Научная статья на тему 'Актуальные проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства'

Актуальные проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1172
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаева Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены вопросы финансового обеспечения предприятий сельского хозяйства в современных экономических условиях. Выявлены направления и формы финансирования сельскохозяйственной отрасли. Исследованы теоретические и практические основы источников финансирования сельского хозяйства. Выделены внутренние и внешние источники финансирования сельскохозяйственных предприятий. Возможности использования внутренних источников финансирования сельскохозяйственных предприятий достаточно ограничены. Для сферы сельского хозяйства характерна достаточная высокая ресурсоемкость, в особенности с учетом длительного производственного цикла и периода обращения средств. В ряде случаев сельскохозяйственные предприятия не получают достаточного размера доходов, в связи с чем испытывают острую потребность в привлечении финансовых ресурсов извне. Внешние источники связаны с долговым финансированием и государственной поддержкой. Аграрная сфера в силу специфики и особенностей деятельности испытывает нехватку финансовых ресурсов и предполагает необходимость создания особых условий государственной поддержки. Бюджетное финансирование аграрного сектора включает два направления: финансирование бюджетных услуг и финансирование программ развития отдельных направлений. Государство, посредством расширения мер поддержки на федеральном и региональном уровнях, активно содействует в достижении основных параметров развития сельскохозяйственной отрасли. В современных условиях хозяйствования необходим принципиально новый подход к организации финансового обеспечения сельского хозяйства, совершенствование его путем осуществления активных мероприятий на уровне самих сельскохозяйственных предприятий, федеральных и местных органов государственного управления, создания благоприятных условий для эффективного функционирования финансово-кредитных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бугаева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства»

УДК 332.12

Бугаева Татьяна Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов предприятия и страхования, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Bugaeva Tatyana,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

CURRENT PROBLEMS OF FINANCIAL PROVIDING AGRICULTURAL INDUSTRY

В статье рассмотрены вопросы финансового обеспечения предприятий сельского хозяйства в современных экономических условиях. Выявлены направления и формы финансирования сельскохозяйственной отрасли. Исследованы теоретические и практические основы источников финансирования сельского хозяйства. Выделены внутренние и внешние источники финансирования сельскохозяйственных предприятий. Возможности использования внутренних источников финансирования сельскохозяйственных предприятий достаточно ограничены. Для сферы сельского хозяйства характерна достаточная высокая ресурсоемкость, в особенности с учетом длительного производственного цикла и периода обращения средств. В ряде случаев сельскохозяйственные предприятия не получают достаточного размера доходов, в связи с чем испытывают острую потребность в привлечении финансовых ресурсов извне. Внешние источники связаны с долговым финансированием и государственной поддержкой. Аграрная сфера в силу специфики и особенностей деятельности испытывает нехватку финансовых ресурсов и предполагает необходимость создания особых условий государственной поддержки. Бюджетное финансирование аграрного сектора включает два направления: финансирование бюджетных услуг и финансирование программ развития отдельных направлений. Государство, посредством расширения мер поддержки на федеральном и региональном уровнях, активно содействует в достижении основных параметров развития сельскохозяйственной отрасли. В современных условиях хозяйствования необходим принципиально новый подход к организации финансового обеспечения сельского хозяйства, совершенствование его путем осуществления активных мероприятий на уровне самих сельскохозяйственных предприятий, федеральных и местных органов государственного управления, создания благоприятных условий для эффективного функционирования финансово-кредитных структур.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, финансовые ресурсы, источники финансирования, стратегия развития сельского хозяйства, государственное регулирование, бюджетное финансирование, финансовая поддержка.

