МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
По мнению данных ученых к четвертому поколению прав следует относить право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и пр. Необходимость выделения в данную категорию прав вызвано научно-техническим развитием общества, да и всего человечества в целом.
Деление прав на пятое и шестое поколения связано с расширение прав и их уровнем защищенности. Однако в науке данная точка зрения является дискуссионной и не все ведущие правоведы, и теоретики соглашаются с этим мнением.
Таким образом, на основании выше изложенного подведем следующий итог. Концептуально в международной практике защиты прав человека традиционно подразделяются права человека на три поколения и на наш взгляд дальнейшая классификация деления прав на четвертое, пятое и последующие поколения является «неоднозначным и запутанным», тем самым это может способствовать нанесению ущерб практической действительности. При этом поколенческая предрешенность относится не только к перечню и содержанию прав, но и к составу их носителей. Отступление от поколенческой очередности осложняет «освобождение», если не пресекает его. Этот факт является «печальным», поскольку политические, экономические и иные обстоятельства не складываются таким образом, чтобы давать каждый раз правильную последовательность становлению прав и свобод.
Завершить выше изложенное хотелось бы цитатой Н. М. Коркунова «для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное» [8].
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. 448 с.
3. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М.: Статут, 2013. 279 с.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята ГА ОНН от 10.12.1948 г.) // Российская газета. № 67. 1995.
5. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 г. //Бюллетень ВС РФ. № 12. 1994.
6. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2000. 591 с.
7. Малинова О. Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. № 43.
8. Коркунов Н.М. Общественное значение права. СПб., 1892. С. 76 [Электронный ресурс] // URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1139770 (дата обращения: ноябрь 2015).
© Пономарева Е.В., Чернова Г.Ш., 2015
УДК 347
Семенова Анастасия Владимировна
Магистрант ФГБОУ ВПО, «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», группа ЮРGZ-651, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОНОРСТВА И ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу правового регулирования донорства и трансплантации на современном
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
этапе. Автором сделаны предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере информирования населения и повышения его правосознания в сфере донорства и трансплантации.
Ключевые слова Донорство, трансплантация, закон, правовое регулирование.
С 1 января 2016 года вступает в силу законопроект «О донорстве органов человека и их трансплантации» (далее - законопроект).
Данным законопроектом впервые в Российской Федерации урегулирован комплекс чрезвычайно сложных отношений, связанных с донорством и трансплантацией органов человека.
Наряду с регулированием отношений, непосредственно связанных с донорством органов человека и их трансплантацией, законопроект регулирует комплекс отношений, связанных с информированием граждан о действующих нормативных актах в сфере донорства органов и их трансплантации [3].
Обязанность по информированию граждан о действующих законодательных актах в данной сфере возложена на федеральные органы государственной власти в сфере охраны здоровья при организации донорства органов человека и их трансплантации.
Необходимость регулирования всей совокупности отношений, связанных с донорством и трансплантацией органов человека, обновлением действующего законодательства в данной сфере, регулированием отношений, которые до настоящего времени на законодательном уровне урегулированы не были, обусловлены актуальность данных отношений.
Так, в Европе, в настоящий период осуществляется от 40 до 65 операций на миллион граждан, и данный показатель постоянно возрастает [4].
В Российской Федерации данный показатель значительно ниже и составляет 3,5 операций на миллион граждан, хоть нуждающихся в данной медицинской операции значительно больше.
Учитывая, что русский человек, отличается добротой, щедростью и самопожертвованием, его информирование о правовом регулировании отношений донорства и трансплантации органов человека может существенно скорректировать ситуацию и спасти тысячи жизней людей, нуждающихся в такого рода медицинской помощи и ожидающих своей очереди на операцию, связанных с трансплантацией.
В соответствии со ст.13 законопроекта информирование населения о правовом регулировании и социальной значимости трансплантации осуществляется через средства массовой информации посредством организации тематических конференций и использования других способов информирования населения не запрещенных действующим законодательством.
Таким образом, законодатель не дает исчерпывающего перечня способов информирования населения, а также не закрепляет легального понятия способа, средств и форм практической реализации нормы закрепленной в ст. 13 законопроекта.
Несмотря на то, что данным нормативным актом закрепляются принципы трансплантации органов человека соответствующие принципам Всемирной организации здравоохранения, директивами Совета Европы, на что обращал внимание главный трансплантолог Минздрава РФ, директор Центра трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова академик РАМЕ Сергей Готье, который считает, что основным положением проекта являются, прежде всего, приведение принципов трансплантации органов в РФ в соответствие с руководящими принципами Всемирной организации здравоохранения, директивами Совета Европы; установления системы донорства и пересадки органов на госпитальном, региональном и федеральном уровнях (то есть создания организационных основ, правовых основ для федерального регистра) [5].
