Закон и право. 2024. № 8. С. 172-175. Law and legislation. 2024;(8):172-175.
Научная статья УДК 343.132
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-172-175 EDN: https://elibrary.ru/GWUJQN
NIION: 1997-0063-8/24-426 MOSURED: 77/27-001-2024-8-626
Проблемы выявления и квалификации преступлений террористической направленности, связанных с финансированием терроризма
Хасанш Анатольевич Бачканов
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия, hasik0414@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена проблемам выявления и квалификации преступлений, связанных с финансированием международного терроризма.
Ключевые слова: терроризм, финансирование терроризма, противодействие финансированию терроризма, выявление каналов финансирования терроризма, международная террористическая организация.
Для цитирования: Бачканов Х.А. Проблемы выявления и квалификации преступлений террористической направленности, связанных с финансированием терроризма // Закон и право. 2024. № 8. С. 172—175. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-172-175 ЕБЫ: https://elibrary.ru/GWUJQN
Original article
The problems of identifying and qualifying terrorist crimes related to the financing of terrorism
Khasansh A. Bachkanov
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia, hasik0414@yandex.ru
Abstract. This article is devoted to the problems of identification and qualification of crimes related to the financing of international terrorism.
Keywords: terrorism, financing of terrorism, countering the financing of terrorism, identifying channels of financing terrorism, an international terrorist organization.
For citation: Bachkanov Kh.A. The problems of identifying and qualifying terrorist crimes related to the financing of terrorism // Law and legislation. 2024;(8):172—175. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-172-175 EDN: https://elibrary.ru/GWUJQN
Ж" I финансирование терроризма является до-Щ I Ястаточно новой формой преступной деД ятельности для уголовного права Российской Федерации, хотя его признаки существовали до криминализации таких преступлений.
Как любой новый вид преступлений, требующий четкой уголовно-правовой регламентации, установление юридических признаков финансирования терроризма порождает массу дис -
© Бачканов Х.А. М., 2024.
куссий практиков и ученых, что, безусловно, требует их глубокого научного осмысления и обоснования.
Противодействие преступности террористической направленности, связанной с финансированием терроризма, является одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел.
Проведенным анализом статистических данных по выявлению преступлений террористической направленности установлено, что, несмотря на активизацию деятельности правоохрани-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024
тельных органов по пресечению источников материального обеспечения террористических формирований, количество выявленных фактов финансирования терроризма по-прежнему незначительно в сравнении с общими масштабами террористических проявлений.
Так, если в 2022 г. зарегистрировано 168 преступлений, связанных с финансированием терроризма (из 2382), или 7,1% от общего количества деяний этой категории в стране, то в 2023 г. их доля составила 10,7% (240 из 2233). При этом подавляющее большинство таких фактов имело место в прошлые годы и установлено в ходе расследования уголовных дел о других террористических преступлениях при изучении механизма преступной деятельности и денежных операций обвиняемых. Случаи выявления самостоятельных преступлений анализируемой категории единичны.
Вместе с тем своевременное выявление и пресечение каналов финансирования преступной деятельности является одним из определяющих факторов в борьбе с терроризмом. Достаточная материальная база позволяет террористам подготавливать и совершать террористические акты, вербовать в свои ряды новых участников, обеспечивать потребности в оружии, обмундировании, питании, содержать тренировочные базы и лагеря, организовывать перемещение своих пособников через границы разных государств.
В результате анализа приговоров, постановленных судами в период с 2014 г. по 2023 г., а также позиции Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в апелляционных определениях по уголовным делам о преступлениях, связанных с финансированием терроризма, выявлены основные особенности квалификации деяний этой категории, которые необходимо учитывать при осуществлении надзора в уголовной сфере.
Так, согласно примечанию к ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1— 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения орга-
низованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.
Таким образом, уголовно наказуемым является не только предоставление средств на совершение преступлений террористической направленности, но и финансирование лица, организации, заведомо для субъекта причастных к террористической деятельности.
