Научная статья на тему 'Актуальные проблемы формирования мировоззрения и психологическая целостность человека'

Актуальные проблемы формирования мировоззрения и психологическая целостность человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
МИРОВОЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Московский В.В.

В статье проанализирована мировозренческая безопасность человека как способность человека принимать сам факт перемен, обрабатывать поступающую информацию опираясь на принцип различения, принцип умеренности, а также формировать в сознании человека мозаичное восприятие мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF FORMATION OF PEACE WORLDWIDE AND PSYCHOLOGICAL INTEGRITY OF THE PERSON

The article analyzes the human security of the world as a person's ability to accept the very fact of change, process incoming information based on the principle of discrimination, the principle of moderation, and also to form in the human mind a mosaic perception of the world.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы формирования мировоззрения и психологическая целостность человека»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Московский В.В.

к. психолог. н

" Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;

но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий "

Козьма Прутков

В современном мире все меняется и не просто меняется, а меняется в ускоренном темпе. Информация стала напоминать горный поток, который устремленно несется набирая скорость. По оценкам аналитиков в ближайшие два года объем информации в нашем мире будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а обьем корпоративных данных в тот же период будет возрастать в 50 раз. Впервые в известной нам истории человечества мы сталкиваемся с необходимостью обрабатывать такой колосальный поток информации, что несомненно бросает вызов человеку и его способности адекватно обрабатывать информацию, усваивать ее, оставаясь при этом устойчивым к психоэмоциональной деформации, а так же сохраняя устойчивую способность к созидательной жизни и деятеьности. По мимо изменения объема информации, изменяется ее содержание, в угоду рыночной экономики и формированию идеологии "человек - потребитель", появляются все новые и новые программы, системы влияния на потребительский спрос и выбор человека в пользу того или иного товара, в пользу того или иного направления мысли и действия. Что безусловно не проходит не замеченным для психики человека, заставляя его адаптироваться в силу индивидуальных способностей и навыков обработки разнородной информации.

Необходимо помнить так же, что и среда обитания, частью которой являемся человек не ограничивается биосферой, литосферой, атмосферой и гидросферой, так как наша среда не только жизненная, но и разумно-мыслительная. Предложенная В.И. Вернадским ноосфера (сфера разума) загрязнена отходами интеллектуального производства, идеологической деятельности не менее, чем биосфера отходами технического производства. Как следствие увеличения объема информации проходящей через сознание человека, мы можем предпологать повышение угрозы целостного мировосприятия и осложнение экологической ситуации в сознание человека. Информационный перегруз и ухудшение экологии сознания человека непременно приводит к писхоэмоцио-нальной деформации и античеловечному, потребительскому поведению индивида. Между тем для создания своего рода "фильтра", средства повышающего экологию сознания и обеспечивающего мировозренческую безопасность, необходимо принять наличие следующих неизменно-присутствующих факторов:

а. Перемены

б. Принципы обработки информации

в. Выбор

Едва ли возможно оспорить наличие перемен в прошлом, настоящем и будую-щем, по этому сразу преходим к пункту б. Принципы обработки информации.

Принципы, по которым человек обрабатывает информацию, можно сравнить с принципами обработки информации компьютером, так как оба эти алгорита между собой схожи. Для того, чтоб компьютер смог обработать входящую информацию, необходимо, наличие в машине определенных алгоритмов работы и обработки иформации, компьютер должен быть снабжен такими алгоритмами и должен уметь применять их поступающей информации с тем, чтобы "правильно" преобразовать ее в выходные

данные. Точно так же и человек способен научиться "правильно" преобразовывать информацию загружаяя ее во выходные данные своего сознания.

Мир и все вокруг человеку свойственно воспринимать правильно или не правильно, следствием правильного восприятия является жизнь, в то время как следствием неправильного восприятия является смерть. Для простоты и наглядности приведем следующий пример: "Люди могут жить в гармонии с природой и другими людьми". Используя при этом природоподобные технологии - правильное восприятие. Или "Люди могут принимать других людей за рабов, созданий заведомо нисшего уровня развития, которых можно эксплуатировать как скот". Формируя мировозрение и благоприятную среду для создания "служебного человека"1 - неправильное восприятие. Условно говоря происходит разделение на "хорошо", "плохо" или "белое" и "черное". Это и есть основной, первичный принцип обработки информации, который называется принципом различения. Допускаем, что представление о «правильности» у разных людей может меняться в зависимости от нравственных, эстетических, политических и философских взглядов. Не смотря на это необходимо помнить о природном, данном каждому человеку, индикаторе «правильности» преобразования информации в сознание человека через совесть. На помощь совести приходит ещё одно врождённое качество присущее человеку - это чувство меры (умеренности), оно и является вторым принципом обработки информации. В зависимости от "правильного" или "неправильного", "умеренного" или "безмерного" восприятия информации формируется то или иное мировозрение, которое, как солцезащитные очки, создает представление человека о том, что его окружает и как ему с этим взаимодействовать. Мировозрение - это совокупность принципов, взглядов убеждений, которые определяют отношение человека к окружающему миру и самому себе2. Мировозрениий сегодня представлено большое множество. Для осзнания того, что при всем множестве существующих мировозрений все их можно свести всего к двум моделям восприятия мира (обработки информации):