In the article questions of financial security of the enterprises of agricultural industry in modern economic conditions are considered. The directions and forms of financing of agricultural branch are revealed. Theoretical and practical bases of sources of financing of agricultural industry are investigated. Internal and external sources of financing of agricultural enterprises are allocated. Possibilities of use of internal sources of financing of agricultural enterprises are rather limited. The sufficient high resource intensity, in particular taking into account a long manufacturing lead time and a cycle time of means is characteristic of the sphere of agricultural industry. In some cases agricultural enterprises do not receive the sufficient size of income in this connection they feel the sharp need for attraction of financial resources from the outside. External sources are connected with debt financing and the state support. The agrarian sphere owing to specifics and features of activity suffers a shortage of financial resources and assumes need of creation of special conditions of the state support. Budget financing of the agrarian sector includes two directions: financing of the budgetary services and financing of development programs of the separate directions. The state, by means of expansion of measures of support at the federal and regional levels, actively assists in achievement of key parameters of development of agricultural branch. In modern conditions of managing essentially new approach to the organization of financial security of agricultural industry, improvement in its way of implementation of active actions at the level of agricultural enterprises, federal and local state bodies, creating favorable conditions is necessary for effective functioning of financial and credit structures.

Keywords: financial security, financial resources, financing sources, strategy of development of agricultural industry, state regulation, budget financing, financial support.

ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство занимает важное место в общехозяйственном комплексе государства, и, поскольку в экономической системе отрасли взаимосвязаны, следовательно, стабильная, прогрессивно развивающаяся сфера сельскохозяйственной деятельности существенно необходима для равномерного развития всех соответствующих отраслей хозяйства. Сельскохозяйственное производство требует значительных средств для обеспечения финансовыми ресурсами собственной текущей деятельности, вне-

41

дрения новейших технологий, страхования существующих рисков, развития инфраструктуры и т. д. Зачастую складывается ситуация, при которой сельскохозяйственные производители не имеют достаточных доходов в процессе осуществления своей деятельности даже для простого воспроизводства, не говоря уже о расширенном. И в настоящий момент вопрос финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий приобретает особо важное значение. Исследование проблем финансового обеспечения предприятий сельского хозяйства свидетельствует о том, что в основном они функционируют за счет собственных ресурсов, и, несмотря на то, что доля самофинансирования хозяйственной деятельности значительна, ее явно недостаточно для обеспечения всех потребностей. Возможность применения собственных и привлеченных финансовых ресурсов, используемых сельхозпредприятиями, существенно ограничена в связи со сложностями их доступности, даже несмотря на наличие значительного количества допустимых к использованию финансовых инструментов. Накопленный и существующий опыт свидетельствует, что для возможности ведения расширенного воспроизводства сельскохозяйственные предприятия в значительной степени используют привлеченные финансовые ресурсы, существенное место среди которых занимает государственная поддержка. Поскольку сельскохозяйственный бизнес имеет определенные отличительные черты, это предполагает особые возможности в использовании инструментов накопления и использования финансовых ресурсов в этом секторе экономики. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является изучение и анализ современного состояния финансового обеспечения сельского хозяйства Крыма, определение основных тенденций и факторов, непосредственно влияющих на финансовое обеспечение сельскохозяйственных производителей и выявление оптимальных путей получения отраслью финансовых ресурсов. На сегодняшний день вопрос финансового обеспечения сельскохозяйственных производителей приобретает особо важное значение, поскольку перспективы их развития непосредственно влияют на жизненный уровень населения и на экономику региона в целом. РЕЗУЛЬТАТЫ

Финансовое обеспечение сельского хозяйства представляет совокупность организационно практических, экономических мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение потребностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, проводимых органами государственной власти и рыночными структурами за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Следует отметить, что особенности финансирования воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве являются результатом специфики осуществления производственной деятельности в данной конкретной отрасли. К основным особенностям сельскохозяйственного производства, как правило, относят сезонный характер деятельности, что обусловливает неравномерное использование денежных и материальных ресурсов в течение календарного и финансового года. Длительность производственного цикла безусловно влияет на продолжительность срока окупаемости средств и их кругооборот. Необходимость привлечения внешних источников финансирования обусловлена разновременностью формирования доходных и расходных потоков денежных средств. Капиталоемкость отрасли связана с тем, что основным средством производства в сельском хозяйстве является земля. А зависимость от природно-климатических условий требует осуществления ряда предупреждающих мер, зачастую приводящих к повышению себестоимости продукции. Кроме того, сельское хозяйство крайне зависимо от технологического развития промышленности, влияющей на работу структур, производящих продукцию. Также отрасли свойственна значительная степень воспроизводственной обособленности, что предполагает наличие особых требований к методам реализации производимой товарной продукции. Таким образом, возможно говорить о том, что сельскохозяйственное производство — это отрасль, которая характеризуется повышенной зависимостью от факторов эндогенного и экзогенного порядка.

