Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
терроризм / борьба с террористами / финансирование терроризма / финансовая разведка / противодействие финансирования / terrorism / combating terrorists / financing terrorism / financial intelligence / countering financing

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лафирук Андрей Андреевич

В данной автором исследована проблема, которая возникает с квалификацией преступлений, связанных с финансированием терроризма и финансированием незаконного вооруженного формирования. В статье выявлен факт того, что при совершении лицом действий, направленных на финансирование незаконного вооруженного формирования, приводит к необходимости дополнительно квалифицировать действия лица по ч.1.1 ст. 205.1 как финансирование терроризма и ч.1 ст. 208 УК РФ, как финансирование незаконного вооруженного формирования. Такое положение приводит к нарушению ч. 2 ст. 6 УК РФ и ст. 50 Конституции РФ, согласно которых никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и тоже преступление. В связи с чем, автором предлагается внести изменения в Уголовный кодекс РФ с целью устранения нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF QUALIFICATION OF CRIMES IN THE FIELD OF TERRORIST FINANCING

In this article, the author examines the problem that arises with the qualification of crimes related to the financing of terrorism and the financing of an illegal armed formation. The article reveals the fact that when a person commits actions aimed at financing an illegal armed formation, it leads to the need to additionally qualify the actions of a person under Part 1.1 of Article 205.1 as financing terrorism and Part 1 of Article 208 of the Criminal Code of the Russian Federation as financing an illegal armed formation. This situation leads to a violation of Part 2 of Article 6 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 50 of the Constitution of the Russian Federation, according to which no one can be criminally responsible twice for the same crime. In this regard, the author proposes to amend the Criminal Code of the Russian Federation in order to eliminate violations.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА»

использования для легализации доходов и финансирования терроризма, в том числе на международном уровне. И как контрмера необходимо предусмотреть уголовную ответственность за такую деятельность, которая осуществляется вне правового регулирования. Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024), ст. ст. 205, 205.1, 208, 360, 361 URL:https://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_10699/?ysclid=luyidyyv8d4159306 Дата обращения: 02.04.2024;

2. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/?ysclid=luyinz2oo312969087,Дата обращения: 02.04.2024;

3. Заявление Росфинмониторинга в связи с решение о приостановке членства Российской федерации в ФАТФ, Дата публикации: 24.02.2023 14:30, URL: https://www.fedsfm.ru/releases/6372. Дата обращения: 02.04.2024

4. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция);

URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/?ysclid=luyiw0crr4153231127. Дата обращения: 02.04.2024

5. Публичный отчет - национальная система оценки рисков финансирования терроризма 2022 год Росифнмониторинга, URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/отчеты%20нор/ национальная% 20оценка%20рисков-фт^^ Дата обращения: 02.04.2024.

6. Роль систем "Хавала" и других аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма Октябрь 2013, URL: https://www.fedsfm.ru/content/умс/отчеты%20 по%20тип%20 исследованиям/роль%20систем%20типа%20«хавала»%20и%20других%20провайдеров%20аналогичн ых%20услуг%20в%20отмывании%20денег%20и%20финансировании%20терроризма%20(2013%20г.).р df. Дата обращения: 02.04.2024.

7. Резолюция Совета Безопасности ООН 617(2005), принятая Советом Безопасности на его 5244-м заседании, URL: https://docs.cntd.ru/document/902134529. Дата обращения: 02.04.2024.

© Лафирук А.А., 2024

УДК 343.326

Лафирук Андрей Андреевич

Херсонский государственный педагогический университет

г. Херсон, РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация

В данной автором исследована проблема, которая возникает с квалификацией преступлений, связанных с финансированием терроризма и финансированием незаконного вооруженного

формирования. В статье выявлен факт того, что при совершении лицом действий, направленных на финансирование незаконного вооруженного формирования, приводит к необходимости дополнительно квалифицировать действия лица по ч.1.1 ст. 205.1 как финансирование терроризма и ч.1 ст. 208 УК РФ, как финансирование незаконного вооруженного формирования. Такое положение приводит к нарушению ч. 2 ст. 6 УК РФ и ст. 50 Конституции РФ, согласно которых никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и тоже преступление. В связи с чем, автором предлагается внести изменения в Уголовный кодекс РФ с целью устранения нарушений.

Ключевые слова:

терроризм, борьба с террористами, финансирование терроризма, финансовая разведка,

противодействие финансирования.

Lafiruk Andrey А.

Kherson State Pedagogical University, Kherson, Russian Federation

ACTUAL PROBLEMS OF QUALIFICATION OF CRIMES IN THE FIELD OF TERRORIST FINANCING

Annotation

In this article, the author examines the problem that arises with the qualification of crimes related to the financing of terrorism and the financing of an illegal armed formation. The article reveals the fact that when a person commits actions aimed at financing an illegal armed formation, it leads to the need to additionally qualify the actions of a person under Part 1.1 of Article 205.1 as financing terrorism and Part 1 of Article 208 of the Criminal Code of the Russian Federation as financing an illegal armed formation. This situation leads to a violation of Part 2 of Article 6 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 50 of the Constitution of the Russian Federation, according to which no one can be criminally responsible twice for the same crime. In this regard, the author proposes to amend the Criminal Code of the Russian Federation in order to eliminate violations.

