Научная статья на тему 'Умеренность. Комментарии к некоторым мыслям декарта, содержащимся в трактате «Рассуждение о методе» и не только в нем'

Умеренность. Комментарии к некоторым мыслям декарта, содержащимся в трактате «Рассуждение о методе» и не только в нем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2302
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕРЕННОСТЬ / ДЕКАРТ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РАЗУМ / РЕФЛЕКСИЯ / СПОНТАННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / MODERATENESS / DESCARTES / PRACTICAL PHILOSOPHY / REASON / INTROSPECTION / SATISFACTION WITH LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мелихов Герман Владимирович

В статье представлен опыт философского комментирования, цель которого: реконструкция жизненной позиции, названной нами «умеренностью» и тесно связанной с принципом разумности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The moderateness. Comments to some of Descartes''s thoughts from the treatise "Discourse on the Method" and his other works

The article is dedicated to expressing the experience of the philosophical comment with the aim of reconstructing the attitude towards life called "the moderateness" closely connected with the principle of the rationality.

Текст научной работы на тему «Умеренность. Комментарии к некоторым мыслям декарта, содержащимся в трактате «Рассуждение о методе» и не только в нем»

УМЕРЕННОСТЬ. КОММЕНТАРИИ К НЕКОТОРЫМ МЫСЛЯМ ДЕКАРТА, СОДЕРЖАЩИМСЯ В ТРАКТАТЕ «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ» И НЕ ТОЛЬКО В НЕМ

© Г. В. Мелихов

Мелихов

Герман Владимирович

доктор философских наук, доцент

профессор кафедры социальной философии Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

В статье прелставлен опыт философского комментирования, цель которого: реконструкция жизненной позиции, названной нами «умеренностью» и тесно связанной с принципом разумности.

Ключевые слова: Умеренность, Декарт, практическая философия, разум, рефлексия, спонтанность, удовлетворенность жизнью.

Философский комментарий не претендует на абсолютно точную (соответствующую источнику) реконструкцию; он не опирается на мощь вне-философских дисциплин — филологических, исторических, социологических и пр.; он полагается на удачу, которую приносит с собой философствование (если мы способны отдать ему себя всецело). Подуманное тобой в этом случае может совпасть с подуманным другим.

Совпадения ищет и историко-философская реконструкция, но у нее своя цель — оценка чужой мысли. Совпадение — понимание, исходный материал для критики. Философский комментарий стремится к пониманию, но не всегда он оценивает. Выявление достоинств и недостатков чужой мысли иногда не имеет значения. Читая философский текст, мы упражняем себя. Стремясь понять суть того, что Декарт называл здравомыслием, мы задействуем (тренируем) в себе эту способность. Нельзя понять здравомыслие, не ощутив его присутствия в себе. Совпадения (в данном случае) следует искать не с мыслью Декарта, верной или неверной, а с тем объектом, с которым эта мысль соприкасается — добродетелью выносить здравые или умеренные суждения.

Философия как руководство к жизни

В письме к Мерсенну от 15 апреля 1630 г. Декарт пишет: «Но о чем я забочусь больше всего — и верю, что это самое важное, — так это о том, чтобы узнать, чем мне необходимо руководствоваться в жизни, а отнюдь не о забаве опубликовать то немногое, чему я научился»1.

Комментарий

Все философы любят философию, но каждый из философствующих любит философию по-своему, занимаясь чем-то своим.

Декарта интересовала его собственная жизнь. Важно найти свою стезю и «уверенно двигаться в этой жизни»2. Знание жизни — условие достойного ее проживания. Размышление ограняет жизнь, позволяя осознать свой путь. Достойная жизнь имеет форму осознанного пути.

Декарт — философ-моралист, занимавшийся разработкой практической философии, не сводимой к общезначимой этической концепции. Философия призвана руководить жизнью самого философствующего, и только потом, если кто-то найдет ее положения полезными для себя, может быть пригодна для всех остальных. Извлечение теории морали (или теории познания) из философии Декарта имеет смысл, но оно должно быть ограничено исходным допущением: философ ищет истину, отталкиваясь исключительно от себя. То, что полезно одному, может оказаться вредным для другого. Неумеренная склонность к обобщениям — недостаток, свойственный многим философствующим.

А вот публикация философских размышлений — дело второстепенное, забавное, хотя в чем-то и полезное.

