Закирова С.И. магистрант 2 курс
ФГБОУ ВО « Башкирский государственный
аграрный университет» РБ, г. Уфа Фищенко Р.Р. магистрант 2 курс
ФГБОУ ВО « Башкирский государственный аграрный
университет» РБ, г.Уфа
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам государственного языка в управлении в республике Башкортостан. Так же рассмотрены государственные образовательные стандарты в образовании.
Ключевые слова: система образования, государственное управление, государственный язык, государственный образовательный стандарт.
Языковая ситуация в современном мире вызывает обоснованную тревогу. Сохранение языкового разнообразия было и остается одной из приоритетных задач мирового сообщества. Сегодня все больше внимания уделяется разработке принципов языковой политики как важного компонента национальной государственной политики, в основу которой должны быть положены такие факторы, как самобытность народов, уникальность их языков, традиций, культур, своеобразие этнической психологии. Основой для реализации языковой политики посредством законов, концепций, программ является языковое законодательство. [6 ,8]
В условиях России и Башкортостана несколько изменилась политика в области русско-национальных языковых взаимоотношений. Она стала более демократичной, уважительной, о чем свидетельствует ряд принятых Государственной Думой РФ и Государственным Собранием республики Башкортостан соответствующих законов и подзаконных актов. Принятие Закона РСФСР «О языках народов РСФСР» (25.10.1991) в данном историческом этапе развития многонационального суверенного Российского государства стало единственно правильным шагом, направленным на консолидацию крупных и малых народов, населяющих эту великую страну. Очень важно было то, что впервые в многовековой истории России русский язык был провозглашен государственным языком Российской Федерации (ч. 2, ст. 2). [1]
Следует отметить, что вопросы законодательного регулирования языковой политики как фактора сохранения языкового сознания титульного
этноса на примере башкирского языка рассматриваются не впервые. Но в целом, проблеме сохранения языков российских народов, в особенности малочисленных, с этой точки зрения уделяется недостаточное внимание.[7, 14]
Важнейшей формой правового обеспечения государственного управления являются законы. Закон - это принятый в особом порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции). Указы Президента по предметам ведения имеют нормативный характер. [5, 6, 11]
Важное значение среди форм правового обеспечения государственного управления отводится подзаконным правовым нормативным актам, представляющим собой нормативный юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не противоречащий. [5, 13]
В современных условиях перспективы государственности прямо зависят от способности государства поддерживать и защищать национальную систему ценностей. Защита национальных ценностей является главной целью систем мер по обеспечению национальной безопасности страны. Как отмечают многие ученые в своих научных исследованиях, одним из важных факторов обеспечения национальной безопасности государства является государственный язык.[9-12] Государственный язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации.(Ст.3.1.ЗАКОН Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан) [2]
Государственный язык Республики Башкортостан базируется на современном литературном русском языке. Поэтому забота о государственном языке Республики Башкортостан понуждает защищать и развивать современный литературный русский язык. Государственный язык Республики Башкортостан обязан содержать в себе все «ведомственные» языки, в противном случае государственное управление может быть затруднено. [6, 10]
Законодательство должно установить государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка Республики Башкортостан. С другой стороны, закон должен предусмотреть наказание за умышленные и неоднократные неправомерные ограничения использования государственного языка Республики Башкортостан. [1, 16] Ответственность может быть возложена как на гражданина, который неправомерно
ограничивает использование государственного языка, так и на организацию, которая несет ответственность за действия своих сотрудников.[15]
Система образования определяет государственные стандарты и уровень квалификационных требований к знанию русского языка, в системе делопроизводства установлены общепринятые словосочетания или обороты речи, существуют словари ударений для дикторов телевидения, выпускаются профессиональные и толковые словари русского языка и т.д.
Государственные образовательные стандарты, учебные планы, методические рекомендации или иные документы, регламентирующие образовательный процесс, образуют нормативно-правовую базу по отношению к изучению и использованию современного литературного русского языка, составляющего основу государственного языка.
Действующая система выпуска словарей или иных носителей стандартов в определенной степени обеспечена нынешними финансовыми ресурсами страны. Поэтому, вообще говоря, на создание такой системы не требуется дополнительных финансовых расходов.
