УДК 342.9:351.761
О. В. Катаева, П. А. Волков, А. И. Никулин
Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике алкоголизации населения
В статье рассматриваются современные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике алкоголизации населения на административном участке и формированию обоснованных предложений по модернизации отечественного законодательства по данному направлению.
This article deals with contemporary problems of district police officer activity on the prevention of alcoholization of population at the administrative area. It also describes the formation of legitimate suggestions on modernization of the domestic law.
Ключевые слова: злоупотребление алкоголем, производство и потребление алкогольной продукции, антиалкогольное законодательство.
Key words: alcohol abuse, production and consumption of alcohol, anti-alcohol legislation.
Органами внутренних дел накоплен богатый опыт применения административного законодательства по борьбе со злоупотреблением алкоголем и наркоманией. Полномочия полиции в данной сфере постоянно усложняются, реализуются в новых организационно-правовых формах, предполагающих высокую степень защищенности прав и свобод граждан, обеспечение режима законности, что требует постоянного анализа изменений законодательства и практики его применения.
Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации традиционно представляет собой сложное негативное явление, которое в течение последних двадцати лет приобрело новые качества, требующие осмысления с позиций современных теоретических положений, действующего законодательства, целей и задач, стоящих перед органами внутренних дел в современных условиях. Несмотря на изменения законодательной основы регулирования отношений производства, оборота и потребления алкоголя, последствия злоупотребления
© Катаева О. В., Волков П. А., Никулин А. И., 2015
195
алкоголем продолжают отрицательно воздействовать на все сферы общественной жизни и составляют одну из наиболее существенных угроз обществу наряду с наркотизмом и преступностью\
В целях снижения объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшения демографической ситуации в стране, увеличения продолжительности жизни населения, сокращения уровня смертности, формирования стимулов к здоровому образу жизни разработана и утверждена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.1 2
В вышеуказанной Концепции сформулирован вывод о том, что история производства и потребления алкогольной продукции, охватывающая период от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что увеличение потребления алкогольной продукции и изменение структуры ее потребления в сторону более крепких алкогольных напитков происходили из-за отсутствия единых подходов государства к регулированию производства и оборота алкогольной продукции, смещению приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения.
Так, в Концепции приводятся статистические сведения о том, что в России в 1914-1917 гг. по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции - 0,83 л абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х гг. началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х гг. потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 л абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 г. оно возросло до 10 л, т. е. в 1,8 раза.
Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 л в год.
1 Об административных правонарушениях на территории Белгородской области: закон Белгород. обл. от 4.07.2002 г. №35 // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
2 О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации, 30.12.2009 г., № 2128-р // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
196
По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 л абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации, и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 млн чел. и возникновения 4 % болезней во всем мире ежегодно.
В России с 1992 г. в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией отмечается снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.
В современной России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.
Алкогольную продукцию потребляет значительное количество молодых людей, при этом раннее приобщение молодежи к алкогольным напиткам в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Одной из причин данной проблемы является доступность алкоголя, поэтому видится целесообразным запретить на законодательном уровне розничную продажу алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года.
Также в качестве особых требований к розничной продаже алкогольной продукции необходимо предусмотреть ее реализацию исключительно в специализированных магазинах.
Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
197
Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства3.
Важное место в системе государственных органов, ведущих борьбу с пьянством и алкоголизмом, занимает полиция. Исходным моментом рассмотрения вопроса о компетенции полиции по борьбе с пьянством и алкоголизмом является характеристика задач, функций, прав, обязанностей и правовых форм деятельности полиции по данному направлению.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона «О полиции», на полицию возлагается обязанность «оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует»4.
Кроме того, полиции предоставляются права: 1) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; 2) доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; 3) направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан
3 О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации, 30.12.2009 г., № 2128-р // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
4 О полиции: федер. закон Российской Федерации, 07.02.2011 г., № 3-ФЗ // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
198
на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации5.
В целях реализации положений Федерального закона «О полиции» и организации необходимой помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, приказом МВД России утверждена согласованная с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Данная инструкция определяет порядок доставления сотрудниками полиции лиц, находящихся на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Основными функциями полиции по доставлению лиц, находящихся в состоянии опьянения, являются:
- выявление их на постах и маршрутах патрулирования;
- осуществление вызова выездной бригады скорой медицинской помощи на место их обнаружения;
- предупреждение совершения противоправных действий в отношении вышеуказанных лиц, а также оказание им первой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью;
- доставление указанных лиц в медицинские организации при отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи.
Необходимо еще раз напомнить, что вышеуказанная инструкция регламентирует работу с гражданами, находящимися в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке. В иных случая нарушения антиалкогольного за-
5 О полиции: федер. закон Российской Федерации, 07.02.2011 г., № 3-ФЗ // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
199
конодательства в отношении нарушителей принимаются меры административной ответственности.