Сомнительно, чтобы Декарт — автор многих широко известных философских сочинений — отрицал значимость философского письма. По его собственному признанию, он просто «никогда не был расположен к сочинению книг»3. Удовольствие обучаться самому значило для него гораздо больше, чем сам процесс письма4.

В Размышлениях о методе Декарт разъясняет свою позицию. «Но мне очень хотелось бы... изобразить свою жизнь, как на картине, чтобы каждый мог составить свое суждение и чтобы я, узнав из молвы мнение о ней, обрел бы новое средство самообучения и присоединил бы его к тем, которыми обычно пользуюсь»5.

Забавно видеть свою жизнь «как на картине», как будто это не твоя, а чужая жизнь.

Забавно узнать из молвы то, что думают о твоих мыслях другие люди: и

о других узнаешь и для себя что-нибудь приобретешь.

1 Декарт Р. Из переписки 1619-1643 гг. // Сочинения в 2 т. / Р. Декарт. Т. 1. М., 1989. С. 587.

2 Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. / Р. Декарт. Т. 1. М., 1989. С. 255.

3 Декарт Р. Из переписки 1619-1643 гг. С. 596.

4 Там же. С. 586.

5 Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. С. 251—252.

К своим же сочинениям следует относиться (и тебе и всем остальным) как к вымыслу, «где среди примеров, достойных подражания. [найдутся и] такие, которым не надо следовать.»6.

Серьезно философ относится не к своим произведениям и не к себе, а к откровенности, не своей, но и не чужой7.

Принцип разумности

«.Способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения — что, собственно, и составляет, как принято выражаться, здравомыслие, или разум. Ибо недостаточно просто иметь хороший ум, но главное — это хорошо его применять. Что касается меня, то я никогда не считал свой ум более совершенным, чем у других, и часто даже желал иметь столь быструю мысль, или столь ясное и отчетливое воображение, или такую обширную и надежную память, как у некоторых других. Что же касается разума, или здравомыслия, то, поскольку это единственная вещь, делающая нас людьми и отличающая нас от животных.»8.

Комментарий

Жизнь приобретает форму пути у разумного человека.

Путь — жизненная траектория, подчиненная реализации индивидом человеческого предназначения — быть разумным. Жизнь должна иметь форму пути, в противном случае она не состоится как человеческая жизнь. Самосовершенствование — одно из самых увлекательных человеческих занятий. Путь — жизнь в совершенствовании себя, которое опирается на возможности, даруемые человеку разумом.

Разумный человек имеет здравые мысли: он располагает надлежащими различениями правильного и неправильного, благого и злого, нужного и ненужного. И действует в соответствии с этими различениями.

Первостепенное значение для картезианской практической философии имеет дистинкция ума и разума. Быстрый или медлительный ум, отчетливое или смутное воображение, плохая или хорошая память — все это характеристики нашей психофизиологической организации. Разумное начало, дремлющее в человеке, просыпается, когда он направляет свое внимание на самого себя и задумывается о том как он думает, воображает, помнит.

Картезианский разумный человек рефлексивен. Способность различать свои состояния и отделять себя от них делает нас, по мнению Декарта, людьми. Различай и знай основания своих различений — такова формула картезианской разумности (принцип разумности).

Человек, овладевший рефлексией, устраивает свою жизнь должным образом — он стремится действовать, опираясь на основания.

6 Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. С. 252.

7 «.Я надеюсь, что оно [Рассуждение о методе. — Г. М.] для кого-нибудь окажется полезным, не повредив при этом никому, и что все будут благодарны за мою откровенность» (см.: там же. С. 252).

8 Там же. С. 250—251.

Разум — средство и цель философствующего. Задача философа-практика активировать в себе разумность, а уж он-то, разум, все сделает сам, высвечивая нужные в настоящий момент основания. Рефлексия всего лишь один аспект разумности.

* * *

«Так я мало-помалу [обнаружив, что нравы других людей столь же разнообразны и прихотливы, как и мнения философов, и потому на них (мнения и нравы) нельзя опираться в своих поисках истины. — Г. М.] освободился от многих ошибок, которые могут заслонить естественный свет и сделать нас менее способными внимать голосу разума»9.

