Научная статья на тему 'Актуальные проблемы кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп в рамках Базельской конвергенции по капиталу'

Актуальные проблемы кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп в рамках Базельской конвергенции по капиталу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ / ПРИНЦИПЫ БАЗЕЛЯ II / НОРМАТИВ ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА / ОТЧЕТНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОТЧЕТНОСТЬ БАНКОВСКИХ (КОНСОЛИДИРОВАННЫХ) ГРУПП / ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК / СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илышева Н.Н., Ильменская А.В.

В статье рассмотрены основные мероприятия по реформированию банковской системы и возникающие при этом проблемы. Изменения нормативных документов, связанные с внедрением новой методики расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) согласно принципам Базеля II, вступят в силу с 01.07.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп в рамках Базельской конвергенции по капиталу»

КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И БАНКОВСКИХ (КОНСОЛИДИРОВАННЫХ) ГРУПП

В РАМКАХ БАЗЕЛЬСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ПО КАПИТАЛУ

Н. Н. ИЛЫШЕВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ)

E-mail: intelectaudit@rambler. ru А. В. ИЛЬМЕНСКАЯ, заместитель начальника Управления сводной отчетности ОАО «МЕТКОМБАНК», г. Екатеринбург E-mail: ilmen-av@mail. ru

В статье рассмотрены основные мероприятия по реформированию банковской системы и возникающие при этом проблемы. Изменения нормативных документов, связанные с внедрением новой методики расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) согласно принципам Базеля II, вступят в силу с 01.07.2010.

Ключевые слова: банковская система, реформирование, изменение нормативных документов, принципы Базеля II, норматив достаточности капитала, отчетность кредитных организаций, отчетность банковских (консолидированных) групп, операционный риск, система страхования вкладов.

Современная российская банковская система организована в виде двухуровневой структуры: Банк России и кредитные организации, а также филиалы и представительства

иностранных банков, что соответствует базовым потребностям экономики и создает оптимальные исходные условия для развития банковского сектора.

Банк России возглавляет отечественную кредитную систему и выполняет следующие основные функции в отношении кредитных организаций:

— принимает решение о государственной регистрации и выдает лицензии на осуществление банковских операций, а также приостанавливает их действие и отзывает;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг;

— организует систему рефинансирования;

— осуществляет банковский надзор (в том числе, за банковскими группами);

— устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности банковской системы, правила проведения банковских операций.

Таким образом, он является главным регулирующим, контролирующим и надзорным органом для всей банковской сферы.

В настоящее время активно осуществляется процесс реформирования кредитной системы, начатый в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством РФ и Банком России 30.12.2001. В рамках данной стратегии предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами и осуществление мероприятий по внедрению принципов бухгалтерского учета в банковском секторе согласно международным стандартам с их внедрением в реальном секторе экономики.

В официальном сообщении Банка России от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» приведен план данного перехода с указанием сроков отдельных мероприятий (в частности, подготовка отчетности согласно МСФО с 01.01.2004). В данном сообщении также заявлено о сокращении состава и количества отчетности, представляемой кредитными организациями в главный надзорный орган, хотя на практике количество обязательных форм отчетности по российским правилам бухгалтерского учета (далее — РПБУ) и их содержательная часть постоянно увеличиваются. Обязательная бухгалтерская отчетность по РПБУ, которую планировалось сохранить до 01.01.2006, до сих пор не только не отменена, но и составляется в расширенном виде. Таким образом, планировавшийся переход отечественной кредитной системы на МСФО с одновременной минимизацией отчетности по РПБУ на практике не реализован.

Текущее реформирование банковского сектора продолжается в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, с учетом Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, одобренных Советом директоров Банка России 11.11.2009. Согласно этим документам предусматривается создание эффективной конкурентоспособной на мировом

уровне финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности, совершенствование системы управления рисками (повышение качества системы надзора и стандартов прозрачности деятельности, раскрытие информации о собственниках, развитие системы кредитных рейтингов и компенсационных фондов и т. д.). Такие требования предполагают существенное наращивание величины собственных средств, поскольку только крупные и стабильно функционирующие кредитные организации могут стать фактором устойчивого экономического роста в современных условиях финансово-экономической нестабильности и конкуренции со стороны иностранных банков.

