Федерации»// Научно-практический журнал «Современная цивилистика» 5/2018. С.56-59 7. Соловьев А.А., Смирнов В.М. «Применение технологии блокчейн в сфере кибербезопасности и защиты информации» // Научно - образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» 7/2022 С.44-47
© Герасимов А.А., Герасимова Т.С., 2024
УДК 343.326
Лафирук Андрей Андреевич
Херсонский государственный педагогический университет
г. Херсон, РФ
БОРЬБА С ИНСТРУМЕНТАМИ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Аннотация
Автором в представленной статье исследованы проблемы борьбы с финансированием терроризма, выявления и противодействия инструментам, такого финансирования. В статье исследованы на сегодняшний день наиболее распространенные платежные инструменты, которые могут используются и могут быть использованы террористическими организациями для их финансирования и финансирования отдельных актов терроризма. Автором исследованы основные проблемы, с которыми сталкивается государство при идентификации лиц, которые используют как средство платежа крипто валюты. Также в статье исследованы риски использования и существования систем внутригосударственных и международных платежей по типу «Хавала» и производных от нее видов организации перемещения денежных средств.
Ключевые слова:
финансирование терроризма, террор и крипто валюта, Хавала для терроризма, противодействие финансирования терроризма.
Lafiruk Andrey А.
Kherson State Pedagogical University, Kherson, Russian Federation
Annotation
The author in the presented article examines the problems of combating the financing of terrorism, identifying and countering the instruments of such financing. The article examines today the most common payment instruments that can and can be used by terrorist organizations to finance them and finance individual acts of terrorism. The author examines the main problems faced by the state in identifying persons who use crypto currency as a means of payment. The article also examines the risks of using and existing systems of domestic and international payments of the Hawala type and the types of money transfer organization derived from it.
Keywords:
terrorist financing, terror and crypto currency, Hawala for terrorism, countering terrorist financing.
Предупреждение терроризма важная роль на пути безопасности государства, особенно предупреждение с помощью устранения финансовой основы деятельности террористических организаций и групп и финансирования конкретных террористических актов.
Для существования таких организаций, приобретения средств для совершения террористических актов требуется значительные финансовые ресурсы.
Меры, которые принимаются государствами по борьбе с финансированием терроризма, полярны с контрмерами, которые принимаются террористическими организациями для осуществления такого финансирования и продолжения существования.
За финансирование терроризма предусмотрена уголовная ответственность согласно ч. 1.1 ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Согласно диспозиции, уголовно-наказуемым деянием является финансирование терроризма.
Согласно примечания 1 к ст. 205.1 УК РФ под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений. [1]
Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее Закон) одним из основных нормативных актов задачей которого является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. [2]
Уполномоченным органом в Российской Федерации главными задачами которого является принятие мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг), которая согласно международных стандартов выполняет функции службы финансовой разведки.
С целью обмена опытом, разработки и внедрения стандартов на международном уровне с 1 июля 2003 года Российская Федерация до 24.02.2023 являлась участником в межправительственной организации - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF).
ФАТФ — межправительственный орган, учреждённый в июле 1989 года в Париже по инициативе глав правительств «Группы семи» (G7) в целях реагирования на вызовы и угрозы отмывания денег.
В октябре 2001 года ФАТФ расширила свой мандат, включив в него проблемы противодействия финансированию терроризма, а с февраля 2012 года — проблематику предотвращения финансирования распространения оружия массового уничтожения.
В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.[7]
24.02.2023 на пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег принято политизированное решение о приостановке членства Российской Федерации в ФАТФ.
Такое решение является безосновательным, не опирается на установленные процедуры идет
вразрез с целями ФАТФ по защите финансовых систем и экономики в целом от угроз отмывания денег, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. [3]
Несмотря на несистемную политику межгосударственных структур и представителей государств коллективного Запада, Российская Федерация продолжает принимать меры направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, в том числе активно участвуя в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма (далее ЕАГ).
В 2004 году по инициативе России была создана ЕАГ и её учредителями стали Казахстан, Киргизия, Китай, Россия Беларусь и Таджикистан, которая является крупнейшей региональной структурой FATF по размерам территории и численности населения государств-участников.
С учетом развития технологий, экономических процессов, а также ситуации в межгосударственных отношениях проблемными направлениями в противодействии финансирования терроризма является переход и использование террористическими группировками и организаторами террористических актов возможностей криптовалютных сетей и систем, созданных по аналогии с системой «Хавала».
Использование криптовалюты (Биткоин, Трон и т.д.) позволяет осуществлять транзакции в отсутствии посредника, что позволяет таким пользователям избегать идентификации и контроля со стороны платежных сервисов и государства. Такие особенности, делают криптовалюту наиболее привлекательной для осуществления платежей для осуществления незаконной деятельности в том числе и финансирования терроризма.
