Актуальные проблемы финансирования социального предпринимательства Actual problems of financing social entrepreneurship
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Ч^Л ЖУРНАЛ
УДК 330.3+338 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10147 Вершинин Юрий Борисович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры,Ульяновский государственный университет, г.Ульяновск
Вершинина Елена Львовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, Ульяновский государственный университет, г.Ульяновск
Краснова Кристина Евгеньевна, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Сипатова Алина Александровна, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Vershinin Y.B., 89272703013@mail.ru
Vershinina E.L., 89272708908@mail.ru
Krasnova K.E., krasnova17059800@mail.ru
Sipatova А.А., ipatovaalina900@gmail. com
Аннотация. Особенности осуществления финансирования предприятий сферы социального предпринимательства сформировались в конкретные тренды по всему миру, которые предполагают осуществление поддержки со стороны государства, «ответственное» (целевое) инвестирование, краудфандинг и некоторые другие. Наша страна также участвует в данном процессе, принимая значительные меры по поддержке социального предпринимательства.
Однако реальная ситуация в 2020 году внесла существенные коррективы в существующие планы и сформировала новые приоритеты инвестиционного развития. По нашему мнению, эти приоритеты станут базовыми как минимум до 2030 года. Summary. Features of the financing of enterprises in the field of social entrepreneurship have formed in specific trends around the world, which involve the implementation of state support, impact investment, crowdfunding and others. Our country also participated in this process, taking a number of measures to support social entrepreneurship.
However, the real situation in 2020 made significant adjustments to the initial plans and formed new investment development priorities. In our opinion, these priorities will become basic until at least 2030.
Ключевые слова: экономика, региональная экономическая система, малый и средний бизнес, социальное предпринимательство, финансирование.
Keywords: economy, regional business system, small and medium business social entrepreneurship, financing, funding.
В нашем исследовании мы хотели бы отразить актуальные процессы, происходящие в области финансирования социального предпринимательства. За основу берется рассмотрение мер по поддержке малого и среднего бизнеса, запланированных на 2020 год (еще до момента обострения экономического кризиса). В период обострения экономических проблем и возникновения одним за другим «чёрных лебедей» в экономике и политике, потребность в социальном предпринимательстве, на наш взгляд, только возрастает, и это обстоятельство требует уделять ему повышенное внимание, как со стороны властей, так и научного сообщества. Данная статья основана на общенаучных и специальных методах с учётом процессов взаимосвязи теории и практики предпринимательства, на фундаментальных принципах экономической теории, на обзоре работ отечественных и зарубежных авторов по данной тематике. Мы не старались охватить все аспекты деятельности социального предпринимательства, целью исследования было охарактеризовать актуальные проблемы, связанные с различными направлениями финансирования его в российских реалиях как составной малого предпринимательства в целом.
Рис.1. Доля МСП в экономическом развитии регионов мира.
Малые и средние предприятия (МСП) по-прежнему играют важную роль в экономике, особенно в странах третьего мира. Они вносят свою важнейшую роль не столько в определении основных трендов экономического развития, сколько в важнейший процесс создания новых рабочих мест и повышения общего уровня экономического благосостояния. Они представляют более 90% всех предприятий и более 50% рабочих мест в мире (Рис.1).
Особенно роль МСП возрастает, если учитывать неформально создаваемые предприятия. По некоторым оценкам до 2030 года потребуется дополнительно создать более 600 миллионов новых рабочих мест, чтобы дать именно неквалифицированную работу новым участникам рынка труда [1].
Деятельность МСП всегда была в приоритете у большинства правительств, ведь они по-прежнему создают 7 из 10 новых рабочих мест. Однако, одним из наиболее часто упоминаемых факторов, сдерживающим развитие МСП упоминается затруднение доступа к адекватным источникам финансирования [3], [4].
Рис.2. Ситуация с разрывами в финансировании в работе МСП.
МСП всегда имели гораздо меньшие возможности для получения кредитных ресурсов по сравнению с крупным бизнесом - вместо этого им приходилось полагаться на получение средств в виде пожертвования или в долг от родственников и(или) друзей (особенно это характерно именно для социального предпринимательства) [2] (Рис.2.).
