Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России'

Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6965
1032
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОКАЗАТЕЛЬ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фудина Елена Васильевна

В статье рассматриваются основные проблемы агропромышленного комплекса России. Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного агропромышленного комплекса позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. Для решения проблем агропромышленного комплекса необходима комплексная поддержка со стороны государства, так как функционирование данного сектора экономики нацелено на решение важных социально-экономических задач по обеспечению продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

ACTUAL PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF RUSSIA

УДК 338.436.33 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10138

Фудина Елена Васильевна,

к.э.н., доцент кафедры «Организация и информатизация производства», Пензенский государственный аграрный университет, fudina_ev@mail.ru, + 79093192885

Fudina Elena Vasilievna,

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Organization and Informatization of Production, Penza State Agrarian University, fudina_ev@mail. ru, +79093192885

Аннотация:

В статье рассматриваются основные проблемы агропромышленного комплекса России. Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного агропромышленного комплекса - позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. Для решения проблем агропромышленного комплекса необходима комплексная поддержка со стороны государства, так как функционирование данного сектора экономики нацелено на решение важных социально -экономических задач по обеспечению продовольственной безопасности страны.

Summary. The article discusses the main problems of the agricultural sector of Russia. Without a developed agriculture and a progressive agro-industrial complex, a positive development of the economy and an increase in the well-being of society are impossible. To solve the problems of the agro-industrial complex, comprehensive support from the state is necessary, since the

functioning of this sector of the economy is aimed at solving important socioeconomic problems to ensure the country's food security.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, показатель, проблемы развития.

Key words: agroindustrial complex, agriculture, state support, indicator, development problems.

Сельское хозяйство России является базовой комплексообразующей отраслью агропромышленного комплекса, в составе которого, кроме сельского хозяйства, функционируют пищевая и перерабатывающая промышленность, отрасли и процессы, поддерживающие и координирующие сельское хозяйство, такие как сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и средств защиты, логистика, финансы и другие.

Аграрный комплекс РФ за прошедший год показал, что отрасль все еще серьезно зависит от погодных условий, медленно разворачивается в сторону новых технологий, теряет доходность. Однако реализуемые инициативы и актуальные тренды позволяют рассчитывать на то, что это временное явление, и включение новых механизмов позволит отрасли вернуть свое лидирующее положение в экономике страны [1]. Уже традиционно было продлено продовольственное эмбарго, которое действует с августа 2014 года, а отрасль вместо импортозамещения получила новую стратегическую задачу - к 2024 г. удвоить экспорт и довести его до 45 млрд. $. Переориентация с импортозамещения на активное развитие экспорта в 2018 г. обрела реальные черты в виде национального проекта «Экспорт продукции АПК».

Срок действующей госпрограммы развития сельского хозяйства (2013-2020 гг.) был продлен до 2025 г., в нее включены федеральные проекты «Развитие экспорта продукции АПК», «Цифровизация сельского хозяйства» и «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации».

Важным событием для продовольственного рынка стало внедрение системы обязательной электронной ветеринарной сертификации, которая является важным звеном в системе прослеживания продукции животноводства. Также в отрасли активизировалась работа по масштабному практическому внедрению цифровых технологий и ускоренной модернизации, развитию отечественной селекции и семеноводства [3].

Правительство РФ утвердило обновленную версию Государственной программы развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 г. В новой версии общий бюджет программы вырос почти в четыре раза - с 2,2 трлн. рублей до 8,2 трлн. рублей. Заметно увеличены ассигнования в 2019 г. (с 297 млрд. рублей до 793 млрд. рублей из бюджетов всех уровней). В 2021 -2025 гг. объем финансирования госпрограммы составит 4,2 трлн. рублей, в том числе 2,33 трлн. рублей из федерального бюджета. С 2018 г. реализуется проектный этап Госпрограммы. Его цели - обеспечение продовольственной безопасности, повышение добавленной стоимости, обеспечение роста экспорта, инвестиций в основной капитал. Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2025 г. планируется нарастить на 16,3% к уровню

2017 -го, в том числе продукции растениеводства - на 18,0 %, животноводства - на 11,0 %, а выпуск пищевых продуктов - почти на 30,0 %. Доходность сельхозпроизводителей все эти годы планируется обеспечить на уровне не менее 10,0 %.