В связи с этим в качестве финансирования терроризма будут квалифицироваться такие действия, как предоставление или сбор:
1) для подготовки и совершения преступлений террористической направленности, предусмотренных статьями 205, 205.1— 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ;
2) незаконному вооруженному формированию (далее — НВФ), террористическим организации и сообществу как на цели, связанные с совершением преступлений террористической направленности, так и для обеспечения их функционирования (на продукты питания, одежду, жилье, медикаменты, обмундирование, оружие, боеприпасы, совершение преступлений террористической направленности);
3) лицу, заведомо для обвиняемого участвующему в НВФ, террористических организаций и сообщества как на цели, связанные с совершением преступлений террористической направленности, так и для обеспечения его жизнедеятельности, при осознании того, что эти средства могут быть использованы не только на личные нужды, но и на приобретение обмундирования, оружия, боеприпасов и совершение преступлений террористической направленности;
4) лицу, заведомо для обвиняемого причастному к террористической деятельности, но не являющемуся участником НВФ, террористических организации и сообщества, при осознании того, что эти средства могут быть использованы как на личные нужды, так и для совершения преступлений террористической направленности;
5) в целях оплаты транспортных расходов для следования к месту участия в террористической деятельности либо на приобретение проездных билетов лицу, следующему для вступления в НВФ, международную террористическую организацию (далее — МТО), террористическое сообщество.
При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 16 Постановления от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судеб-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2024
ной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» разъяснил, что финансированием терроризма следует признать, наряду с оказанием финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных (в наличной или безналичной форме), но и материальных ресурсов (например предметов обмундирования, экипировки, средств связи, лекарственных препаратов, жилых или нежилых помещений, транспортных средств).
Таким образом, по ч. 1 ст. 205.1, ч. 1 ст. 208 УК РФ должны квалифицироваться действия, связанные с предоставлением террористам как денежных средств, так и иного имущества, что подтверждается и сложившейся судебной практикой.
В большинстве случаев лица, осужденные за финансирование терроризма, перечисляли денежные средства не конкретным террористам, а на нужды международного терроризма в целом (характерным примером является перечисление денег на нужды «джихада»), в помощь НВФ или МТО. Многочисленны факты перечисления гражданами денежных средств на счета известных им участников террористических организаций, реквизиты которых размещены в мессенд-жерах и социальных сетях, а также на нужды «братьев-мусульман, ведущих джихад».
Осужденные за финансирование конкретных участников НВФ или МТО, как правило, предоставляли им средства на личные нужды, при этом допуская, что они могут быть использованы для обеспечения деятельности этих формирований (организаций), а также в целях приобретения оружия, боеприпасов, совершения терактов и других преступлений террористической направленности.
Одним из обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию по уголовным делам о преступлениях анализируемой категории, является факт осведомленности лица о причастности получателя средств к террористической деятельности.
Так, признавая подсудимых виновными в финансировании терроризма, суды указывают, что они оказывали материальную поддержку НВФ или МТО, осознавая, что деятельность этих организаций нацелена на совершение преступлений террористической направленности.
Такие действия признаются умышленными, поскольку, «предоставляя денежные средства и иное имущество участникам МТО, лицо должно осознавать, что они могли быть использованы полностью или частично для совершения преступлений террористической направленности».
В то же время в большинстве случаев при перечислении денежных средств на нужды НВФ и террористических организаций лица, совершившие это, отрицают осведомленность о связи их получателей с терроризмом, утверждают, что они перечисляли деньги не на террористические цели, а из гуманных соображений или личные нужды знакомых, однако такая версия может быть опровергнута показаниями свидетелей и сведениями, содержащимися в переписке обвиняемых.
Финансирование терроризма является оконченным преступлением с момента предоставления средств либо оказания финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, приведенных в п. 1 примечании к ст. 205.1 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, ВФ или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений, независимо от того, было ли совершено соответствующее преступление террористической направленности.
