культура здоровья как инструмент формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов
Рыбчинская С.П.
Культура здоровья является основным на сегодняшний день, опробованным и результативным инструментом формирования мотивации кЗОЖ. Получив знания о том, что же такое здоровый образ жизни в действительности, составив свою индивидуальную (учитывающую непосредственно личные данные) программу оздоровления, молодой человек может ее осознано реализовать в жизнь, сохраняя свое собственное здоровье.
Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесбережение, здоровьесбере-гающие технологии.
В современном Российском обществе, на данном этапе его социокультурного развития, как никогда актуальным становится вопрос о здоровье населения - это является одной из основных и приоритетных задач нашего правительства. За последние 20 лет переходного периода от советского к российскому, от социализма к капитализму в ходе, не всегда положительно сказавшихся на психологическом здоровье населения, реформ вопрос о здоровье и здоровье сбережении становится все более значимым.
Фундамент здоровья человека закладывается с раннего детства и определяется его возрастными особенностями и влиянием условий окружающей среды на растущий организм.
Еще в начале XX столетия известный русский педиатр Н.П. Гундобин говорил: «Задача современной медицины, в широком значении этого слова, - предупредить развитие болезни. К кому же, как ни к детям, она должна быть применена, к детям - будущим членам общества» [1]. Соответственно, здоровье наших учащихся уже в значительной степени сформировано и складывается из того уровня здоровья, которое дали ему родители, детский сад, школа, общество. На протяжении последних десятков лет состояние здоровья учащихся резко снизилось.
Обоснованную тревогу вызывает состояние детей и подростков. Исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показали, что по уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники мало отличаются от городских. Серьезные опасения вызывает резкий подъем частоты социально-обусловленных болезней, распространение экологически детерминированных заболеваний и значительно ухудшившиеся в последнее десятилетие показатели
физического развития детей. Болезни, характерные для технократической цивилизации, не обошли стороной и нашу страну. Число детей и подростков, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет. Уже при поступлении в школу эти болезни выявляются у детей (около 50 %), а к окончанию школы показатели достигают 80-90 %. Наибольшее распространение и бурный рост имеют аллергические и гастроэнтерологические заболевания, что ставит перед современной школой еще одну сложную задачу - решение проблемы организации сбалансированного питания для таких детей. С начала 1990-х гг. более чем в 3 раза увеличилось число школьников, имеющих сердечно-сосудистые заболевания.
Наркомания и алкоголизм, появившиеся в последние годы, среди детей и подростков - реалии, с которыми приходится ежедневно сталкиваться в процессе обучения и воспитания современному педагогу.
По данным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко, в настоящее время национальная политика здравоохранения во многих странах мира развивается под ощутимым влиянием Глобальной и региональных стратегий Всемирной Организации Здравоохранения по достижению здоровья для всех. Улучшение показателей здоровья, в основном, достигается через решение следующих реальных практических задач: укрепление и расширение здорового образа жизни населения, снижение распространенности вредных для здоровья привычек, поведения и питания, оздоровление окружающей среды.
Основными факторами здоровья являются: - отношение к прошлому и будущему - в значительной степени большинство негативных сторон
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
в здоровье, сокращение продолжительности жизни за ее последние десятилетия связаны с ломкой представлений об историческом опыте человечества, игнорированием норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений. К этой группе факторов следует отнести, прежде всего, эволюционную и генетическую сущность человека;
- отношение к себе как индивидууму - личности;
- фактор личной гигиены;
- рациональное регулирование деятельности внутренних органов: выработка полезных для здоровья стереотипов, привычек в жизни, деятельности;
- значение адекватной самооценки для здоровья человека велико, потому что оно является исходным элементом для формирования эмоций, то есть соотношением результатов собственной деятельности с последствиями ее реальной ситуации, а, следовательно, со стрессом;
- выбор интересов, профессий, видов деятельности соответствующих способностям, наклонностям и интересам, то, что называется найти себя, свое амплуа, свое место в жизни;
- отношение к семье, коллективу, обществу. Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном
(социальном):
- физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека, как саморегулирующаяся система, функционирует и развивается нормально;
- психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств;
- нравственное (социальное) здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами [2].
Как показывают опросы, проводимые мной в начале занятий по культуре здоровья, студенты третьего курса имеют весьма смутные представления о здоровье, здоровьесбережении и здоровьесбере-гающих технологиях, обладают скорее обрывочными, а, зачастую, и неверными знаниями в этой области. Призывы к здоровому образу жизни, как правило, воспринимаются ими как популизм, совершенно не ненужный в их повседневной жизни.
Само понятие ЗОЖ стало неким клише, частично потерявшим свое первоначальное значение. Но человек не может осознано заниматься своим здоровьем и сохранением его ресурсов, не имея об этом ни малейшего представления.
