_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Существует такая проблема, как неосведомлённость граждан об их праве на бесплатную помощь. В силу того, что население считает, что оказание юридической помощи им предоставляется лишь на платной основе, оно не отстаивает свои юридические права в полном объеме, так как у них нет на это достаточных средств. Закон решает этот вопрос через правовое информирование населения.
По Закону бесплатная юридическая помощь выражается в следующих основных видах: правовое консультирование в устной и письменной формах, составление жалоб, заявлений ходатайств и других документов правового характера, защита и представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организация в случаях и в порядке предусмотренных законодательством. [4, c.140] При этом законодатель не дает точного и единого понимания каждого из этих видов помощи. Например, он не дает четкого понятия «Консультирование в устной форме», как и, посредствам чего оно должно выражаться.
Юридическая клиника является частью негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи. В ней студенты оказывают безвозмездную юридическую помощь гражданам. Юридическая клиника позволяет студентам выработать свои профессиональные навыки, умения в работе с клиентами, а гражданам помогает в решении юридических вопросов, которые у них возникают, в силу недостатка достоверных знаний в правовой сфере. Студенты могут оказывать следующие виды услуг: устные и письменные юридические консультации, составление документов, составление исковых заявлений, кассационных жалоб, встречных исков, претензий.
Но здесь есть и свои минусы, юридические клиники не могут представлять и защищать интересы граждан в суде, государственных и муниципальных органах и организациях.
Вопрос об оказании бесплатной помощи по-прежнему остается слабо урегулированным. Но законодатель активно ищет пути разрешения данной проблемы, дабы реализовать одну из задач - стремление к оказанию более квалифицированной помощи, потому что такая помощь должна быть не только бесплатной, но высококачественной и квалифицированной. Таким образом это является важным условием в реализации конституционной гарантии. Одной из задач является стремление к оказанию более квалифицированной помощи.
Список использованной литературы:
1. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Подготовка социально ориентированного юриста // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-1. С. 127-128.
2. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. № 1. С. 65-67.
3. Худойкина Т. В. Законодательные основы и практические проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. 2013. № 3 (16). С. 115-119.
4. Худойкина Т. В. Формирование системы бесплатной юридической помощи в регионах Приволжского федерального округа // Регионология. 2014. № 1 (86). С. 139-146.
© Романова А. Е., 2016.
УДК 34
Савельев Игорь Иванович
Студент 2 курса СКФУ г. Ставрополь, РФ E-mail: [email protected]
ЗАЕМНЫЙ ТРУД: ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Аннотация
В статье рассматриваются достоинства и недостатки заемного труда, его роль в трудовых отношениях,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
а также правовое регулирование заемного труда.
Ключевые слова
Заемный труд, достоинства и недостатки, место и роль, трудовые отношения, правовое регулирование.
С 1 января 2016 года внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым заемный труд в Российской Федерации запрещен. Заемный труд как правовая категория — это сравнительно недавнее нововведение, однако оно приобретает все большую популярность. Долгое время он никак не регулировался, что создало почву для различного рода злоупотреблений со стороны работодателей, которые, к своей выгоде прибегали к данному виду трудовых отношений. Законодатель, рассмотрев все достоинства и недостатки, пришел к выводу о необходимости данного вида трудовых правоотношений. Были учтены все несоответствия нормам трудового законодательства, что послужило основанием включения в трудовое законодательство понятия осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала), которое заменило собой заемный труд.
Для начала следует разобраться, что же представляет собой заемный труд. Согласно действующей редакции Трудового кодекса РФ, под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Из толкования данного положения следует, что работник может привлекаться к выполнению трудовых функций, не являющихся его прямой обязанностью и не закрепленных трудовым договором. Если говорить проще, то это вывод персонала за штат компании, при котором работник официально числиться в штате компании, а фактически выполняет все свои трудовые обязанности на территории заказчика определенных работ или услуг.
Распространению заемного труда способствовало, в первую очередь, отсутствие правовой культуры у основной массы работников. Однако полностью отказаться от данного вида работ не представляется возможным. У данного вида работ, называемых «аутстаффингом», есть свои достоинства и недостатки. Прежде всего, следует на примере статистических данных показать востребованность данного вида работ.
Согласно проведенному опросу в торговых, туристических компаниях, а также компаниях, работающих в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса, в сфере производства, строительства и пищевой промышленности совокупный объем потребности в аутстаффинге составляет 60% [6]. Также, из числа опрошенных около 85% имеют возможность использовать данный вид работ, а также 55,3% имеют опыт работы с услугами аутстаффинга [6].
На основе проведенного опроса можно выделить причины такой популярности аутстаффинга и соответственно его достоинства:
•снижение издержек по кадровому администрированию (данные вопросы решает провайдер, в том числе расчетами, перечислением налогов, документацией и др.); •оптимизация управления человеческими ресурсами; •концентрация на основном бизнесе; •решение разовых задач;
•невозможность своими силами в короткие сроки подобрать персонал; •отсутствие опыта и собственного персонала;
•привлечение работников на сезонные работы без оформления в штат; •временная замена сотрудников на период отпусков.