1. Калейдоскопическое восприятие мира при котором люди считают - все случайно, кругом хаос, причинно-следственные связи отсутствуют3;

2. Мозаичное восприятие мира - мир един и целостен, все упорядочено, все взаимосвязано и взаимозависимо, все процессы и явления связаные с мерой развития4.

Калейдоскопическое восприятие является тупиковым ибо возрастание информационных потокв без их взаимосвязи и систематизации в сознании человека не формирует ничего, кроме множества разрзненных фактов, которые по мере накопления превращаются для сознания в экологическое бедствие, ведущие к катастрофе. Следует учесть тот факт, что сознание человека оснощено короткосрочной и долгосрочной памятью. Разрозненная фактологическая информация без должных взаимосвязей из ко-роткосрочной памяти в долгосрочную память практически не перегружается, более того она достаточно быстро удаляется из сознания вообще. В качестве примера можно привести группу студентов готовящихся к экзамену и успешно его сдающих. Без практического применения, теоретическая информация полученая во время подготовки более чем на 70% стирается из сознания большинства студентов уже через 6 месяцев. Так действует механизм естейственной информационной чистки сознания. С одной стороны эта чистка приносит пользу разгружая сознание, с другой стороны без понимания

1 Огенограмма выступления М.В.Ковальчука в Совете Федерации 30 сентября 2015 года. Шр://йг-science.ru/2015/10/08/^Шр1ете -ткЪаЛа-коуа1Лика-у^£/

2 Филосовский словарь http://enc-dic.com/phi1osophy/Mirovozzrenie-1385.htm1

3 Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики-процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (19972003 гг.) стр.301

4 Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики-процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (19972003 гг.) стр.306

причинно-следственных связей между процессами, явлениями, событиями человеку весьма затруднительно объективно оценивать происходяшие события и принимать "правильные" решения. Примером может служить восприятие всех доступных человеку знаний в виде мозаики или в виде калейдоскопа. При калейдоскопическом восприятии знаний человек видит математику, физику, химию, биологию, философию, историю и другие науки как отдельные, не связанные друг с другом и считает нормальным разбираться в одной науке не разбираясь при этом в другой, как следствие такого подхода мы не воспринимаем науки как целостную систему взаимосвязанных знаний изначально направленных на описание окружающего нас мира. И наоборот, мозаичное восприятие мира позволяет видеть единую, взаимосвязанную систему знаний и допускает определенные пробелы в отдельных науках, без потери целостного восприятия "мозаичного полотна" мира.

Заключительный неизменно - присутствующий факторор мировозренческой безопасности сознания человека является Выбор. Между любым воздействием на человека и реакцией на это воздействие существует выбор, который совершает человек в своем сознание. Этот выбор необходимо привести в соответствие с происходящими переменами и обозначенными нами принципами обработки информации для получения единой систем контроля экологической безопасности сознания.

Итак, пора осознать, что мировозренческая безопасность человека на прямую связана со способностью человека принимать сам факт перемен, обрабатывать поступающую информацию опираясь на принцип различения, принцип умеренности, а также формировать в сознании человека мозаичное восприятие мира. Что в свою очередь возможно, через комплексное изучение естественных, гуманитарных, технических наук, а так же изучение творчества и искусства. Важно помнить о взаимосвязи и отсутствии противоречий между научными знаниями, основными религиозными учениями и эзотерики (как частью научных знаний, не объяснимых с позиции научных знаний на сегодняшний день). Не следует забывать об осознанном выборе своей реакции на быстро меняющиеся информационный поток. Все эти меры позволяют уверенно чувствовать себя в быстро меняющемся мире, уверенно лавировать между информационными потоками распознавая правду и ложь, а так же позволяют сохранять психоэмоциональный баланс человека, его психологическую целостность, поддерживая экологию сознания на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.