Выяснение вопроса о том, как террористы распорядились полученными средствами, в обязательный предмет доказывания по уголовному делу о финансировании терроризма не входит.
Не влияет на квалификацию преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, и сумма произведенного финансирования.
Например, Приволжским окружным военным судом 27 сентября 2016 г. Н. признан виновным в финансировании терроризма на сумму 534,05 руб., которые он отправил участнику НВФ.
Приговором Северо-Кавказского окружного военного суда от 8 августа 2018 г. М. осужден к 5 годам 6 месяцам лишения свободы за финансирование терроризма посредством осуществления банковского перевода в сумме 1000 руб. участнику МТО.
Важно отметить, что для признания лица виновным в финансировании терроризма наличие обвинительного приговора в отношении получателя средств не требуется, и это неоднократно указывала Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в апелляционных определениях.
Вместе с тем в случае обвинения фигуранта в финансировании конкретного лица материа-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024
лы уголовного дела должны содержать сведения о его причастности к террористической деятельности (постановление о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, об объявлении в розыск, о приостановлении предварительного следствия и т.д.).
Поскольку редакция ст. 205.1 УК РФ подвергалась изменениям, то при квалификации действий лица, обвиняемого в финансировании терроризма, необходимо учитывать положение ст. 10 УК РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что существующее уголовное законодательство в области противодействия финансированию терроризма еще далеко не совершенно.
Отмечается значительное количество проблем, возникающих при квалификации финансирования терроризма; в связи с этим возникает необходимость формирования единообразной практики применения положений Уголовного кодекса РФ.
Список источников
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 12.06.2024) // www.consultant.ru/ document/cons (Дата обращения: 01.07.2024)
2. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от
10.07.2023) // www.consultant.ru/document/cons (Дата обращения: 01.06.2024)
3. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-тем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-Ф3 (ред. от
29.05.2024) // www.consultant.ru/document/cons (Дата обращения: 01.07.2024)
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // www.consultant.ru/document/ cons (Дата обращения: 01.06.2024)
5. Офиц. интернет-сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу // fedsfm.ru/ documents/terrorists s (Дата обращения: 01.07.2024)
6. Абрамова А.А. Особенности субъекта преступления в сфере финансирования терроризма и его криминалистическое значение // Рос. следователь. 2021. № 5. С. 21-22.
7. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма): Учебник / М.М. Прошунин, М.А. Татчук. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. 417 с.
References
1. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 12.06.2024) // www.consultant.ru/document/cons (Accessed: 07.01.2024)
2. Federal Law № 35-F3 dated 06.03.2006 (as amended on 10.07.2023) «On Countering Terrorism» // www.consultant.ru/document/cons (Accessed: 06.01.2024)
3. Federal Law № 115-FZ dated 07.08.2001 (as amended on 29.05.2024) «On Countering the legalization (laundering) of Proceeds from crime and the financing of terrorism» // www.consultant.ru/ document/cons (Accessed: 07.01.2024)
4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 09.02.2012 № 1 (ed. dated 03.11.2016) «On some issues of judicial practice in criminal cases of terrorist crimes» // www.consultant.ru/document/cons (Accessed: 06.01.2024)
5. The official website of the Federal Financial Monitoring Service // fedsfm.ru/documents/ terrorists s (Accessed: 01.07.2024)
6. Abramova A.A. Features of the subject of a crime in the field of terrorist financing and its criminalistic significance // A Russian investigator. 2021. № 5. Pp. 21-22.
7. Proshunin M.M. Financial monitoring (countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism): Textbook / M.M. Proshunin, M.A. Tatchuk. Kaliningrad: Publishing House of the BFU named after I. Kant, 2014. 417 p.
Информация об авторе
Бачканов Х.А. — адъюнкт
Статья поступила в редакцию 1 0.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.
Information about the author
Bachkanov Kh.A. — adjunct
The article was submitted 10.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.
LAW & LEGISLATION • 08-2024