 11,7%, Pomona - 4,3%, Sejroe -1,8%, другие - 1,8%.

В разных областях Северо-Западного региона среди людей выявляются патогенные лептоспиры различных серологических групп. Так, в Архангельской области доминирует Grippotyphosa, в Мурманской и Новгородской - Pomona. Повсеместно велико значение L.icterohaemorrhagiae, а в Новгородской области и Санкт-Петербурге они являются ведущи-

8

7

6

5

4

3

2

1

0

ми. Как в Санкт-Петербурге, так и в ряде областей за последние годы возросла роль 1_.сашсо!а, а в Мурманской области, где 48,1% человек заразились при контакте с больными собаками, на долю этих возбудителей приходится 53,6%.

Основной источник инфекции в целом по региону - грызуны (51,7%), при этом 44,1% из их числа - си-нантропные (серая крыса, домовая мышь). Доля сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи) за последнее десятилетие составила в среднем всего 7,2%, в то время как в 80-х годах этот показатель был значительно выше (в частности, в Санкт-Петербурге - 16,3%). На территории региона от 8,1 до 45,6% возникших заболеваний обусловлены контактом с больными лептоспирозом собаками.

Профессиональные заболевания лептоспирозом в целом по Северо-Западу России составили 22,9%. При этом произошли изменения в структуре так называемой группы риска. Если в середине 80-х годов в некоторых областях на долю животноводов и рабочих мясоперерабатывающей промышленности приходилось до 80,0% от общего числа заболевших (Мурманская область), то в 90-е годы - только 19,0%. Наряду с этим в ряде регионов, особенно в городах, существенно возросло число лиц, имеющих вероятность контакта с грызунами: дворники, сантехники, уборщики мусоропроводов, работники складских помещений, магазинов. Например, в Санкт-Петербурге эта категория составила 18,7% от общего числа заболевших. В последние годы среди жителей Санкт-Петербурга часто (25,6%) болеют лептоспирозом люди, ведущие асоциальный образ жизни, без определенного места жительства, имеющие случайные заработки на рынках.

Основной путь передачи инфекции - контактный (77,9%), а пищевым и водным (последний более характерен для южных районов России [4]) инфицировано чуть более 8,0%.

Заболевания регистрируются на протяжении всего года с увеличением их числа летом и осенью, в период наиболее частого контакта с природными очагами, а также в период миграции грызунов в окружение человека (жилища, складские помещения). Летняя сезонность лептоспироза наиболее ярко выражена в Архангельской области, где 58,2% заболеваний возникло в июне - июле и для 75,6% человек источником инфекции явились мелкие млекопитающие.

На территории Северо-Запада России лептоспирозом болеют в основном люди активного возраста -от 20 до 60 лет (79,9%). Единичные (2,3%) заболевания среди детей до 14 лет зарегистрированы во всех областях региона. Как и в предыдущие 10 лет, мужчины болели чаще, чем женщины (57,3 и 42,7% соответственно). Эта разница особенно выражена в Архангельской области, где на долю мужчин приходилось 78,6% заболевших, что связано с более частым контактом мужчин с природными очагами во время охоты, рыбалки, сенокоса.

Существенные изменения в эпидемиологии лептоспироза произошли за последние годы на террито-

рии городов: под влиянием деятельности человека здесь сформировались стойкие, активные очаги, обусловленные высокой численностью и зараженностью синантропных грызунов, например, до 13,0% в Санкт-Петербурге, а также увеличением количества собак и их высокой инфицированностью (в среднем 19,0% от числа обследованных). Сложившаяся ситуация нашла отражение в этиологической структуре лептоспироза у людей, в которой серогруппы 1с1егоЬаетогтЬа§1ае и Сашсо!а в последние годы на территории изучаемых областей составили 66,1%, а в Санкт-Петербурге в 1992-2002 годах на их долю пришлось 88,1%. Преобладание этиологической роли лептоспир этих серологических групп способствовало утяжелению клинического течения инфекции. У 92,9% пациентов заболевание протекало в среднетяжелой и тяжелой клинической форме. Летальность за последние годы в отдельных регионах достигала 28,8% (в Санкт-Петербурге за 2002 г.). По Российской Федерации за эти годы она не превышала 4,5%. В Архангельской области, где в этиологии лептоспироза 56,0% приходится на серогруппу Спрро1урЬова, летальные случаи не были зарегистрированы.

Одна из причин высокой летальности заключается, на наш взгляд, в поздней диагностике. На первой неделе заболевания госпитализировано 73,8% больных лептоспирозом, но только у 38,8% указан этот диагноз. Почти у половины больных (46,3%) лабораторно подтвержденный диагноз был установлен позднее двух недель от начала болезни. Трудности со своевременной постановкой правильного диагноза связаны с полиморфизмом клинических проявлений болезни, недоступностью для практических учреждений ранних методов лабораторного подтверждения.

Другая причина - неполное выявление больных. Регистрируются, как правило, среднетяжелые и тяжелые клинические формы, легкие же проходят под другими диагнозами.