Key words:

terrorism, combating terrorists, financing terrorism, financial intelligence, countering financing.

Терроризм является межрегиональной, межгосударственной и даже межконтинентальной проблемой безопасности, даже при наличии финансов у организатора их еще необходимо использовать для приобретения материалов и оборудования для совершения, а также осуществления выплат вознаграждения фактическим исполнителям. С учетом принятия мер государствами по противодействию финансирования терроризма в мире и усовершенствования таких мер, со стороны террористических группировок способы такого финансирования также совершенствуются с учетом развития технологий и способов движения капитала в мире.

Ответственность за финансирование терроризма предусмотрена ч. 1.1 ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Согласно диспозиции, уголовно-наказуемым деянием является финансирование терроризма.

Законодатель привел понятие и перечень деяний, которые подпадают под признаки финансирования терроризма в примечании 1 к статье 205.1 УК РФ.

Согласно указанного примечания под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221,

277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений. [1]

С помощью примечания законодатель расширяет перечень составов преступлений финансирование подготовки или совершение которых образуют состав содействия терроризму в виде его финансирования, тем самым относит преступления «Против основ конституционного строя и безопасности государства» (ст. 277 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, ст. 278 Насильственный захват власти или насильственное удержание власти) и «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 360 Нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой либо угроза его совершения). Тем самым законодатель, обращает внимание на наиболее важные и как результат опасные объекты, на которые могут быть направлены террористические акты, с учетом истории и опыта их проявления.

Основной нормативно-правовой акт, который призван регулировать вопросы противодействия финансирования терроризма на территории Российской Федерации - это Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее Закон) с последними изменениями и дополнениями, задачей которого является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. [2]

Согласно ст. 3 Закона финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Тем самым Закон расширяет перечень преступлений, которые могут финансироваться, а именно ст. 361 УК РФ акт международного терроризма.

Анализируя положения примечания 1 к ст. 205.1 УК РФ и ст. 3 Закона, вопросы наличия пробела в уголовном законе не возникают. Законодателем в ч. 2 ст. 361 УК РФ предусмотрена ответственность за финансирование деяний, которые являются актом международного терроризма.

При этом, в ходе последующего анализа выявлены противоречия. Так, согласно ч. 1 ст. 208 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за финансирование вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины и иной группы), не предусмотренного федеральным законом и положения ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ и примечания 1 которая предусматривает ответственность за финансирование терроризма. То есть, законодателем допускается возможность привлечения лица дважды к уголовной ответственности за одно и тоже деяние.

Указанные противоречия приводят к нарушению ч. 2 ст. 6 УК РФ и ст. 50 Конституции РФ, согласно которых никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и тоже преступление.

Таким образом, в случае совершения лицом сбора средств или оказания финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования вооруженного формирования, не

предусмотренного федеральным законом (ч. 1 ст. 208 УК РФ), на практике следователь обязан предъявить обвинение и в последующем привлечь к уголовной ответственности указанное лицо по ч. 1 ст. 261 УК РФ, то есть финансирование вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины и иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а также по ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ как финансирование терроризма.

На основании указанного исследования считаю необходимым:

1. Внести изменения в примечание 1 ст. 205.1 УК РФ, а именно исключить из списка преступлений, которые формируют состав финансирования терроризма ст. 208 УК РФ, так как указанные действия предусмотрены диспозицией статьи.

Список использованной литературы: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024), ст. ст. 205, 205.1, 208, 360, 361 URL:https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/?ysclid=luyidyyv8d4159306 (дата обращения: 02.07.2024).

1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/?ysclid=luyinz2oo312969087 (дата обращения: 02.07.2024).

2. Заявление Росфинмониторинга в связи с решение о приостановке членства Российской федерации в ФАТФ, Дата публикации: 24.02.2023 14:30, URL: https://www.fedsfm.ru/releases/6372 (дата обращения: 02.07.2024).

3. Публичный отчет - национальная система оценки рисков финансирования терроризма 2022 год Росифнмониторинга, URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/ отчеты%20нор/национальная %20оценка%20рисков-фт.pdf (дата обращения: 02.07.2024).

4. Резолюция Совета Безопасности ООН 617(2005), принятая Советом Безопасности на его 5244-м заседании, URL: https://docs.cntd.ru/document/902134529 (дата обращения: 02.07.2024).

©Лафирук А.А., 2024

УДК 343.9

Лафирук Андрей Андреевич

Херсонский государственный педагогический университет

г. Херсон, РФ Герасимов Артем Александрович Херсонский государственный педагогический университет

г. Херсон, РФ Герасимова Татьяна Сергеевна Херсонский государственный педагогический университет

г. Херсон, РФ

ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИКТИВНЫХ СДЕЛОК

Аннотация

Авторами в представленной статье исследованы проблемы доказывания фактов совершения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.