Научная статья на тему 'АПК России: импортозамещение и членство в ВТО'

АПК России: импортозамещение и членство в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ВТО / САНКЦИИ / ЭМБАРГО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБСИДИИ / AGRICULTURAL SECTOR / WTO / SANCTIONS / EMBARGO / IMPORT SUBSTITUTION / SECURITY / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беленчук Сергей Иванович, Коновалова Мария Андреевна

В статье рассматриваются вопросы развития российского агропромышленного комплекса в условиях членства в ВТО и санкционных войн, развязанных Западом против России. В итоге вместо наращивания импорта продовольствия Россия пошла по пути развития импортозамещения. И ей удалось добиться существенных успехов в этой сфере, причем, эти успехи обусловлены не только реализацией государственных программ импортозамещения, но и довольно оперативным подстраиванием сектора под требования ВТО. Россия несмотря на то, что введение против нее санкций означало де-факто выход за пределы юрисдикции ВТО, не стала игнорировать свои обязательства в рамках ВТО. Наоборот, Россия стала проявлять себя активным сторонником сохранения роли ВТО в качестве главного звена международной торговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s agricultural sector: import substitution and WTO membership

The article considers the issues of Russian agricultural sector development in the context of WTO membership and Western sanctions against Russia. As a result, instead of increasing food imports, Russia focused on promoting import substitution and made significant progress due to the implementation of state import substitution programs and rather quick adjustment of the sector to the requirements of the WTO. Despite the fact that the sanctions against Russia de facto go beyond the jurisdiction of the WTO, Russia did not neglect its obligations under the WTO. On the contrary, Russia has become an active supporter of maintaining the role of the WTO as the key link in the international trading system.

Текст научной работы на тему «АПК России: импортозамещение и членство в ВТО»

АПК России: импортозамещение и членство в ВТО

УДК 339.5:338.43+061.1ВТО

ББК 65.428:65.32

Б-431

Сергей Иванович БЕЛЕНЧУК,

кандидат экономических наук,

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) (125993, Москва, Миусская площадь, 6) - И.о. заведующего кафедрой мировой экономики, тел.: +7(495)250-68-60, e-mail: belenchuk51@mail.ru Мария Андреевна КОНОВАЛОВА,

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) (125993, Москва, Миусская площадь, 6) - студентка 3го курса магистратуры, тел.: +7(495)250-68-60, e-mail: conovalovamascha@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития российского агропромышленного комплекса в условиях членства в ВТО и санкционных войн, развязанных Западом против России. В итоге вместо наращивания импорта продовольствия Россия пошла по пути развития импортозамещения. И ей удалось добиться существенных успехов в этой сфере, причем, эти успехи обусловлены не только реализацией государственных программ импортозамещения, но и довольно оперативным подстраиванием сектора под требования ВТО. Россия несмотря на то, что введение против нее санкций означало де-факто выход за пределы юрисдикции ВТО, не стала игнорировать свои обязательства в рамках ВТО. Наоборот, Россия стала проявлять себя активным сторонником сохранения роли ВТО в качестве главного звена международной торговой системы.

Ключевые слова: АПК, ВТО, санкции, эмбарго, импортозамещение, безопасность, субсидии.

Russia's agricultural sector: import substitution and WTO membership

Sergey Ivanovich BELENCHUK,

Candidate of Economic Science,

Russian State University for the Humanities (RGGU) (125993, Moscow, Miusskaya Square, 6) -acting Head of the Department of World Economy, tel.: +7 (495) 250-68-60, e-mail: belenchuk51@mail.ru, Maria Andreevna KONOVALOVA,

Russian State University for the Humanities (RGGU) (125993, Moscow, Miusskaya Square, 6) -Master's 3rd year student, tel.: +7 (495) 250-68-60, e-mail: conovalovamascha@yandex.ru

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

Abstract

The article considers the issues of Russian agricultural sector development in the context of WTO membership and Western sanctions against Russia. As a result, instead of increasing food imports, Russia focused on promoting import substitution and made significant progress due to the implementation of state import substitution programs and rather quick adjustment of the sector to the requirements of the WTO. Despite the fact that the sanctions against Russia de facto go beyond the jurisdiction of the WTO, Russia did not neglect its obligations under the WTO. On the contrary, Russia has become an active supporter of maintaining the role of the WTO as the key link in the international trading system.