Анализ результатов изучения современных эпидемиологических проявлений лептоспирозной инфекции показал, что на Северо-Западе Российской Федерации она широко распространена. Фактическая заболеваемость существенно выше официально регистрируемой вследствие значительной гиподиагностики.

За последнее десятилетие увеличилась эпидемиологическая роль синантропных (крыс) и домашних животных (собак), в то время как значение сельскохозяйственных, как источника инфекции, существенно сократилась.

Увеличение этиологического значения лептоспир серогрупп 1с1егоЬаетоггЬа§1ае и Сашсо!а обусловливает тяжесть клинического течения болезни и высокую летальность.

Сократилось число профессиональных заболеваний и произошли изменения в их структуре - чаще стали болеть работники жилищно-коммунального хозяйства, имеющие вероятность контакта с инфицированными лептоспирами грызунами.

итература

1. Гольденштейн З.А., Калашников И.А., Мкртчан М.О. и др. Причины заболеваемости лептоспирозом в Краснодарском крае // Микробиол., эпидемиол., иммунология. - 2001. - < 6. - С. 77 - 79.

2. Нафеев А.А., Меркулов А.В., Пашков В.Ф., Жадаев Л.И. Пораженность лептоспирозом некоторых профессиональных групп населения // Мед.паразитол. - 2002. - < 1. - С. 57 - 58.

3. Онищенко Г.Г. Распространение вирусных природно-очаговых инфекций в Российской Федерации и меры по их профилактике// Эпидемиология и инфекц. болезни. - 2000. - < 4. - С. 4 - 8.

4. Попов В.А., 0фременко В.И., Антоненко A.Ä. и др. Эпидемиологические особенности лептоспироза в Ставропольском крае // Микробиол., эпидемиол., иммунология. - 2001. - < 6. - С. 74 - 76.

5. Tokarevich N., Stoyanova N., Kozhukhova E. et al. Wild Small Mammals and Domestic Dogs Infected with Zoonotic Agents in Saint Petersburg and its Suburbs// EpiNorth. - 2002. - Vol. 3. -< 1. - P. 12 - 15.

Вирусологический контроль за циркуляцией полиовирусов в Северо-Западном регионе России

М. А. Бичурина, H. И. Романенкова, H.P. Розаева ФГУ «Санкт-Петербургский НИИЭМ им. Пастера» Минзлрава России

Введение

С 1998 года на базе Санкт-Петербургского НИИЭМ им. Пастера функционирует Региональный центр по эпидемиологическому надзору за полиомиелитом и острыми вялыми параличами, в обязанности которого входит координация работы по ликвидации полиомиелита и сертификации территории Северо-Запада Российской Федерации как свободной от циркуляции дикого полиовируса.

Материалы и методы

С 1998 по 2002 год были исследованы 736 проб фекалий от детей с острыми вялыми параличами, в том числе с вакцинассоциированным паралитическим полиомиелитом (ВАПП), а также 170 проб от контактных лиц. С целью слежения за циркуляцией полиовирусов в окружающей среде было исследовано 112 проб сточной воды.

Выделение полиовирусов (ПВ) осуществляли в соответствии с протоколом ВОЗ на трех клеточных культурах (1^й, 1_20В, Нер-2). Идентификацию выделенных вирусов проводили в реакции нейтрализации с типоспецифическими сыворотками к трем типам полиовирусов. Аля внутритиповой дифференциации (ВТД) использовали реакцию нейтрализации с моноклональными антителами к диким и вакцинным штаммам полиовирусов.

Молекулярно-генетическое изучение штаммов полиовирусов проводили с помощью КТ-РСК-КР1_Р и частичного секвенирования генома [5, 6].

Результаты и обсуждение

Анализ материалов, характеризующих качество эпидемиологического надзора за ОВП в 1998 - 2002 годах на курируемых Региональным центром (РЦ) территориях Северо-Западного федерального округа, свидетельствует о положительной динамике лабораторного обследования всех первично регистрируемых больных с ОВП. Если в 1998 году лишь 50% детей с синдромом ОВП обследованы в РЦ, то в 1999 -2002 годах эти показатели составляли 99,2 - 100%. Улучшились и качественные показатели лабораторного обследования, регламентируемые ВОЗ (таблица 1).

Число случаев с адекватно собранными пробами стула (взяты две пробы фекалий в интервале 24 - 48 часов в удовлетворительном состоянии) увеличилось с 86,7 в 1999 до 95,8% в 2002 году. Значительно улучшился показатель своевременности доставки материала от больных ОВП в лабораторию РЦ в регламентируемые ВОЗ сроки (с 50,3 в 1999 до 96,5% в 2002 г.). По этому показателю в 1999 году отвечали требованиям только три территории: Республика Карелия, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Причем из двух последних территорий дети с синдромом ОВП в основном были госпитализированы в клинику НИИ детских инфекций РФ, которая территориально расположена в одном с РЦ районе Санкт-Петербурга. Показатель своевременной доставки проб в 2001 - 2002 годах не соответствовал требованиям ВОЗ только в Республике Коми: в течение 3-х суток после забора материала в РЦ доставляли 60% проб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.