Комментарий

Самосовершенствование, имеющее целью реализацию человека в качестве разумного существа, предполагает обращение к двум силам разума: рефлексии и интуиции. Интуиция — обозначение такого уровня взаимодействия человека с разумом, когда последний не контролируется первым. Отсутствие контроля разума со стороны человека делает возможным появление спонтанных или свободных (сознательных) действий, выпадающих из цепи ранее установленных фактов и правил.

Разумный человек спонтанен. Он действует, направляемый естественным светом. Спонтанное действие — действие не столько неожиданное для других, сколько новое для тебя самого; это адекватное ситуации действие, не (всегда) совпадающее с твоими ее (ситуации) предварительными оценками.

Разумность не имеет отношения к пресловутой рассудочности: склонности к упрощенному действию по схеме, применяемой без разбора ко всем ситуациям. Не к месту используемые способы рассуждения, неосознанные понятия и термины, привычки и предрасположения заслоняют естественный свет. Рефлексия, обращающая нас к поиску оснований, освобождает от схематизма и очищает место для возможного откровения.

Откровенность философа — откровение разума в нем.

Искусство уверенного движения по жизни составляет искусство выстраивания сложных отношений с разумом: приходится нарабатывать рефлексивные навыки и учится доверять голосу своей интуиции.

Разумность и умеренность

В первом правиле морали, извлеченном Декартом из своего метода, утверждается: «Между многими мнениями, одинаково распространёнными, я всегда выбирал самые умеренные. так как всякая крайность всегда плоха. Я отнес к крайностям в особенности все обещания, в какой-либо мере ограничивающие свободу.»10.

Комментарий

Если информации для осмысления нет, а «высказаться» очень хочется; если все вокруг все знают, а понять все равно ничего нельзя; если ты еще не

9 Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. С. 255—256.

10 Там же. С. 263.

нашел «точку зрения», а образованная публика жаждет от тебя подтверждения своего «отношения» к событиям, самое время напомнить себе об умеренности.

Умеренность — свойство характера, рожденное привычкой жить, считаясь с силами разума.

Умеренность — знание и предощущение меры — свойство души, позволяющее действовать, опираясь на здравые (рефлексивные и спонтанные) суждения. Неделей интенсивных тренировок здесь не обойтись. Умеренность не проявится до тех пор, пока мы не выстроим своих отношений с разумом. Не природа, разум — источник нашей умеренности.

' Здравые суждения рефлексивны. Субъект здравых суждений знает их основания.

Умеренность — добродетель, приобретенная благодаря многолетней привычки проводить различения и из стремления знать основания своих мыслей и действий.

Здравые суждения спонтанны: их нельзя вывести из того, что мы знали раньше. Разум — основание, природа которого — свобода.

Задержка (в движении), отступание назад, умение ждать и не реагировать на происходящее сразу — важнейшие свойства умеренности. '

Рефлексивность и спонтанность отлично уживаются в нашем опыте. Спонтанность не исключает, а предполагает рефлексивность в качестве своего условия.

Здравые суждения умеряют крайности: несогласные, но разумные, всегда поймут друг друга, ибо они способны выйти к основаниям друг друга и понять, что их объединяет свобода.

Умеренные люди свободны.

Крайность ограничивает свободу. Она нерефлексивна, склонна к схематизму и прямому (неосознанному) действию.

* * *

«.Я придаю малое значение (как, по моему мнению, мы все должны делать) всем внешним по отношению к нам объектам, которые совершенно не зависят от нашей свободной воли, в сравнении с теми, что от нее зависят: эти последние мы всегда можем сделать благими, если мы умеем ими правильно пользоваться, и мы можем с их помощью воспрепятствовать приходящему к нам извне злу — как бы велико оно не было.»11.

Комментарий

Величайшее зло — крайность, связанная с ограничением свободы воли человека, лишающая его права поступать наилучшим образом в соответствии с доводами разума.

Свобода воли — способность самостоятельно поступать таким образом, чтобы должное (разум) выбирало нас.

Наибольшую ценность для индивида имеет все то, во что он вложил свой труд, стремясь обрести власть над своими страстями и устремляясь к благу. Свободный и властвующий над собой человек непременно воспрепятствует злу.

11 Декарт Р. Из переписки 1643-1649 гг. // Сочинения в 2 т. / Р. Декарт. Т. 2. М., 1994. С. 533.