Перечисленные достоинства, безусловно, являются выгодными и удобными для работодателя. Однако существуют и существенные недостатки, а именно: •постоянная смена персонала;
•ненадлежащий контроль за качеством выполняемых работ;
•более низкая производительность труда и мотивация сотрудников в сравнении с работой в штате; •отсутствие гарантий от компании в надлежащем уровне подготовки кадров; •необходимость частого переобучения и адаптации сотрудников.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Как можно заметить основная проблема заключается в «контроле качества» сотрудников, привлекаемых к работе.
В научном сообществе шли неутихающие споры по вопросу введения понятия заемного труда (аутрстаффинга) в трудовое законодательство. По данному вопросу существуют два основных подхода. Сторонники включения данного вида работ в законодательство, а именно Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация частных агенств занятости (АЧАЗ), а также Минздравсоцразвития, исходят из того, что данное явление уже сложилось на практике, однако отсутствует его прямое законодательное закрепление. По вопросу легальности аутстаффинга многие лидеры мирового сообщества, а именно США, Франция, Нидерланды и другие государства Евросоюза, высказались «за», ратифицировав Конвенцию МОТ «О частных агентствах занятости» [2], согласно которой частные агентства занятости имеют право найма работников с целью предоставления их третьей стороне на основе договора. Россия не ратифицировала данную Конвенцию. Сторонники иной точки зрения, а именно Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), глава комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, член того же комитета Михаил Тарасенко, большинство профсоюзных организаций, считают своим главным доводом то, что у заемных работников отсутствуют социальные гарантии, что противоречит законодательству РФ в области охраны труда и, следовательно высказываются против данного вида услуг.
Исходя из перечисленных обстоятельств, законодатель пошел по пути законодательного закрепления данного вида работ, с предоставлением работникам всех трудовых и социальных гарантий, а также тщательной проверке всех лиц, как физических, так и юридических, занимающихся предоставлением рабочей силы на данной основе. Федеральным законом от 05.05.2014 [5] года были внесены изменения в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которым пункт 2 ст. 5 данного Федерального закона дополняется положением о необходимости «создания условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агенства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций органами службы занятости». Исходя из того положения, что ТК РФ запрещает заемный труд, законодатель пользуется другой дифиницией, а именно осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала). В Законе РФ «О занятости населения в РФ» данный вид деятельности определяется как «направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Как видно из определения, данный вид предоставления трудовых услуг является соответствующим нормам законодательства о труде, закрепляет основные гарантии работников, а именно выполнение только тех трудовых функций, которые соответствуют трудовому договору, а также обязательное согласие самого работника на предоставление своих услуг заинтересованному лицу. Немаловажным является норма закона, согласно которой осуществлять деятельность по предоставлению труда работников имеют право только те юридические лица, которые прошли соответствующую аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, которая проводиться уполномоченным на том федеральным органом исполнительной власти. Работникам предоставляются страховые гарантии, а обязанность по уплате страховых взносов лежит на страхователе, направляющем временно своих работников по договору о предоставлении труда работников. Принимающая сторона, в свою очередь, обязуется предоставить страхователю сведения о результатах проверки условий труда и иные сведения для определения страхового тарифа.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что внесенные изменения способствуют усилению контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников, что способствует большей защите работников, соблюдению и сохранению их трудовых и социальных гарантий, развитию трудовых отношений.
Список использованной литературы: 1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. Конвенция МОТ №2181 «О частных агентствах занятости». [Электронный ресурс] / Международное право на Сопуепйо^.тю — Режим доступа http://www.conventions.ru (Дата обращения 15.05.2016)
3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч.1), ст. 3
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915
5. Федеральный Закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 12.05.2014, № 19, ст. 2321
6. [Электронный ресурс] / Работа в Москве, вакансии в Москве, найдите работу на JOB.RU. - Режим доступа http://www.job.ru (Дата обращения 15.05.2016 г.)
© Савельев И.И., 2016
УДК 34
Савельев Игорь Иванович
студент 2 курса СКФУ г. Ставрополь, РФ E-mail: [email protected]
ПРЕВЫШЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ
Аннотация
В статье рассматриваются понятие и признаки необходимой обороны, ее роль в общественных отношениях и уголовно-правовая квалификация
Ключевые слова
Необходимая оборона, превышение, уголовно-правовая квалификация преступлений.
Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Закон признает такие действия общественно опасными, а в ряде случаев преступными. В теории уголовного права превышение пределов необходимой обороны принято называть эксцессом обороны, т.е. выходом за пределы правомерной необходимой обороны. Законодатель уточнил, что превышение может быть лишь в том случае, когда посягательство не было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия и не явилось для обороняющегося неожиданным.
При превышении пределов необходимой обороны должно быть явное несоответствие защищаемых интересов и причиненного вреда. Характер посягательства зависит от блага, которому причинен вред: жизни, здоровью, собственности, свободам. Если, например, посягательство состоит в покушении на жизнь, то при причинении смерти посягающему нет несоответствия по характеру. Вред здоровью или собственности может быть большим или меньшим. И вот между ними должно быть явное, очевидное несоответствие. Кроме того, требуется, чтобы этот явно несоответствующий вред был причинен умышленно.
Таким образом, превышение пределов необходимой обороны можно определить как умышленное причинение посягающему значительно большего вреда по сравнению с вредом, который ожидался от его действий. Так, в соответствие с приговором Георгиевского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2010 года, Манукян А.А. совершил убийство при превышении пределов необходимой обороны в ходе ссоры со своим приятелем, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, начал оскорблять