По оценкам Международной финансовой корпорации (МФК), общая неудовлетворенная потребность в финансировании для легально существующих микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в развивающихся странах в настоящее время составляет около 5,2 триллионов долл. США, что эквивалентно почти полуторному уровню существующего кредитования ММСП. Такую потребность испытывает более 40% всех существующих предприятий или более 65 миллионов юридических лиц (!).
Распределение финансовых средств по субъектам ММСП также является чрезвычайно неравномерным по регионам - на долю Восточной Азии и Тихоокеанского региона приходится почти половина потребности в средствах - 46%. В таких регионах, как Ближний Восток и северная Африка налицо наибольший разрыв (до 87%) в требуемом и располагаемом финансировании.
На наш субъективный взгляд, в Российской Федерации в настоящее время ситуация с поддержкой МСБ не столь критична, существует и так достаточно широкий перечень мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Остановимся подробнее на финансовых аспектах данной поддержки.
Конец прошлого года ознаменовался важными изменениями законодательства касательно уточнения статуса социального предпринимательства - Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» уточнил понятия социального предпринимательства в статье 24. Согласно этим требованиям возможность присвоения государственным органами статуса социального
предприятия допускается для предприятий выполняющих достаточно жесткие условия в части занятости лиц с пониженными социальными возможностями и для предприятий выполняющих работы по социальному обеспечению подобной категории граждан.
В 2020-м году планировались разнообразные формы федеральных государственных программ поддержки, одной из которых является программа «Старт» и направлена она на тех, кто занимается разработкой инновационных продуктов. Выделение средств осуществляется в два этапа: первоначальное финансирование в размере 2,5 млн.руб. идут непосредственно из государственного бюджета, но на последующем этапе предприниматель должен найти источник, который профинансирует его деятельность в таком же размере.
Кроме того, существует программа под названием «Умник» - она рассчитана на предпринимателей, не достигших 30 лет, и предлагает финансирование до полумиллиона рублей, при этом также особыми привилегиями будут пользоваться лица занимающиеся инновациями.
Программа «Развитие» - согласно данному проекту можно будет получить финансирование до 15 млн. руб., однако это потребует не только организации новых рабочих мест ну и модернизацию бизнеса. Программа коммерциализации - она направлена на развитие собственного производства и увеличение его мощности, итоговый результат должен привезти к расширению количества рабочих мест, большое преимущество программы является то, что конкретные суммы не лимитированы. Программа интернационализации производства - в плане основными требованиями является не столько увеличить объема производимой продукции, сколько найти зарубежного партнёра, которому можно было бы осуществлять поставки производимой продукции. Получаемые по программе средства можно будет использовать на дальнейшее увеличение экспорта продукции.
Программа кооперации - согласно ей можно получать финансирование до 20 млн.руб., результатом должно стать количество и качество производимых товаров, а также интеграционные программы с какой-либо крупной компании России. Увеличенная сумма финансирования требует более детального разработанного бизнес-плана по всем предъявляемым программой условиям.
Кроме вышеперечисленных федеральных программ в России действуют в успешных и сильных регионах большое количество региональных и муниципальных программ для малого и среднего бизнеса (МСБ). Муниципалитеты могут самостоятельно разрабатывать условия поддержки бизнеса, исходя из индивидуальных особенностей каждого региона,
его потребности в развитии того или иного направления. Приоритетным направлением является производство высокотехнологичной продукции и повышение занятости сотрудников, особенно высокой квалификации. Региональные программы выделяют средства в виде грантов, льготных кредитов, субсидий, налоговых каникул и других видов помощи.
Более подробно остановимся на обзоре этих и других видов финансовой поддержки. Особенности грантовой поддержки в текущем году является ставка не только на вновь создаваемые компании, но и на действующие предприятия, однако на них накладываются ограничения в сроках существования не более двух лет. Гранты, выделяют такие структуры как Департамент экономического развития, Фонд поддержки малого бизнеса, различные региональные союзы поддержки предпринимателей, исключением является получение помощи компаниям занятых в игровой деятельности, добычи полезных ископаемых, производства подакцизной продукции и зачастую финансовые услуги. Традиционно к недостаткам грантовой поддержки можно отнести неполное выделение средств на проект - от стоимости проекта обычно в размере 30 - 50 % для того чтобы остальные средства предприниматель нашел самостоятельно и продолжил свою успешную работу. Грантовая поддержка также требует внимательной и тщательной подготовки документов, что требует наличия в штате компании высокопрофессионального персонала.
