Научная статья на тему 'Новые инициативы в области регулирования банковских рисков'

Новые инициативы в области регулирования банковских рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / НОРМАТИВ ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокаева З. Т.

В статье отмечается, что в посткризисный период особую актуальность приобрел ряд проблем в области банковского сектора, основной из которых является проблема управления банковскими рисками. Рассмотрены тенденции в области регулирования банковских рисков как на территории Российской Федерации, так и на мировом уровне. Основной акцент сделан на изменениях в инструкции банка России от 16.01.2004 № 110-И в части расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 и на новых требованиях к уровню достаточности капитала Базель III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые инициативы в области регулирования банковских рисков»

УДК 336.7:330.131.7

новые инициативы в области регулирования банковских рисков

З. Т. КОКАЕВА, аспирант кафедры банковского дела Е-mail: zalinacbr@gmail. com Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

В статье отмечается, что в посткризисный период особую актуальность приобрел ряд проблем в области банковского сектора, основной из которых является проблема управления банковскими рисками. Рассмотрены тенденции в области регулирования банковских рисков как на территории Российской Федерации, так и на мировом уровне. Основной акцент сделан на изменениях в инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И в части расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка - Н1 и на новых требованиях к уровню достаточности капитала - Базель III.

Ключевые слова: Банк России, Базельский комитет по банковскому надзору, обязательные нормативы, норматив достаточности капитала, стратегия развития, банковский сектор.

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одной из важнейших целей Банка России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Именно на него возложен контроль за уровнем рисков, принимаемых на себя банковской системой страны. Проблемы, возникшие в Банке Москвы и Межпромбанке, а также в других банках, выявили недостатки в области регулирования банковских рисков.

Следует отметить, что агрессивная политика ряда банков оказала негативное влияние на их устойчивость, что особенно остро проявилось в условиях кризиса. Все это потребовало принятия Правительством Российской Федерации и Банком России экстренных мер по обеспечению системной стабильности банковского сектора, позволивших

преодолеть кризисные явления и сохранить доверие населения и организаций к банковской системе.

Для минимизации банковских рисков Банком России в апреле 2011 г. указанием № 2613-У были внесены изменения в инструкцию от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков», вступившие в действие с 01.10.2011. Основные новшества касались расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка Н1.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка является одним из важнейших нормативов, характеризующих финансовое состояние кредитной организации. За изменением значения данного норматива ежедневно следит каждый банк. Контроль осуществляется и со стороны Банка России по состоянию на отчетные даты.

Норматив Н1 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Заметим, что собственные средства (капитал) являются гарантом исполнения банком своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Одной из основных функций капитала банка является защитная. Она заключается в защите интересов вкладчиков и кредиторов, за счет средств которых финансируется значительная часть активных операций банка. Капитал - это своего рода «ремень безопасности», позволяющий кредиторам и вкладчикам получить возмещение потерь в случае ликвидации банка. В банковской практике собственный капитал рассматривается как величина, в пределах которой банк гарантирует ответственность по своим обязательствам.

Следует также подчеркнуть и значение другой не менее важной функции капитала банка - регулирующей. Данная функция связана:

- с особой заинтересованностью общества в стабильном функционировании коммерческих банков и сохранении стабильности всей банковской системы;

- с нормами экономического поведения, позволяющими контролировать деятельность банка.

Банком России устанавливаются:

- минимальный уровень банковского уставного капитала для вновь создаваемых банков;

- минимальный размер капитала для действующих банков.

В данной функции (равно как и в предыдущей) воплощено защитное свойство собственного капитала банка. В данном случае капитал призван оберегать коммерческий банк от финансовой неустойчивости и чрезмерных рисков, выступая в качестве регулятора его деятельности (он является поддержкой равномерного, упорядоченного роста банковских активов и регулирует объем практически всех пассивных операций).

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка:

- регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка;

- определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков.