Административная ответственность за злоупотребление алкоголем устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Федерации об административных правонарушениях, в части, не урегулированной федеральным законодательством6.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несколько действий, непосредственно связанных со злоупотреблением алкоголем. Составы административных правонарушений отличаются преимущественно предметом посягательства и объективной стороной. Но имеют сходство в объектах - общественных отношениях, которым причиняется вред: здоровье населения, общественный порядок, установленный режим оборота алкогольной продукции и иные.
Протоколы об административных правонарушениях данного вида правомочны составлять участковые уполномоченные полиции.
Рассматривая в целом, следует отметить, что законодатель реализовал в КоАП РФ многие предложения и учёных, и практиков, отстаивавших использование административной ответственности за злоупотребление алкоголем как основное правовое средство противодействия распространению пьянства. В федеральном законодательстве появилась не отдельная норма, а действительно институт, т. е. система однородных норм, устанавливающих ответственность за злоупотребление алкоголем и смежные правонарушения.
Рассматривая вопрос административной ответственности за нарушения антиалкогольного законодательства, необходимо остановиться на законодательстве субъектов Российской Федерации, которое также вносит весомый вклад в дело борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Так, закон Белгородской области от 4 июля 2002 г. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», в гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность», устанавливает нормы, направленные на оказание противодействия явлению алкоголизации населения, борьбы с пьянством и алкоголизмом на территории Белгородской области.
Из года в год в России растет количество потребления алкоголя, достигая, по некоторым данным, от 10 до 18 л в год на душу населения.
6 Об административных правонарушениях на территории Белгородской области: закон Белгородской обл. от 4.07.2002 г. № 35 // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
200
При этом более 40 % рынка алкоголя составляет незаконный оборот (алкоголь домашней выработки, суррогаты, технический алкоголь)7.
В целях оказания противодействия явлению алкоголизации населения, борьбы с пьянством и алкоголизмом на территории области закон Белгородской области об административных правонарушениях установил административную ответственность в данной сфере ст. 6.1.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, в соответствии со ст. 8.1 закона Белгородской области об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), однако в настоящее время отсутствует соглашение между субъектами Российской Федерации и территориальными органами МВД Российской Федерации.
Можно сказать о том, что в государстве создана существенная административно-правовая основа борьбы с пьянством и алкоголизмом как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом основная нагрузка по выполнению функций противодействия алкоголизации населения лежит на участковых уполномоченных полиции.
В рамках обеспечения общественного порядка на административном участке участковые уполномоченные полиции предупреждают и пресекают факты распития гражданами спиртных напитков в общественных местах, появления граждан в этих местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; выявляют факты самогоноварения и лиц, занимающихся изготовлением и сбытом крепких спиртных напитков домашней выработки; выявляют и ставят на профилактический учет лиц, систематически злоупотребляющих спиртными напитками, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений на почве пьянства; рассматривают жалобы и заявления граждан о правонарушениях, совершенных на почве пьянства; проводят правовую пропаганду среди населения.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации создана существенная административно-правовая основа борьбы с административными правонарушениями в сфере антиалкогольного законодательства. Задачей участковых уполномоченных полиции является систематическая работа по выявлению данного вида нарушений, выяснению причин и условий их совершения, а также принятию необходимых мер по профилактике их совершения в дальнейшем как правонарушителем, так и другими лицами.
7 Кречетов Д. Профилактика алкоголизации населения // Законность. 2005. № 11; Консультант Плюс: справ.-правовая система.
201
Таким образом, успех в деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике борьбы с пьянством и алкоголизмом может быть достигнут лишь при четком следовании нормативно закрепленному алгоритму проведения индивидуальной профилактической работы с гражданами, совершившими правонарушения в сфере антиалкогольного законодательства и представляющими опасность для окружающих, и целенаправленной модернизации отечественного законодательства по данному направлению. Так, необходимо запретить розничную продажу алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года и предусмотреть реализацию данной продукции исключительно в специализированных магазинах. Также необходимо заключить соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части передачи полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Список литературы
1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России, 31.12.2012 г., № 1166 // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
2. Канибер Ю.Н., Кизилов Э.Н. Административно-правовые средства противодействия злоупотреблению алкоголем: науч.-практ. пособие. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. - С. 4, 31.
3. Кречетов Д. Профилактика алкоголизации населения // Законность. - 2005. -
№ 11.
4. О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации, 30.12.2009 г., № 2128-р // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
5. О полиции: федер. закон Российской Федерации. 07.02.2011 г., № 3-ФЗ // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
6. Об административных правонарушениях на территории Белгородской области: закон Белгородской обл. от 4.07.2002 г. № 35 // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
7. Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: приказ МВД России, 23.12.2011 г., № 1298 // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
202