Научная статья на тему 'Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студентов'

Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5783
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / БИОМЕТРОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионов А.А., Софронов Н.Н.

В наши дни, одной из наиболее актуальных проблем является пропаганда здорового образа жизни, особенно среди молодежи. Задача вывести молодых людей из замкнутого круга, создаваемого алкоголем, сигаретами и особенно наркотиками, должна стать задачей номер один для нашего муниципального правительства, Здоровье молодого поколения (студентов) залог процветания нации. Поэтому в этой статье рассматриваются некоторые варианты решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студентов»

УДК 796.07; 796.034.2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

А.А. Ионов - кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Софронов - преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

ACTUAL PROBLEMS OF STUDENTS' HEALTHY LIFE-STYLE

FORMATION

A.A. Ionov - Candidate of Education, associate professor N.N. Sofronov - tutor The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: ionov_aleks@mail. ru

Ключевые слова: здоровый образ жизни, национальный приоритет, двигательная активность, физическая культура и спорт, биометрология, экологическое образование, экологическая безопасность, экологическое самосознание, экологическая этика, экологическое воспитание, ценностные ориентации личности.

Аннотация. В наши дни, одной из наиболее актуальных проблем является пропаганда здорового образа жизни, особенно среди молодежи. Задача вывести молодых людей из замкнутого круга, создаваемого алкоголем, сигаретами и особенно наркотиками, должна стать задачей номер один для нашего муниципального правительства, Здоровье молодого поколения (студентов) - залог процветания нации. Поэтому в этой статье рассматриваются некоторые варианты решения данной проблемы.

Key words: healthy life-style, national priority, motor activity, physical culture and sports, biometrology, environmental education, environmental safety, environmental ethics, environmental self-consciousness, ecological education, person's value orientation.

Summary. At present, the healthy life propaganda is one of the most acute and perplexing problems, especially when we talk about our young generation. It is desired by our municipal government to make the young people stop running around in circles of alcohol, cigarettes and especially drugs. The young generation (students) health is the only guarantee of the nation prosperity, and so this article covers some ways of solving this problem.

Сегодня национальным приоритетом является здоровый и образованный человек, поэтому наиболее актуальная из проблем воспитательной работы - проблема формирования здорового образа жизни студентов. Вызывает тревогу, что в молодежной среде употребление спиртных напитков (включая пиво), курение приобретают массовый характер. Число курящих среди студентов в некоторых учебных заведениях достигает 73 %. Отмечается употребление студентами наркотиков.

В связи с такими актуальными проблемами формирования здорового образа жизни студентов необходимо, прежде всего, на муниципальном уровне продолжить целенаправленную работу по формированию у студентов безопасного и ответственного

поведения, соблюдению общественной дисциплины и порядка, проявлению заботы о своем здоровье.

В учреждениях образования необходимо всемерно пропагандировать здоровый образ жизни, так как многие студенты не умеют и не стремятся быть здоровыми. Противодействовать распространению вредных привычек среди молодежи должны все: местная власть, учреждения образования, здравоохранения, средства массовой информации, общественность, церковь. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения. Составными элементами таких профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: разовые мероприятия, акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи и требует быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ, организация информационно-консультационной работы по предупреждению их употребления, привлечение специалистов и специально подготовленных молодых людей.

В то же время необходимо, чтобы воспитательная среда была несовместима с употреблением наркотических и психотропных веществ: дискотеки, походы и другие мероприятия должны исключать возможность их употребления. При планировании работы педагоги могут ориентироваться на следующие даты: 1 марта - Всемирный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом; 7 апреля - Всемирный день здоровья; третье воскресенье мая - Всемирный день памяти умерших от СПИДа; 31 мая - Всемирный день без табака; 1 декабря - Всемирный день профилактики СПИД.

Одним из ведущих направлений деятельности учреждений образования должно быть дальнейшее осуществление общегосударственной политики в области физической культуры, спорта и туризма по привлечению учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом, туризмом и краеведением. С этой целью в учреждениях образования рекомендуется проводить круглогодичные спартакиады по основным видам спорта, спортивные праздники, разнообразные мероприятия туристско-краеведческой направленности, как можно шире привлекать учащихся к активным, массовым занятиям физкультурой и спортом, при этом большая роль должна отводиться детско-юношеским клубам физической подготовки различной направленности. В каждом населенном пункте необходимо создавать условия для массовых занятий спортом. Нужно перестраивать работу спортивных школ, которые должны представлять собой многоступенчатую структуру - от детских спортивных секций до подготовки профессиональных спортсменов. Чемпионами не рождаются - их надо готовить многие годы, долго и кропотливо.

Должны проводиться собрания и так называемые выставки на муниципальном уровне по теме: «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни студентов в рамках системы образования и здравоохранения». На основании представленных материалов будет оценена целостность, системность и результативность работы, осуществляемой в учебных заведениях по формированию здорового образа жизни студентов. Особое внимание следует уделить разработке и представлению на выставке методических материалов и опыта работы по использованию современных здоровьесберегающих технологий, эффективных форм и методов воспитания культуры здорового образа жизни, литературных произведений, экологические КВН, интеллектуальные турниры «Экология и мы», диспуты «Экстремальная ситуация в современном городе. Как выжить?»; устраивать выставки декоративно-прикладного творчества, ярмарки и аукционы (изделий из природного материала, отходов производства и быта).