Повышенное внимание к данному нормативу обусловлено тем, что в его расчет включаются основные риски, принимаемые на себя банком в ходе осуществления своей деятельности.

Изменения, вступившие в силу с 01.10.2011, заключаются в том, что в расчет Н1 введен новый показатель «ПК», отражающий операции с повышенным коэффициентом риска. Параллельно ужесточается порядок расчета рыночного риска (указание Банка России № 2611-У вступило в силу с 01.10.2011) и кредитного риска (изменения находятся на стадии рассмотрения).

Суть введения показателя «ПК» в том, что активы, включаемые в расчет соответствующих кодов, умножаются на коэффициент 1,5. А это в свою очередь ведет к следующему. Чтобы банк не вышел за рамки установленного нормативного значения норматива Н1 (установленный в размере 10 %), он должен:

- либо увеличивать собственные средства (капитал);

- либо выводить подобного рода активы со своих балансовых счетов.

На взгляд автора, выделение операций с повышенным коэффициентом риска необходимо, потому что Банк России дает возможность банкам осуществлять высокорисковые операции, связанные с кредитованием как юридических, так и физических лиц, а также операций, связанных с ценными бумагами, только при условии соблюдения правильного включения данных операций при расчете норматива Н1.

Для расчета нового показателя «ПК» в инструкцию были введены новые коды, отражающие и характеризующие операции с повышенным уровнем риска. Основная часть активов с повышенным уровнем риска состоит из кредитных требований и вложений в долговые и долевые ценные бумаги.

По мнению главы Ассоциации российских банков Г. Тосуняна, в результате новых поправок Банка России кредитным организациям придется дополнительно изыскать 600 млрд руб. резервов, а ставки по кредитам увеличатся на 1,5-2 %. Подтверждает это мнение структура вложений кредитных организаций по состоянию на 01.09.2011 (табл. 1).

Как показывает анализ данных табл. 1, вложения кредитных организаций с каждым месяцем увеличиваются. А с учетом введенных изменений дальнейшее их увеличение потребует от кредитных организаций увеличения капитала.

Остановимся более подробно на некоторых кодах, которые, на взгляд автора, окажут наиболее значительное влияние на изменение норматива Н1.

Код 8808. Основная его суть заключается в том, что на повышенный коэффициент будут умножаться кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам по договорам займа (кредита) после 31.12.2011 (за исключением имевших на момент заключения договора займа (кредита) (его пролонгации) и (или) имеющих на момент расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже «В» по классификации рейтингового агентства Moody's Investors Service, а также национальными рейтинговыми агентствами, не давшим одновременно согласия на представление информации в бюро кредитных историй, опреде-

Таблица 1

структура вложений кредитных организаций в 2011 г., млрд руб.

Показатель В рублях В иностранной валюте Всего

01.07.2011 01.08.2011 01.09.2011 01.07.2011 01.08.2011 01.09.2011 01.07.2011 01.08.2011 01.09.2011

1. Кредиты, депози- 17 837 18 369,1 18 757,7 6 171,1 6 130 6 517,9 24 008 24 499,1 25 275,6

ты и прочие разме-

щенные средства

1.1. Кредиты, 11 156,1 11 389,6 11 588 2 641,8 2 639,5 2 799,8 13 797,9 14 029,1 14 387,8

депозиты и прочие

размещенные средс-

тва, предоставленные нефинансовым

организациям-

резидентам

1.2. Кредиты и про- 328,3 342,7 361,6 994,2 998,9 1 138,3 1 322,5 1 341,6 1 499,9