Согласно указу президента, подписанному в мае 2018 г., к 2024 году экспорт российской продукции АПК должен увеличиться до 45 млрд. $. В том экспорт зерновых предполагается нарастить в 1,5 раза до 11,4 млрд. $, масложировой продукции - в 2,8 раза до 8,6 млрд. $, продукции пищевой и перерабатывающей продукции - в 2,5 раза до 8,6 млрд. $, рыбы и морепродуктов - в 1,9 раза до 8,5 млрд. $, мясной и молочной продукции - в 4,7 раза до 2,8 млрд. $. Финансирование разработанного для достижения этой цели проекта «Экспорт продукции АПК» до 2024 года составит 406,8 млрд. руб., в том числе 38,8 млрд. руб. в 2019 году [2].

На протяжении многих лет АПК России сталкивается с рядом проблем, мешающих эффективной деятельности и планомерному развитию. В первую очередь -это слабая обеспеченность сельскохозяйственной техники и перерабатывающий отрасли АПК. Следует учитывать, что большинство предприятий до сих пор эксплуатируют морально устаревшую сельскохозяйственную технику и оборудование, при этом степень износа зачастую составляет более 50,0 %. Стоит отметить, что обеспеченность техникой на единицу обрабатываемой площади в России на очень низком уровне и составляет не более 60,0 % от требуемых по технологически нуждам. Это приводит к повышенной нагрузке на технику и увеличение коэффициента выбытия техники по причине выхода из строя. В результате переработки до сих пор характерны довольно высокие потери. Например, потери собранного зерна могут составлять до 30,0 % урожая, а овощей до 40,0 %. При этом на современное оборудование и технику у большинства предприятий просто нет средств. Центральной проблемой восстановления и развития основных производственных средств являются инвестиции. Высокий уровень инвестиций способствует приросту основных средств. К сожалению, инвестиции в основной капитал сельскохозяйственной отрасли в последние годы остаются недостаточными, хотя наблюдается годовой прирост основных средств сельскохозяйственных организаций как на федеральном уровне, так и на региональном. В связи с этим именно поддержка инвестиционной деятельности сельхозпредприятий, активизация инновационной активности в отрасли необходима на современном этапе развития сельского хозяйства РФ. Так, российская господдержка на гектар сельхозугодий меньше чем в таких странах, как в США в 6 раз, в Китае - в 10 раз, в ЕС - в 14 раз.

Во-вторых, сектор АПК абсолютно незащищен перед другими отраслями. Проблемы поиска рынка сбыта, и агрессивная политика посредников привели к многократному снижению доли производителей сельскохозяйственной продукции в розничной цене готового продукта. При этом стоит отметить, что проблема сбыта для отечественного производителя значительно осложнена высокой конкуренцией со стороны иностранных производителей, которые помимо производства опережают отечественные компании в плане маркетинга и технологий продаж. Усугубляет положение неразвитость аграрных рынков и искусственное регулирование цен на продукцию.

В-третьих, ключевой проблемой АПК была и остается слабая социальная развитость сел и деревень, которые являются основными мотиваторами развития сельского хозяйства. Уровень жизни в деревнях и селах до сих пор значительно уступает городскому, при этом оказывая негативное влияние на экономику АПК. Отсутствуют возможности привлечения и обучения молодых специалистов, что приводит к миграции жителей и вымиранию целых поселков и сел. В результате умирает и сельское хозяйство в регионе, так как оно является единственным источником дохода для большинства.

В-четвертых, проблемой АПК является неоднородность отраслей. В АПК соседствуют относительно стабильная пищевая промышленность, нацеленная на конечного потребителя, и находящееся в сложной ситуации сельское хозяйство [5].

