Научная статья на тему 'Культура здоровья как инструмент формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов'

Культура здоровья как инструмент формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1232
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / CULTURE OF HEALTH / ZDOROVESBEREZHENIYA / SCHOOL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбчинская Светлана Петровна

Культура здоровья является основным на сегодняшний день, опробованным и результативным инструментом формирования мотивации к ЗОЖ. Получив знания о том, что же такое здоровый образ жизни в действительности, составив свою индивидуальную (учитывающую непосредственно личные данные ) программу оздоровления, молодой человек может ее осознано реализовать в жизнь, сохраняя свое собственное здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ealth culture as a tool to motivate the formation of a healthy lifestyle among students

Culture of Health is the main, to date, proven and effective tool motivation for the formation of healthy lifestyles. Having knowledge of what a healthy lifestyle in real life, making their individual (taking into account directly to personal data) recovery program young person can consciously realize it in life, while maintaining their own health.

Текст научной работы на тему «Культура здоровья как инструмент формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов»

культура здоровья как инструмент формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов

Рыбчинская С.П.

Культура здоровья является основным на сегодняшний день, опробованным и результативным инструментом формирования мотивации кЗОЖ. Получив знания о том, что же такое здоровый образ жизни в действительности, составив свою индивидуальную (учитывающую непосредственно личные данные) программу оздоровления, молодой человек может ее осознано реализовать в жизнь, сохраняя свое собственное здоровье.

Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесбережение, здоровьесбере-гающие технологии.

В современном Российском обществе, на данном этапе его социокультурного развития, как никогда актуальным становится вопрос о здоровье населения - это является одной из основных и приоритетных задач нашего правительства. За последние 20 лет переходного периода от советского к российскому, от социализма к капитализму в ходе, не всегда положительно сказавшихся на психологическом здоровье населения, реформ вопрос о здоровье и здоровье сбережении становится все более значимым.

Фундамент здоровья человека закладывается с раннего детства и определяется его возрастными особенностями и влиянием условий окружающей среды на растущий организм.

Еще в начале XX столетия известный русский педиатр Н.П. Гундобин говорил: «Задача современной медицины, в широком значении этого слова, - предупредить развитие болезни. К кому же, как ни к детям, она должна быть применена, к детям - будущим членам общества» [1]. Соответственно, здоровье наших учащихся уже в значительной степени сформировано и складывается из того уровня здоровья, которое дали ему родители, детский сад, школа, общество. На протяжении последних десятков лет состояние здоровья учащихся резко снизилось.

Обоснованную тревогу вызывает состояние детей и подростков. Исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показали, что по уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники мало отличаются от городских. Серьезные опасения вызывает резкий подъем частоты социально-обусловленных болезней, распространение экологически детерминированных заболеваний и значительно ухудшившиеся в последнее десятилетие показатели

физического развития детей. Болезни, характерные для технократической цивилизации, не обошли стороной и нашу страну. Число детей и подростков, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет. Уже при поступлении в школу эти болезни выявляются у детей (около 50 %), а к окончанию школы показатели достигают 80-90 %. Наибольшее распространение и бурный рост имеют аллергические и гастроэнтерологические заболевания, что ставит перед современной школой еще одну сложную задачу - решение проблемы организации сбалансированного питания для таких детей. С начала 1990-х гг. более чем в 3 раза увеличилось число школьников, имеющих сердечно-сосудистые заболевания.

Наркомания и алкоголизм, появившиеся в последние годы, среди детей и подростков - реалии, с которыми приходится ежедневно сталкиваться в процессе обучения и воспитания современному педагогу.

По данным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко, в настоящее время национальная политика здравоохранения во многих странах мира развивается под ощутимым влиянием Глобальной и региональных стратегий Всемирной Организации Здравоохранения по достижению здоровья для всех. Улучшение показателей здоровья, в основном, достигается через решение следующих реальных практических задач: укрепление и расширение здорового образа жизни населения, снижение распространенности вредных для здоровья привычек, поведения и питания, оздоровление окружающей среды.