Льготное кредитование. Этот вид финансирования по-прежнему привлекателен для тех, кто не может прибегнуть к другому виду финансовой помощи. Приходится обращаться не только к государству - к фондам, коммерческим банкам и другим финансовым организациям. Традиционным условиям льготного кредита может быть ограничение использования средств по направлениям. Размер выделяемых средств обычно не превышает одного миллиона рублей и ограничивается тремя-пятью годами. Требуемая доля собственных вложений - обычно не менее 20 % при запросе кредитной линии свыше полумиллиона рублей. В настоящее время ставка по подобным кредитам для малых компаний составляет 11 - 12 %, для среднего бизнеса около 10 %.
Налоговые каникулы. Данный вид помощи интересен для тех предпринимателей, которые уже развивают свой бизнес и для которых освобождение от части уплаченных налогов действительно имеет смысл и представляет собой серьезную проблему. В текущем году возможны следующие снижения налоговых выплат. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусматривается снижение выплат с 6% до 1%. Для работающих на Едином налоге на
вмененный доход (ЕНВД) - снижение с 15 % в 2 раза. Для работающих на упрощенной системе налогообложения также может быть в 2 раза понижен размер потенциального дохода.
Субсидии. В наступившем году данный вид финансовой поддержки реален только для предпринимателей, работающих в приоритетных для страны направлениях, таких как агропромышленный комплекс. Если вы запускаете проект в сфере растениеводства, то получить субсидии можно только в первые полгода после регистрации предприятия и не более 1,5 млн.руб., использовать полученные средства можно ближайшие полтора года на определённые цели, непосредственно связанные с производственной деятельностью. Если вы хотели реализовать проект в области животноводства, то субсидия увеличится до 3 млн.руб.. Но вам придётся доказать, что вы располагаете более 40% средств необходимых для воплощения проекта в жизнь. Срок реализации проекта установлен в два года, также обязательно целевое использование полученных средств.
Среди других мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе и социального предпринимательства, в текущем году можно отнести предоставление в аренду на льготных условиях муниципальной собственности. Условием является заключения соглашения более на срок более пяти лет, величина арендных платежей будет ежегодно возрастать от 40% в первом году и последующим увеличением по 20% в год. Кроме аренды помещений, возможна частичная компенсация затрат на участие в выставках, транспортировку продукции к ним, организации презентаций, производство рекламных материалов и т.д. Чтобы получить компенсации по программе необходимо обратиться в специальный центр поддержка бизнеса существующие в российских регионах обид обязательным условием является отчет о фактически потраченных средствах.
Для тех регионов, у которых положение в области подготовки кадров является критическим, запланированы программы повышения квалификации и переподготовки сотрудников за счёт региональных и местных бюджетов или в долевом участии с предпринимателем. На наш взгляд, существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса в России не требует отдельного выделения мер по специальной поддержке социального предпринимательства, тем более что большая часть продукции производимые малым бизнесом по своей сути является социально востребованной и служит для удовлетворения потребности населения в качественных товарах и услугах.
Очень интересен в данном вопросе опыт Китая - они на практике выстраивает цепочку взращивания социальных предпринимателей и предприятий, начиная от
возникновения до устойчивого функционирования. По государственной линии стартапам предоставляются гранты, а уже вставшим на ноги предприятиям льготные кредиты. На этой стадии прямого инвестирования и зарабатывают весьма успешно китайские инвесторы, чтобы покрывать как собственные операционные расходы, так и новые вложения в социальные предприятия. Китай представляет собой огромный рынок для социального предпринимательства в связи с большими проблемами социального неравенства, многочисленными экологическими проблемами и большим потенциальным спросом, тем более что китайское правительство весьма настороженно относится к НКО, не желая их активного вмешательства в политические и экономические процессы.