Перечисленные особенности значительно влияют на конечный финансовый результат деятельности предприятий сельского хозяйства, а, следовательно, и на финансирование деятельности. Существующие возможные источники финансирования условно подразделяются на две группы: внутренние и внешние. Средства, формируемые предприятиями самостоятельно — это поступления, образованные за счет результатов хозяйственной деятельности, продажи имущества и т. д. Таким образом, к внутренним источникам относится самофинансирование, а именно часть прибыли, направляемой на развитие производства, амортизационные отчисления, доходы от реализации основных средств, часть остатков иммобилизуемых оборотных активов, эмиссия ценных бумаг. Рассматривая возможности использования внутренних источников финансирования сельскохозяйственных предприятий, следует отметить, что ситуация, которая складывается в аграрном секторе, зачастую довольно проблемная. В ряде случаев сельскохозяйственные предприятия не получают достаточного размера доходов, в связи с чем испытывают острую потребность в привлечении финансовых ресурсов извне.

Внешние источники в свою очередь подразделяются на две группы: долговое финансирование и безвозмездное финансирование. Это заемные источники, к которым относятся долгосрочные кредиты банков и другие кредитные ресурсы, целевой государственный кредит, направленный на конкретный вид

42

инвестирования, и привлеченные источники—это взносы сторонних отечественных и зарубежных инвесторов (гранты, безвозвратная финансовая помощь). Один из внешних источников — средства бюджетного финансирования. Под этой категорией принято понимать средства, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям на возвратной или безвозвратной основе (либо это средства федерального или регионального бюджета). Бюджетное финансирование аграрного сектора включает два направления: финансирование бюджетных услуг, включающих содержание управленческих структур, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), образование, мероприятия по улучшению земельного устройства и пользования, поддержку фермерства и финансирование программ, направленных на решение отдельных задач (поддержка животноводства и растениеводства, компенсация части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.). При этом именно прямое бюджетное финансирование обязательным образом должно оцениваться по критерию результативности и иметь необходимые рациональные предельные значения. Одновременно неизбежно должны учитываться также и преимущества других подходов при решении финансовых проблем сельскохозяйственных предприятий.

Следует отметить, что экономика сельского хозяйства в меньшей степени приспособлена к финансовой самостоятельности. А уровень финансовой самодостаточности данной отрасли имеет значительную зависимость от потенциала внешних привлечений ресурсов, что обуславливает постоянно возрастающую необходимость оказания помощи и поддержки, это зачастую связано с вышеуказанными причинами. Для деятельности в сфере сельского хозяйства характерна достаточная ресурсоемкость, особенно с учетом длительного производственного цикла и периода обращения средств, который в некоторых направлениях хозяйственной деятельности достигает нескольких лет. Следовательно, очевидно, что данной сфере необходим постоянный и стабильный источник финансирования, обеспечивающий полноценный производственный цикл, и сельскохозяйственный сектор постоянно нуждается в стабильном финансировании своей деятельности. Только в этом случае обеспечивается бесперебойное функционирование производственного цикла, что позволяет избежать низкорентабельного, финансово нестабильного или даже убыточного состояния предприятий отрасли.