Keywords: agricultural sector, WTO, sanctions, embargo, import substitution, security, subsidies.

С момента присоединения России к ВТО прошло 7 лет. Казалось бы, наступил момент, когда можно дать объективную оценку влияния членства в ВТО на российскую экономику. Особого внимания всегда заслуживала сфера АПК как наиболее чувствительная к различным изменениям и нововведениям. Однако после 2014 года вопросы торговой политики оказались, - по крайней мере, на некоторое время - отодвинутыми на второй план под влиянием геополитических сдвигов. Соответственно, адаптация российского АПК к условиям членства в ВТО усложнилась необходимостью введения продовольственного эмбарго в ответ на западные санкции, реализованными со ссылкой на XX статью ГАТТ, в соответствии с которой государства имеют право вводить ограничения по соображениям национальной безопасности. При этом и санкции стран Евросоюза, и санкции России не были оспорены в ВТО.1

В то же время очевидно, что общее состояние агропромышленного комплекса России на текущий момент можно характеризовать в основном положительно, что обусловлено, прежде всего, реализацией государственных программ импортозаме-щения и, вероятно, довольно оперативным подстраиванием под требования ВТО. Вместе с тем, после 2020 года ситуация для России с точки зрения соблюдения обязательств в рамках ВТО может несколько осложниться, поскольку этот год является годом завершения всех оставшихся переходных периодов. В частности, будут отменены квоты на ряд видов продукции и должны быть обнулены экспортные сельскохозяйственные субсидии. Позднее, к 2023 г. прекратят свое существования и субсидии на маркетинг и транспорт. Какие же новые действия предпримет правительство Российской Федерации пока остается неизвестным.

Не стоит также забывать, что с недавнего времени актуальным стал вопрос реформирования ВТО, инициатором которого стали Соединенные Штаты Америки. Администрация Дональда Трампа с самого начала обрушилась на ВТО, ссылаясь

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

на то, что правила организации противоречат национальным интересам США, и в таком случае необходимо либо реформировать организацию, либо Штаты ее покинут. «Такая позиция выглядит абсолютно разрушительной, причем разрушителем выступает лично президент Дональд Трамп, который фактически порвал с политикой своих предшественников, начинавших еще с 1930-х годов и основания ГАТТ рассматривать торговлю с точки зрения взаимной выгоды, способствующей экономическому росту и формированию здоровых международных отношений».2

Европейский Союз, а также Китайская Народная Республика вместе с рядом других стран решили не дожидаться дальнейших действий со стороны США по поводу реформирования ВТО и в 2018 г. опубликовали свои предложения по реформированию данной организации. Однако такое мероприятие вряд ли поддержат Соединенные Штаты, которые и так блокируют процесс назначения новых арбитров. В связи с этим шансы на проведение реформы будут зависеть от готовности ее инициаторов противостоять позиции Вашингтона.

Всемирная торговая организация, действительно, нуждается в адаптации к современным экономическим условиям, и Российская Федерация намерена принять активное участие в реформировании организации, а также в обновлении многосторонних правил торговли. Необходимо оптимизировать базовые функции ВТО, в том числе и работу механизма по разрешению торговых споров, обеспечить своевременное и неукоснительное выполнение участниками ВТО своих обязательств в организации и усилить ее переговорную функцию. Россия прекрасно понимает необходимость существования такого института как Всемирная торговая организация и то, что на данном этапе в мире не существует альтернатив или аналогов ВТО. Главной причиной, по которой страна намерена принять активное участие в реформировании, является намерение добиться максимального соблюдения «правил игры» в мировой торговле, в то время как США стараются подстроить организацию под себя.

