Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и перспективы развития системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в республике Армения'

Актуальные проблемы и перспективы развития системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в республике Армения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лабин Д.К., Саруханян В.О., Азатян Д.Н., Малхасян А.А.

В сегодняшнем быстро меняющемся мире одной из главных составляющих любого государства является его экономическая безопасность, в частности, стабильность и прозрачность государственного финансового сектора. С каждым годом выявляются новые формы финансовых преступлений, наиболее распространенными являются легализация доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма. Учитывая стремительные темпы развития информационных технологий, масштабы глобализации, а также события, оказывающие значительное влияние на всю мировую финансово-политическую систему, становится ясной опасность данных преступлений для отдельных государств и мирового сообщества в целом. Авторы рассматривают систему борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в Республике Армения в виду того, что за короткий период именно здесь, в одном из немногих государств на постсоветском пространстве была создана действенная система противодействия, отвечающая на вызовы современности…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и перспективы развития системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в республике Армения»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

6 (39) - 2009

актуальные проблемы и перспективы развития системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма

в республике армения

д. К. лабин,

доктор юридических наук, профессор В. о.саруханян

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИд РФ

д. н. азатян,

глава Центра финансового мониторинга А. А. МАЛХАСЯН,

отдел по внедрению законодательства и международных связей ЦФМ, Центральный банк Республики Армения

В сегодняшнем быстро меняющемся мире одной из главных составляющих любого государства является его экономическая безопасность, в частности стабильность и прозрачность государственного финансового сектора. С каждым годом выявляются новые формы финансовых преступлений, наиболее распространенными являются легализация доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Учитывая стремительные темпы развития информационных технологий, масштабы глобализации, а также события, оказывающие значительное влияние на всю мировую финансово-политическую систему, становится ясной опасность данных преступлений для отдельных государств и мирового сообщества в целом. Появляется необходимость всестороннего исследования данной проблемы и выработки механизмов для противодействия. В частности, актуально исследование деятельности государств, международных и региональных организаций, направленной на взаимодействие в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Авторы рассматривают систему борьбы с отмыванием денег и фи-

нансированием терроризма (БОДФТ) в Республике Армения (РА) ввиду того, что за короткий период именно здесь, в одном из немногих государств на постсоветском пространстве, была создана действенная система противодействия, отвечающая на вызовы современности.

Процесс становления системы БОДФТ начался в Армении после ратификации и утверждения в 1993 г. Национальным собранием Республики Армения Венской конвенции «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», принятой в 1988 г. Можно утверждать, что с первых шагов независимости в РА начал закладываться фундамент будущей системы БОДФТ

Гораздо позже, 8 октября 2003 г., была ратифицирована Страсбургская конвенция «Об отмывании, расследовании, конфискации доходов, полученных преступным путем» от 8 ноября 1990 г. На основании данной конвенции Армения обязалась внедрить новые стандарты в систему борьбы с данной формой финансового преступления. Согласно обязательству, 14 декабря 2004 г. был принят Закон РА «О борьбе против легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования тер-

роризма», который вступил в силу в марте 2005 г. В 2006 и 2007 гг. в данный закон были внесены изменения для большего соответствия международным стандартам в сфере БОДФТ.

31 августа 2008 г. вступил в силу новый Закон РА «О борьбе против отмывания денег и финансирования терроризма», закрепив устойчивую тенденцию по совершенствованию системы БОДФТ в Армении. Вышеназванная законодательная база борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма в Армении основывается на международных стандартах, и прежде всего на рекомендациях ФАТФ 40+9, а также на международных конвенциях ООН и Совета Европы в этой области, ратифицированных Арменией.

В частности, из конвенций, принятых ООН по данной проблеме, нужно отметить Венскую конвенцию 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Она определяет международно-правовые комплексные меры (в основном правоохранительного характера) в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Примечательно, что в ст. 3 данной конвенции впервые упоминается отмывание денег как международный термин1.

В Нью-Йорке в 1999 г. была принята Конвенция «О борьбе с финансированием терроризма». Данная конвенция постановила необходимость введения уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались, или при осознании того, что они будут использованы для совершения террористических актов. В том числе были отре-гулировалы механизмы правовой взаимопомощи в замораживании, конфискации вещественных средств, в процессе обнаружения фактов финансирования терроризма2. Следующим шагом ООН в совершенствовании системы в БОДФТ явилась «Конвенция против транснациональной организованной преступности» (Палермо, 2000 г.). Она определила международные правовые механизмы против транснациональных преступлений (коррупция, организация преступных группировок и

1 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г., (Вена); Действующее международное право. Документы — Составители: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Учебное пособие — 2007.

