Научная статья на тему 'Актуальные проблемы формирования инвестиционной привлекательности муниципальных образований'

Актуальные проблемы формирования инвестиционной привлекательности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционная привлекательность / инвестиционный потенциал / инвестиционная политика / муниципальное образование / методики оценки инвестиционной привлекательности / investments / investment attraction / investment potential / investment policy / municipal unit / methods of assessment of investment attraction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Ф. Белозор

В статье раскрывается сущность понятий «инвестиционная привлекательность», «инвестиционная политика». Автором уделяется внимание роли органов местного самоуправления в формировании инвестиционного потенциала муниципального образования. Также проведен анализ методик оценки инвестиционной привлекательности территориальных единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF FORMING OF INVESTMENT ATTRACTION IN THE MUNICIPAL UNIT

The essence of concepts “investment attraction”, “investment policy” is revealed in the article. The author pays attention to the role of local authorities in the forming of the investment potential of the municipal unit. The methods of assessment of investment attraction are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы формирования инвестиционной привлекательности муниципальных образований»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

А.Ф. Белозор, кандидат культурологи, доцент

Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

(Россия, г. Брянск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11211

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «инвестиционная привлекательность», «инвестиционная политика». Автором уделяется внимание роли органов местного самоуправления в формировании инвестиционного потенциала муниципального образования. Также проведен анализ методик оценки инвестиционной привлекательности территориальных единиц.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционная политика, муниципальное образование, методики оценки инвестиционной привлекательности.

При многоуровневой стратегии территориального развития России, сочетающей принципы управления сверху и внутреннего саморегулирования, муниципалитеты стали субъектами самостоятельного принятия экономических решений и проведения определенной социально-экономической политики на своих территориях.

В условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ, необходимо привлекать дополнительные средства за счет инвестирования, создания условий для привлечения капитала в хозяйствующие объекты на территории муниципалитета. Кроме того, привлечение инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных способов преодоления кризисного, посткризисного состояния российской экономики, а также социально-экономического развития государства, региона, города, отрасли.

Инвестиции с наибольшей эффективностью могут осуществляться на тех территориях, где для этого созданы наиболее выгодные условия, поэтому для принятия решения об инвестировании, как в информационном, так и в методическом плане, важную роль играет адекватная оценка и прогнозирование инвестиционной привле-

кательности муниципального образования [1; с. 183].

Инвестиционная деятельность муниципального образования (МО) является важной составляющей его экономической системы и играет огромную роль в функционировании всего муниципального образования. От уровня ее развития зависит объем общественного производства, структура экономики, занятость населения, доходы бюджета. Чтобы привлечь инвестиции необходимо быть инвестиционно привлекательным.

Процесс формирования инвестиционной привлекательности начинается с понимания таких моментов:

- что нужно инвестору от объекта?

- как инвестор подходит к оценке инвестиционной привлекательности?

- на каких факторах инвестор основывается в решениях о рассмотрении проекта и его финансирование?

Инвестиционная привлекательность -это совокупность объективных свойств и условий осуществления инвестиций в муниципальное образование с точки зрения предпочтений конкретного инвестора.

Инвестиционный потенциал муниципального образования - это совокупность объективных социально-экономических свойств муниципального образования, имеющих высокую значимость для потенциальных инвесторов и способствующих

развитию инвестиционных процессов, протекающих на местном (муниципальном) уровне хозяйствования [2; с. 1969].

Администрации муниципальных образований играют существенную роль в поддержке и стимулировании инвестиционной деятельности в своих регионах. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика - один из инструментов администрации, который может оказать существенное влияние на состояние инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Необходимо отметить, что территория муниципального образования станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда органы управления сделают своей приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств экономики, как:

- прозрачность деятельности;

- целенаправленность распределения ресурсов;

- надежность системы управления,

а также собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора экономики станет устойчивой тенденцией [3; с. 872].

Политика реализации инвестиционной привлекательности территории осуществляется исходя из реалий баланса специфических политических и экономических факторов, среди которых можно выделить наиболее общепринятые:

- развитие муниципального инвестиционного законодательства;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления гарантий и льгот;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности территории, ее инвестиционного имиджа;

- проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций;

- формирование инвестиционной инфраструктуры (залоговые фонды, перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.);

- разработка системы взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата территории и оживление инвестиционной активности [4; с. 57].

Инвестиционная привлекательность состоит из двух компонентов: инвестиционного потенциала и уровня территориальных инвестиционных рисков. Инвестиционный потенциал муниципального образования - это совокупность объективных социально-экономических свойств муниципального образования, имеющих высокую значимость для потенциальных инвесторов и способствующих развитию инвестиционных процессов, протекающих на местном (муниципальном) уровне хозяйствования. Под территориальным инвестиционным риском понимается вероятность неполного использования инвестиционного потенциала муниципального образования, некоторые ограничения, препятствующие привлечению инвестиций в городскую экономику.

