Научная статья на тему 'Актуальные проблемы формирования креативности государственных гражданских служащих в российской Федерации'

Актуальные проблемы формирования креативности государственных гражданских служащих в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PUBLIC CIVIL SERVICE / CREATIVITY / CREATIVE MANAGEMENT / RESEARCH POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веремейчук А. Л.

В статье рассмотрены различные теоретические подходы к креативизации деятельности чиновников, а так же ситуация, сложившаяся в современной российской практике. Автором доказана необходимость использования креативного потенциала государственных гражданских служащих, а также выявлены основные сферы применения креативного подхода и использования исследовательского потенциала в деятельности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF FORMATION OF CREATIVITY OF THE CIVIL SERVANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article various theoretical approaches to a kreativization of activity of officials, and as the situation which has developed in modern Russian practice are considered. The author proved need of use of creative potential of the civil servants, and also the main scopes of creative approach and use of research potential in activity of civil servants are revealed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы формирования креативности государственных гражданских служащих в российской Федерации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ACTUAL PROBLEMS OF FORMATION OF CREATIVITY OF THE CIVIL SERVANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Веремейчук А.Л., аспирант кафедры социологии ЮРИУ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону

Veremeychuk A.L., Postgraduate student of the Sociology Department of South Russian Institute of management of RANEPA, Rostov-on-Don

В статье рассмотрены различные теоретические подходы к креати-визации деятельности чиновников, а так же ситуация, сложившаяся в современной российской практике. Автором доказана необходимость использования креативного потенциала государственных гражданских служащих, а также выявлены основные сферы применения креативного подхода и использования исследовательского потенциала в деятельности государственных служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, креативность, креативное управление, исследовательский потенциал.

In article various theoretical approaches to a kreativization of activity of officials, and as the situation which has developed in modern Russian practice are considered. The author proved need of use of creative potential of the civil servants, and also the main scopes of creative approach and use of research potential in activity of civil servants are revealed.

Keywords: public civil service, creativity, creative management, research potential.

Как известно, становление рыночных отношений в России требуют соответствующего аппарата управления, специально подготовленных менеджеров, способных эффективно управлять социально-экономическими процессами. Для этого управленцы должны уметь находить оптимальные решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально -экономической жизни, характерной для сегодняшней России. Речь идет об освоении творческого (креативного) подхода к принятию решений.

Термин «креативность» появился в 50-х годах XX века в психологии для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки.

Креативность обычно связывают с творческими достижениями личности. Тенденция к выделению креативности как специфического вида способностей связана с именами известных американских психологов Л. Терстоуна и Дж. Г илфорда.

Следует признать естественным тот факт, что концепция креативного управления получила свое практическое применение, прежде всего, в деятельности бизнес-структур, где, ввиду жесточайшей конкуренции, креативность и инновационность является одни из условий удержания лидирующих позиций на рынке.

Проблема использования креативных методов на платформе государственной службе заключается в ее характерных особенностях, таких как бюрократизация, строгая иерархия, отсутствие гибкости, точность исполнения предписаний и др. В такой ситуации «профессиональное творчество» и «точность выполнения распоряжений» могут вступать друг с другом в конфликт. В связи с этим, имеются две противоположных точки зрения на использование креативного потенциала в государственном управлении.

Приверженцы первой (вслед за Максом Вебером) ратуют за необходимую форму общественного порядка - рациональную бюрократию, видя в ней панацею от всех бед, поскольку она предполагает повиновение, дисциплину,

ответственность, регламентацию.50

Вторая точка зрения (Р. Акофф, Р. Мертон, А. Гоулднер) заключается в неприятии бюрократии как эффективного способа управления общественными явлениями и процессами.51

Из нее следует, что первоочередной задачей на современном этапе является «приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями».52 С уверенностью можно предположить, что главным условием такого перехода является непрерывное совершенствование интеллектуальных систем в управлении.

Однако в настоящее время в практике организации государственной службы данной проблеме, к сожалению, уделяется слишком мало внимания. Как отмечает известный исследователь проблем креативности в социальном управлении Алиева С.В.: «Преобладающий узкий подход к проблеме инновационного развития приводит к тому, что в российской теории и практике формирования национальной инновационной системы, внимание направлено на преимущественно продуктово-технологический аспект, соответственно в этом направлении происходит реализация креативного потенциала управлен-

53

цев».

Широкий кругозор и современное мышление расширяют возможности адаптации к изменениям, создают предпосылки для успешного решения сложных управленческих проблем в условиях рисков и неопределенности, зачастую с ограниченными ресурсами и трудно предсказуемыми экономическими и социальными последствиями.