Кроме того, Банк России и органы банковского регулирования большинства стран мира внедряют новое Базельское соглашение о достаточности капитала (далее — Базель II), принятое Базельским комитетом по банковскому надзору в 2004 г. (далее — Базельский комитет). Глобальный экономический кризис выявил слабые стороны систем управления финансовых институтов (внутренний контроль, риск-менеджмент и т. д.); показал необходимость оптимизации методов контроля рисков и проведения мер по их снижению в периоды стабильности; актуализировал обязательность более жесткого надзора за капиталом и ликвидностью кредитных организаций.

Российская банковская система в условиях кризиса оказалась подвержена риску сокращения ликвидности из-за массовых изъятий вкладов населения, что вызвано недоверием к отечественным финансовым институтам, несмотря на действующую систему страхования вкладов. Помимо этого, значительная доля бизнеса российских банков финансировалась за счет внешних заимствований, создавая риск рефинансирования, ликвидности и валютный риск. Банк России в данных условиях рекомендовал не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции в валютах, осуществляя взамен операции рефинансирования кредитных организаций. Дефицит долгосрочной ликвидности сохраняется и теперь, являясь серьезным препятствием на пути расширения масштабов банковского финансирования реальной экономики. Кроме того, очень сильна зависимость отечественных

банков от крупнейших заемщиков, и реально диверсифицированные кредитные организации практически отсутствуют.

Базель II, который к началу кризиса не был полностью внедрен ни в одной стране мира, содержит строгие требования к управлению рисками и капиталом, направленные на достижение финансовой стабильности путем стимулирования банков к эффективной оценке и управлению своими текущими и потенциальными рисками (включая построение системы раннего предупреждения). Внедрение Базеля II в полном объеме позволит преодолеть существующие в кредитных организациях недостатки управления рисками и контроля за ними, которые являются причинами потрясений в странах с развитыми финансовыми рынками. Осуществляемый пересмотр требований Базельского соглашения о достаточности капитала с учетом проблем, возникших в рамках современного финансово-экономического кризиса, позволит усилить ожидаемый эффект от внедрения данного документа.

По сравнению с первоначальным документом (Базель I), принятым в 1988 г., новое соглашение о достаточности капитала (Базель II) включает создание более чувствительной к рискам системы взвешенного расчета регулятивного капитала (с использованием собственных количественных оценок рисков), новые требования к капиталу под операционный риск, увеличение функций надзорных органов, более широкое признание инструментов снижения кредитных рисков, обеспечение транспарентности банковской деятельности.

Базель II содержит три компонента:

- расчет минимальных требований к капиталу — включает общие минимальные требования к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Отношение капитала к активам исчисляется с использованием определения регулятивного капитала и взвешенных по риску активов. Отношение совокупного капитала к активам не должно быть ниже 8 %. Капитал второго уровня не должен превышать 100 % капитала первого уровня;

- надзорный процесс — включает основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора, разработанные Базельским комитетом в применении

к банковским рискам, включая предложения трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (стресс-тестирование, определение дефолта, остаточный риск и риск концентрации кредитов), операционного риска, роста трансграничных связей и взаимодействия, а также секьюритизации;

- рыночная дисциплина — дополняет первые два компонента. Стимулирование рыночной дисциплины осуществляется путем разработки комплекса требований о раскрытии информации, которые позволят участникам рынка оценить основные данные о сфере применения, капитале, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала учреждения. Раскрытие информации должно согласовываться с тем, как высшее руководство и совет директоров оценивают риски банка и управляют ими. В соответствии с первым компонентом банки применяют конкретные подходы / методологии измерения рисков, которым они подвержены, и вытекающие из этого требования к капиталу. Раскрытие данных на основе такого подхода является эффективным средством информирования рынка о банковских рисках и обеспечивает механизм последовательного и понятного раскрытия информации для более эффективного сопоставления различных институтов.

