Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудин Николай Павлович

Статья посвящена изучению практики прокурорского надзора за исполнением законов о таможенном контроле в условиях функционирования ЕАЭС. Автором приводятся наиболее типичные примеры нарушения законов в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дудин Николай Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF ENFORCEMENT OF THE LAWS ON CUSTOMS CONTROL

The article is devoted to the study of the practice of prosecutorial supervision over the implementation of laws on customs control in the conditions of functioning of the EAEU. The author provides the most typical examples of violations of laws in this sphere

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ»

УДК 342.943

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

Дудин Николай Павлович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, канд. юрид. наук, профессор, e-mail: n.p.dudin@ yandex.ru

Статья посвящена изучению практики прокурорского надзора за исполнением законов о таможенном контроле в условиях функционирования ЕАЭС. Автором приводятся наиболее типичные примеры нарушения законов в данной сфере

Ключевые слова: административная ответственность; прокурорский надзор; таможенный контроль; таможенный досмотр; таможенное законодательство

CURRENT PROBLEMS OF ENFORCEMENT OF THE LAWS ON CUSTOMS CONTROL

Dudin Nicolay P.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of State and legal, Candidate of Law Sciences, Professor, e-mail: n.p.dudin@yandex.ru

The article is devoted to the study of the practice of prosecutorial supervision over the implementation of laws on customs control in the conditions of functioning of the EAEU. The author provides the most typical examples of violations of laws in this sphere

Keywords: administrative liability; prosecutor's supervision; customs supervision; customs inspection; customs legislation

Для цитирования: Дудин Н.П. Актуальные проблемы исполнения законов о таможенном контроле // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 76-80.

В настоящее время, переживая серьезные трудности, остро нуждаясь в притоке иностранных капиталов и товаров, Россия стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, первоочередными из которых являются экономические интересы. Именно экономическая безопасность, устойчивый экономический порядок - составная часть внешней и внутренней политики Российского государства. Нарушение экономической безопасности наносит ущерб национальной экономике и интересам государства. Политику экономической безопасности реализуют многие государственные структуры: правоохранительные органы, финансовые учреждения, внешнеэкономическое ведомство. Конечно же, очень важное место в реализации этой политики занимает Федеральная таможенная служба РФ, которая в силу своего главного назначения - осуществлять контроль за перемещением через границу товаров - призвана защищать экономические интересы нашего государства.

Вместе с тем меры, принимаемые со стороны таможенных органов по идентификации ввозимой в страну продукции, не всегда являются эффективными и достаточными: полнота и качество таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения продукции, требуют повышения результативности.

Северо-Западной транспортной прокуратурой установлены многочисленные нарушения при проведении таможенного контроля, выпуске товаров, их классификации, контроле таможенной стоимости, контроле после выпуска товаров, при применении

системы управления рисками, осуществлении валютного контроля, исчислении и взыскании таможенных платежей, назначении таможенных экспертиз. Допускаются нарушения и при составлении актов таможенных досмотров:

- неуказание оснований их проведения в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;

- несоответствия оформленных актов установленной законом форме;

- внесение в акты недостоверных сведений.

Имеют место факты проведения таможенных

досмотров неуполномоченными должностными лицами, случаи применения непроверенных технических средств таможенного контроля, невнесения необходимых сведений в поручения на проведение досмотров и так далее.

Распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2020 года № 1388-р [1] утверждена Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года, которой предусмотрено совершенствование системы государственных услуг, необходимость развития сектора государственных услуг в области таможенного дела. Всё это обусловлено тенденциями административной реформы в Российской Федерации, а также принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [2], закрепившего идеологические основы, направленные на улучшение качества предоставляемых услуг в области таможенного администрирования. Эффективные, качественные государственные услуги в области таможенного дела способствуют

увеличению скорости таможенных процессов, снижают издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории единого экономического пространства.

При проведении проверок Северо-Западной транспортной прокуратурой вскрыты многочисленные факты несоблюдения поднадзорными таможенными органами требований закона при предоставлении государственных услуг.