Основными факторами здоровья являются: - отношение к прошлому и будущему - в значительной степени большинство негативных сторон

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

в здоровье, сокращение продолжительности жизни за ее последние десятилетия связаны с ломкой представлений об историческом опыте человечества, игнорированием норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений. К этой группе факторов следует отнести, прежде всего, эволюционную и генетическую сущность человека;

- отношение к себе как индивидууму - личности;

- фактор личной гигиены;

- рациональное регулирование деятельности внутренних органов: выработка полезных для здоровья стереотипов, привычек в жизни, деятельности;

- значение адекватной самооценки для здоровья человека велико, потому что оно является исходным элементом для формирования эмоций, то есть соотношением результатов собственной деятельности с последствиями ее реальной ситуации, а, следовательно, со стрессом;

- выбор интересов, профессий, видов деятельности соответствующих способностям, наклонностям и интересам, то, что называется найти себя, свое амплуа, свое место в жизни;

- отношение к семье, коллективу, обществу. Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном

(социальном):

- физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека, как саморегулирующаяся система, функционирует и развивается нормально;

- психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств;

- нравственное (социальное) здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами [2].

Как показывают опросы, проводимые мной в начале занятий по культуре здоровья, студенты третьего курса имеют весьма смутные представления о здоровье, здоровьесбережении и здоровьесбере-гающих технологиях, обладают скорее обрывочными, а, зачастую, и неверными знаниями в этой области. Призывы к здоровому образу жизни, как правило, воспринимаются ими как популизм, совершенно не ненужный в их повседневной жизни.

Само понятие ЗОЖ стало неким клише, частично потерявшим свое первоначальное значение. Но человек не может осознано заниматься своим здоровьем и сохранением его ресурсов, не имея об этом ни малейшего представления.

Основными факторами риска для здоровья являются следующие:

- некачественное, несбалансированное питание, избыточный вес;

- отсутствие сформированной физической активности, осознанной потребности в регулярной физической тренировке, гиподинамия, недостаточный объём оздоровительной двигательной деятельности;

- экологически неблагоприятные условия (труда, жилья, отдыха);

- беспорядочный режим труда и отдыха;

- недостаточные сон и восстановление, перегрузки;

- злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, табакокурение;

- вредность «пьяного зачатия», несоблюдение норм поведения в быту, семье, отрицательное влияние на детей родителей, учителей, не соблюдающих требования здорового образа жизни;

- неудовлетворенность жизнью, работой, положением в семье, одиночество, недостаток общения;

- длительная фиксация сознания на неудачах, ошибках, стрессовых состояниях;

- вредные для здоровья эмоции (злоба, зависть, агрессивность);

- отсутствие или неясность цели в жизни;

- отсутствие или недооценка менталитета здоровья;

- низкий уровень общей, нравственной, духовной, физической культуры, отсутствие здорового стиля жизни;

- недооценка здоровья в иерархии потребностей человека;

- незнание людей о возможностях укрепления здоровья или соответствующие знания не стали для них правилом здоровой жизни;

- физиологические состояния, влияющие на жизнедеятельность человека (период полового созревания, климакс, старость);

- слабое участие средств массовой информации в активной пропаганде здоровья [3].

Одними из важнейших отрицательных факторов в данной цепи, влияющих на здоровье, являются нерациональное питание, гиподинамия, алкоголизм, наркомания.

Проводимые мной в течение четырех лет исследования показывают, что у старших школьников (10-11 классы) и студентов (1-5 курс) показатели здоровья значительно снижаются (у некоторых до 30 %), нарастает агрессивность, появляются многие хронические заболевания. То есть к моменту окончания профессиональной подготовки общество получает не только дипломированного специалиста, но и человека с низким уровнем здоровья, что в корне неправильно.

