156
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 156-159
УДК 347.451
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН РФ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ
© 2014 г. Е.В. Михайлычева
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
e.mikhaylycheva@autocomponent info
Поступила в редакцию 8.10.2014
Рассматриваются актуальные проблемы конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, безработица, социальное государство.
В научной литературе отмечается дискусси-онность в оценке состояния конституционно-правового регулирования социальных вопросов в Российской Федерации. Это связано с различием концептуальных подходов в определении признаков и необходимого уровня гарантий социального государства, с пробелами в регулировании социальных отношений, а также с неоднозначностью формулировок и терминов, используемых в регулировании социальных отношений.
Например, Н.С. Бондарь считает, что Конституция Российской Федерации позволяет выявить достаточно сложные системно-иерархические связи нескольких уровней конституционных институтов социальной защиты граждан. Концепция социальных прав граждан должна содержать единство нормативной модели социальных прав, их реализацию и судебную защиту. «Речь идет о выборе между двумя концепциями социальных прав: а) классическая либеральная концепция социальных прав, предполагающая минимальное участие государства в социальном вспомоществовании, исключающая юридически зафиксированные в конституции социальные обязанности государства перед гражданином и делающая основной упор на задачах защиты человеческого достоинства при возможном осуществлении государственных, а также негосударственных коммерческих социальных программ; б) концепция социально ориентированной свободы граждан в социальном правовом государстве» [1].
Если оценивать реализацию концепции социального государства в нашей стране, например, по модели П.К. Гончарова (т.е. на трех уровнях: на научном - как идея и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, на эмпирическом -
как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп), то можно прийти к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается [2].
Вопросы конституционного регулирования социальных проблем, включая проблемы защиты социальных прав, характер и пределы конституционного регулирования социальных отношений вообще и социальной защиты граждан в частности, а также возможности прямого применения конституционных норм о социальной защите граждан и юридическая сила корреспондирующих им материально-финансовых обязательств государства перед гражданами в социальной сфере являются дискуссионными.
Конституционные основы социальной защиты в качестве основополагающих начал имеют ряд особенностей. Они выступают мерилом правомерности социальной деятельности государства, структурируют и ориентируют всю систему социальной защиты на конкретных граждан, в них закрепляются основные государственные гарантии в социальной сфере.
Оценивая роль Конституции РФ как базы для развития всего последующего федерального законодательства, необходимо отметить, что конституционные положения по социальным вопросам были сформулированы с учетом всех международно-правовых актов в этой области. Вместе с тем вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня.
Действительно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением определенных финансовых средств
на эти цели зачастую зависит от позиции федерального законодателя.
Социальное государство предполагает действенность конституционных гарантий социальных прав гражданина, это означает, что у государства существуют соответствующие обязанности, такие как: охранять труд и здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Законодательство, как правило, не учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого во многом реализация социальных прав в России затруднена, о чем свидетельствует обширная судебная практика.
Среди наиболее непростых вопросов социальной правовой защиты следует назвать защиту от безработицы.
Часть 3 ст. 37 Конституции РФ [3] устанавливает право гражданина на защиту от безработицы. В соответствии с Конвенцией МОТ 1964 г. № 122 «О политике в области занятости» и Конвенцией МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Российской Федерацией данные конвенции не ратифицированы) основная задача государств в области социальной политики - это содействие полной занятости населения.
Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) [4] содержит основные направления государственной политики в этой области: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм (ст. 5).
Государство провозглашает (ст. 12) такие гарантии реализации права граждан на труд, как свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.
В случае безработицы гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер по занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период вре-
158
Е.В. Михайлычева
менной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (ст. 28 вышеназванного Закона).
Государство также устанавливает дополнительные гарантии для отдельных категорий населения, в частности гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другие меры. Жены военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 13).
Безработица не дает возможности реализовать человеку свое право на труд. Две конвенции - МОТ 1964 г. № 122 «О политике в области занятости» и МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (до настоящего времени не ратифицированы Российской Федерацией) содержат положения о первоочередных задачах государства в содействии полной, продуктивно и свободно избранной занятости населения.
Роль государства должна состоять в способствовании социальному равновесию, которое поддерживается следующими методами: в социальной сфере - обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, общенациональными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений и «провалов» рынка и в политической сфере - за счет развития широкой, массовой демократии, системы инструментальных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граж-
дан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует проблема реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямого действия. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.
Оценивая сложившееся законодательство Российской Федерации в сфере регулирования социальных прав, следует отметить существование значительных пробелов и противоречий, устранение которых связано как с принятием новых федеральных законов, так и обновлением действующих.
Список литературы
1. Бондарь Н.С. Философия российского конституционализма: в контексте теории и практики конституционного правосудия / Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М.: Летний сад, 2010.
2. Гончаров П.К. Социальноее государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2.
3. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года). Собрание законодательства РФ, 04.08.2014.
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации».
CURRENT PROBLEMS OF CONSTITUTIONAL-LEGAL REGULATION AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE RUSSIAN FEDERATION CITIZENS FROM UNEMPLOYMENT
E. C. Mikhaylycheva
The article discusses the current problems of constitutional-legal regulation and protection of the social rights of the Russian Federation citizens.
Keywords: constitutional-legal regulation, unemployment, welfare state.
Ке/етепсея
1. Bondar' N.S. Filosofiia rossiiskogo konstitutsюn-alizma: v kontekste teorii i praktiki konstitutsionnogo pravosudiia / Filosofiia prava v nachale XXI stoletiia cherez prizmu konstitutsionalizma i konstitutsionnoi ekonoшiki. M.: Letnii sad, 2010.
2. Goncharov P.K. Sotsial'noee gosudarstvo: sushchnost' i printsipy // Vestnik Rossiiskogo ть
versiteta druzhby narodov. Ser. Politologiia. 2000. № 2.
3. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (s izmene-niiaшi na 21 iiulia 2014 goda). Sobranie zakonodatel'st-va КБ, 04.08.2014.
4. Zakon RF ot 19.04.1991 № 1032-1 0^. ot 27.07.2010) «О zaniatosti naseleniia V Rossiiskoi Feder-atsii».