Так, Карельским транспортным прокурором в ходе проверки было установлено, что помещение Карельской таможни, в котором предоставляются государственные услуги, надлежащим образом не оборудовано.

Псковским транспортным прокурором в Псковской таможне установлено, что вопреки требованиям Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом ФТС России [3], на информационных стендах - в местах ее предоставления - отсутствовала необходимая справочная информация, кроме того, оборудование помещений не соответствовало установленным требованиям. Так, отсутствовала информация о предоставляемой государственной услуге по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов: в частности, не было актуализированных сведений о графике приема граждан уполномоченными должностными лицами таможенного органа и прочее.

В деятельности таможенных органов выявлен ряд нарушений, допущенных таможенными органами при привлечении виновных лиц к административной ответственности, при возбуждении дел об административных правонарушениях, составлении протоколов о совершении правонарушений по делам об административных правонарушениях, предметами по которым являются лесоматериалы.

Кроме того, в ходе проверки результативности и достаточности, применяемых таможенными органами мер при осуществлении таможенного контроля при перемещении указанных товаров, установлен факт неприменения форм таможенного контроля в отношении лесоматериалов за денежное вознаграждение.

Новгородской транспортной прокуратурой установлено, что по результатам таможенного контроля в форме таможенного досмотра, неоднократно осуществленного в рамках системы управления рисками, главным государственным таможенным инспектором Новгородского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни в отношении лесоматериалов, экспортируемых ООО «Мста-Лес», нарушений таможенного законодательства не вы-

являлось, признаков совершения лесоэкспортером административных правонарушений не устанавливалось. Вместе с тем в ходе прокурорской проверки вскрыты факты поступления в даты непосредственного проведения досмотров лесопродукции, перемещаемой ООО «Мста-Лес», на счет, открытый на имя должностного лица таможенного органа, денежных средств от генерального директора указанной организации на общую сумму 15 000 рублей.

В связи с имеющейся совокупностью обстоятельств, указывающих на наличие в действиях должностного лица таможенного органа признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ [4], Новгородским транспортным прокурором вынесено постановление о направлении в Псковский следственный отдел на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ постановления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ [5], по результатам рассмотрения которого возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой установлены случаи неправомерного расчета Балтийской таможней административного штрафа, не соотносящегося с предметом по делу (древесина в объеме 6,68 куб. м); рассчитанная таможней сумма штрафа более чем на 180 000 рублей превышала размер объективно подлежащего оплате административного штрафа. Кроме того, вскрыт факт незаконного привлечения Балтийской таможней лесоэкспортера к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ [6] при наличии в таможенном органе сведений о признании судом неправомерным решения о классификации товара «бревна березовые», явившегося основанием для возбуждения административного производства. Карельской транспортной прокуратурой при проверке дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Карельской таможни, установлены нарушения процессуальных требований при изучении постановления судьи Петрозаводского городского суда о привлечении лесоэкспортера ООО «Стора Энсо Форест Вест» к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. При расчете административного штрафа юридическому лицу применена рыночная стоимость перемещаемого товара, тогда как в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере 1/2 до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Неверный расчет размера административного штрафа ухудшает положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нарушения законодательства об административных правонарушениях при определении должностными лицами таможенных органов времени, места, события совершения правонарушений выявлялись Псковским и Новгородским транспортными

прокурорами. В этой связи начальникам поднадзорных таможенных органов внесены представления, которые были рассмотрены и приняты меры к устранению нарушений.

Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой выявлены нарушения, допущенные должностными лицами Северо-Западной электронной таможни, которые, в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении АО «Группа компаний "Вологодские лесопромышленники"» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ по факту недекларирования товара - «балансы круглые лесоматериалы» - недостоверно отражены сведения об обстоятельствах дела, установленных в ходе производства (не указаны данные о наличии смягчающих вину обстоятельств).