Эксперты ЮНЕСКО предлагают разграничить понятия «государственный язык» и «официальный язык», при этом дают следующие определения: «Государственный язык -язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах и выступающий в качестве символа данного государства», «Официальный язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства. Мы придерживаемся той точки зрения, что понятие «государственный язык» является более широким по сравнению с понятием «официальный язык», так как государственный язык функционирует не только в сферах официального общения, но и в сфере культуры.[4]
Закон о русском языке как государственном языке Российской Федерации призван укрепить правовую основу использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Он устанавливает государственные гарантии поддержки и защиты государственного языка в различных сферах жизни общества - в сфере образования, культуры, средств массовой информации и других. Закон призывает содействовать сохранению самобытности, богатства и чистоты русского языка как общего культурного достояния народов России, а также его распространению как одного из ведущих языков мира. [3]
Использованные источники:
1.О языках народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. От 12.03.2014) //СПС«КонсультантПлюс»
2.О языках народов Республики Башкортостан[Электронный ресурс]: закон РБ от 15 февраля 1999 года № 216-з (с изменениями на 28 марта 2014 года): Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 21 января 1999 года: Одобрен Палатой Представителей
Государственного Собрания Республики Башкортостан 5 февраля 1999 года // Консорциум кодекс
3.Русский язык как государственный [Электронный ресурс]: Санкт Петербургский государственный университет. //rus-gos.spbu.ru/
4.Русский язык как государственный язык Российской Федерации [Электронный ресурс]://rusinkg.ru/
5.Правовое обеспечение государственного управления [Электронный ресурс] ://studopedia.ru/
6. Автоматизация документооборота в управлении. Хасанова Д.У., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 156-158.
7. Актуальные проблемы преподавания русского языка как государственного в условиях полиэтнического и поликультурного региона. // «Интеграция образования», 2013 год, №4
8.Валиева И.И. Современный русский язык как социальная проблема.-Уфа: ООО «РБ ПРИНТ», 2014-248 с.
9.Новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 2-4.
10.Новые технологии в образовании . Хисматуллина В.В., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 166-167.
11.Природа, право, юридические события. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2009. № 5. С. 1123-1133.
12.Проблемы доступности высшего образования для сельского населения. Ханнанов Р.А. В сборнике: Интеграция аграрной науки и производства: состояние, проблемы и пути решенияМатериалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках 18-ой Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2008". МСХ РФ, МСХ РБ, ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ, ОАО Выставочный комплекс "Башкортостан", Башкирская выставочная компания. 2008. С. 361-364.
13.Проблемы управления муниципальным образованием и пути их преодоления. Ханнанова Т.Р., Акмалтдинова Л.И. В сборнике: Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты материалы Всероссийской научно-практической конференции. ГОУ ВПО Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан; ответственные редакторы: Л.И. Газизова, С.А. Севастьянов. 2010. С. 151-153.
14.Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России. Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
15.Роль государственной политики в укреплении межнациональных связей. Ханнанова Т.Р., Башарова А.Ф. В сборнике: Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия материалы Всероссийской научно-практической конференции.ответственный редактор А.С. Иванов. 2011. С. 349-351.
16.Роль государственной политики в укреплении межнациональных связей. Ханнанова Т.Р., Башарова А.Ф.В сборнике: Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласияматериалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Иванов. 2011. С. 349-351
Залалова И.Э. студент
4 курс, факультет управления Глушнева Д.Д. студент
4 курс, факультет управления Хаймурзина Н.З., кандидат экономических наук
доцент кафедры управления Ульяновский Государственный Университет
Россия, г. Ульяновск МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация. В статье рассматриваются такие категории как «мотивация» и «стимулирование трудовой деятельности». Приведены понятия, основные концепции, обосновывается цель мотивации и стимулирования, механизмы формирования мотивации, типы сотрудников, роль руководителя в управлении мотивацией и стимулированием.
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, трудовая деятельность, сотрудник, руководитель, экономическая эффективность, механизм формирования мотивации, способы стимулирования.
Мотивация предполагает собою процесс побуждения сотрудников к интенсивной трудовой деятельности с целью удовлетворения ими своих нужд, интересов в комбинации с достижением целей компании.
Мотивация — это комплекс стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной направленности и ее деятельностью. К трудовой деятельности относится стремление сотрудника удовлетворить собственные потребности в конкретных благах при помощи труда и сосредоточенного на достижение целей организации [1].Здесь под сотрудником подразумевается сотрудник как элемент структуры компании.
Стимул — побудительная причина поведения, интерес в совершении чего-либо. Стимулирование труда — это совокупность мер,