Первоначально о присоединении к Базель-ским принципам Банк России объявил еще в 1998 г. Тем не менее, процесс подготовки изменений нормативных документов, направленных на реализацию положений Базеля II, наиболее активно проводится Банком России с 2007 г., включая обсуждение проектов изменений соответствующих документов (с внесением предложений и замечаний банковским сообществом). Новая методика расчета норматива достаточности капитала вступает в силу только с 01.07.2010, поскольку более раннее ее внедрение Банк России не осуществлял по причине финансово-экономической нестабильности и опасений, что крупнейшие банки страны могут столкнуться с проблемой нехватки капитала. Подобные опасения в какой-то мере остаются и теперь, поскольку кредитные организации для сравнительного анализа проводят пробный расчет операционного риска и норматива достаточности собственных средств по новой методике на одну из последних отчетных дат, а также прогнозный расчет на

01.07.2010. По этим же причинам включение величины операционного риска в расчет норматива достаточности капитала осуществляется Банком России поэтапно до 01.08.2012.

В целом текущее реформирование отечественной банковской системы (с учетом перехода к международным стандартам учета и отчетности и присоединения к принципам Базеля II), осуществляемое Правительством РФ и Банком России, включает мероприятия, которые затрагивают не только кредитные организации, но и банковские (консолидированные) группы, основные из них следующие.

1. Переход кредитных организаций с 2008 г. на новые правила ведения бухгалтерского учета в соответствии с положением Банка России от 26.03.2007 № 302-П, согласно которым должны соблюдаться следующие базовые принципы:

— отражение доходов и расходов по методу начисления;

— непрерывность деятельности;

— постоянство правил бухгалтерского учета;

— осторожность;

— своевременность отражения операций;

— раздельное отражение активов и пассивов;

— преемственность входящего баланса;

— приоритет содержания над формой и открытость;

— оценка активов и обязательств (активы — по первоначальной стоимости с последующей переоценкой или резервированием; обязательства — согласно договору, с возможностью переоценки в отдельных случаях).

Помимо этого, изменился порядок учета вложений в ценные бумаги с отнесением их в категории:

— оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток (котируемые переоцениваемые бумаги, в том числе предназначенные для торговли);

— удерживаемые до погашения (не переоцениваются, резервируются);

— имеющиеся в наличии для продажи (все остальные бумаги переоцениваются, если они котируемые, или резервируются, если текущая справедливая стоимость не определена и имеются признаки обесценения).

Перевод ценных бумаг из одной категории в другую допускается лишь в ограниченных случаях.

Еще одним существенным изменением является признание доходов по методу начислений на балансе по ссудам и активам, отнесенным к I и II категориям качества. По ссудам и активам III категории качества кредитная организация определяет самостоятельно наличие или отсутствие неопределенности в получении доходов, и, в зависимости от этого, признает их либо на балансе (аналогично активам I и II категорий), либо на внебалансе (аналогично активам IV и V категорий).

2. Создание согласно Федеральному закону от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» системы страхования банковских вкладов (далее — ССВ) и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — АСВ) для обеспечения функционирования этой системы (выплаты вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведения реестра банков-участников ССВ, контроля формирования фонда страхования вкладов и управления средствами данного фонда).

Помимо этого, Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на АСВ. В период кризиса АСВ получило дополнительные полномочия на проведение мероприятий по предупреждению банкротства кредитных организаций-участников ССВ (оказание финансовой помощи, приобретение акций (долей в уставном капитале) банка за счет средств частных инвесторов, государственного финансирования, кредитов Банка России и средств фонда страхования вкладов) согласно Федеральному закону от 27.10.2008 № 175-ФЗ.

3. Поэтапные изменения в нормативных документах Банка России, регламентирующих порядок составления публикуемой отчетности кредитных организаций (указание от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», действующее до 2010 г.,

с 2010 г. — указание от 12.11.2009 № 2332-У), в том числе:

— детализация отчета о прибылях и убытках (процентные доходы / расходы группируются в разрезе кредитных организаций, некредитных организаций, ценных бумаг; прочие доходы / расходы от операций с ценными бумагами (кроме процентов, дивидендов и переоценки) разделяются по категориям: оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, удерживаемые до погашения, имеющиеся в наличии для продажи; изменения резервов на возможные потери отражаются по видам резервируемых инструментов) — на 01.04.2008;

— детализация отчета об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов (добавлены графы «прирост / снижение за отчетный период» для стоимостных показателей отчета, введено развернутое отражение величины собственных средств (капитала) банка с расшифровкой отдельных составляющих) — на 01.01.2009;

— включение нового раздела «Справочно» в отчет об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, где отражаются доначисления / уменьшения резервов за отчетный период по ссудной и приравненной к ней задолженности, причины этих изменений (выдача / погашение ссуд, изменение качества, списание безнадежных ссуд, изменение курсов иностранных валют и т. д.) — на 01.04.2009.