чие размещенные

средства, предо-

ставленные юриди-

ческим лицам-

нерезидентам

1.3. Кредиты, 1 348,1 1 477,3 1 512,5 391,6 389,8 400,5 1 739,7 1 867,2 1 913

депозиты и прочие

размещенные средс-

тва, предоставленные финансовому

сектору

1.4. Кредиты и 4 245,6 4 411,5 4 565,5 298,2 300,9 311,7 4 543,8 4 712,4 4 877,2

прочие средства,

предоставленные физическим

лицам-резидентам

1.5. Кредиты и 3,1 3,3 3,3 6 6,1 6,5 9,1 9,4 9,8

прочие средства,

предоставленные физическим лицам-

нерезидентам

2. Вложения в дол- 3 575 3 660,4 3676 694,5 685,5 711,1 4 269,5 4 345,9 4 387,1

говые обязательства

3. Учтенные кредит- 306,1 301,8 266,4 25 26,3 25 331,1 328,1 291,4

ной организацией

векселя

ленной ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Введение данного кода связано с тем, что многие заемщики отказываются от передачи данных в бюро кредитных историй. Бюро кредитных историй создавалось для облегчения принятия банком решения о выдаче кредита потенциальному заемщику за счет анализа предыдущей кредитной истории потенциального заемщика. Следует отметить, что это единственный новый код, который будет умножаться не на коэффициент 1,5, а на коэффициент 1,1.

Код 8813. Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам (за исключением тех, которые имели на момент выдачи (пролонгации) кредита и (или) имеют на момент расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже «В» по классификации рейтинговых агентств Standard & Poor» s или Fitch Rating» s, либо «В2» по классификации рейтингового агентства

Moody» s Investors Service, а также национальных рейтинговых агентств) и направленным указанными заемщиками:

- на предоставление займов третьим лицам;

- на приобретение ценных бумаг, в том числе векселей и паев паевых инвестиционных фондов;

- на осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц;

- на расчетные (текущие) счета указанных заемщиков в других кредитных организациях;

- на приобретение недвижимого имущества, включая земельные участки.

В новой инструкции 110-И Банк России помимо международных рейтинговых агентств выделил национальные рейтинговые агентства, оценка которых будет приниматься во внимание при расчете норматива Н1. Следует отметить, что 28.09.2011 решением Совета директоров Банка России был утвержден перечень таких национальных рейтинговых агентств. Для оценки кредитоспособности контрагентов банков учитываются рейтинги ведущих рейтинговых агентств (табл. 2).

Также установлены минимальные рейтинги кредитоспособности юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством других стран для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получивших лицензии в порядке, установленном законодательством РФ или законодательством соответствующей страны (табл. 3).

Код 8821. Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, предоставленным заемщикам - физическим лицам, если совокупная задолженность заемщика и (или) группы связанных заемщиков перед банком превышает 2 млн руб., за исклю-

Таблица 2

Национальные рейтинговые агентства, рейтинги которых учитываются при оценке кредитоспособности контрагентов банков

Таблица 3

Минимальные рейтинги кредитоспособности юридических лиц, созданных для осуществления страхования, перестрахования и взаимного страхования

Национальное рейтинговое агентство Минимальный уровень рейтинга кредитоспособности

RusRating «ВВ»

Эксперт РА «А»

Национальное Рейтинговое Агентство «А»

AK&M «А»

Мудис Интерфакс «A2.ru»

Минимальный Минимальный

Национальное уровень рейтин- уровень рейтинга

рейтинговое га кредитоспо- кредитоспособ-

агентство собности стра- ности перестра-

ховщиков ховщиков

RusRating «А -» «АА»

Эксперт РА «А++» Не применяется

Национальное «ААА» Не применяется

Рейтинговое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агентство

AK&M «А++» Не применяется

Мудис «Ааа. ru» Не применяется

Интерфакс

чением обеспеченных ссуд величиной не более 50 млн руб.

Код 8825. Вложения в акции (доли) юридических лиц (за исключением акций бирж, организаций, определяющих правила платежных систем), составляющие не более 20 % от величины уставного капитала организации-эмитента, зарегистрированного в установленном порядке, на дату расчета собственных средств (капитала) банка, а также сделки по покупке (продаже) указанных акций (долей) с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа (поставки акций).

Код 8827. Недвижимое имущество по остаточной стоимости (балансовая стоимость за вычетом амортизации), включая земельные участки, используемое банком не для осуществления банковской деятельности.