В то же время для российского АПК далеко не все зависит от членства в ВТО. После 2014 года, года начала введения санкций против нашей страны, ситуация в рассматриваемой области оказалась чрезвычайно запутанной. Как уже было упомянуто выше, ответом со стороны Российской Федерации стало ограничение импорта продовольственных товаров из стран, которые ввели санкции в отношении России. Соответственно, 6 августа 2014 г. Президентом Владимиром Путиным был подписан Указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», который вступил в силу с 7 августа 2014 г. 3 В соответствии с данным Указом утвержден перечень запрещенных к ввозу товаров агропромышленного комплекса, странами производителями которых являются США, страны ЕС, Канада, Норвегия и Австралия.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

В сформированный перечень запрещенных товаров попали сыры, молочная продукция, свинина, говядина, птица, фрукты и другие продукты. Тем не менее, позднее из списка была исключена часть товаров, заменить которые довольно сложно. В частности, в 2016 г. были исключены овощи и мясо, предназначенные для производства детского питания, однако в этот же год список был дополнен запретом на импорт соли. В соответствии с данными доклада Европарламента, опубликованного в 2017 г., российский запрет на ввоз продовольственных товаров и сырья уже к концу 2014 г. затронул европейские товары на сумму около 7,3 млрд долл., что составило около 47% всего агропродовольственного экспорта ЕС в Россию.

Введение санкций и эмбарго, сопровождающееся девальвацией рубля, привело к изменению структуры агропродовольственного рынка: часть иностранных компаний, а также часть российских, занимавшихся поставками импортной продукции на российские рынки, либо ушли, либо снизили свою долю. Такое положение дел привело к росту долей рынка у уже функционирующих крупных компаний, возникновению новых малых предприятий, а также росту доли собственных торговых марок торговых сетей. В результате российскими производителями была расширена собственная доля на рынках фруктовой, овощной, мясной и молочной продукции. В соответствии с оценками британской Financial Times, в 2013 году, до введения санкций западными странами и российских контрсанкций доля импортных продуктов питания на рынке России составила 35%, однако в 2018 г. данный показатель не превысил 20%.4

После введения эмбарго на продовольственные товары с целью обеспечения полноценного функционирования рынков агропромышленных товаров российским правительством был утвержден план мероприятий по содействию импорто-замещению в сельском хозяйстве. Реализация мероприятий по импортозамещению в условиях снижения конкуренции со стороны иностранных производителей на внутреннем рынке поспособствовала повышению производственной активности отраслей АПК. Однако из-за специфики агропромышленного комплекса за первые несколько лет, прошедших после введения эмбарго, динамика объемов производства основных видов продукции менялась не синхронно с появлением свободных рыночных ниш, что было также обусловлено неодинаковым по отраслям влиянием государственной программы поддержки, выхода на окупаемость инвестиционных проектов в животноводстве, стремлением нарастить объем производства мяса крупного рогатого скота, увеличить производство молочной продукции, фруктов, притом выпуск других видов продукции, таких как колбасы, стал сокращаться из-за меньшей востребованности.5 В таблице 1 показана доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах.

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Таблица 1

Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах в процентах6

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Мясо и птица, включая субпродукты 30,3 26,2 19,6 13,4 11,0 10,4 7,9