4. Изменения в нормативных документах Банка России, регламентирующих порядок составления консолидированной отчетности банковских (консолидированных) групп (структура консолидированных отчетных форм, действующих до 2010 г., отражена в указании № 1376-У, с 2010 г. — в указании № 2332-У; порядок составления отчетности представлен в положениях от 05.01.2004 № 246-П и от 30.07.2002 № 191-П), в том числе:

— введение учетной политики банковской (консолидированной) группы, которая отражает принципы и правила, разработанные головной кредитной организацией для подготовки консолидированной отчетности, и формируется на основе учетной политики головного банка (с учетом базовых принципов п. 1 для кредитных организаций) — на 01.04.2008;

— детализация консолидированного отчета о прибылях и убытках (подобно отчету о прибылях и убытках п. 3 для кредитных организаций) — на 01.04.2008;

— введение пояснительных примечаний к консолидированной отчетности, где раскрываются сведения, необходимые для анализа и понимания отчетности (общий порядок составления отчетности, механизм заполнения статей балансового отчета и отчета о прибылях и убытках, движение основных средств с разбивкой по категориям, переоценка имущества, изменение стоимости вложений участников группы в инвестиционные ценные бумаги других организаций, основные причины изменения величины собственных средств, кредиты по срокам погашения и состояние обеспечения по ним, выпущенные долговые обязательства участников группы и т. д.) — на 01.04.2008.

5. Изменения в нормативных документах Банка России, регламентирующих порядок составления годового отчета кредитных организаций (структура отчетных форм, действующих до 2010 г., представлена в указании № 1376-У, с 2010 г. — в указании № 2332-У; порядок составления годового отчета определен в указании от 08.10.2008 № 2089-У).

В годовой отчет включаются:

— публикуемые формы (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов);

— аудиторское заключение;

— пояснительная записка;

— новые годовые формы (сведения об обязательных нормативах, отчет о движении денежных средств).

6. Изменение условий по капиталу кредитных организаций согласно Федеральному закону от 28.02.2009 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»». Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка составляет 180 млн руб., минимальный размер собственных средств (капитала) банка — 180 млн руб. Банк, имеющий на 01.01.2007 капитал менее 180 млн руб., вправе продолжать свою деятельность, если размер его собственных средств не будет уменьшаться и составит: не менее 90 млн руб. с 01.01.2010, не менее 180 млн руб. с 01.01.2012.

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях / валюте, привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц в рублях / валюте выдается кредитной организации, имеющей собственные средства в размере не менее 900 млн руб. на первое число месяца подачи ходатайства в Банк России для получения данной лицензии. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. В ином случае указанное право предоставляется при условии, что размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств действующего банка составляет не менее 3 млрд 600 млн руб.

7. Поэтапные изменения методики расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций (положение Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций») в 2006—2009 гг., в том числе в части «очищения» уставного капитала и иных источников собственных средств (эмиссионный доход, прибыль, резервный фонд) — от ненадлежащих активов. Однако одно из последних изменений (указание Банка России от 01.06.2009 № 2241-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 10 февраля 2003 года № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»») позволяет наращивать источники собственных средств, включаемые в расчет основного капитала кредитной организации, за счет субординированного займа с дополнительными условиями (предоставляется на срок не менее 30 лет).

8. Изменение порядка депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России с 01.11.2009 (положение Банка России от 07.08.2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»). Уточнены категории резервируемых обязательств: юридические лица-нерезиденты (включая кредитные организации), физические лица (включая нерезидентов), иные обязательства (включая юридических лиц-резидентов).