Выявлялись также нарушения, допущенные должностными лицами таможенных органов при осуществлении фактического контроля экспортируемого леса. Например, Ленинград-Финляндским транспортным прокурором установлено, что при измерении объема перемещаемых через Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни балансов березовых должностными лицами таможенного органа проигнорированы положения методики измерений объема партии круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили, при проведении таможенных операций и таможенного контроля, в связи с чем расчет произведен неверно, что повлекло недостоверное определение объемов перемещаемых лесоматериалов в сторону увеличения. Допускались случаи неотражения сведений о максимальной толщине бревен, что также не позволило произвести точный расчет объемов лесоматериалов и применяемых в соответствии с используемой методикой коэффициентов [7]: коэффициент, учитывающий усадку бревен с учетом измерения погруженного товара на транспортные средства непосредственно при таможенном досмотре, таможней не был применен. Кроме того, в ходе проведения проверки было установлено, что должностными лицами таможенных органов акт таможенного досмотра был составлен дважды, при этом описательная часть актов содержит различные выводы об измерениях товара.

Калининградской транспортной прокуратурой выявлены нарушения в деятельности должностных лиц Калининградской областной таможни при проведении таможенного контроля в отношении товара «доска обрезная дубовая...», помещенного под таможенную процедуру экспорта. Установлено, что в нарушение требований закона должностными лицами таможенных органов проигнорированы требования об обязательном нанесении на древесину ценных лесных пород маркировки, содержащей в том числе сведения о номерах деклараций о сделках с древесиной (маркировка представленного товара таких сведений не содержала). Кроме того, несмотря на наличие в действиях

перевозчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении должностными лицами таможенных органов возбуждено не было. В этой связи Калининградским транспортным прокурором начальнику Калининградской областной таможни внесено представление, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.28.1 КоАП РФ.

Должностными лицами таможенных органов допускаются факты неприменения мер по минимизации рисков, направленных на выявление и пресечение фактов незаконного экспорта леса. Например, вскрыт факт неприменения обязательной меры по минимизации риска, направленной на контроль достоверности заявленных сведений о количестве, наименовании и характеристиках экспортируемых лесоматериалов. В ходе таможенного контроля в отношении товара «фанерное бревно из березы белой» при выявлении зонального профиля риска обязательная мера по его минимизации в форме таможенного досмотра не была применена. Кроме того, несмотря на требования вышеуказанного риска, а также на сообщение о необходимости проведения таможенного досмотра в 100 %-ном объеме с полным взвешиванием, в присутствии должностных лиц профильным подразделением Балтийской таможни, и выставленное декларанту требование о предъявлении товаров, досмотр лесоматериалов не был осуществлен. Основанием его непроведения, согласно докладной записке таможенного инспектора Балтийского таможенного поста, послужила ранее примененная мера таможенного контроля - таможенное наблюдение (до подачи декларации на товары), в рамках которого взвешивание товара не производилось, степень и объем ранее примененной меры таможенного контроля в отношении спорной партии товаров не соотносились с объемами подлежащего применению таможенного досмотра. По результатам ненадлежащего таможенного контроля осуществлен выпуск указанных лесоматериалов при наличии расхождений сведений об их количественных и качественных характеристиках в декларации на товары и акте, составленном по результатам таможенного наблюдения.

Особое внимание Северо-Западная транспортная прокуратура уделяет проверкам исполнения законов о декларировании участниками ВЭД таможенной стоимости ввозимых товаров, принятии таможенными органами данных об их стоимости, осуществлении таможенного контроля как на этапах выпуска товаров, так и после. В ходе анализа административной практики установлено, что таможенными органами Северо-Западного транспортного региона за 2021 - январь 2022 гг. в отношении участников внешнеэкономической деятельности возбуждено 16 721 дела об административных правонарушениях, рассмотрено - 16 278, из них за анализируемый период отменено с прекращением производства по делу - 826,

(в том числе 69 дел ввиду отсутствия события административного правонарушений, 564 - в виду отсутствие состава, 14 - в связи с истечением срока давности, 172 - по малозначительности, 7 дел - за недоказанностью обстоятельств). Субъектами предпринимательской деятельности (в судебном порядке) обжаловано 1 076 постановлений, из них судами отменено 265 постановлений, изменено - 67 [8].