Вопросом информирования граждан о правовом регулировании данных отношений, в настоящее время не уделяется должного внимания.
В средствах массовой информации, сети интернет, нередко можно встретить рекламу о деятельности хосписов, детских домов и беби-боксов. Трудно представить социальную рекламу трансплантации, рассказывающую о проблемах в данной области, показывающую на примерах, что не стоит бояться задумываться о донорстве.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Какой должна быть социальная реклама трансплантации - вопрос, требующий пристального внимания и особого подхода.
Законодательством предусматривается проведение тематических конференций, что представляется чрезвычайно спорным способом информирования обычных граждан [3].
Как правило, тематические конференции носят профессиональный характер, воспринимающийся людьми специального образования. И осведомленность о проведении таких конференций равна нынешней информированности о законодательстве в области трансплантологии. Тематически конференции вызывают интерес у людей определенных профессий, где они обсуждают «узкие» профессиональные вопросы, используя в своей лексике специализированные термины, которые недоступны и трудно понятны обычному гражданину. В связи с этим, тематические конференции не интересны большинству населения.
Представляется, что на уровне подзаконных актов должны быть разработаны более эффективные способы, средства и формы информирования обычных граждан по данному вопросу.
В мировой практике разработаны различные формы информированности населения в вопросах практической трансплантации. Так, основатель одной из глобальных мировых социальных сетей Facebook Марк Цукерберг постарался решить проблему нехватки донорских органов, введя новую опцию в англоязычную версию вышеназванной социальной сети. А именно, у пользователей сервиса появилась возможность отметить себя в качестве посмертного донора.
Подобный опыт возможно использовать и в нашей стране с обязательным условием возможности ознакомления граждан с проблемами трансплантологии и действующим законодательством, с правами, обязанностями и ответственностью донора, реципиента и посредников, чье присутствие в силу многих причин, будет неизбежным.
Поскольку такой метод информирования, если он будет реализован, может оспариваться, тем не менее, он может привлечь к себе внимание. В ходе обсуждений, пользователи будут знакомиться с действующим законодательством, и формировать определенный уровень правового сознания в данной сфере.
При разработке новых способов информирования граждан необходимо учитывать позицию религиозных конфессий. Так, Русская Православная Церковь выразила свою позицию по отношению донорства органов. Совместное заявление Синодального отдела по церковной благотворительности и Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества было опубликовано 11.06.2013 г. на официальном сайте Московского Патриарха. «Русская Православная Церковь уже давно сформулировала свое отношение к прижизненному и посмертному изъятию органов для трансплантации. В 2000 году Архиерейским Собором были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе четко указано, что использование органов человека без его согласия - это нарушение человеческой свободы» [6].
Таким образом Русская Православная Церковь четко высказывается против «презумпции согласия», которая в настоящее время действует на территории РФ: «Господь создал человека свободным. Принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной» [6].
Данное заявление может быть расценено как одобрение Русской Православной Церковью, желание человека пожертвовать частью своего тела ради ближнего.
В связи с тем, что Российская Федерация является много конфессиональной страной, то необходимо упомянуть и отношение некоторых других конфессий к донорству органов. Например, как к этому подходят исламские богословы: Общепризнанный сирийский ученый Мухаммад Саид Рамазан Бути пишет: основа всех вещей является дозволенность, кроме случаев, когда на запрещенность указывает какое-нибудь доказательство. Если один человек добровольно сдает другому кровь, то нет никакого доказательства, указывающего на то, что это запрещено. Более того, это относится к добродетели. В Коране говорится о том, чтобы мы помогали друг другу в добре и набожности. Также дела обстоят и с пересадкой органов. В основе своей это дозволено. Например, когда кто-либо добровольно отдает свою, к примеру, почку кому-либо, опираясь на мнение врачей-специалистов, что это не принесет ему вреда, и жизнь его не подвергнется смертельной опасности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Католическая церковь, также поддерживает донорство органов. Так, например, в Испании донорство органов официально поддерживается церковью, и имеет место быть активное взаимодействие церкви и государства.
Мы считаем данное взаимодействие очень важно, и может быть использовано для должного информирования граждан. На проповедях возможно полное разъяснение не только медицинской точки зрения, но и моральной стороны вопросы. Это позволит искоренить страх и неведение людей в области трансплантологии.
Для общего круга граждан, направление трансплантологии и донорства достаточно закрытая и неизведанная тема, в связи с чем ситуация с нехваткой донорских органов осложняется недоверием населения к врачам. Считаем, что в данной ситуации будет правильным прибегнуть к опыту европейских стран. Так, например, в Германии, в 2012 году был принят новый закон об изъятии органов, который обязал каждого гражданина указать в медицинском полисе, готов ли он пожертвовать свои органы после смерти, если да, то какие.