За последние годы в аграрной политике России произошли серьезные изменения, благодаря тому, что сельское хозяйство отнесено к приоритетным отраслям. Сельское хозяйство является неотъемлемой основой агропромышленного комплекса государства. В аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему, обеспечивающий заметный рост производства продукции. Заметно активизировался инвестиционный процесс, также набирает обороты техническое перевооружение сельского хозяйства. В 2017 году рост сельскохозяйственной отрасли составил 2,5%. Это было обусловлено рядом факторов, в том числе достаточно серьёзный, большой урожай. 2018 год также показал в динамике рост сельскохозяйственного производства. При этом с января по август был рост, в августе-сентябре - небольшое снижение: в августе наблюдалось снижение 11,0 %, в сентябре - 6,0 %. В 2020 году стоит задача продолжения тренда на рост сельхозпроизводства в нашей стране. Основные показатели агропромышленного комплекса за 2018 год - 18 млн. т маслосемян, это на 1,5 млн. т больше, чем в 2017 г. Также урожай свёклы превысил 41 млн. т, выкопано 6,7 млн. т картофеля, собрано 4,2 млн. т овощей открытого грунта и почти 1 млн. т овощей закрытого грунта, более 1 млн. т плодов и ягод. Полученный урожай позволит как обеспечить внутреннюю потребность Российской Федерации в продовольствии, так и направить запланированные объёмы на экспорт. Экспортный потенциал по зерновым культурам составит 39 млн. т, из которых 34 млн.- это будет пшеница. Общий объём экспорта сельхозпродукции, по итогам этого года составит порядка 26 млрд. долл. США. В 2018 г. сев озимых культур проведён на площади более 17,5 млн. га, в 2017 г. показатель был на полмиллиона гектаров ниже. Уделяется достаточно серьёзное внимание рынку социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, регулярно осуществляется мониторинг цен на эти продукты. Соответственно, отслеживаются еженедельные цены производителей на хлеб и хлебобулочные изделия. Оптовые цены на хлеб из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки - на уровне 2018 г. Оптовые цены на молоко тоже можно будет сравнить с ценами прошлого года. При этом есть определённое отклонение по оптовым ценам на сахар [4].

Комплексные меры поддержки аграрного сектора направлены на увеличение предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке, а также на поддержку доходности

сельскохозяйственных производителей и увеличение темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса.

Одним из принципов государственной аграрной политики в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке. Реализуемые в последние годы меры государственной поддержки сельского хозяйства и государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия направлены также и на развитие конкурентной среды на внутреннем рынке.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года является создание и модернизация экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, в том числе строительство оптово-распределительных центров. Создание и развитие современных логистических структур является одной из важнейших мер, направленных на стимулирование торговой деятельности и увеличение объемов продажи продукции отечественных производителей, повышение их конкурентоспособности [6].

В соответствии с данными ведомственного мониторинга, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г. функционируют 3413 картофеле- и овощехранилищ (таблица 1).

Таблица 1 - Количество и мощность картофеле- и овощехранилищ на

01.01.2019 г.

Наименование Количество, ед. Мощность, тыс. т

Картофелехранилища 2110 4612,5

Овощехранилища 803 1630

Смешанные картофеле- и овощехранилища 500 1645,5

Плодохранилища 282 668

Всего за 2015 - 2018 гг. введено в эксплуатацию картофеле- и овощехранилищ мощностью 2701,6 тыс. тонн, а также плодохранилищ - 339,7 тыс. т.

Повысилась товарность реализованной сельскохозяйственной продукции. По данным Росстата, товарность реализации скота и птицы в 2018 г. составила 101,1% против 100,7% в 2017 году, свиней - 100,5% и 100,2%, птицы - 99,8% и 99,0%, яйца куриного - 89,9% и 90,3% соответственно.

Общий объем зерна федерального интервенционного фонда на конец 2018 года составлял 3 005,7 тыс. тонн на сумму 29 121,9 млн. руб.

По данным ФТС России, на конец 2018 г. в 2018/2019 сельскохозяйственном году экспортировано зерновых культур 28,2 млн. т, что на 5,0 % выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (26,9 млн. т).

Экспорт пшеницы с начала сезона составил 23,8 млн. т, что на 14,0 % выше уровня аналогичного периода 2017 - 2018 г. (20,9 млн. т), ячменя - 3 млн. т, что на 15,0

% ниже уровня аналогичного периода 2017 - 2018 г. (3,5 млн. т), кукурузы - 1,1 млн. т, что на 49,0 % ниже уровня аналогичного периода прошлого сезона (2,2 млн. т), прочих культур - 0,3 млн. т, что в 1,6 раза выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (0,19 млн. т) [2].