Код 8831. Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, номинированным в иностранной валюте и предоставленным заемщикам - физическим лицам. Доля кредитов, предоставленных в иностранной валюте, в общей массе кредитного портфеля ежемесячно увеличивается. Следовательно, при недостаче капитала банкам придется сократить объем иностранных кредитов, предоставляемых физическим лицам.

Изменения, внесенные в инструкцию Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков», вызывают много вопросов у банков, так как каждый код включает множество разнообразных условий, исключений и оговорок, которые потребуют от составителей отчетности и

банковских автоматизаторов высшего пилотажа при расчете нормативов.

Но следует отметить, что активы, которые были отражены до 01.10.2011 на балансовых счетах банка и подпадающие в расчет перечисленных кодов, не включаются в расчет данных кодов до 01.07.2012. На взгляд автора, подобного рода отсрочка является очень важной для всей банковской системы. Она не позволит многим банкам выйти за минимально установленное значение норматива Н1, поскольку до 01.07.2012 банки могут нарастить собственные средства (капитал) до нужного уровня.

Из всего этого следует, что важными условиями развития банковского сектора и повешения устойчивости банковской системы являются:

- увеличение размера их собственных средств (капитала);

- улучшение его качества;

- обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков. В связи с этим меры, направленные на увеличение капитальной базы банковской системы, имеют важное значение для соблюдения банками норматива Н1 с учетом вступивших изменений. С 01.01.2012 размер капитала для всех банков должен составлять не менее 180 млн руб. Для дальнейшей капитализации банков Правительство РФ и Банк России примут меры по внесению изменений в законодательство России, предполагающих установление минимального размера уставного капитала банка с 01.01.2015 в размере 300 млн руб.

Несмотря на то, что кредитным организациями нужно будет изыскать дополнительные средства в связи с вступлением изменений, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России М. Сухов не опасается рисков нарушения обязательных нормативов, которые повлекут за собой меры административного регулирования. Следует отметить, что данное мнение было высказано М. Суховым в отношении группы банков, входящих в топ-30. На его взгляд, владельцы данных организаций имеют достаточные ресурсы для поддержания предсказуемых изменений капитала.

Итак, изменения, внесенные Банком России в расчет Н1, являются необходимостью в настоящее время, так как позволяют снизить уровень рисков, принимаемых на себя банками. Сложившуюся ситуацию можно представить следующим образом.

Банк России не может запретить банкам осуществлять какой-либо вид деятельности, если они

укладывается в рамки действующего законодательства. Внеся изменения в расчет норматива Н1, Банк России не ограничивает банки в осуществлении рисковых операций, но ограничивает уровень риска принимаемый на себя банками, посредством того, что рисковые операции должны покрываться собственными средствами (капиталом) банка. Также «побочным» эффектом введенных изменений будет являться повышение общего уровня капитализации банковского сектора. Данный эффект укладывается в рамки интенсивной модели развития банковского сектора, предложенной Правительством РФ и Банком России в Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года. В этом документе сказано, что уровень капитализации банковского сектора должен соответствовать задачам развития, повешения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса. Еще одним положительным моментом внесенных изменений в расчет норматива Н1 является уменьшение уровня агрессивности кредитной политики некоторых банков.

Говоря о новых инициативах в области управления банковскими рисками, на взгляд автора, нельзя обойти стороной и международные тенденции в данной области. Одним из самых важнейших международных документов в сфере регулирования банковских рисков стали новые требования к уровню достаточности капитала банков Базель III. Данные требования разрабатывались на основе уроков, преподнесенных международному экономическому сообществе кризисом 2008 г. Их обнародовали в октябре 2010 г.

Основные изменения, предлагаемые в Базеле III, касаются введения более строгих требований к достаточности капитала банков и ликвидности, а также дополнительного резервирования капитала. Они призваны значительно повысить устойчивость финансовых институтов и тем самым предотвратить формирование условий для будущих финансовых кризисов.