В Российской Федерации каждый гражданин обязан иметь полис обязательного медицинского страхования, и было бы разумно, на законодательном уровне, при получении данного полиса информировать граждан о действующем законодательстве в области трансплантологии. Приглашать специалистов с медицинским образованием для дачи разъяснений. Разработать и в обязательном порядке раздавать брошюры, где должны быть отражены ссылки на законодательство и освещены проблемы донорства и статистика. Данная процедура может помочь донести до населения столь важный вопрос, а также задуматься о пожертвовании органов не в момент экстренного случая, а поразмыслить в спокойной обстановке, взвесив все за и против.
Каждый третий совершеннолетний, дееспособный гражданин РФ проходит обучение вождению транспортного средства. Имело бы место быть введение в курс обучения (в графу медицина) и изучение законодательства о трансплантологии и донорстве.
Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым разработать нормативные акты, закрепляющие:
- использование средств массовой информации, включающих как общие сведения о проблемах, так и юридическое обоснование с минимальным использованием специальной терминологии;
- внедрение информации на официально зарегистрированные сайты: медицинские, юридические, образовательные;
- создание телевизионных программ;
- изменения подхода к оформлению полиса медицинского страхования, с обязательной составляющей в виде брошюр, разъяснительных бесед.
- включение в программу обучения вождению транспортных средств обязательных лекций, законодательное закрепление пункта о волеизъявлении гражданина на трансплантацию органов в случае смерти в результате ДТП при выдаче водительского удостоверения.
- включения темы: «трансплантология и донорство» в курсы дисциплин, изучающих в высших учебных заведениях.
Список использованной литературы:
1. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 (в ред. от 29.11.2007) «О трансплантологии органов и (или) тканей человека».
2. Закон РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в ред. От 19.07.2011) «О погребении и похоронном деле»
3. Проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации». Опубликован на сайте Министерства здравоохранения РФ 18.10.2014. Обновлен 20.10.2014г.
4. Габбасова Л.А. Круглый стол "Вопросы этики, психологии, соблюдения прав человека и нормативно-правовое регулирование системы донорства органов и их трансплантации". Опубликовано на сайте Министерства здравоохранения РФ 22.10.2014
5. Готье С.В. (текст И. Краснопольской). Минздрав рассмотрел законопроект о донорстве органов. Российская газета от 30.04.2013.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
ISSN 2410-700Х
№11/2015
6. Зарипова А. Русская Православная Церковь выразила официальную позицию относительно проекта Федерального закона о донорстве органов. Опубликовано на сайте «Российской газеты» 11.06.2013
© Семенова А.В., 2015
УДК 4414
Тарасюк Алеся Андреевн
студентка 2-го курса юридического института СКФУ, г. Ставрополь, РФ
E-mail: [email protected] Апаршева Екатерина Сергеевна студентка 2-го курса юридического института СКФУ, г.Ставрополь, РФ
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Международно-правового признания является одним из старейших институтов международного публичного права, но при этом он также актуален и на сегодняшний день. В то же время данный институт носит противоречивый характер, что можно проследить и в доктрине международного права, так как отсутствует единое понятие международно-правового признания государств, что в свою очередь приводит к ряду проблем применения данного института на практике.
Ключевые слова
Международно-правовое признание государств, de- juro, de-facto, ad ho
Под международно-правовым признанием понимается действие государств или формальный акт государств, констатирующий какие-либо последствия правового характера в сфере международных отношений. В основном международно-правовое признание являет собой признание уже существующими государствами или правительствами государств новоиспеченных государственных образований, правительств, восставшей или воюющей стороны, национально освободительных организаций или организаций сопротивления для установления в дальнейшем сотрудничества в различных сферах международных отношений. Необходимо заметить, что международное признание содержит в себе как субъективный элемент - волю признающего, так и объективный элемент - реально существующий факт (положение), который нужно признать.
В науке международного права различают несколько видов международно-правового признания, в том числе традиционная и предварительная. Под традиционной формой международно-правового признания принято понимать признание государства или государственного образования, обладающего такими составляющими как независимость на международной арене и самостоятельность в реализации государственной политики. Предварительный или иными словами промежуточный вид признания применяется в отношении национально-освободительных организаций, восставших или воюющих сторон, организаций сопротивления, правительств в эмиграции. Результатом данного вида признания является:
1) дальнейшее развитие событий;
2)создание нового государства;
3) упрочнение положения внутри страны в результате установления нового правительства путем не соответствующим Конституции.
В случае осуществления признания воюющей стороны, государство, осуществляющее конкретное международно-правовое признание, несомненно, сохраняет принцип нейтралитета в отношение обеих