Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ / РЕФОРМА / ФАКТОРЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайранова Ю.С., Садриева А.Р.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. На сегодняшний день в данной системе есть нерешенные проблемы, которые необходимо эффективно решить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

образование, наука, практика. - 2010.- № 5- 6. - C. 57- 60

4. Лапач «Спорная недвижимость» - некоторые вопросы теории и практики / Лапач Л. //Хозяйство и право. - 2014. № 12. - С. 53 - 65

5. Бевзенко Р. С. Что такое футбольное поле с точки зрения гражданского права и когда арендатор может зарегистрировать право собственности на здание, возведенное на арендованной земле? / - Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2013/10/22/chto_takoe_futbolnoe_pole_s_tochki_zreniya_gr azhdanskogo_prava_i_kogda_arendator_mozhet_zaregistriro. - (Дата обращения: 07.11.2016)

УДК 353.1

Сайранова Ю. С. магистр Садриева А.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

Аннотация: Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. На сегодняшний день в данной системе есть нерешенные проблемы, которые необходимо эффективно решить.

Ключевые слова: административно-территориальное деление, административно-территориальные единицы, реформа, факторы, административное районирование.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Оно обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством [1].

Актуальность данной темы проявляется в заинтересованности государства, гражданского общества в повышении эффективности и необходимости совершенствования методов управления административно-территориального деления в России.

Среди авторов, в той или иной степени рассматривающих различные аспекты проблемы регионов и административно-территориального деления России, можно назвать: Артоболевского С.С., Баранского Н.Н., Гранберга

А.Г., Дробижеву Л.М., Зубаревича Н.В., Иванова В.Н., Красину О.В., Лексина В.Н., Остроухова О.В., Рязанцева И.П., Сигова И.И., Смирнягина Л.В., Трейвиша А.И., Хорева Б.С., Шарыгина М.Д., Швецова А.Н. и других. В своих трудах авторы уделяют внимание понятию, проблемам административно-территориального деления и путям их решения. Но не все аспекты изучаемой проблемы освещены в этих источниках [5-16].

Актуальными проблемами административно-территориального деления в России являются экономико-географические, социально-географические, политико-географические, культурно-географические аспекты. Одной из причин является национальный принцип выделения некоторых субъектов федерации.

Работы по экономическому обоснованию административно-территориального деления начались еще в середине 1990-х годов. В результате был подготовлен проект двухэтапной административно-территориальной реформы с образованием федеральных округов и крупных унифицированных административно-экономических регионов - субъектов Федерации. Проект получил поддержку Администрации президента РФ, и вскоре его первый этап был осуществлен - в мае 2000 года назначены полномочные представители главы государства в 7 федеральных округах. Основная цель создания федеральных округов (ФО) - координация деятельности территориальных подразделений федеральных ведомств, контроль соответствия региональных норм федеральным и их соблюдения на местах [3].

На сегодняшний день в РФ 9 федеральных округов: Центральный ФО, Южный ФО, Северо-Западный ФО, Дальневосточный ФО, Сибирский ФО, Уральский ФО, Приволжский ФО, Северо-Кавказский ФО, Крымский ФО.

Современное административно-территориальное деление

Башкортостана регулируется законом от 20 апреля 2005 года № 178-з. Во исполнение статьи 16 данного закона утверждён реестр административно -территориальных единиц и населённых пунктов Республики Башкортостан [2].

Законом № 178-з (статья 5) установлено, что статус и наименования административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав территории Республики Башкортостан, устанавливаются Конституцией Республики Башкортостан.

Административно-территориальное деление (по состоянию на 1 января 2016 года):

- Районов — 54 (районов — 42; составных административно-территориальных единиц, приравненных по статусу к районам, — 12),

- Городов — 21, 8 городов республиканского значения, ЗАТО — город Межгорье, а также 12 городов районного значения,

- Внутригорородских районов г. Уфы — 7,

- Поселков городского типа — 2 (Приютово и Чишмы),

- Сельских населенных пунктов — 4532 (включая населенные пункты без населения),

- Сельсоветов — 828.