Рассматривая в качестве объекта исследования Республику Крым, следует отметить определенную положительную динамику развития сельскохозяйственной отрасли. Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций Республики Крым до налогообложения по видам экономической деятельности демонстрирует убытки организаций в сфере «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», которые составили в 2014 году 382 699 тыс. рублей. В 2015-2016 гг. ситуация кардинально изменилась и финансовым результатом явилась прибыль 607504 тыс. руб. и 1126266 тыс. руб. соответственно. Организации, получившие прибыль в 2016 году, составили 77,8 %. При этом численность предприятий направления «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» увеличилась с 685 до 1337 предприятий, т. е. практически вдвое [6].

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2016 году в действующих ценах составил 67,9 млрд руб. Темп роста валовой продукции сельского хозяйства к

2015 году составил 102,8 %, в т. ч. в сельскохозяйственных организациях — 105,0 %, хозяйствах населения — 99,1 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах — 132,3 %. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым, индекс производства продукции растениеводства за 2016 год к соответствующему периоду прошлого года составил 105,7 %. За исследуемый период возросла на 8,9 % посевная площадь сельскохозяйственных культур, которая в

2016 году составила 774,1 тыс. га. В то же время индекс производства продукции животноводства за январь-декабрь 2016 года к соответствующему периоду прошлого года составил лишь 98,6 % [5]. Совершенно очевидно, что подобное улучшение явилось результатом значительной помощи и поддержки сельскохозяйственных производителей со стороны федерального и регионального бюджетов, а также специализированных программ развития. Разработка и фактическое осуществление региональных государственных программ финансирования сельского хозяйства связаны, в первую очередь, с необходимостью развития самого региона.

Общеизвестно, что сельскохозяйственная деятельность является достаточно рискованной сферой, именно поэтому решение проблем снижения степени этого риска должно разделять и государство. Также необходимость государственной поддержки сельского хозяйства определяется пониманием того, что инновационный процесс в данной отрасли выражается в менее значительной степени, нежели в отраслях промышленности, в которых производительность труда увеличивается более быстрыми темпами. Кроме того, производительность труда в сельском хозяйстве ограничена физическими возможностями земли. Государство посредством расширения мер поддержки на федеральном и региональном уровнях активно содействует достижению основных параметров развития отрасли. К одному из факторов, определяющих особый статус сельского хозяйства в национальной экономике, относят влияние на характер взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой государства. Данный фактор связан с особым статусом сельского хозяйства в национальной экономике. Особый

43

статус этого направления деятельности связан с государственным протекционизмом, поскольку отрасль производит продукты питания, обеспечивающие продовольственную безопасность государства. И именно поэтому сельское хозяйство в большинстве стран мира является предметом особого внимания со стороны государства и объектом безусловной государственной поддержки. Государственная поддержка сельского хозяйства может осуществляться способами прямого финансирования государством из бюджета и иных целевых государственных фондов отдельных воспроизводственных нужд сельскохозяйственных предприятий, косвенного финансирования сельскохозяйственных предприятий через системы льготного налогообложения, кредитования и страхования, а также таможенного и ценового регулирования сельскохозяйственного производства. Таким образом, можно констатировать, что сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, которая подвержена усиленному государственному регулированию. Во многих странах мира политика в сфере сельского хозяйства относится к приоритетным направлениям социально-экономического развития, что также закрепляется на нормативно-законодательном уровне.

Сельскохозяйственное производство Республики Крым относится к одной из бюджетообразующих отраслей региона, что обусловлено преобладанием сельских территорий и значительной долей сельского населения. Устойчивое развитие сельских территорий осуществляется в соответствии с программами различного уровня, в том числе и разработанных как для различных направлений деятельности, так и отдельных районов Крыма. В настоящее время на территории полуострова реализуется целый комплекс программ в сфере поддержки сельского хозяйства. С 2015 года финансовая поддержка аграрного сектора Республики Крым осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы [4]. Разработан и успешно реализуется пакет подпрограмм по определенным видам сельскохозяйственной деятельности.

На реализацию мероприятий «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции» в 2016 году было запланировано в целом 3 047 500,0 тыс. рублей. Исполнение же составило 3 169 742,0 тыс. рублей, или 104 %, в том числе федеральный бюджет — 1 699 953,1 тыс. рублей, или 100 %, прочие (внебюджетные средства) — 1 469 788,9 тыс. рублей, или 109,1 %.