2 Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма, 1999 г., (Нью-Йорк); см. Резолюция 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.

участие в них, препятствия в осуществлении правосудия) 3.

Свой вклад в разработку системы БОДФТ внесли и конвенции, разработанные Советом Европы. Международное правовое определение отмывания денег, обнаружение преступных доходов, условия изъятия и конфискации, регламент обмена информацией между уполномоченными ведомствами, другие условия межгосударственного сотрудничества в сфере отмывания денег были представлены в Конвенции «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», принятой в Страсбурге в 1990 г. 4 В дополнение к Страсбургской, в Варшаве в 2005 г. была представлена Конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма», но изменения и дополнения были настолько обширны, что было целесообразным принять документ как отдельный. Различие между Страсбургской и Варшавской конвенциями — в определениях механизмов борьбы против финансирования терроризма, а также роли и деятельности подразделений финансовых разведок как центрального органа борьбы. Следует отметить, что все перечисленные выше конвенции лежали в основе Закона РА «О борьбе против отмывания денег и финансирования терроризма», принятого 14.12.2004, и были ратифицированы РА до вступления в силу нового закона от 31.08.2008. В законодательной базе РА БОДФТ уделяется большое внимание стандартам ООН, Европейского Союза, которые носят рекомендательный характер, но активно внедряются в данную систему, что повышает уровень и эффективность механизмов борьбы. Отметим некоторые из них, например директиву Европейского Союза: «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег и финансирования терроризма» (2005/60/ЕС, 26.10.2005); положение «О сопровождающей информации об уплате перевода средств» (1781/2006, 15.11.2006); директиву «Об обеспечении реализации директивы 2005/60/ЕС, 26.10.2005» (2006/70/ЕС, 01.08.2006).

Создание действенной и эффективной правовой системы БОДФТ в РА не могло остаться незамеченным со стороны международных и региональных организаций, занимающихся данной

3 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, 2000., (Палермо); http://www. un. org/russian/ documen/convents/orgcrime. htm

4 Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, и конфискации доходов от преступной деятельности, 1990 г., (Страсбург); Действующее международное право. Документы — Составители:

Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Учебное пособие — 2007.

проблемой. Сегодня РА сотрудничает как с организациями общей компетенции, осуществляющими меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ООН, Всемирный Банк, МВФ и др.), так и со специализированными организациями в этой области (ФАТФ, МАНИВЭЛ, группа Эгмонт и др.). Также РА является членом комитета МАНИВЭЛ с 2001 г. и членом-наблюдателем Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма с 2006 г. Центр финансового мониторинга Центрального банка РА (национальное подразделение финансовой разведки) с 2007 г. является членом группы Эгмонт.

Для более детальной оценки системы по БОДФТ в РА следует остановиться на законодательстве и институциональной системе. Итак, Закон РА «О борьбе против отмывания денег и финансирования терроризма» имеет целью защитить права, свободы и легальные доходы граждан, общества и государства с помощью законодательных механизмов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также обеспечить законодательными механизмами стабильность экономической системы РА. Закон также регулирует круг подотчетных лиц и их обязанности, включая идентификацию клиентов и предоставление отчетов, определяет систему органов и их компетенцию, порядок и условия взаимного сотрудничества органов, задействованных в борьбе против данной формы финансового преступления, регулирует процесс прекращения и приостановления подозрительных операций и замораживания доходов, связанных с терроризмом, и устанавливает ответственность за нарушение требований закона5. Под подотчетными лицами понимаются финансовые и нефинансовые учреждения, а также государственные органы РА. В список финансовых учреждений входят: банки, кредитные организации, лица, осуществляющие страховую деятельность; лица, осуществляющие дилерскую и брокерскую покупку и продажу иностранной валюты; лица, осуществляющие специализированную деятельность по покупке и продаже иностранной валюты; лица, осуществляющие денежные переводы; организации, ломбарды. Под нефинансовыми учреждениями понимаются: риэлтеры купли-продажи недвижимости; нотариусы, адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги; бухгалтеры, лица, предоставляющие бухгал-

5 Закон Республики Армения «О борьбе против отмывания денег и финансирования терроризма» от 31.08.2008; http://www. cba. am/CBA_SITE/downloads/fmc/low/AMl-CTF-eng. pdf

терские услуги; аудиторы, лица, предоставляющие аудиторские услуги; дилеры драгоценных металлов, дилеры драгоценных камней, организаторы лотерей и иных игр, связанных с выигрышем; казино, включая Интернет-казино; организаторы аукционов, лица, осуществляющие доверительное управление. Подотчетными являются также кредитные бюро, территориальные подразделения кадастра, орган, регистрирующий юридические лица (Государственный регистр РА).