Несмотря на попытки законодательного урегулирования государствами оборота таких валют, финансового надзора и противодействия таким образом в легализации преступных доходов и финансирования терроризма, остаётся большое количество криптовалютных бирж и платформ, которые осуществляют такую деятельность в государствах, в которых оборот таких валют не урегулирован.
Российская Федерация идет по пути лучшего международного опыта урегулирования этой сферы, в том числе с целью противодействия финансирования терроризма.
Как результат, принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которого цифровые финансовые активы и цифровая валюта признаны имуществом. [4]
Кроме того, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов, включены в перечень субъектов, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 5 Закона) и обязаны принимать меры противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, и предусмотренные законодательством (идентификация и верификация клиентов, раскрытие данных о бенефициарных собственниках, отслеживание и контроль операций, которые подлежат обязательному контролю, приостановление операций, заморозка активов и др.)
Согласно Национальной оценки рисков финансирования терроризма за 2021-2022 года, проведенной Росфинмониторингом, такие операции отнесены к умеренному уровню риска финансирования терроризма, в результате принятых государством мер и программы дальнейшего урегулирования данной сферы.[5]
Однако, согласно той же оценки рисков, перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использование электронных кошельков, определен высокий уровень риска осуществления такой дельности, в том числе использования криптовалютных кошельков и
платформ, которые действуют вне правового поля Российской Федерации.
Привлекательность таких видов расчетов показывает в первую очередь тот факт, что большинство незаконных услуг и имущества, которые реализуются через «ДаркНет» (DarkNet) осуществляются с помощью криптовалюты (в большинстве своем Биткоин и другие).
С учетом ситуации, которая сложилась в мире, а также введения санкций против Российской Федерации, которые коснулись доступа к международным переводам (SWIFT, VISA и другие), а также введенные ограничения вывода средств за границу, с новой силой приобрела популярность система перемещения средств типа «Хавала», и аналогичных систем, созданных по ее подобию.
Термин «Хавала» используется в целом ряде юрисдикций и обозначает механизм перевода денежных средств, получивший широкое распространение в Южной Азии много веков назад, но существующий и по сей день в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. [6]
Схема работы системы «Хавала» состоит в том, что человек обращается к так называемому брокеру системы в своем населённом пункте в своей стране с необходимостью осуществить перевод денежных средств в другой населённый пункт или страну другому человеку. Брокер принимает наличные средства с учетом комиссии (оплаты за услуги) и передает другому брокеру в нужной стране в нужном населенном пункте, информацию о сумме денежных средств и пароль, по которому он должен выдать эти средства. После чего, человек, которому предназначаются указанные денежные средства уже в своем населенном пункте приходит к брокеру называет пароль и ему выдают нужную сумму.
Что характерно для этой системы, это отсутствие фактического перечисления денежных средств, между населёнными пунктами или государствами, выдача денежных средств в пункте назначения производится за счет свободного пула, который есть в наличии брокера. Взаиморасчеты (баланс) между брокерами осуществляется путем взаимозачетов (обратного отправления или зачета с другими брокерами), а также возможной последующей переправки наличности или осуществления товарных операций.
Традиционная система «Хавала» как и ее производные основываются в первую очередь на доверии и ответственности брокера за осуществление перевода.
С учетом развития банковской системы и безналичных переводов, основная идея таких переводов конечно легла в основу новых систем, однако они трансформировались (стали гибридными), путем введения в схему использования функций платежных систем и банковских переводов, что в свою очередь позволяет отказаться от обширной сети брокеров и концентрировать больше клиентов.
На данный момент такие гибридные системы работают и предоставляют услуги широкому кругу лиц в том числе на территории Российской Федерации. К таким системам, с учетом действующих ограничений, прибегают лица, которым необходимо осуществить перевод средств за границу или наоборот.
Аналогичной особенностью работы таких систем является, то что денежные средства фактически не пересекают границы государств, а только меняются их владельцы и держатели.
Например, гражданину России необходимо осуществить перевод денежных средств с Российской Федерации на его счета или счета его партнера в другой стране. С помощью так называемого посредника, он перечисляет денежные средства в национальной валюте на подконтрольные счета системы с учетом ее вознаграждения, которая в свою очередь за границей перечисляет нужному адресату необходимую сумму, с учетом конвертации, со своих подконтрольных счетов или счетов партнерской системы.
Такие системы работают вне правого регулирования, так как указанная деятельность в
большинстве стран не подпадает под регулирование, осуществляется без каких-либо разрешительных документов, в том числе с использованием подставных счетов (оформлены на подставных лиц или с уплатой определенного вознаграждения за их использование).