Говядина, включая субпродукты 59,9 59,0 57,3 48,1 40,0 40,9 40,7

Свинина, включая субпродукты 41,3 31,0 16,6 12,5 9,6 9,6 2,2

Мясо птицы, включая 14,0 12,8 10,0 5,5 5,0 4,4 4,3

субпродукты

Консервы мясные 25,1 20,0 13,7 9,0 7,5 7,3 7,2

Изделия колбасные 3,4 3,2 2,2 1,0 1,5 1,7 1,5

Масла животные 34,2 35,9 34,3 25,5 26,4 24,4 19,5

Сыры 47,8 48,0 37,3 23,3 28,2 27,3 29,0

Мука 0,7 1,5 0,9 0,8 1,9 1,3 0,9

Крупа 1,4 1,8 0,5 0,3 0,3 0,2 0,4

Масла растительные 16,3 19,0 14,4 17,4 16,7 14,7 18,1

Сухие молоко и сливки 48,4 60,5 49,4 56,4 59,1 52,6 37,4

Кондитерские изделия 12,5 12,0 9,3 5,9 6,1 6,7 7,5

Сахар 5,3 8,2 7,4 6,2 5,5 3,9 5,1

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что степень зависимости от импорта России по основным товарным группам сферы АПК стремится к сокращению. Тем не менее, остаются товары, доля импорта которых не сокращается, а наоборот немного увеличивается или колеблется в определенных интервалах. По большей части к этим товарам относятся такие, которые Россия пока еще не в силах заместить в виду, например, отсутствия в России природно-климатических условий для развития данной отрасли.

Ежегодно действие продовольственного эмбарго продлевается. К данному моменту импортозамещение достигло достаточно высокого уровня, благодаря чему произошло насыщение внутреннего рынка. В результате в 2018 г. перед агропромышленным комплексом появилась новая цель: переориентация импортозамеще-ния на развитие экспорта. В конце 2018 г. был разработан федеральный проект «Экспорт продукции АПК», целью которого стало «достижение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) в размере 45 млрд долл. США к кон-

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

цу 2024 года за счет формирования новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создания экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК».7 Данный проект предоставляет производителям продукции агропромышленного комплекса шанс не только занять хорошие позиции на внутреннем рынке, но и достигнуть успехов в мировой торговле.

Из-за действующих санкций российские импортеры и экспортеры оперативно сменили вектор развития внешнеторговых отношений на сотрудничество, прежде всего, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также СНГ, Южной Азии, Ближнего Востока и Африки. В то время как доля стран ЕС в структуре внешнеторгового оборота России за последние годы сократилась, доля стран АТР за этот период возросла. Важным событием стало подписание между Россельхознадзо-ром и Главным таможенным управлением Китая протокола о взаимных поставках мяса птицы и молочных продукции. В условиях торговой войны, развязанной США против КНР, это означает выход России на безграничный китайский рынок.

Помимо того, что правительство России развернуло план мероприятий по им-портозамещению, а затем разработало федеральный проект «Экспорт продукции АПК», государство так же осуществляет ряд программ государственной поддержки агропромышленного комплекса. Среди них госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, которая в 2018 г. была продлена до 2025 г., предусматривающая объем финансирования в 2,5 трлн руб. В дальнейшем планируется продление данной программы до 2030 г. Основной целью таких мер является не только продление сроков программы, но и дополнение ее новыми направлениями.8

Кроме того, с 2017 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» начала свое действие новая программа развития сельского хозяйства, целью которой является «обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала».9 На финансирование данной программы из средств федерального бюджета выделено 26,1 млрд руб., а из средств внебюджетных источников - 25,0 млрд руб.

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

45 0

В 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации была одобрена программа на 2020-2025 годы, направленная на сохранение доли сельского населения на уровне 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, а также с целью повышения доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%. Объем финансового обеспечения данной программы составит около 2,3 трлн

руб.10

Помимо госпрограмм и федеральных проектов государство выделяет субсидии направленные на повышение эффективности работы предприятий агропромышленного комплекса. Примером является субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, направленная на повышение инвестиций в данной сфере, возмещение сельскохозяйственным производителям части затрат, которые были понесены в ходе проведения агротехнологических работ, а также на облегчение подготовки посевных и уборочных работ.