На основании проведенного обзора мер поддержки можно сделать следующие выводы предварительные выводы. По нашему мнению данных мер поддержки было бы вполне достаточно для развития МСП, если не «стая» «черных лебедей», атаковавших мировую экономику в марте текущего года. В ближайшем будущем существующая в развитых странах система финансирования малого предпринимательства [5], включающая в себя такие хорошо зарекомендовавшие себя решения, как JOBS Act, impact-investing и другие [6,7], видимо под огромным влиянием наступающего кризиса, будет серьезно изменена.
С одной стороны наша страна не представляет большого интереса для глобальных игроков данного рынка, так как с одной страны за чертой бедности у нас проживает гораздо меньше доли населения, чем в Юго-Восточной Азии или в Африке, а с другой стороны гораздо меньше численность населения. По мнению китайских экономистов, подобное положение дел с опорой на собственные финансовые ресурсы при развитии МСП, им представляется гораздо более надежным.
Государственные меры поддержки малого и среднего предпринимательства будут, скорее всего, сохранены (по крайней мере, в 2020 году), а вот инструменты финансовой поддержки, зависящие от банковско-кредитной сферы, претерпят изменения в худшую сторону, т.к. банки в условиях огромной волатильности рынков не преминут увеличить проценты за риск при работе с таким нужным обществу, но рискованным клиентом.
Список литературы
1. Prokhorova V.V. Clustering of modern economic processes: «pros» and «cons» / V.V. Prokhorova, A.A. Adamenko, V.A.Tupchienko, V.V. Shalatov, S.A. Vasnev, V.A. Blaginin // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - Т. 15. - No12. - C. 225 -232.
2. Hoogendoorn B. The Prevalence and Determinants of Social Entrepreneurship at the Macro Level //Journal of Small Business Management. 2016, Vol. 54. S1. P. 278-296.
3. Арай Ю. Н., Бурмистрова Т. А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве // Российский Журнал Менеджмента. 2014. Т. 12. № 4. С. 55 - 78.
4. Смирнов В. П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 1 (49). С. 58 - 74.
5. Кулькова В.Ю. Финансирование социального предпринимательства: опыт Великобритании / В.Ю. Кулькова, Я.Ш. Дадаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2018. - Т.12, №4. - С. 164-170. DOI: 10.14529/em180419
6. Rainer Schenk. The Future of Digital Financing by Crowdinvesting. — E.: GRINVerlagGmbH, 2014. — 16-24 р.
7. William Michael Cunningham. The JOBS Act: Crowdfunding for Small Businesses and Startups. — NY.: Springer-Verlag, 2013. — 54-89 р.
References
1. Prokhorova V.V. Clustering of modern economic processes: "pros" and "cons" / V.V. Prokhorova, A.A. Adamenko, V.A. Tupchienko, V.V. Shalatov, S.A. Vasnev, V.A. Blaginin // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - T. 15. - No. 12. -S. 225 -232.
2. Hoogendoorn B. The Prevalence and Determinants of Social Entrepreneurship at the Macro Level //Journal of Small Business Management. 2016, Vol. 54. S1. P. 278-296.
3. Araj YU. N., Burmistrova T. A. Specifika biznes-modelej v social'nom predprinimatel'stve [Specificity of business models in social entrepreneurship] // Rossijskij ZHurnal Menedzhmenta — Russian Journal of Management, 2014, vol. 12, no. 4, pp. 55 - 78.
4. Smirnov V. P. Teoreticheskaja osnova sovremennyh issledovanij predprinimatel'stva [The theoretical basis of modern research enterprise]. Journal of Modern Competition, 2015, vol. 9, no. 49, pp. 58 - 74.
5. Kulkova V.Yu., Dadaeva Ya.Sh. Financing of Social Entrepreneurship: Experience of Great Britain. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 164-170. (in Russ.). DOI: 10.14529/em180419
6. Rainer Schenk. The Future of Digital Financing by Crowdinvesting. — E.: GRINVerl agGmbH, 2014. — 16-24 р.
7. William Michael Cunningham. The JOBS Act: Crowdfunding for Small Businesses and Startups. — NY.:Springer-Verlag, 2013. — 54-89 р.