Основными факторами риска для здоровья являются следующие:
- некачественное, несбалансированное питание, избыточный вес;
- отсутствие сформированной физической активности, осознанной потребности в регулярной физической тренировке, гиподинамия, недостаточный объём оздоровительной двигательной деятельности;
- экологически неблагоприятные условия (труда, жилья, отдыха);
- беспорядочный режим труда и отдыха;
- недостаточные сон и восстановление, перегрузки;
- злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, табакокурение;
- вредность «пьяного зачатия», несоблюдение норм поведения в быту, семье, отрицательное влияние на детей родителей, учителей, не соблюдающих требования здорового образа жизни;
- неудовлетворенность жизнью, работой, положением в семье, одиночество, недостаток общения;
- длительная фиксация сознания на неудачах, ошибках, стрессовых состояниях;
- вредные для здоровья эмоции (злоба, зависть, агрессивность);
- отсутствие или неясность цели в жизни;
- отсутствие или недооценка менталитета здоровья;
- низкий уровень общей, нравственной, духовной, физической культуры, отсутствие здорового стиля жизни;
- недооценка здоровья в иерархии потребностей человека;
- незнание людей о возможностях укрепления здоровья или соответствующие знания не стали для них правилом здоровой жизни;
- физиологические состояния, влияющие на жизнедеятельность человека (период полового созревания, климакс, старость);
- слабое участие средств массовой информации в активной пропаганде здоровья [3].
Одними из важнейших отрицательных факторов в данной цепи, влияющих на здоровье, являются нерациональное питание, гиподинамия, алкоголизм, наркомания.
Проводимые мной в течение четырех лет исследования показывают, что у старших школьников (10-11 классы) и студентов (1-5 курс) показатели здоровья значительно снижаются (у некоторых до 30 %), нарастает агрессивность, появляются многие хронические заболевания. То есть к моменту окончания профессиональной подготовки общество получает не только дипломированного специалиста, но и человека с низким уровнем здоровья, что в корне неправильно.
Среди опрошенных респондентов было выявлено 25,3 ± 3,2 % студентов, имеющих хронические заболевания. Из них 53,7 ± 4,5 % состоят на диспансерном учете. При этом, как показывают полученные данные, число студентов, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет - с 17,4 % в 2007 г. до 28,4 % в 2010 г.
Из факторов, мешающих заниматься своим здоровьем, студенты отметили недостаток времени - 35,0 ± 1,5 %, материальные затруднения -19,0 ± 1,2 %, отсутствие условий - 17,3 ± 1,2 %, и лень - 16,9 ± 1,2 %.
Задумываются о своем здоровье 17,0 ± 0,8 % опрошенных студентов, считают себя здоровыми 11,2 ± 0,7 %, занимаются спортом 8,7 ± 0,6 %, воздерживаются от вредных привычек 13,0 ± 0,7 %.
Анализ ответов респондентов показал: не курят -52,5 ± 5,0 % юношей и 81,7 ± 2,1 % девушек. Курят 1-5 лет - 20,2 ± 4,0 % юношей и 6,3 ± 1,3 % девушек, нерегулярно курят 7,1 ± 2,6 % и 9,0 ± 1,6 % соответственно. Юноши курят более часто, что является статистически достоверным. Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3 ± 4,7 % юношей, 41,7 ± 2,7 % девушек. Один раз в месяц - 19,8 ± 3,8 % и 10,9 ± 1,7 % соответственно, не употребляют 20,7 ± 3,8 % и 38,6 ± 2,7 % соответственно. Юноши более часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно. Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ.
Свободного времени у учащихся недостаточно. Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями - 21,1 ± 1,1 %, спать - 19,3 ± 1,1 %, т. е. досуг молодых людей не обеспечивает восстановление затраченных сил после учебной деятельности. Для оптимального восстановления сил молодежи необходимы занятия физкультурой и спортом, а из опрошенных студентов лишь 11,3 ± 1,3 % занимаются утренней гимнастикой. Ходят на занятия физкультурой 54,0 ± 2,1 % студентов, посещают спортивные секции 34,7 ± 2,0 %.
Питание студентов однообразное и беспорядочное. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время.
Исследование репродуктивного здоровья студентов показало, что 68,7 ± 2,2 % живут половой жизнью, причем, большинство из них имеют постоянного полового партнера - 84,4 ± 2,1 %. Из живущих половой жизнью 82,9 ± 2,2 % применяют методы контрацепции.
Однако у студентов прошедших курс: «Культура Здоровья» эти показатели значительно выше, чем у их сверстников, что, в свою очередь, говорит о некой положительной динамике.
Именно культура здоровья является инструментом формирования мотивации к ЗОЖ , получив знания о том, что же такое здоровый образ жизни в действительности, составив свою индивидуальную (учитывающую непосредственно личные данные) программу оздоровления, молодой человек может ее осознано реализовать в жизнь, сохраняя свое собственное здоровье .
литература
1. Васильева О.С. Роль образования в сфере психологии здоровья в формировании системы гуманистических ценностей // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 5-6. - С. 44-49.
2. Васильева О.С. Здоровьесберегающие технологи в образовании как стратегический аспект управления будущим // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека. - Ростов-на-Дону, 2010. - С. 228-230.
3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. проф. Г.С. Никифорова. Раздел: Детский и подростковый возраст / О.В. Украинец, А.А. Гаврилина. - СПб.: Речь, 2007.
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология и культура здоровья: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. - 176 с.
5. Васильева О.С. Формирование культуры здоровья в поликультурном образовательном пространстве школы // Формирование культуры здоровья в образовательном пространстве школы: сборник трудов. - Ростов-на-Дону, 2011. - С. 40-49.
6. Активные формы социально-психологического обучения / отв. ред. В.В. Дударев. - М., 2000.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2007.
8. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. -М.: Сфера, 2005.
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. -М.: Аспект-Пресс, 2001. - 301 с.