Недавно было обнародовано распределение субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства бюджетам субъектов Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»11. Исходя из приведенных данных суммарный объем субсидий составляет порядка 11341,7 млн руб., а наибольшие суммы направлены в такие субъекты, как: Алтайский край - 880,1 млн руб., Омская область - 582,4 млн руб., Оренбургская область - 561,6 млн руб.

Кроме того, в 2019 году Правительство России продолжило развитие агро-страхования с целью обеспечения его максимальной доступности для аграриев. С 1 марта в законодательстве в силу вступили изменения, направленные на снижение стоимости страхового полиса для сельхозпроизводителей и повышение заинтересованности страховых организаций в развитии данного рынка. На 2019 год на страхование предусмотрена единая субсидия в размере 1,5 млрд руб. Помимо всего прочего, обеспечение страхования с господдержкой является одним из условий получения регионами полной государственной поддержки. По данным Национального союза агростраховщиков, в 2018 г. меры государственной поддержки вкупе с мероприятиями по развитию агрострахования позволили не только остановить падение агрорынка, но и обеспечить восстановительный рост во втором полугодии. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации прогнозирует новый механизм субсидируемого агрострахования, который позволит увеличить к 2020 году долю застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных до 16,7%, а застрахованной посевной площади - до 4,2%.12

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

В целом изменения в сфере российского АПК после присоединения России к ВТО происходили на фоне того, что торгово-экономические отношения России с развитыми и некоторыми развивающимися странами де-факто вышли за пределы юрисдикции ВТО. Поэтому, вместо мероприятий по преодолению «искажения рынков» во главы угла была поставлена тема импортозамещения. И это принесло результаты. Данный сектор экономики России, несмотря на большую зависимость от природно-климатических условий, влияние спроса, ограничений и запретов на реализацию продукции, а также несовершенную технологическую составляющую, на текущий момент времени демонстрирует в развитии и функционировании своего производства вполне неплохие результаты.

Впрочем, нельзя забывать и о «цене вопроса». Только в рамках ведомственного проекта Минсельхоза «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» государственная поддержка, осуществляемая посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, составила в 2018 году 64 млрд рублей, или 16% всего объема финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про-довольствия.13

Еще одна проблема, которую нельзя игнорировать при реализации программы импортозамещения, проявляется не в сфере производства, а в сфере потребления. Речь идет о некотором снижении (в условиях практически полного отсутствия внешней конкуренции) качества предлагаемой внутренним потребителям продукции. Например, по данным опроса «Комсомольской правды», более 80% респондентов признали, что в 2019 году качество продуктов в магазинах ухудшилось. О проблеме заговорили и на уровне руководства страны. Так, председатель правительства Дмитрий Медведев пригрозил во время встречи с сенаторами Роспотреб-надзору: «Если он с этим (контролем качества продуктов, - Ред.) не справится, тогда мы решим судьбу и этого ведомства».14

Что касается цен на продовольствие, то, по данным Росстата, их увеличение за последние годы было относительно незначительным. Так, по состоянию на декабрь 2017 года индекс цен к декабрю предыдущего года составил 101,07%, по состоянию на декабрь 2018 года - 104,66%. Последний имеющийся показатель за 2019 год составляет 101, 92%.15 Вместе с тем, если рассмотреть ситуацию с ценами в комплексе с отмеченным выше снижением качества продуктов в розничной продаже, то можно предположить, что рост цен оказался довольно заметным, однако довольно часто имел скрытый характер.