Основные страны экспорта зерновых в сезоне 2018 - 2019 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Страны экспорта зерновых культур

Страна Количество, млн. т Удельный вес, %

Египет 4,9 17,0

Турция 3,1 11,0

Вьетнам 1,2 4,0

Нигерия 1,2 4,0

Саудовская Аравия 1,2 4,0

В целях высвобождения мощностей по хранению зерна и снижения расходов федерального бюджета на обслуживание запасов зерна интервенционного фонда Минсельхозом России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2921-р реализовано зерно интервенционного фонда на экспорт в объеме 499,1 тыс. тонн общей стоимостью 4 598 млн. рублей.

Таким образом, сельское хозяйство нуждается в постоянной поддержке со стороны государства. На сегодняшний день государство уделяет внимание этой отрасли, разрабатывая различные программы развития, что благоприятно сказывается на сельском хозяйстве. Однако отрасль тогда будет привлекательной для инвесторов, когда будет приносить прибыль. Основными направлениями инвестиционной политики в сельском хозяйстве РФ должно быть:

- усиление деловой активности с целью создания и поддержания благоприятного инвестиционного климата;

- поддержка инвестиционной деятельности на основе участия государственных программ инвестиций в основные средства сельхозпредприятий;

- развитие человеческого капитала;

- предоставление налоговых льгот;

- обеспечение условий экономической и инвестиционной безопасности.

Приемлемым сценарием, способным обеспечить устойчивую

многофункциональную конкурентоспособность и достижение стратегических ориентиров развития АПК является инновационный. На его реализацию и должна быть нацелена российская аграрная экономическая политика.

Литература

1. Курмаева, И.С. Основные элементы организационно -экономического механизма государственного регулирования сельского хозяйства / И.С. Курмаева // Сборник Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию ФГБОУ ВПО Самарской ГСХА. - 2014. - С. 195 - 200.

2. Набиева, Л.Г. Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России / Л.Г. Набиева // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. -

№ 2/ [электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/problem-i-perspektiv-razvitiya-agroprom-shlennogo-kompleksa-rossii.pdf

3. Планы и перспективы развития АПК Российской Федерации на 2019 год. [электронный ресурс]. URL:

https://agrardialog.ru/files/prints/plani_i_perspektivi_razvitiya_apk_rossiyskoy_federatsii_na _2Q19_god.pdf

4. Программа развития сельского хозяйства РФ: без почвы, крестьян и развития. [электронный ресурс]. URL: https: // regnum.ru / news / economy /2614478.html

5. Фудина, Е.В. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России / Е.В. Фудина // Успехи современной науки. - 2Q15. - № 5. - С. 55-57.

6. Фудина, Е.В. Теоретические аспекты конкурентоспособности организации / Фудина Е.В. // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы». -2Q15. - С. 162-165.

Literatura

1. Kurmaeva, I.S. Osnovnye elementy organizacionno-ekonomicheskogo mekhanizma gosudarstvennogo regulirovaniya sel'skogo hozyajstva / I.S. Kurmaeva // Sbornik Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 95-letiyu FGBOU VPO Samarskoj GSKHA. - 2Q14. - S. 195 - 2QQ.

2. Nabieva, L.G. Problemy i perspektivy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii / L.G. Nabieva // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. - 2Q15. - № 2/ [elektronnyj resurs]. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/problem-i-perspektiv-razvitiya-agroprom-shlennogo-kompleksa-rossii.pdf

3. Plany i perspektivy razvitiya APK Rossijskoj Federacii na 2Q19 god. [elektronnyj resurs]. URL:

https://agrardialog.ru/files/prints/plani_i_perspektivi_razvitiya_apk_rossiyskoy_federatsii_na _2Q19_god.pdf

4. Programma razvitiya sel'skogo hozyajstva RF: bez pochvy, krest'yan i razvitiya. [elektronnyj resurs]. URL: https: // regnum.ru / news / economy /2614478.html

5. Fudina, E.V. Razvitie sel'skogo hozyajstva i prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii / E.V. Fudina // Uspekhi sovremennoj nauki. - 2Q15. - № 5. - S. 55-57.

6. Fudina, E.V. Teoreticheskie aspekty konkurentosposobnosti organizacii / Fudina E.V. // Sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Buhgalterskij uchet, analiz, audit i nalogooblozhenie: problemy i perspektivy». - 2Q15. - S. 162-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.