На реализацию мероприятия Подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» в 2016 году предусмотрено 2 413 000,0 тыс. рублей, Перевыполнение составило 175,4 %, или 4 231 608,9 тыс. рублей (федеральный бюджет — 1 100 000,0 тыс. рублей, или 100 %, прочие (внебюджетные средства) — 3 131 608,9 тыс. рублей, или 238,5 %).

На осуществление деятельности подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования» предусмотрено 190 519,1 тыс. рублей. Выполнение составило всего 93,6 %. Недофинансирование связано с внебюджетными средствами, выполнение по которым составило 73,1 %. В рамках реализации подпрограммы в 2016 году 67 крестьянских (фермерских) хозяйств получили государственную поддержку на сумму 92,5 млн руб. Также 6 крестьянских (фермерских) хозяйств получили гранты на развитие семейных животноводческих ферм в размере 52,6 млн руб.

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Крым» выполнена на 99,2 %. На реализацию мероприятий Подпрограммы в 2016 году предусмотрено 168 795,9 тыс. рублей. Исполнение в 2016 году составило 167 424,3 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет — 97 460,2 тыс. рублей, или 91,9 %, бюджет Республики Крым — 15 767,7 тыс. рублей, или 91 %, местные бюджеты — 12 367,9 тыс. рублей, или 171,4 %; прочие (внебюджетные средства) — 41 828,5 тыс. рублей, или 109,4 %. Средства бюджета Республики Крым и федерального бюджета освоены на 91,9 % и 91 % соответственно, сумма неиспользованных средств составила 10 124,7 тыс. рублей.

Исполнение подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым» в 2016 году составило 87 034,5 тыс. рублей, или 146,8 %, в том числе федеральный бюджет — 23 979,8 тыс. рублей, или 96,2 %, бюджет Республики Крым — 10 605,9 тыс. рублей, или 99,5 %, прочие (внебюджетные средства) — 52 448,8 тыс. рублей, или 221,5 %. [4; 6].

В рамках государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования (в том числе в лизинг) сельхозтоваропроизводителями республики в 2016 году приобретено 317 ед. сельскохозяйственной техники и оборудования, из них: зерноуборочных комбайнов — 86 ед., тракторов — 161 ед., посевной техники — 70 ед. В рамках сотрудничества ОАО «Росагролизинг» и Республики Крым сельхозтоваропроизводителями республики в 2016 году заключено договоров лизинга на 236 единиц сельскохозяйственной техники на общую сумму 773,47 млн руб. Проблемы обеспечения села сельхозтехникой и зависимости сельхозпроизводства от материально-технической базы не новы. Многочисленные меры, которые в последние годы принимает государство, дают определенный эффект. Хотелось бы отметить, что среди внешних источников финансирования именно лизинг на настоящий момент является одним из основных финансовых инструментов, позволяющим осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого предприятия.

44

Меры государственной поддержки агролизинга можно условно подразделить на две составляющие: это мероприятия в сфере налоговой политики (снижение сумм налогов, налоговые льготы) и в сфере финансово-кредитной политики (усиление взаимосвязи выделяемы инвестиций с результатами сель-хозпроизводства, субсидирование процентных ставок по лизинговой технике).

Благодаря программам поддержки, Крым успешно переходит на совершенно новую модель сельского хозяйства, развивая плодово-ягодные культуры и животноводство [3]. Вместо орошаемого земледелия, которое исчезает по объективным причинам из-за закрытия Украиной Крымского канала, появляются новые культуры, требующие меньше воды, идет переход на мясомолочное производство, в большей степени отвечающее потребностям региона. Для такого преобразования требуется государственная поддержка; она оказывается как федеральными, так и республиканскими властями. Благодаря ей, в горном Крыму происходит возрождение плодово-ягодных культур, также осуществляется переход на мясомолочное производство. Сельскохозяйственная отрасль является общеэкономически и социально значимой и предоставление помощи — это необходимое условие обеспечения успешного развития. При этом формы помощи и поддержки могут изменяться, рационализироваться, обеспечивая полноценное функционирование экономики отрасли.