Среди опрошенных респондентов было выявлено 25,3 ± 3,2 % студентов, имеющих хронические заболевания. Из них 53,7 ± 4,5 % состоят на диспансерном учете. При этом, как показывают полученные данные, число студентов, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет - с 17,4 % в 2007 г. до 28,4 % в 2010 г.

Из факторов, мешающих заниматься своим здоровьем, студенты отметили недостаток времени - 35,0 ± 1,5 %, материальные затруднения -19,0 ± 1,2 %, отсутствие условий - 17,3 ± 1,2 %, и лень - 16,9 ± 1,2 %.

Задумываются о своем здоровье 17,0 ± 0,8 % опрошенных студентов, считают себя здоровыми 11,2 ± 0,7 %, занимаются спортом 8,7 ± 0,6 %, воздерживаются от вредных привычек 13,0 ± 0,7 %.

Анализ ответов респондентов показал: не курят -52,5 ± 5,0 % юношей и 81,7 ± 2,1 % девушек. Курят 1-5 лет - 20,2 ± 4,0 % юношей и 6,3 ± 1,3 % девушек, нерегулярно курят 7,1 ± 2,6 % и 9,0 ± 1,6 % соответственно. Юноши курят более часто, что является статистически достоверным. Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3 ± 4,7 % юношей, 41,7 ± 2,7 % девушек. Один раз в месяц - 19,8 ± 3,8 % и 10,9 ± 1,7 % соответственно, не употребляют 20,7 ± 3,8 % и 38,6 ± 2,7 % соответственно. Юноши более часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно. Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ.

Свободного времени у учащихся недостаточно. Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями - 21,1 ± 1,1 %, спать - 19,3 ± 1,1 %, т. е. досуг молодых людей не обеспечивает восстановление затраченных сил после учебной деятельности. Для оптимального восстановления сил молодежи необходимы занятия физкультурой и спортом, а из опрошенных студентов лишь 11,3 ± 1,3 % занимаются утренней гимнастикой. Ходят на занятия физкультурой 54,0 ± 2,1 % студентов, посещают спортивные секции 34,7 ± 2,0 %.

Питание студентов однообразное и беспорядочное. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время.

Исследование репродуктивного здоровья студентов показало, что 68,7 ± 2,2 % живут половой жизнью, причем, большинство из них имеют постоянного полового партнера - 84,4 ± 2,1 %. Из живущих половой жизнью 82,9 ± 2,2 % применяют методы контрацепции.

Однако у студентов прошедших курс: «Культура Здоровья» эти показатели значительно выше, чем у их сверстников, что, в свою очередь, говорит о некой положительной динамике.

Именно культура здоровья является инструментом формирования мотивации к ЗОЖ , получив знания о том, что же такое здоровый образ жизни в действительности, составив свою индивидуальную (учитывающую непосредственно личные данные) программу оздоровления, молодой человек может ее осознано реализовать в жизнь, сохраняя свое собственное здоровье .

литература

1. Васильева О.С. Роль образования в сфере психологии здоровья в формировании системы гуманистических ценностей // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 5-6. - С. 44-49.

2. Васильева О.С. Здоровьесберегающие технологи в образовании как стратегический аспект управления будущим // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека. - Ростов-на-Дону, 2010. - С. 228-230.

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. проф. Г.С. Никифорова. Раздел: Детский и подростковый возраст / О.В. Украинец, А.А. Гаврилина. - СПб.: Речь, 2007.

4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология и культура здоровья: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. - 176 с.

5. Васильева О.С. Формирование культуры здоровья в поликультурном образовательном пространстве школы // Формирование культуры здоровья в образовательном пространстве школы: сборник трудов. - Ростов-на-Дону, 2011. - С. 40-49.

6. Активные формы социально-психологического обучения / отв. ред. В.В. Дударев. - М., 2000.

7. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2007.

8. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. -М.: Сфера, 2005.

9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. -М.: Аспект-Пресс, 2001. - 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.