В законе делается ссылка на Уголовный кодекс РА, где в ст. 190 отмечается, что «отмыванием денег считается конверсия или перевод имущества, полученного преступным путем, если известно, что такое имущество получено от преступной деятельности, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества, или в целях оказания помощи любому лицу, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния, или сокрытие, или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность (если известно, что это имущество получено от преступной деятельности), или приобретение, или владение, или употребление, или распоряжение имуществом (если в момент получения этого имущества известно, что это имущество получено от преступной деятельности)». Также актуальна и ст. 217.1 УК РА, где указывается, что «финансированием терроризма считается предоставление или накопление финансовых средств для совершения терроризма. Предметом финансирования терроризма является имущество, направленное на финансирование терроризма» 6. Данные статьи предусматривают уголовную ответственность за легализацию доходов и финансирование терроризма на основе рекомендаций ФАТФ, а также Венской и Палермской конвенций.

Следующим блоком в законе предусмотрена институциональная система, где раскрываются органы, занимающиеся противодействием отмыванию денег и финансированию терроризма. Согласно 10-й статье Закона РА, подразделением финансовой разведки является Центр финансового мониторинга (ЦФМ) как отдельная структура при Центральном банке (ЦБ) РА. ЦФМ обеспечивает выполнение возложенных на него функций как уполномоченного органа, согласно вышеуказанной статье Закона РА. Согласно своей структуре ЦФМ подотчетен только Совету ЦБ РА. Руководителя и сотрудников ЦФМ назначает и снимает

6 Уголовный кодекс Республики Армения от 18.04.2003; http:// www. cba. am/CBA_SITE/downloads/fmc/low/190217eng. pdf

с должности только Совет ЦБ РА. Совет ЦБ РА утверждает также стратегию, бюджет Центра финансового мониторинга, принимает решения о задержании подозрительных сделок и замораживании финансовых средств, связанных с терроризмом, утверждает планы деятельности и ежегодные отчеты. Сама структура ЦФМ имеет следующую схему: руководитель ЦФМ, заместитель руководителя ЦФМ, аналитический отдел, отдел по внедрению законодательства и международных связей, информационно-технологический отдел (см. рисунок).

Целью ЦФМ является создание эффективных механизмов борьбы против легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Основными функциями Центра финансового мониторинга являются:

• сбор информации от подотчетных лиц;

• формирование и развитие информационной базы по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;

• передача информации о подозрительных операциях в правоохранительные органы;

• внедрение правовых актов, разработанных на основании закона;

• обучение и консультации в данной сфере. Сотрудничество в институциональной системе

БОДФТ осуществляется в рамках межведомственной комиссии и подразделено на многостороннее и двустороннее сотрудничество. Согласно Указу Президента Республики Армения от 21.03.2002 в Армении действует постоянная межведомственная комиссия по вопросам фальшивомонетчества, мошенничества в сфере пластиковых карт и других платежных инструментов, а также в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием террориз-ма7. В состав комиссии входят следующие ведомства: ЦБ РА, Аппарат Президента РА, Прокуратура РА, МИД РА, Министерство юстиции РА, Полиция РА, СНБ РА, Министерство финансов РА, Комитет по государственным сборам РА, Национальное центральное бюро Интерпола РА, Кассационный суд РА, Ассоциация банков РА. Двустороннее сотрудничество проходит между ЦФМ и правоохранительными органами в рамках подписанных соглашений о взаимопонимании и взаимопомощи.

Международный сегмент заключает в себе сотрудничество с международными организациями и иностранными подразделениями финансовой разведки в рамках группы Эгмонт. Кроме того, сотрудничество также осуществляется в рамках подписанных меморандумов о взаимопонимании

7 Указ Президента Республики Армения от 21.03.2002.

с органами иностранной разведки. Такие меморандумы подписаны с Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ (2008 г.), ЦФМ Грузии (2008 г.), ДФМ Республики Беларусь (2008 г.), ГКФМ Украины (2008 г.).