Вместе с тем сохранение необходимого уровня ликвидности при ужесточении капитальных нормативов банкам обойдется дорого. В итоге свои дополнительные расходы они переложат на клиентов, что приведет к следующим последствиям:

- удорожанию стоимости банковских кредитов и банковских услуг в целом;

- ужесточению требований к кредитному качеству заемщиков и меньшему объему кредитования в целом.

Создание Базеля III было продиктовано проблемами, которые обнаружились в ходе последнего финансового кризиса:

- чрезмерными спекуляциями с высокорисковыми финансовыми инструментами;

- слишком агрессивной политикой банков, которые в погоне за прибылью часто пренебрегали качественной оценкой рисков, не заботились о формировании резервов в достаточном объеме под возможные потери по конкретным операциям и достаточного запаса ликвидности на случай непредвиденных убытков.

Многие возлагают на Базель III большие надежды. Однако он не сможет предотвратить нового кризиса. А вот повысить устойчивость банков к будущим потрясениям - вполне ему по силам. Этот факт отмечают также и независимые эксперты. Они утверждают, что вопреки официальным заявлениям Базель III не спасет от нового банковского кризиса. На самом деле новый кризис может наступить раньше, чем какие-либо правила Базеля III начнут реально работать.

Основной идеей Базеля III является ужесточение требования к достаточности собственных средств (капитала) банка. Коэффициент достаточности основного капитала первого уровня повышен с нынешних 2 до 4,5 %. Кроме того, банки обязаны сформировать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5 % от активов (сверх капитала первого уровня). С учетом этой «подушки безопасности» минимальные требования к базовому капиталу первого уровня (common equity) возрастают до 7 %. То есть более чем в три раза по сравнению с текущими 2 %.

Базель III рекомендует банкам устанавливать более строгие требования к капиталу в период экономической стабильности и снижать их в ходе кризисов. Это должно предотвращать «перегрев» банковской активности во время рыночного бума и стимулировать кредитование в трудные времена.

Следует отметить, что в мире разработаны и более жесткие требования к уровню достаточности капитала, чем новые рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору. В октябре 2010 г. экспертная комиссия, созданная правительством Швейцарии, выступила с предложением о том, что доля собственного капитала в активах двух ведущих банков страны должна к 2012 г. составить 10 %. Кроме того, финансовым институтам необходимо создать еще 9 % резервного капитала, который мо-

жет состоять из обыкновенных акций и находиться в форме конвертируемых облигаций. Обусловлено, что данные требования распространяются на два крупнейших банка страны - Credit Suisse и UBS. Это связано с тем, что суммарные активы UBS и Credit Suisse в четыре раза превышают весь ВВП страны. Крах таких банков сразу поставил бы в затруднительное положение всю Швейцарию.

График перехода на новые капитальные стандарты предусматривает приведение базовых капиталов первого уровня к нормативу в 4,5 % к началу 2015 г. А к началу 2019 г. банки должны сформировать буферный капитал в 2,5 % от активов, чтобы базовый капитал с учетом этой добавочной «прослойки» удовлетворял минимальному требованию в 7 %. Фактически же постепенный переход на новые стандарты начнется в январе 2013 г.

Финансовый кризис продемонстрировал неэффективность некоторых финансовых инструментов, учитывающихся в настоящее время в составе собственного капитала банков. При составлении новых правил регуляторы руководствовались тем, что основной мерой эффективности банковского капитала должна являться возможность его использования для компенсации финансовых потерь. В данной редакции правил регуляторы оставили только те источники капитала банков, которые, по их мнению, являются наиболее ликвидными и могут быть использованы для покрытия убытков.

В Базеле III предусмотрены также изменения в требованиях к ликвидности. Предполагается введение двух новых нормативов.