Госслужащие должны знать, что происходит в экономике и бизнесе,

50 Граждан В.Д. О некомпетентности и бюрократизации в государственной службе // Государственная служба. 2002. № 1. С. 43

51 Акофф Р. О менеджменте. Спб.: Питер. 2002. С. 113

52 Там же.

53 Алиева С.В. Креативизация государственного управления в условиях российских трансформаций // http://www.creativecoшmy.m/artides/21101/

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь - март) 2014

уметь договариваться и лоббировать и на этой основе находить оптимальные управленческие решения, отвечающие интересам всех заинтересованных сторон и слоев общества. Для тех, кто занимается государственным управлением, важно также уметь оценивать эффективность принимаемых решений и их социально-экономические последствия, знать, как подбирать команду преданных делу управленцев, мотивировать их и обучать.

Вторая группа требований касается умения принимать социально ответственные управленческие решения в сложных условиях неопределенности, ограниченных ресурсов, искать уникальные неординарные решения, находить баланс и оптимальное сочетание краткосрочных и долгосрочных

54

приоритетов.

По нашему мнению, могут быть выделены следующие сферы применения креативного подхода и использования исследовательского потенциала в деятельности государственных служащих:

• применение новейших методик и инструментов для повышения качества управленческого взаимодействия на всех уровнях;

• участие в разработке программ социально-экономического развития территории в рамках полномочий;

• участие в разработке программ развития соответствующей отрасли;

• управление реализацией инновационных программ и проектов;

• разработка проектов нормативно-правовых актах, в рамках имеющихся полномочий;

• совершенствование организации взаимодействия органов власти с населением и бизнес-структурами и т. п.;

• создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности и др.

При этом необходимо учитывать ряд факторов, способствующих реа-

54 Карташова Л.В. Зачем МВА (МРА) и DBA государственным служащим? // Человеческий капитал и профессиональное образование № 1. 2012. С.63.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.

Выпуск № 1 (январь - март) 2014

лизации креативного потенциала государственного служащего, а также повышению эффективности института государственной службы в целом:

• использование механизма конкуренции в предоставлении услуг как фундаментальной силы, буквально заставляющей государственные институты проводить политику, направленную на повышение качества при конкурентных ценах за предоставляемые услуги;

• ориентация на удовлетворение потребностей потребителей и заказчиков, означающая постоянные контакты с потребителями услуг, проведение социологических опросов, разработку стандартов и нормативов;

• ориентация на результаты, а не на ресурсы, требующая проведения постоянных измерений того, что сделано, стимулирования работников на качественное достижение целей;

• децентрализация управления и передача прав принятия ответственных решений на низовые уровни, что требует перераспределения функций по вертикали управления и использования групповых форм организации труда.

• создание творческой атмосферы в профессиональной среде государственной службы, в которой конструктивное отношение к новой идее, нововведению было бы не только потребностью каждого государственного служащего, но и одной из наиболее значимых ценностей;

• внедрение позитивного опыта заимствования методов реализации креативного потенциала организаций из сферы бизнеса.

В заключение следует сказать, что на наш взгляд, недооценка именно управленческого ресурса, возможностей инновационного государственного управления приводит к тому, что страна и общество несут огромные потери, которые связаны с проведением ошибочных реформ, с нерациональностью структуры государственного бюджета, с принятием неэффективных программ развития и др.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 // http://президент.рф/news/17118/

2. Акофф Р. О менеджменте. Спб.: Питер. 2002.

3. Алиева С.В. Креативизация государственного управления в условиях российских трансформаций // http://www.creativeconomy.ru/articles/21101/

4. Граждан В.Д. О некомпетентности и бюрократизации в государственной службе // Государственная служба. 2002. № 1. С. 40-45.

5. Емельянова И.Н. Междисциплинарный подход в определении понятия «креативность» // Альманах современной науки и образования. 2010. № 11. С. 45-46.

6. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб.: Питер, 2004. С.42-48.

7. Карташова Л.В. Зачем МВА (МРА) и DBA государственным служащим? // Человеческий капитал и профессиональное образование № 1. 2012. С.60-67.

8. Кравчук П.Ф., Самойлова Т.А. Креативность как фактор повышения эффективности работы руководителя // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 2. С. 115-123.

9. Новоселов С.А., Попова Л.С. Управление креативностью как фактор профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 23-30.

10. Солоненко О.А. Механизм политического участия государственной бюрократии в модернизационном процессе // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4. С. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.