Достаточно важным источником финансирования деятельности сельскохозяйственных предприятий является кредитование. Особенность кредитования сельского хозяйства заключается во взаимосвязи с сезонными затратами. В современных условиях банковские учреждения не заинтересованы в кредитовании сельскохозяйственных предприятий из-за низких сроков окупаемости производства и отсутствия возможности предоставления залогового имущества. Закономерности развития таковы, что производственная деятельность сельхозтоваропроизводителей значительно усложняется в условиях макроэкономических сдвигов, а средства на финансирование еще в большей степени ограничиваются и острый недостаток финансовых ресурсов достаточно быстро выходит на первый план. И в целях активизации деятельности сельскохозяйственных предприятий и укрепления их устойчивости необходимо совершенствовать систему банковского кредитования [2].

Партнерские отношения между банками и сельским хозяйством Крыма способствуют развитию аграрной отрасли. В кредитовании АПК Крыма принимают участие все банки, зарегистрированные в Республике и Севастополе: РНКБ, Генбанк, ЧБРР, Банк ВВБ, Севастопольский морской банк. И все же к основным банкам, предоставляющим кредитные продукты для сельского хозяйства в Крыму, относят РНКБ БАНК (ПАО) и ОАО «Банк ЧБРР». Каждый из них сформировал особые специфические кредитные продукты для сельского хозяйства. РНКБ выделяет два основных кредитных продукта: «Агрообо-рот» (пополнение оборотных средств, финансирование операционных расходов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью) и «Агроинвест» (приобретение новой сельскохозяйственной и автомобильной техники, оборудования и т. д.). ОАО «Банк ЧБРР» выделяет три кредитные программы для сельского хозяйства: «Спецтехника в кредит» (приобретение новой техники и оборудования), «Инвестиционный сельскохозяйственный кредит» (кредитная линия с «лимитом выдачи» или с «лимитом задолженности»), «Кредитование сельскохозяйственных производителей на текущую деятельность» (кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей) [1; 7].

Льготное кредитование, долгосрочные программы поддержки и компенсации оказывают значительное влияние на развитие сельского хозяйства. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы предусмотрено на реализацию механизма удешевления кредитов выделить 1285577,1 тыс. руб., из них 859421,55 тыс. руб. за счет федерального бюджета и 426155,55 тыс. руб. за счет республиканского бюджета Крыма [6].

Также одной из форм кредитования является развитие системы сельских кредитных кооперативов. Однако немало проблем существует и в этом направлении. В частности, финансовые капиталы сельской кредитной кооперации существенно ограничены и растут достаточно небыстро, и им в этом случае необходима значительная и упорядоченная поддержка со стороны государства как за счет предоставления бюджетных средств на формирование их стартового капитала, так и создания условий для гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции. В Крыму субсидирование части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, успешно отработано в рамках экономически значимых региональных программ в областях животноводства и растениеводства. В 2016 году на субсидирование были поданы инвестиционные кредиты и текущие кредиты (сроком до 1 года) от 18 заявителей. В итоге принято положительное решение о предоставлении субсидий на общую сумму 17,3 миллионов рублей. Это 22 кредитных договора с общим кредитным лимитом 495 миллионов рублей.

За первое полугодие 2017 года РНКБ выдал кредитов сельхозпредприятиям на общую сумму 267 млн рублей, из них 173 млн рублей — по ставке 5 % годовых по программе льготного кредитования. В прошлом году аграрии взяли лишь 92 млн рублей. За счет привлечения краткосрочных кредитов по

45

низким ставкам крымские сельхозпроизводители смогут не только развивать свой бизнес, но и продавать урожай по выгодным ценам осенью и зимой.