Всякая крайность отнимает у человека возможность выбора и создает препятствия для действия естественного света. В первом случае мы сталкиваемся с преградами внешними, во втором — с внутренними.

Как бы ни были неприятны препятствия внешние, наиболее опасны препоны внутренние: их мы создаем сами, соглашаясь с навязанным нам образом мыслей и забывая о рефлексии оснований. Упражнение способности выносить здравые суждения — форма внутреннего сопротивления, медленно, но верно разрушающая любые бастионы. Нельзя заставить других людей думать иначе, однако можно самому стараться быть разумными или свободными.

Здравые суждения обладают долговременным эффектом воздействия, ибо в них проявлена мера, присущая все уравновешивающему бытию.

* * *

«Но поскольку я никак не усматриваю, чтобы воля была иной, когда она сопровождается безразличием., нежели тогда, когда она им не сопровождается и в сознании нет ничего, кроме света — как в сознании счастливцев, осененных высшей благодатью, — я называю свободным главным образом все то, что добровольно.»12.

Комментарий

Проблема свободы воли рассматривается Декартом в двух аспектах — независимого и зависимого действия. Человек поступает независимо от мнений других людей, самостоятельно используя возможности своего интеллекта и выбирая достойный (или иной) образ действий. Но всякий «независимый ум» зависит от многих влияний, приводящих его в движение. Свобода — зависимость, добровольно нами избираемая. Мы вольны выбирать то, от чего мы будем зависеть.

Лучшая зависимость — зависимость от того, что несет благо.

Свободная воля — воля просветленная, реализующаяся в согласии с разумом.

Свобода — всего лишь возможность нового и добровольного выбора ответственного действия, имеющего разумные основания.

Всякая крайность, лишая человека выбора, выражает недоверие к действию разумному и ответственному.

* * *

«.Наивысшее и самое прочное удовлетворение в жизни приносит именно правильное применение свободы воли. Использование свободы воли во благо есть наивысшее из всех благ»13.

Комментарий

Правильное применение свободы воли состоит в использовании ее во благо другого человека, что нередко означает ограничение собственного волеизъявления там, где мы чувствуем, что готовы пренебречь правом другого выбирать.

12 Декарт Р. Из переписки 1643-1649 гг. С. 499.

13 Там же. С. 560.

Одна из наихудших крайностей: ставить человека в условия, ограничивающие выбор благого когда трудно реализуема даже свобода внутренняя. Состояние войны — одно из таких условий. Постоянная и всеохватывающая опека, тотальный контроль, разрушающий ростки самостийности, — условие другое. Страх за себя и недоверие к другому (явные признаки слабости) — причины, по котором правители отказываются проявлять заботу о поддержке и сохранении образцов самостоятельного и критического мышления. Свобода их воли используется преимущественно во благо себе — собственному понимаю, которое не может не быть крайним.

* * *

«Я также смею считать, что внутреннее чувство радости обладает некоторой таинственной силой, помогающей нам снискать большую благосклонность судьбы. Я нередко отмечал на опыте, что дела, предпринимаемые мной с легким сердцем и без всякого внутреннего сопротивления, обычно имеют для меня счастливый исход.»14.

Комментарий

Свободные или разумные действия имеют одну особенность: их сопровождает легкость — отсутствие внутреннего сопротивления.

Ноша выбирающего не так тяжела, как об этом можно было бы подумать. Умеренность возможна как добровольное приятие зависимости от принципа разумности. Зависимость не ощущается в тот момент, когда в сознании нет ничего, кроме света; когда мы переполнены чувством радости; когда совершаемые нами действия легки и непринужденны. Свобода выбора не обременяет, когда она переживается как непринужденное действие. Это переживание говорит о том, что субъектом действия (выбора) выступает разум, а мы (в момент переживания) ощущаем легкость в сердце.

Наиболее правильно (умеренно) мы поступаем тогда, когда ощущаем легкость в сердце.

Условия разумной умеренности

«Мне кажется, что для постоянной наклонности к здравому суждению могут требоваться две вещи: одна из них — знание истины, другая же — привычка припоминать это знание и считаться с ним всякий раз, когда того требуют обстоятельства»15.

Комментарий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умеренность поддерживается воспитанием наклонности к здравому суждению. Нужно взрастить в себе привычку припоминать верные положения тогда, когда это необходимо. Последнее предположение («когда необходимо») особенно значимо: неуместность легко обращает достоинство в недостаток.