Использование указанных систем и услуг закономерно вызывает риск их использования для перемещения средств с целью финансирования терроризма, так как обеспечивает относительную анонимность отправителя и получателя, отсутствие государственного контроля и невозможности принимать меры противодействия.
К аналогичным выводам пришли специалисты ФАТФ в отчете 2013 года «Роль систем "Хавала" и других аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма». [6]
В указанном отчете приведены наиболее распространённые методы обнаружения таких операций, а именно:
1.Поиск рекламных объявлений, размещаемых такими организациями в местных газетах;
2.Писк в Интернете;
3.Поиск в социальных сетях;
4.Наблюдение за потенциальными клиентами таких организаций или провайдерами услуг;
5.Использование систем мониторинга противодействия отмывания доходов, особенно содержания сообщений о подозрительных операциях, представленных кредитно-финансовыми учреждениями;
6.Сотрудничество с другими органами и получение информации у правоохранительных органов, расследования и проверки органов регулирования противодействия отмывания доходов;
7.Конкретные целевые расследования и физическое наблюдение за подозрительными организациями.
Одним из негативных сценариев для организаторов и исполнителей таких систем в Российской Федерации (конечно в случае если они не осознают, что осуществляют финансирование терроризма) может быть квалификация их действий по ст. 172 УК РФ, как незаконная банковская деятельность.
В ходе исследования, при поиске в Яндекс «перевод из России за границу», практически в первой строке была ссылка на такую систему (не реклама https://nowall.eu), которая занимается переводом средств по указанной выше гибридной системе «Хавала», с получением комиссии за переводы в размере 15% от суммы. Аналогичные рекламные посты можно встретить в общественных группах мессенджеров это также деятельность так называемых обменных пунктов, которые работают по аналогичной системе.
Что обращает на себя внимание в таких системах, услуги которых активно рекламируются в Интернет, они используют одностраничные сайты, отсутствует какая-либо информация о такой компании (наименование, место регистрации, организационно-правовая форма и т.д.), используются домены зарегистрированные за пределами РФ, в контактах присутствуют только номер телефона (обычно не принадлежавший национальным операторам, в данном случае Республика Чехия), который работает только в мессенджере.
На основании указанного исследования считаю необходимым:
1. Продолжить законодательное регулирование оборота цифровых валют и криптовалют на территории РФ в том числе с использованием цифровых площадок на которые не распространяется юрисдикция государства, в том числе путем заключения международных и межгосударственных договоренностей относительно принятие мер противодействия легализации и финансирования терроризма с использованием указанных средств платежа.
2. Законодательное регулирование деятельности систем осуществления международных платежей по типу «Хавала» для применения мер, которые ограничивают возможность их
использования для легализации доходов и финансирования терроризма, в том числе на международном уровне. И как контрмера необходимо предусмотреть уголовную ответственность за такую деятельность, которая осуществляется вне правового регулирования. Список использованной литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024), ст. ст. 205, 205.1, 208, 360, 361 URL:https://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_10699/?ysclid=luyidyyv8d4159306 Дата обращения: 02.04.2024;
2. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/?ysclid=luyinz2oo312969087,Дата обращения: 02.04.2024;
3. Заявление Росфинмониторинга в связи с решение о приостановке членства Российской федерации в ФАТФ, Дата публикации: 24.02.2023 14:30, URL: https://www.fedsfm.ru/releases/6372. Дата обращения: 02.04.2024
4. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция);
URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/?ysclid=luyiw0crr4153231127. Дата обращения: 02.04.2024
5. Публичный отчет - национальная система оценки рисков финансирования терроризма 2022 год Росифнмониторинга, URL: https://www.fedsfm.ru/content/files/отчеты%20нор/ национальная% 20оценка%20рисков-фт^^ Дата обращения: 02.04.2024.
6. Роль систем "Хавала" и других аналогичных услуг в отмывании денег и финансировании терроризма Октябрь 2013, URL: https://www.fedsfm.ru/content/умс/отчеты%20 по%20тип%20 исследованиям/роль%20систем%20типа%20«хавала»%20и%20других%20провайдеров%20аналогичн ых%20услуг%20в%20отмывании%20денег%20и%20финансировании%20терроризма%20(2013%20г.).р df. Дата обращения: 02.04.2024.
7. Резолюция Совета Безопасности ООН 617(2005), принятая Советом Безопасности на его 5244-м заседании, URL: https://docs.cntd.ru/document/902134529. Дата обращения: 02.04.2024.
© Лафирук А.А., 2024
УДК 343.326
Лафирук Андрей Андреевич
Херсонский государственный педагогический университет
г. Херсон, РФ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
Аннотация
В данной автором исследована проблема, которая возникает с квалификацией преступлений, связанных с финансированием терроризма и финансированием незаконного вооруженного