Выстраивание партнерских отношений между кредитными организациями и Министерством сельского хозяйства Республики Крым, между кредитными организациями и местными сельхозтоваропроизводителями обуславливает выполнение индикаторов развития аграрного сектора республики, полноценного использования преимуществ, предоставленных отрасли российскими контрсанкциями. Интенсивное расширенное воспроизводство способствует обеспечению продукцией собственного производства как населения, так и гостей полуострова.

Еще одним из ключевых элементов в процессе финансирования деятельности сельскохозяйственных предприятий являются инвестиции. Инвестиции в современном мире являются неотъемлемой составляющей развития экономики любой отрасли. В научной сфере инвестициями называют долгосрочные капиталовложения в объекты сельского хозяйства с целью получения прибыли. Особенности инвестирования в сельское хозяйство проявляются в существенной капиталоемкости, продолжительном периоде окупаемости, а также значительном риске недополучения дохода или угрозе потери вложенного капитала. Перечисленные причины ведут к тому, что инвесторы опасаются вкладывать средства в рискованную отрасль. Также проблемы нехватки инвестиций в сельское хозяйство заключаются в нестабильном финансовом состоянии большинства предприятий. Это требует создания особо благоприятных условий, направленных на привлечение дополнительных инвестиционных вложений.

С целью повышения инвестиционной привлекательности аграрной экономики Министерством сельского хозяйства Республики Крым были разработаны ведомственные целевые программы, учитывающие объективные условия ведения сельскохозяйственного производства в республике. Благодаря субсидированию, инвесторы активно вкладывают средства в приоритетные направления развития сельского хозяйства, а именно: виноградарство и виноделие, садоводство, создание тепличных комплексов, фруктохранилищ, овощехранилищ, крупных логистических центров, строительство и модернизацию предприятий перерабатывающей промышленности, приобретение современной высокопроизводительной техники и оборудования. В качестве примеров эффективной реализации инвестиционных проектов в 2016 году возможно назвать АО «Крымская фруктовая компания», ООО «Жемчужина», ООО «Фрукты Старого Крыма». В 2017 году прогнозируется усиление инвестиционной активности в АПК Республики, ожидаемый объем инвестиций превысит 2,5 миллиарда рублей. Потенциал у Крыма в сельском хозяйстве значителен и отрасль для развития перспективна.

В сфере агропромышленного комплекса Крыма на начало 2017 года подписано 29 Соглашений о реализации инвестиционных проектов между Советом министров Республики Крым и инвесторами с общим объемом инвестиций 13,6 млрд руб. Инвестиции в основной капитал по Республике Крым по направлению «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» составили 1102063 тыс. руб. в 2014 году и 1245577 тыс. руб. в 2015 году. Объем инвестиций в сельское хозяйство Крыма 2016 году в итоге возрос в 1,6 раза в сравнении с 2015 годом — до 2 млрд рублей [6].

Недостаток финансовых средств достаточно резко изменяет соотношение источников финансирования, формируя различные комбинации их использования. При этом установочная основа логики хозяйствования не должна изменяться: сельхозтоваропроизводители обязаны, прежде всего, рассчитывать на собственные средства, а все остальные корректируются и регулируются по критерию необходимости и целесообразности. Любая финансовая помощь сельскохозяйственным предприятиям должна целепола-гать саморазвитие и способствовать формированию гибких форм рыночной деятельности. Одним из условий эффективного функционирования сельского хозяйства и воспроизводственных процессов в его отраслях является сбалансированность собственных и привлеченных источников финансовых ресурсов. ВЫВОДЫ

В условиях экономического кризиса, который наблюдается последние несколько лет, повысилась роль финансового обеспечения, в том числе и в сельском хозяйстве. Особенности сельскохозяйственного производства накладывают существенный отпечаток на процессы финансирования отрасли. Необходимость принятия скоординированных управленческих решений как на государственном, так и региональном уровнях власти, в сфере управления развитием сельскохозяйственных предприятий, обеспечение высокой эффективности интеграции производства и науки, осуществление поддержки прикладных разработок и фундаментальных исследований, ориентированных на быструю отдачу — вот основные направления, способствующие стабильному развитию сельского хозяйства. К основным параметрам финансового обеспечения сельского хозяйства относятся самофинансирование, кредитование, привлечение инвестиций, государственная поддержка.