Можно выделить особенности потенциального объекта инвестирования:

1. Высокий уровень дифференциации социально-экономического развития, обусловленный, в первую очередь, географическим положением, природными ресурсами, административными особенностями;

2. Незначительные бюджетные возможности в сравнении с бюджетами других уровней;

3. Низкая степень муниципального нормотворчества в области инвестиционных отношений, что, в первую очередь, связано с разграничением полномочий

между федеральными, региональными и местными органами власти;

4. Градообразующий характер большинства инвестиций, играющих помимо финансово-экономической, важную социальную роль;

5. Наличие мощных рычагов управления инженерно-кадастровой инфраструктурой;

6. Наличие значительных объемов невостребованной муниципальной собственности;

7. Штатные ограничения в администрациях муниципальных образований, что требует привлечения специалистов, занятых в нескольких специфических областях управления, и не позволяет в должной степени концентрироваться на реализации перспективных инвестиционных решений [5; с. 54].

Существуют различные методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, среди которых наиболее распространены: методика Гарвардской школы бизнеса; методика журнала «Еиготопеу»; методика Инвестиционной газеты; методика присвоения кредитного рейтинга; методика Экономического департамента Банка Австрии; методика рейтингового агентства «Эксперт»; методика Совета по изучению производственных сил Министерства экономического развития и торговли РФ и РАН; методика К. Гусевой «Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата»; методика И.А. Бланка.

Все методики оценки инвестиционной привлекательности условно можно разделить на три группы:

- применяющие экспертные балльные оценки (Методика Гарвардской школы бизнеса; методика журнала «Еиготопеу»; Методика присвоения кредитного рейтинга);

- применяющие статистические балль-

газеты; Методика экономического департамента Банка Австрии; Методика РА «Эксперт»; Методика Совета по размещению производственных сил Министерства экономического развития и торговли РВ и РАН; Методика К. Гусевой; Методика А.И. Бланка);

- применяющие свод частных показателей в интегральный показатель (Методика экономического департамента Банка Австрии; Методика РА «Эксперт»; Методика К. Гусевой; Методика А.И. Бланка) [6; с. 39].

Россия является страной региональных и муниципальных контрастов, поэтому очень значимому инвестору для принятия решений о вложении инвестиций, несомненно, важна четкая информация об инвестиционном потенциале отдельного муниципального образования. Таким образом, для дальнейшего развития муниципального образования необходимым условием является создание системы, оценивающей инвестиционную привлекательность территории.

Более того, для муниципальных образований, не имеющих в наличии запасов сырья, наличие методики превращается в конкурентное преимущество, с которым объект будет взаимодействовать с внешним миром. В противном же случае, нельзя будет использовать такую информацию, и полагаться на нее при принятии решений, как для инвесторов, так и для органов государственного управления.

Необходимость создания определенного имиджа очевидна, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к муниципалитету, позволяет дать возможность более хорошо предоставлять интересы граждан, способствовать улучшению инвестиционного климата, а также получать дополнительные ресурсы для развития социально-экономического потенциала.

ные оценки (Методика инвестиционной

Библиографический список

1. Афонина С.А., Сычева Ю.А. Повышение инвестиционной привлекательности субъектов РФ на основе применения лучших управленческих практик (на примере Брянской области) // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. - Брянск, 2019. - С. 182-190.

2. Тойшева О.А. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1966-1970.

3. Петрова Е.В., Антуганова В.В. Методы оценки инвестиционной привлекательности в разрезе анализа инвестиционной привлекательности организации и факторов, влияющих на нее // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА, Кировский филиал. 2017. - С. 871-877.

4. Литвинова, В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: монография. - М.: Финансовый ун-т, 2013. - 116 с.

5. Рыжкова Э.Н., Мирошниченко Р.В. К вопросу об инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности региона. // Научно-исследовательские публикации. - 2016. - № 4 (36). - С. 52-58.

6. Масленникова Е.В. Инвестиционная привлекательность региона: методики оценки и рейтинги инвестиционной привлекательности // Вестник факультета управления Челябинского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 37-40.

ACTUAL ISSUES OF FORMING OF INVESTMENT ATTRACTION

IN THE MUNICIPAL UNIT

A.F. Belozor, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor

Bryansk branch of the Russian academy of national economy and public administration (Russia, Bryansk)

Abstract. The essence of concepts "investment attraction", "investment policy " is revealed in the article. The author pays attention to the role of local authorities in the forming of the investment potential of the municipal unit. The methods of assessment of investment attraction are also analyzed.

Keywords: investments, investment attraction, investment potential, investment policy, municipal unit, methods of assessment of investment attraction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.