Усилия педагогов учреждений образования должны быть направлены на то, чтобы здоровому красивому внешнему облику студентов соответствовали богатое духовное содержание, высокая нравственность, желание быть нужным не только себе, но и своей Родине, народу. Особое внимание следует уделить освоению правил культурного поведения, вежливости, необходимых для жизни человека в обществе, искоренению хамства, сквернословия. Поэтому одним из важнейших факторов формирования культуры здоровья должно стать этическое воспитание молодежи.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в преодоления вредных привычек, приобщения учащихся к активным занятиям физкультурой и спортом.

Экологическое образование, экологизация общественного сознания являются решающим фактором обеспечения экологической безопасности, укрепления здоровья людей. По решению Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) Генеральная Ассамблея ООН объявила с января 2005 года по декабрь 2014 года Всемирную Декаду образования для устойчивого развития. Экологическая направленность образования декларирована в качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере образования, а в качестве цели образовательного процесса, определено формирование экологического самосознания, экологической этики и радиоэкологической культуры учащейся молодежи. Естественно наиболее эффективными формами и методами работы с детьми в сфере экологического воспитания являются следующие:

• исследовательская деятельность по изучению природы родного края, его биоразнообразия, описание и оценка состояния экосистемы; деятельность в системе мониторинговых исследований; инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации (карт, схем, таблиц, описаний и т.д.);

• практическая деятельность по охране природы: участие в проектировании ландшафтов, благоустройстве и озеленении территорий школ, дворов и поселков; принятие мер по охране местных видов растений и животных; создание учебной экологической тропы и микрозаказников; участие в работе школьных лесничеств, защита объектов природы от

разрушения (лесовосстановление, борьба с эрозией и т. д.);

• проектная деятельность (участие в международных, республиканских, местных, телекоммуникационных проектах);

• экологический, семейный туризм и агротуризм; эколого-краеведческая деятельность, изучение истории и культуры родного края, обычаев и т. д.

Большую роль играет экологизация учебно-воспитательной среды посредством специальных технологий, таких как аквариумистика, террариумистика, декоративное птицеводство, комнатное растениеводство и т.д. Актуальна агитационно-пропагандистская работа, которая включает проведение операций «Озеленение и благоустройство», «Зеленая аптека», «Птицеград», «Кормушка», «Первоцветы», «Муравейники», «Лес - наш друг», акций «День Земли», «День воды» и др., выпуск бюллетеней, брошюр, листовок, памяток. Рекомендуется организовывать выступления экотеатров, агитбригад, информировать население о состоянии окружающей среды, выпуски радиопередач, газет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой - домашним делам, третий -занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости вес время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения, С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой - они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровий образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности; Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешение которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательны (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональные (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов.

Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую,

индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности - ее самосознания.

В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) на здоровье человека.

На основе обширного материала биометрология (наука, занимающаяся изучением зависимости самочувствия от погоды) разработала своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт северного полушария. Так, зимой грипп и простудные заболевания встречаются чаще, чем летом, однако, если стоит сухая зима, болеют меньше; если погода с резкими колебаниями температуры, то сила ее воздействия сравнивается с уроном здоровью, наносимым эпидемиями. Воспалением легких чаще болеют в январе; пик язвенных кровотечений приходится на февраль; ревматизм обостряется в апреле. Для зимы и лета характерны кожные заболевая.

«Сезонно» работают и эндокринные железы; зимой основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности; весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивости настроения.

На самочувствие оказывает влияние и изменение электромагнитного поля. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.

Установлено, что всплески солнечной активности разогревают внешние слои атмосферы Земли, меняют их плотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излучений вторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ее изменения у человека.

Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека. Нарушение экологического равновесия или так называемые экологические ножницы опасны срывом механизма адаптации человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений; профессиональными заболеваниями на неподготовленность к новым профессиям; нервно-психической неустойчивостью на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение химического состава окружающей среды.

Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья, физической подготовленностью. Адаптационные особенности человека зависят от типа его нервной системы. Слабый тип (меланхолический) приспосабливается труднее и часто подвержен серьезным срывам. Сильный, подвижный тип (сангвинистический) психологически легче приспосабливается к новым условиям.

В то же время, как показали специальные исследования, у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека.

Наша задача уметь управлять адаптацией студентов, что включает в себя всевозможные профилактические мероприятия по уже имеющимся заболеваниям, и

повышение неспецифической устойчивости организма студентов к вредным факторам с помощью занятий спортом, рационального режима дня и питания, отказ от вредных привычек, т.е. формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Травмы при занятиях физической культурой / В.К. Бальсевич. - М., 2002. - 208 с.

2. Друзь, В.А. Спортивная тренировка и организм / В.А. Друзь. - Киев : Здоровья, 1988. - 123 с.

3. Лихачев, А. Физическая культура / А. Лихачев. - М. : Прометей, 1998. - 231 с.

4. Межуев, В.Б. Основа основ / В.Б. Межуев // Физическая культура. - 2002. - № 2. - С. 24-26.

Literature

1. Balsevich, V.K. Physical activity injuries / V.K. Balsevich. - Moscow, 2002. - 208 рр.

2. Druz, V.A. The organism sport training / V.A. Druz. - Kyev : Zdorovye, 1988. - 123 pp.

3. Likhatchev, A. Physical culture / A. Likhatchev. - Moscow: Prometei, Jurait, 1998. - 231 pp.

4. Mezhyev, V.B. The pivot of basis / V.B. Mezhyev // Physical culture. - 2002. - V. 2. - P. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.