Первый норматив - это более жесткий вариант действующего в российской практике норматива текущей ликвидности (Н3). Предполагается, что банковские краткосрочные обязательства сроком до 30 дней должны покрываться ликвидными активами на 100 %, в то время как в РФ согласно требованиям Банка России минимальное значение данного норматива составляет 50 %. Предусмотрены более жесткие требования к качеству активов, которые могут включаться в расчет этого норматива. В том числе будут введены более высокие требования к рейтингу ценных бумаг, которые считаются ликвидными активами.

Второй вводимый норматив касается долгосрочной ликвидности. В рамках нормальной деятельности банка в годовом горизонте его активы должны быть покрыты стабильными пассивами не менее чем на 100 %. Банк на год вперед обязан четко

понимать, откуда он возьмет ресурсы, за счет каких источников будут сформированы резервы.

Следует отметить, что документы Базельского комитета по банковскому надзору носят рекомендательный характер. Но, как показывает практика, все центральные банки прислушиваются к данным рекомендациям. Не является исключением и Банк России. Им в 2010 г. была проведена предварительная оценка уровня достаточности капитала по банковской системе в целом. Получилось, что уровень достаточности капитала первого уровня банков составляет 12,4 %, а по требованию Базеля III необходимо 6 %.

Таким образом, банки имеют 100 %-ный запас. Доля кредитных организаций, соответствующих минимальным требованиям к достаточности капитала первого уровня, составит 99 %. Высокий уровень достаточности капитала объяснялся тем, что кризис заставил сжаться кредитные портфели. Даже если Базель III был бы введен уже в 2010 г., то большинство российских банков могли бы выполнить уже тогда новые нормативы ликвидности. Например, Базель III требует, чтобы ликвидные активы на 100 % покрывали краткосрочные обязательства банков сроком менее 1 мес. Норматив текущей ликвидности (Н3), установленный ЦБ, мягче - 50 %. Однако в реальности избыточная ликвидность позволяет российским банкам уложиться даже в базельские требования.

В рамках реализации новых международных требований к качеству и достаточности капитала, предусмотренных документами Базельского комитета в Стратегии развития банковского сектора в РФ на период до 2015 года были расставлены следующие приоритеты.

1. Пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения его ключевого компонента -базового капитала (суммарный показатель акционерного капитала и нераспределенной прибыли).

2. Дополнительно к минимальным требованиям к достаточности базового капитала установление требования к формированию буферов капитала (дополнительных элементов капитала, представляющих собой надбавки к минимальным регулятивным требованиям по базовому капиталу), в частности буфера консервации и контрциклического буфера, являющихся источником покрытия убытков банков в условиях кризиса.

3. Введение в дополнение к показателю достаточности капитала, рассчитываемому с учетом уровня рисков, принимаемых банками, показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня рисков по ним.

4. Введение двух нормативов ликвидности, определяемых с учетом возможностей возникновения негативных условий как в деятельности банка, так и на финансовых рынках в целом:

- показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в случае возникновения общерыночной напряженной ситуации с ликвидностью;

- показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования к необходимому фондированию (исходя из характеристик ликвидности активов и внебалансовых позиций банка и проводимых им операций) на один год.

Внедрение новых регулятивных стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности началось с 2011 г. (период наблюдения ряда стандартов) и завершится в 2018 г. Таким образом, новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 01.01.2019.

При этом предусматриваются согласованные на международном уровне этапы внедрения, которые включают:

а) в части требований к капиталу - поэтапное введение требований к достаточности базового капитала и основного капитала (2013-2015 гг.);

б) в части буфера консервации капитала - поэтапное введение требования к формированию указанного буфера (2016-2018 гг.);

в) в части показателя «леверидж» - период мониторинга (2011-2012 гг.), период параллельного расчета показателя, в течение которого показатель «леверидж» и его компоненты будут сопоставляться с требованиями к капиталу, рассчитанными с учетом уровня рисков (2013-2017 гг.). В рамках параллельного расчета показателя предполагается раскрытие информации о его значении и компонентах с 01.01.2015. Введение показателя «леверидж» в качестве обязательного планируется с 01.01.2018.;

г) в части стандартов ликвидности:

- показатель краткосрочной ликвидности -. период наблюдения за уровнем показателя (20112014 гг.). Введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного планируется с 01.01.2015;

- показатель чистого стабильного фондирования - период наблюдения за уровнем показателя (2012-2017 гг.). Введение показателя чистого стабильного фондирования в качестве обязательного планируется с 01.01.2018.