Откорректирован порядок расчета величины, на которую уменьшаются обязательства банка по выпущенным долговым ценным бумагам при определении расчетной базы. Данная величина

рассчитывается путем применения корректировочного коэффициента к сумме обязательств кредитной организации по выпущенным ценным бумагам (устанавливается Советом директоров Банка России в интервале от 0 до 1). Подобным образом устанавливается и коэффициент усреднения, который позволяет банкам поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах только часть от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России (в настоящее время 60 %, поскольку коэффициент усреднения равен 0,6).

Перенесены сроки представления расчета обязательных резервов (на шесть рабочих дней) и периода усреднения (на девять календарных дней); отодвинулся и срок проведения регулирования размера обязательных резервов (три рабочих дня, начиная с момента представления расчета).

9. Изменения в нормативных документах Банка России, направленные на реализацию положений Базеля II, вступающих в силу с 01.07.2010, основные из них следующие:

— введение новой методики расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) (инструкция от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (вместе с «Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера», «Методикой расчета кредитного риска по срочным сделкам», «Методикой определения синдицированных кредитов», «Методикой определения уровня риска по синдицированным кредитам»). Теперь при определении коэффициентов риска по кредитным требованиям к суверенам вместо их разделения по признаку принадлежности к группе «развитых стран» используются страновые оценки по классификации экспортных кредитных агентств, участвующих в соглашении стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих официальную поддержку».

Помимо этого, коэффициенты риска зависят еще от валюты номинирования и / или фондирования кредитных требований (коэффициент рублевого фондирования определяется в виде соотношения совокупной величины пассивов в рублях, не включенных в расчет размеров (лимитов) открытых валютных позиций, к совокупной

величине активов в рублях, не включенных в расчет размеров (лимитов) открытых валютных позиций, но участвующих в расчете норматива Н1). Следует отметить, что коэффициент риска по V группе активов увеличивается до 150 % вместо действующего 100 %;

— включение операционного риска в расчет норматива Н1 (согласно инструкции № 110-И). Порядок расчета операционного риска закреплен положением от 03.11.2009 № 346-П «О порядке расчета размера операционного риска» в размере 15 % от среднего показателя дохода кредитной организации за последние три года, определяемого на основе публикуемой формы «Отчет о прибылях и убытках» и формы «Отчет о прибылях и убытках кредитной организации» (в части прочих операционных доходов) за соответствующие периоды. Включение данного риска в расчет норматива Н1 осуществляется поэтапно:

— в размере 40 % расчетной величины операционного риска начиная с отчетности на 01.08.2010;

— 70 и 100 % — с отчетности на 01.08.2011 и 01.08.2012 соответственно;

— включение изменений, связанных с использованием в инструкции № 110-И нового подхода к классификации кредитных требований (с учетом страновых оценок), в нормативные документы Банка России, определяющие порядок формирования резервов на возможные потери (положения от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» и от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери») и процедуру расчета величины рыночного риска (положение от 14.11.2007 № 313-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»). Помимо этого, при расчете рыночного риска будет применяться коэффициент 10 вместо действующего 12,5.

Указанные мероприятия, связанные с реформированием отечественной банковской системы, позволяют сделать следующие выводы.

1. Новые принципы ведения бухгалтерского учета с использованием метода начисления, а также комплекс изменений отчетности по РПБУ кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп делают российскую отчет-

ность более «прозрачной» и привлекательной для использования в целях контроля, надзора, управления рисками, повышения эффективности деятельности и принятия стратегических решений. При этом переход кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами полноценно не осуществлен, поскольку требует больших временных, трудовых и финансовых затрат, поэтому в настоящее время данная отчетность представляется в Банк России с годовой периодичностью не позднее 1 июля следующего за отчетным годом. Разумеется, что ни о какой актуальности полученных через полгода данных не может быть и речи.

В отечественной кредитной системе международная финансовая отчетность используется в основном для выхода банков на внешний рынок и получения рейтингов у ведущих международных рейтинговых агентств. В результате вместо обещанного сокращения отчетности по РПБУ Банк России наращивает ее объемы, особенно в части представления информации по кредитным операциям и ценным бумагам.