Прокурорские проверки показывают, что типичными нарушениями продолжают оставаться неправомерный выбор таможенными органами источника ценовой информации, непроведение дополнительных проверок таможенной стоимости при наличии к тому оснований. Кроме того, распространены случаи нарушения порядка проведения дополнительных проверок и корректировок таможенной стоимости, которые зачастую бывают немо-тивированы, неверно выбирается основа для расчета таможенной стоимости, завышаются требования к обеспечению уплаты таможенных платежей. Тем самым не только ставится под сомнение объективность величины довзыскиваемых в федеральный бюджет денежных средств, но и нарушаются права добросовестных участников ВЭД.

В деятельности поднадзорных таможенных органов также выявлялись нарушения при применении системы управления рисками (СУР) и мер по их минимизации. Например, Калининградской транспортной прокуратурой установлен факт неприменения должностными лицами Калининградской оперативной таможни мер по минимизации рисков в отношении товаров, ввозимых с территории иностранных государств на территорию ЕАЭС. Так, на Калининградский таможенный пост ООО «ЗАПАДПРОДИМПОРТ» подана декларация на товары «мясо мороженое баранина (обваленное и не обваленное)», страна происхождения - Австралия, в целях помещения указанной продукции под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. При проведении должностными лицами таможенного контроля в отношении указанных товаров выявлены профили рисков, предусматривающие применение ряда мер по их минимизации, в том числе осуществление отбора проб и образцов товаров и назначение таможенной экспертизы. Таким образом, вопреки требованиям действующего законодательства должностными лицами указанного таможенного поста мера по минимизации риска в виде таможенной экспертизы товаров не была применена (данные о ранее проведенных таможенных экспертизах в отношении идентичных товаров отсутствуют), что является недопустимым и противоречит основным целям использования таможенными органами СУР. В целях устранения выявленных нарушений Калининградской транспортной прокуратурой начальнику Калининградской оперативной таможней внесено представление.

Следует отметить, что проведенные проверки установили следующее: таможенными органами при контроле таможенной стоимости не использу-

ются сведения системы оперативного мониторинга таможенных деклараций, не анализируется ценовая информация о товаре, находящаяся в свободном доступе в сети Интернет. Решения о выпуске товаров по заявленной таможенной стоимости таможенными органами зачастую принимаются без учета уровня индекса таможенной стоимости в СевероЗападном таможенном управлении и ФТС России.

По итогам проведенного анализа установлено, что таможенными органами ведется соответствующая работа в сфере противодействия незаконному возмещению налога на добавленную стоимость (НДС). Однако по итогам проведенного анализа судебной практики вскрыты факты неправомерного доначисления и взыскания таможенных платежей и, как следствие, возврата излишне уплаченных таможенных платежей. В частности, в СевероЗападной электронной таможне установлены многочисленные факты принятия решений об отказе в предоставлении льгот по уплате НДС: перемещение принадлежностей к медицинским изделиям, а не завершенного и комплектного изделия, как указано в регистрационном удостоверении. Вследствие признания судами незаконными решения таможенного органа об отказе в предоставлении льгот по уплате НДС, участникам ВЭД возвращены (зачтены) неправомерно взысканные денежные средства в размере 9,1 млн рублей.

В заключение необходимо обратить внимание, что важной составляющей оптимизации работы прокуратуры является оснащённость прокурора современными методами выявления и устранения нарушения законов, посягающих на экономическую безопасность нашей страны. При перемещении товаров через таможенную границу, конечно же, органам прокуратуры необходимо совершенствовать надзор за исполнением законов при реализации в пунктах пропуска санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля, а также при осуществлении деятельности органов по сертификации.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.02.2022).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.04.2022).

3. Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 103 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № бЗ-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 25.04.2022).

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.04.2022).

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ //

СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consul tant.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).

7. ГОСТ 32594-2013. Лесоматериалы круглые. Методы измерений //Официальное издание. М.: Стандартин-форм, 2015. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.04.2022).

8. Северо-Западная транспортная прокуратура. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/sztp (дата обращения: 27.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.