Говоря о рекомендациях Базеля III в целом, нужно подчеркнуть, что они призваны:

- повысить качество капитала банков;

- сдерживать их кредитную активность в периоды экономического подъема;

- создать запас ликвидности, резервов и капитала на время очередных потрясений.

Существуют две точки зрения на то, как скажутся новые требования к достаточности капитала на банках в целом. Некоторые международные эксперты не без основания утверждают, что банки показали умение преодолевать рубежи капитализации в прошлом и к новым требованиям также смогут быстро приспособиться. Представляется, что акцент на увеличение капитализации не решает главной проблемы - принятия чрезмерного риска. Предлагаемое повышение нормативов капитализации оказывается ниже уровня, которого ожидали участники рынка. С другой стороны, по оценкам Института международных финансов, только банкам США, Японии и ЕС необходимо будет привлечь до 700 млрд долл. в период 2010-2015 гг.

На взгляд автора, повышение капитализации даже до предполагаемого уровня не гарантирует защиты банка от потенциального краха. Например, у корпорации Lehman Brothers в преддверии краха показатель адекватности капитала составлял 11 %. Многие банки уже имеют адекватность на таком уровне, а в ряде стран регуляторы рекомендовали ведущим банкам повысить капитализацию.

Следовательно, данная новация направлена больше на восстановление доверия к банкам со стороны участников рынка.

В заключение необходимо отметить, что все нововведения, которые произошли в настоящее время (на международном или национальном уровне) в данной сфере, призваны сократить вероятность повторения финансовых кризисов за счет ограничения

рисков, принимаемых на себя банками в процессе осуществления своей деятельности.

Список литературы

1. Бухарова. О. Вдалеке от Базеля // Российская газета. 2010. № 769.

2. Банковские регуляторы утвердят окончательный проект правил Базель III. URL: http://bankir. ru/news/article/6174932#ixzz1DIvlJ2eU.

3. Базельский комитет дал старт реформе банковского сектора. URL: http://top. rbc. ru/econo mics/13/09/2010/465050.shtml?print.

4 . Качаева М. И. Базель III: Неизбежное зло или спасательный круг? // Банковское кредитование. 2010. № 6.

5. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: заявление Правительства Российской Федерации от 05.04.2011 № 1472-п.

6. Об обязательных нормативах: инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И.

7. О рейтингах, применяемых Банком России в рамках указаний Банка России от 20.04.2011 № 2613-У и № 2611-У, и минимальных рейтингах кредитоспособности страховщиков и перестраховщиков: информация Банка России от 29.09.2011.

8. Обзор банковского сектора РФ. 2011. № 108.

9. О внесении изменений в инструкцию Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»: указание Банка России от 20.04.2011 № 2613-у.

10 . Саркисянц А. Базель II и III и Российская банковская система // Бухгалтерия и банки. 2010. № 12.

11. Сергей Игнатьев зажимает векселя. URL: http://bankir. ru/novosti/s/sergei-ignatev-zazhimaet-vekselya-10007063.

12. ЦБР не видит рисков нарушения нормативов крупнейшими банками страны. URL: http://bankir. ru/novosti/s/tsbr-ne-vidit-riskov-narusheniya-normativov-krupneishimi-bankam -. strany-10009163#ixzz1k7ft74C0.

13. Швейцария ужесточает требования к капиталу своих банков. URL: http://economics-online. org/news/1286180024.html.

14. Basel III won't save us from another banking crisis // Financial Times. 2010. September.

15. The triumph of the lobbyists. 2010. September

14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.