Несмотря на то, что была проделана огромная работа в сфере внедрения системы БОДФТ РА, необходимо постоянное обновление и развитие ее путем принятия новых подзаконных актов, которые будут отвечать реалиям сегодняшнего дня и новым вызовам преступного мира, учитывая те обстоятельства, которые имеют место на международном уровне, а также глобализационные процессы, непрерывный технический прогресс, постоянное развитие телекоммуникационных связей.

Следует отметить, что в РА уже существует план по реформам и развитию системы по противодействию отмыванию денег на ближайшие годы. В рамках этого плана предусматривается переход к следующему этапу реформ, который предусматривает:

1) переход от внедрения институциональных и функциональных систем по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма к их эффективному действию в соответствии с международными стандартами;

2) передача статуса ЦФМ как «собственника» идей противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма другим заинтересованным участникам системы — и, таким образом, расширение и углубление системы;

3) переход от однообразного внедрения механизмов к применению механизмов, основанных на рисках.

В результате развития у ЦФМ могут появиться следующие качества:

• эффективное осуществление функций ЦФМ как независимого национального органа финансовой разведки;

• укрепление статуса ЦФМ как генератора инновационных идей, распространяющего знания в сфере по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;

• утверждение статуса ЦФМ как профессионального института, не препятствующего свободному развитию финансовой системы РА, а одновременно оценивающего и эффективно предотвращающего риски по отмыванию денег и финансированию терроризма.

Таким образом, национальная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма призвана обеспечить проведение единой государственной политики в данной сфере, является важным компонентом стратегии борьбы

- 71

Структура Центра финансового мониторинга при Центральном банке Республики Армения

с терроризмом и преступностью, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности и охрану экономических интересов Республики Армения.

Детальное внедрение в нормативно-правовую систему международных рекомендаций, в частности ФАТФ, развитие и функционирование данной отрасли вплотную приближает РА к полному обеспечению взятых на себя обязательств перед международным сообществом. Это, в свою очередь, позволит продолжить осуществление всех государственных программ в сфере экономики и финансов и в дальнейшем может сыграть существенную положительную роль в становлении РА как Регионального финансового центра.

В заключение следует отметить, что уже сегодня надо уделить большое внимание проблеме противодействия использованию новых технологий и коммуникаций в целях отмывания денег. Учитывая серьезность проблемы для всего мирового сообщества и пока еще слабую разработанность международно-правовых норм и технических механизмов для борьбы с данным видом преступления, вырисовывается необходимость занятия активной позиции по данному вопросу как на национальном, так и на международном уровне. Разработка норм на национальном уровне и их внедрение поможет продолжить поступательное развитие системы по борьбе с отмыванием денег и финансированием

терроризма в РА, а также позволит внести вклад в укрепление международной системы борьбы с отмыванием денег путем внедрения своего опыта для разработки международно-правовых норм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г. (Вена); Действующее международное право. Документы — Составители: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Учебное пособие — 2007.

2. Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма, 1999 г., (Нью-Йорк); см. Резолюция 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.

3.Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, 2000 г., (Палермо); http://www. un. org/russian/documen/convents/ orgcrime. htm

4. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, 1990 г. (Страсбург); Действующее международное право. Документы — Составители: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Учебное пособие — 2007.

5. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма, 2005, (Варшава).

6. Рекомендации ФАТФ 40+9. http://www. cba. am/CBA_SITE/fmc/regulation. html?_locale=en

7. Закон Республики Армения «О борьбе против отмывания денег и финансирования терроризма» от 31.08.2008; http://www. cba. am/CBA_SITE/ downloads/fmc/low/AMl-CTF-eng. pdf

8. Уголовный кодекс Республики Армения от 18.04.2003; http://www. cba. am/CBA_SITE/ downloads/fmc/low/190217eng. pdf

9. Указ Президента Республики Армения от 21.03.2002.

10. The main directions and goals of the FMC activities in 3 year strategy http://www. cba. am/CBA_ SITE/downloads/fmc/engHsh/fiux20strategyx20appro valx20decisionx20eng. pdf.

11. The FMC structure and powers; http://www. cba. am/CBA_SITE/downloads/fmc / english/Last_ version_of_the_FMC_Statute_xeng. x. pdf

12. Официальный сайт Центрального банка Республики Армения; http://www. cba. am/CBA_ SITE/fmc/?__locale=en

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.