Основными принципами административного районирования можно представить следующим образом:

1. Единицы административно-территориального деления должны быть смежными.

2. Единицы административно-территориального деления должны быть компактными.

3. Единицы административно-территориального деления должны быть достаточно «мощными»

Существует группа факторов, определяющих формирование системы административно-территориального деления:

- Этнокультурные факторы;

- Исторические факторы;

- Демографические факторы;

- Природно-географические факторы.

Таким образом, на сегодняшний день в системе административно-территориального деления страны есть нерешенные проблемы в политических, экономических, управленческих требованиях. Повышение эффективности государственного управления предполагает необходимость реформирования административно-территориального деления государства. При этом следует учитывать национальный принцип выделения некоторых субъектов федерации, который приобрел в глазах национальных элит значительную легитимность. Возможным путем, учитывающим интересы лидеров национальных республик, является создание укрупненных территориальных образований, в рамках которых бы сохранились существующие субъекты федерации.

Использованные источники:

1. Электронный ресурс. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Территориальное_деление_России#.D0.90.D0.B4. D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0. BD.D0.BE.D0.B5_.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5

2. Закон Республики Башкортостан от 20.04.2005 № 178-з (ред. от 01.06.2015) «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан»

3. Г.М. Лаппо. Административно-территориальное деление и города-центры. 2005г.

4. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. - М., 2008.

5. Корытный Л.М. Административно-территориальное деление России: Бассейновый вариант. Иркутск: Институт географии СО РАН, 2006. - 37 с.

6. Кондратьев В.А. Пути совершенствования административно-

территориального деления Российской Федерации и Северного Кавказа. 2005 год, автореферат по политологии.

7. СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. теория и практика / Уфа, 2012.

8. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О СОБЫТИЯХ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 4. С. 750-763.

9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОБОСНОВАНИЕ НОВОГО ПОНИМАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 6. С. 918-933.

10. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.

11. УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 3. С. 384-397.

12. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Ханнанова Т.Р., Акмалтдинова Л.И. В сборнике: Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты материалы Всероссийской научно-практической конференции. ГОУ ВПО Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан; ответственные редакторы: Л.И. Газизова, С.А. Севастьянов. 2010. С. 151-153.

13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 174-180.

14. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ Гарифуллина А.Ф. Российский электронный научный журнал. 2013. № 5. С. 126-129.

15. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.

16. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Рашит Ахунович Ханнанов Р. А. Ханнанов. Уфа, 2008.

17. НОВАЯ ПАРАДИГМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ПОСТУПКОВ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2013. № 1. С. 121-137.

18. ОТЛИЧИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Марченко Ю.А., Ханнанов Р.А. В сборнике: НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 142-145.

УДК 349

Семенова Н. Б., к филос. н.

доцент

кафедра «Теории экономики, менеджмента и права»

Волосникова А. С. студент 2 курса экономический факультет Донской государственный аграрный университет

Россия, п. Персиановский ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ В КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация

Правовое регулирование наследования в крестьянско-фермерском хозяйстве является важным и актуальным вопросом, ввиду того, что в судебной практике нередко возникают вопросы по регулированию данного института.

Ключевые слова

Право, наследование, КФХ.

Semenova N. B., candidate of philosophical Sciences, associate Professor of the Department "Theory of Economics,

management and law" Don state agrarian University Russia, p. Persianovsky Volosnikova A.S. Student

Don state agrarian University 2 course, economic Faculty Russia, p. Persianovsky

LEGAL REGULATION OF INHERITANCE IN A PEASANT FARM

Abstract

Legal regulation of inheritance in a peasant farm is an important and urgent issue due to the fact that in judicial practice there are often questions on the regulation of this Institute.

Keywords

Right, inheritance, farms.

Правовое регулирование наследования в крестьянско-фермерском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.