Участие государства в решении проблем бюджетного финансирования сельского хозяйства довольно успешно осуществляется путем создания благоприятных условий, способствующих развитию и усилению мобильности использования всех возможностей по видам ресурсов, применимых в сельском хозяйстве. Расширение сферы кредитования во все большей степени должно увязываться с пред-

46

принимательской, коммерческой самостоятельностью сельхозпредприятий с целью улучшения действия механизма государственных дотаций и различных форм компенсаций сельхозпредприятиям и развития у них стимулов к повышению эффективности производства.

Эффективное распределение средств господдержки стимулирует рост инвестиционной активности и способствует решению задач по развитию агропромышленного сектора экономики Республики Крым. Эти меры позволят до 2020 года увеличить производство продукции сельского хозяйства на 12-18 % к уровню 2015 года, нарастить объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 10-15 %, повысить среднемесячную заработную плату в сельском хозяйстве на 30-35 %. Планируется, что до 2020 года будет обеспечена закладка более 5 тысяч гектаров многолетних насаждений, введено в оборот более 100 тысяч гектаров неиспользуемых сельскохозяйственных земель. В результате принятия определенных программ регионального развития осуществляется в том числе и обеспечение населения качественными продуктами питания, а эффективность развития сельских территорий — одно из потенциальных достижений социально-экономического развития. Все это в комплексе решает стратегические задачи по обеспечению продовольственной безопасности региона и импортозамещению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банк ЧБРР предлагает программу: инвестиционный сельскохозяйственный кредит [Электронный ресурс]. — Режим доступа: chbrr.crimea.com/sites/default/files/kredit_investicionnyy _selskohozyays tvennyy.pdf (дата обращения: 18.12.2017).

2. Бондарь А.П. Кредитование сельского хозяйства в Крыму / А.П. Бондарь, И.А. Федоров, А.В. Голубева // Альманах современной науки и образования. — 2016. — № 4 (106). — C. 20-23.

3. Воробьев Ю.Н. Факторы и условия обеспечения финансово-экономической безопасности Республики Крым / Ю.Н. Воробьев, Д.В. Порицкий // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 1 (34). — C. 12-20.

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/rus/info.php?id=606870 (дата обращения: 18.12.2017).

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).

6. Министерство экономического развития Крыма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).

7. РНКБ Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rncb.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).

SPISOK LITERATURY

1. Bank CHBRR predlagayet programmu: investitsionnyy sel'skokhozyaystvennyy kredit [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: chbrr.crimea.com/sites/default/files/kredit_investicionnyy_selskohozyaystven nyy.pdf (data obrashcheniya: 18.12.2017).

2. Bondar A.P. Kreditovaniye sel'skogo khozyaystva v Krymu / A.P. Bondar, I.A. Fedorov, A.V. Golubeva // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. — 2016. — № 4 (106). — C. 20-23.

3. Vorobyov Yu.N. Faktory i usloviya obespecheniya finansovo-ekonomicheskoy bezopasnosti Respubliki Krym / Yu.N. Vorobyov, D.V. Poritskiy // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 1 (34). — C. 12-20.

4. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyay-stvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya Respubliki Krym na 2015-2017 gody [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: msh.rk.gov.ru/ rus/info.php?id=606870 (data obrashcheniya: 18.12.2017).

5. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/ (data obrashcheniya: 18.12.2017).

6. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Kryma [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minek.rk. gov.ru/ (data obrashcheniya: 18.12.2017).

7. RNKB Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.rncb.ru/ (data obrashcheniya: 18.12.2017).

Статья поступила в редакцию 10 января 2018 года Статья одобрена к печати 23 января 2018 года

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.