Декарт (в том же письме к Елизавете от 15 сентября 1645 г.) выделяет четыре основания, на которых держится здравое суждение.

14 Декарт Р. Из переписки 1643-1649 гг. С. 540.

15 Там же. С. 517.

1. Допущение бытия Бога. В философском отношении существенным является полагание идеи совершенства как предела наших устремлений. Все, что мы делаем устремлено к одному — Благу и исполнено любви к нему. Жизнь приобретает форму пути, когда проживается, устремляясь к совершенству.

2. Допущение особой (вечной) природы нашей души. Философствующие должны держаться различия двух субстанций — мыслящей и протяженной. Умеренность — свойство субстанции мыслящей, подчиняющейся специфическим закономерностям, которые необходимо познать и учитывать в дальнейшем. Жизнь приобретает форму пути, когда проживается, устремляясь к совершенству с разумением, т. е. на основе рефлексивных различений.

3. Допущение величия универсума, предполагающее должное к нему уважение человека. Мы не может притязать «на роль советников Бога, разделяющих с ним обязанность управлять миром, что несет с собой бесчисленные пустые беспокойства и досадные разногласия»16. Жизнь приобретает форму пути, когда проживается, устремляясь к совершенству с разумением и благоговением.

4. Допущение Другого человека. Людям не дано существовать в одиночку. Важным является сознание себя как части, принадлежащей целому. Каждый из нас — частица земли, данного государства, данного общества, данной семьи. Интересы целого должны учитываться. Однако, что характерно, Декарт тут же призывает к умеренности: следует соблюдать определенную меру и сдержанность и не проявлять излишнее рвение к целому, «подвергая себя большому несчастью с целью доставить малое благо своим родным или своей стране.»17. Жизнь приобретает форму пути, когда проживается, устремляясь к совершенству с разумением, благоговением и уважением к Другому.

Здравые или умеренные суждения выносит человек, откровенная жизнь которого реализуется на пути подлинного благоговения перед Целым, которое всегда сопряжено с уважением к другому (конкретному) человеку. Не может быть блага там, где пренебрегают правом другого человека делать самостоятельный выбор (пусть и с риском неблагоприятного исхода этого выбора).

Умеренность и удовлетворенность жизнью

«Так, мы видим, к примеру, что спокойствие духа и внутренняя удовлетворенность, испытываемая всеми, кто знает, что они никогда не преминут поступить наилучшим образом как в деле познания блага, так и в деле его обретения, — это удовольствие несравненно более сладостное, длительное и прочное, чем любые удовольствия, проистекающие из другого источника»18.

«.Для того, чтобы достичь прочной удовлетворенности, необходимо идти по пути добродетели, т. е. иметь сильную и твердую волю к выполнению всего, что мы почитаем наилучшим, и употреблять всю мощь нашего разума для вынесения верных суждений»19.

16 Там же. С. 518.

17 Там же.

18 Там же. С. 561.

19 Там же. С. 513.

Комментарий

Внутреннее чувство радости — верный, но иссякаемый источник умеренности. Удовлетворенность жизнью — источник умеренности неиссякаемый.

Удовлетворенность жизнью — ощущение довольства от исполненного долга, реализованного пути, привносящее в жизнь спокойствие, — находит свое выражение в уверенности в том, что мы идем в правильном направлении; в доверии к очевидному и твердому основанию — нашей способности самому принимать осмысленные решения, соотносясь с нами же проведенными различениями должного и недолжного; в крепкой воле, позволяющей неуклонно держаться верного направления и справиться с собственными страстями, а также в искреннем и деятельном желании блага другому человеку. Старые эти и простые истины всегда актуальны, ибо в них содержаться начала той умеренности, внутренней сдержанности и достоинства, упражнение в которых никогда не будет лишним.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декарт, Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. / Р. Декарт. Т. 1. — М. : Мысль, 1984. — С. 250—296.

2. Декарт, Р. Из переписки 1619-1643 гг. // Сочинения в 2 т. / Р. Декарт. Т. 1. — М., 1989. — С. 581—618.

3. Декарт, Р. Из переписки 1643-1649 гг. // Сочинения в 2 т. / Р. Декарт. Т. 2. — М. : Мысль, 1994. — С. 489—588.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.