Несмотря на указанные проблемы итоги последних лет показали, что благодаря активной поддержке государства мер, направленных на импортозамещение и развитие экспорта, агропромышленный комплекс может улучшить свои позиции как в экономике страны, так и на мировых рынках. Одновременно Россия, несмотря

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

на все сложности функционирования международной торговой системы, не стала игнорировать свои обязательства в рамках ВТО. Наоборот, были предприняты все шаги для адаптации АПК к условиям протокола о присоединении России к ВТО. Более того, Россия выступает активным сторонником сохранения роли ВТО в качестве главного звена международной торговой системы с учетом необходимости реформирования ВТО с целью обеспечения условий для максимального соблюдения «правил игры» в международной торговле.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Грачева Д., Лемегова М. Россия в ВТО: экономические последствия / Вести Экономика, 21.07.2018 [Электронный ресурс] https://www.vestifinance.ru/articles/104273 (07.11.2019)

2 Портанский А.П. Что станет с ВТО в эпоху торговых войн Трампа / Информационное агентство РБК, 23.07.2018 [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/newspaper/2018/07/24/ 5Ь5582а69а79472й>3е08502 (07.11.2019)

3 Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) / Гарант.ру https://base.garant.ru/70711352/ (07.11.2019)

4 Российское продовольственное эмбарго в ответ на санкции ЕС и США. РИА Новости, 06.08.2019 [Электронный ресурс] https://ria.ru/20190806/1557173982.html (06.11.2019)

5 Оболенский В.П. Эффекты продовольственного эмбарго / Российский внешнеэкономический вестник, №2,2019 с. 52

6 Показатели, характеризующие импортозамещение в России, раздел «Торговля», доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://gks.ru/folder/11188

7 Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК» / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] http://mcx.ru/upload/iblock/c2a/c2a 05c48403632531fc69dc891db4a97.pdf (07.11.2019)

8 Минсельхоз планирует продлить госпрограмму развития сельского хозяйства РФ до 2030 года. Milknews - Новости и аналитика молочного рынка, 19.12.2018 [Электронный ресурс] https://milknews.ru/index/minselhoz-apk-gosprogramma.html (07.11.19)

9 Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] http://mcx.ru/activity/state-support/programs/technical-program/, с. 9 (07.11.2019)

10 Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] http://mcx.ru/ministry/departments/departament-razvitiya-selskikh-territoriy/industry-information/info-gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy/ с. 1 (07.11.2019)

11 Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЭ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» / КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_284360/ (07.11.2019)

12 Планы и перспективы развития АПК Российской Федерации на 2019 год / Кооперационный проект Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства «Германо-Российский аграрно-политический диалог» https://agrardialog.ru/files/prints/plani_i_ perspektivi_razvitiya_apk_rossiyskoy_federatsii_na_2019_god.pdf (07.11.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

13 Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2018 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс] http://mcx.ru/activity/state-support/programs/ program-2013-2020/ с. 12-13 (09.12.2019)

14 Цит. по: Зубов Михаил. Отрава со скидкой: качество продуктов питания в 2019 году резко упало. «Комсомольская правда», 13.02.2019 [Электронный ресурс] https://www. kp.ru/daily/26942.4/3992649/ (09.12.2019)

15 Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-2019 гг. на продовольственные товары. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (09.12.2019)

БИБЛИОГРАФИЯ:

Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2018 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс] http://mcx.ru/activity/state-support/programs/ program-2013-2020/ (09.12.2019) (Gosprogramma razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2013 -2020 gody. Nacional'nyj doklad o hode i rezul'tatah realizacii v 2018 godu gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya [Elektronnyj resurs])

Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] http://mcx.ru/ministry/departments/departament-razvitiya-selskikh-territoriy/ industry-information/info-gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-kompleksnoe-razvitie-selskikh-territoriy/ (07.11.2019) (Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij» / Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] )

Грачева Д., Лемегова М. Россия в ВТО: экономические последствия / Вести Экономика, 21.07.2018 [Электронный ресурс] https://www.vestifinance.ru/articles/104273 (07.11.2019) (Gracheva D., Lemegova M. Rossiya v VTO: ekonomicheskie posledstviya / Vesti Ekonomika, 21.07.2018 [Elektronnyj resurs])