2. Внедрение системы страхования банковских вкладов населения обеспечивает защиту сбережений физических лиц, размещаемых в российских банках на территории Российской Федерации, способствует притоку средств населения в кредитные организации (включая периоды экономической нестабильности). Благодаря наличию данной системы, значительно уменьшается риск сокращения ликвидности в финансовой сфере. Совмещение АСВ функций (страхование вкладов, ликвидация неплатежеспособных банков, финансовое оздоровление кредитных организаций) позволяет сокращать убытки ССВ, максимально быстро возвращать из конкурсной массы в фонд обязательного страхования вкладов средства, выплаченные гражданам; обеспечивать прозрачность и полноту расчетов со всеми кредиторами, что необходимо для повышения доверия к банковской системе в целом.

3. Новый порядок депонирования обязательных резервов в Банке России уточняет категории резервируемых средств, что позволит при необходимости устанавливать дифференцированные нормативы обязательных резервов в целях прямого регулирования ликвидности банковского сектора. Перенос сроков представления расчета,

регулирования обязательных резервов, а также начала и окончания периода усреднения направлен на повышение эффективности использования механизма усреднения, чтобы окончание данного периода не совпадало с периодом максимальной потребности кредитных организаций в ликвидности (при уплате налоговых платежей в бюджет).

4. Требование увеличения собственных средств (капитала) направлено на повышение финансово-экономической стабильности кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп, обеспечение высокого уровня покрытия принимаемых на себя рисков деятельности. Данная мера является первым этапом на пути концентрации банковского бизнеса.

5. Переход к принципам Базеля II является следующим этапом реформирования. Малые и средние кредитные организации будут вытесняться с рынка банковских услуг, что приведет к очередной волне слияний и поглощений, которая затронет и крупные банки. По некоторым прогнозам в ближайшие годы в отечественном банковском секторе останется порядка тысячи кредитных организаций, из них примерно 50 % составят государственные банки (либо с контрольным пакетом государственных предприятий), 25—30 % — с участием иностранного капитала. Данные тенденции обусловлены необходимостью повышения устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора.

Кроме наращивания капитала (включая аккумулирование средств в благоприятные периоды для удовлетворения потребностей в капитале во время экономических спадов) переход к Базель-ским принципам потребует создания в каждой кредитной организации внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков. Следовательно, банкам придется совершенствовать механизмы рейтинговой оценки заемщиков, прочих клиентов и партнеров, а также повышать эффективность управления рисками. Это потребует значительных финансовых и временных затрат, наличия квалифицированных кадров, соответствующего программного обеспечения, что в настоящее время могут себе позволить лишь немногие крупные, стабильные кредитные организации.

6. Управление рисками должно осуществляться не только на индивидуальной, но и на

консолидированной основе, включать оценку рисков банковской (консолидированной) группы в целом, а также комплексное управление финансовыми потоками юридических лиц, входящих в соответствующую группу, для достижения оптимального соотношения показателей «риск» и «доходность».

В настоящее время Банк России намерен продолжать внедрение принципов Базельского комитета и повышать требования в отношении:

— качественных показателей деятельности кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп;

— организации риск-менеджмента и системы внутреннего контроля;

— соблюдения рыночной дисциплины;

— раскрытия информации о деятельности финансовых организаций.

Переход к Базелю II позволит оздоровить и укрепить отечественную кредитную систему. Вопрос лишь в том, какой ценой, особенно с учетом существующей экономической нестабильности. Это зависит, в первую очередь, от Банка России (насколько интенсивно он будет осуществлять данный переход и взаимодействие с банками), а также от самих кредитных организаций, которые могут изменить свою систему внутреннего контроля и сделать ее инструментом для организации риск-ориентированного управления, направленного на поддержание финансовой стабильности и конкурентоспособности.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы (Базель II): Базельский комитет по банковскому надзору. URL: http://www. cbr. ru/today/pk/Basel. pdf

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»: Федеральный закон от 20.08.2004 № 121-ФЗ.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»: Федеральный закон от 28.02.2009 № 28-ФЗ.

4. О внесении изменений в Положение Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»: указание Банка России от 01.06.2009 № 2241-У.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.