Зубов М. Отрава со скидкой: качество продуктов питания в 2019 году резко упало. «Комсомольская правда», 13.02.2019 [Электронный ресурс] https://www.kp.ru/ daily/26942.4/3992649/ (09.12.2019) (Zubov M. Otrava so skidkoj: kachestvo produktov pitaniya v 2019 godu rezko upalo. «Komsomol'skaya pravda», 13.02.2019 [Elektronnyj resurs]) Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-2019 гг. на продовольственные товары. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (09.12.2019) (Indeksy potrebitel'skih cen po Rossijskoj Federacii v 1991-2019 gg. na prodovol'stvennye tovary. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs])

Минсельхоз планирует продлить госпрограмму развития сельского хозяйства РФ до 2030 года. Milknews - Новости и аналитика молочного рынка, 19.12.2018 [Электронный ресурс] https://milknews.ru/index/minselhoz-apk-gosprogramma.html (07.11.19) (Minsel'hoz planiruet prodlit' gosprogrammu razvitiya sel'skogo hozyajstva RF do 2030 goda. Milknews -Novosti i analitika molochnogo rynka, 19.12.2018 [Elektronnyj resurs] )

12 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

Оболенский В.П. Эффекты продовольственного эмбарго / Российский внешнеэкономический вестник, № 2, 2019, С. 52-53 (Obolenskij VP. Effekty prodovol'stvennogo embargo / Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik, № 2, 2019, S. 52-53)

Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК» / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] http://mcx.ru/upload/iblock/c2a/c2 a05c48403632531fc69dc891db4a97.pdf (07.11.2019) (Pasport federal'nogo proekta «Eksport produkcii APK» / Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs])

Планы и перспективы развития АПК Российской Федерации на 2019 год / Кооперационный проект Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства «Германо-Российский аграрно-политический диалог» [Электронный ресурс] https:// agrardialog.ru/files/prints/plani_i_perspektivi_razvitiya_apk_rossiyskoy_federatsii_na_2019_ god.pdf (07.11.2019) (Plany i perspektivy razvitiya APK Rossijskoj Federacii na 2019 god / Kooperacionnyj proekt Federal'nogo ministerstva prodovol'stviya i sel'skogo hozyajstva «Germano-Rossijskij agrarno-politicheskij dialog» [Elektronnyj resurs])

Показатели, характеризующие импортозамещение в России, раздел «Торговля», доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://gks.ru/folder/11188 (Pokazateli, harakterizuyushchie importozameshchenie v Rossii, razdel «Torgovlya», dolya importa otdel'nyh tovarov v ih tovarnyh resursah. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs])

Портанский А.П. Что станет с ВТО в эпоху торговых войн Трампа / Информационное агентство РБК, 23.07.2018 [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/newspaper/2018/07/24/ 5b5582a69a79472fb3e08502 (07.11.2019) (Portanskij A.P. CHto stanet s VTO v epohu torgovyh vojn Trampa / Informacionnoe agentstvo RBK, 23.07.2018 [Elektronnyj resurs])

Российское продовольственное эмбарго в ответ на санкции ЕС и США. РИА Новости, 06.08.2019 [Электронный ресурс] https://ria.ru/20190806/1557173982.html (06.11.2019) (Rossijskoe prodovol'stvennoe embargo v otvet na sankcii ES i SSHA. RIA Novosti, 06.08.2019 [Elektronnyj resurs] )

Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) / Гарант.ру https://base.garant.ru/70711352/ (07.11.2019) (Ukaz Prezidenta RF ot 6 avgusta 2014 g. N 560 «O primenenii otdel'nyh special'nyh ekonomicheskih mer v celyah obespecheniya bezopasnosti Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) / Garant.ru)

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] http://mcx.ru/activity/state-support/programs/technical-program/ (07.11.2019) (Federal'naya nauchno-tekhnicheskaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017 -2025 gody / Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs])

Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» / КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_284360/ (07.11.2019) (Federal'nyj zakon ot 05.12.2017 № 362-FZ «O federal'nom byudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov» / Konsul'tantPlyus)

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.