Канатов Т.К.
актуальные проблемные вопросы дальнейшего СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ законодательства республики КАЗАХСТАН В СФЕРЕ интеллектуальной СОБСТВЕННОСТИ
цель: Исследование актуальных проблемных вопросов совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности.
Методология: Использовались системно-структурные, конкретно-социологические, историко-правовые, социально-правовые, сравнительно-правовые, статистические методы.
Результаты: В работе подробно описаны проблемы охраны и защиты интеллектуальной собственности, вопросы управления интеллектуальной собственностью и их гражданско-правовое регулирование.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть актуальные проблемные вопросы совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторское право, патент, охрана, защита, инновация, законодательство.
Kanatov T.K.
actual problematic issues of further improvement of the legislation of the
republic OF KAZAKHSTAN IN THE SPHERE OF INTELLECTuAL PROPERTY
Purpose: Of the Study the current problem issues of improving the legislation of the Republic of Kazakhstan in the sphere of intellectual property.
Methodology: We used a system-structural, specific sociological, historical, and legal, socio-legal, and comparative legal, statistical methods.
Results: The article describes in detail the problems of protection of intellectual property, management of intellectual property and their civil-law regulation.
Novelty/originality/value: Article possesses high scientific value as is one of the first attempts to consider the topical problems of improving the legislation of the Republic of Kazakhstan in the sphere of intellectual property.
Keywords: intellectual property, copyright, patent, security, protection, innovation, legislation.
Мировой опыт свидетельствует, что независимость и устойчивый экономический рост можно обеспечить только при развитой высокоинтеллектуальной индустрии. Все развитые страны имеют приблизительно сопоставимые рыночные механизмы и законодательства, которые, тем не менее, не являются гарантом технологического превосходства. Необходимым и достаточным условием для достижения успеха является наличие всей совокупности рыночных инструментов, в том числе эффективной системы патентной защиты интеллектуальной собственности, в сочетании с научными школами и современными технологиями [6, с. 8-9].
В Казахстане осуществляется государственная поддержка инновационной деятельности с помощью институтов развития: функционируют Инвестиционный фонд Казахстана, Банк развития Казахстана, Национальный инновационный фонд, Центр маркетинговых и аналитических исследований и Центр инжиниринга и трансферта технологий, создан ряд технологических парков и бизнес-инкубаторов, в том числе и ТОО «Центр
коммерциализации технологии» при МОН РК. Совокупность инструментов этой системы служит реализационным комплексом по внедрению результатов научно-технической деятельности, защищенных национальными патентами, в инновационное - активное производство с последующим выходом инновационной продукции на рынки товаров и услуг. Данный комплекс должен стать ключевой цепочкой создания стоимости, в которой Национальная патентная система надежно и эффективно конвертирует совокупность научно-технических идей в систему управляемых прав на объекты интеллектуальной собственности.
В соответствии с «Концепцией охраны прав интеллектуальной собственности», одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан № 1249 от 26.09.2001, системе охраны интеллектуальной собственности придается огромное значение. В Концепции говорится: «Имеются все основания полагать, что XXI век станет эрой интеллектуальной экономики, в развитии которой ключевую роль будет иметь творческая деятельность и надежная система ее правовой ох-
eurasian -
> 4 (23) 2016 <
- advocacy
раны. Республика Казахстан как полноправный участник международного культурного и научно-технического обмена, являясь членом Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), должна обеспечить соблюдение прав на интеллектуальную собственность, как казахстанских, так и иностранных правообладателей, на уровне, отвечающем принятым мировым стандартам» [1, с. 19].
По поручению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и согласно разработанным в связи с этим актам Правительства Республики Казахстан на 2014 год необходимо внести в Мажилис Парламента республики пакет законопроектов по вопросам поддержки исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок.
Глава государства поставил задачу внедрения наукоемкой модели экономики, преследующую цель увеличить до 70 % долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале.
Создание новых высокотехнологических отраслей экономики потребует роста финансирования науки до уровня не ниже 3 % от ВВП. Важно в два раза снизить энергоемкость валового внутреннего продукта. К 2050 году малый и средний бизнес будет производить не менее 50 % объема ВВП Казахстана вместо нынешних 20 %. Производительность труда надо увеличить в 5 раз, с нынешних 24,5 тысяч до 126 тысяч долларов.
Создание наукоёмкой экономики - это, прежде всего, повышение потенциала казахстанской науки. По данному направлению следует совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок. Привлечение зарубежных инвестиций надо всецело использовать для трансферта в нашу страну знаний и новых технологий. Необходимо создавать совместно с иностранными компаниями проектные и инжиниринговые центры [4].
Как видим, необходимо обозначить сферу интеллектуальной собственности шире, с учетом реалий времени.
Сегодня многие страны демонстрируют успешное развитие, которое основано на новой модели инновационной системы с применением новых подходов распространения инноваций -модель «тройной спирали» (Triple Helix Model). Данная модель обоснована в середине 1990-х годов Генри Ицковицем (профессором Стэндфорд-ского университета), начиная с 2000 гг. она стала внедряться в экономическую практику развитых
стран как основа формирования региональных кластеров и генерирования инноваций, как модель организации национальных инновационных систем.
Модель тройной спирали предполагает наличие трех институтов - университета, бизнеса и государства, которые стремятся к сотрудничеству, и при этом инновационная составляющая происходит из данного взаимодействия, а не по инициативе государства.
Основной тезис тройной спирали заключается в том, что в системе инновационного развития доминирующее положение начинают занимать университеты, ответственные за создание нового знания, которые выступают в качестве локомотива инновационного развития [8].
Лидирующая роль университета подразумевает смену его миссии. Данный процесс выражается в появлении у университетов новой функции -предпринимательства, инкубации и создания компаний. Характерной чертой университетов нового поколения является участие молодежи -студентов, докторантов, научных сотрудников - в научно-исследовательской и инновационной работе вуза. Молодые исследователи, продолжая научную работу в своем университете, помогают в открытии новых фирм. Процесс обучения студентов не является только академическим, происходит передача знаний, практических навыков по осуществлению предпринимательской деятельности [2].
Главное отличие предпринимательского университета от обычного - это большой удельный вес исследовательского бюджета в общих доходах университета. Университет должен зарабатывать на науке, формируя критическую массу интеллектуальной собственности, т. е. патенты, знания и разработки, что позволяет говорить о наличии предпринимательской функции.
Как результат стратегического партнерства университетов с промышленными предприятиями на базе высших учебных заведений сегодня создаются университетские технопарки. К основным задачам таких технопарков относятся коммерциализация имеющихся научных разработок, стимулирование научной деятельности преподавателей и сотрудников вуза, а также применение научного потенциала вуза для решения практических задач.
Функцию перераспределения потенциальных экономических и социальных благ от создаваемых технопарков по регионам выполняют сетевые технопарки. Благодаря сетевой структуре у технопарка увеличиваются возможности, расши-
евразийская -
> 4 (23) 2016 <
- адвокатура
ряется спектр предоставляемых им услуг, улучшаются значения показателей эффективности его деятельности. Кроме того, благодаря сетевой структуре технопарк получает возможность обеспечить свое физическое присутствие в значимых для развития технопарка крупных городах [5]. В этом направлении сегодня в Казахстане уже делаются некоторые шаги. В сфере интеграции образования, науки и инноваций прорывом является Назарбаев Университет, который в ближайшем будущем станет Центром образовательного и научного кластера в Центральной Азии и среди стран СНГ. На сегодняшний день в Университете функционируют центры энергетических исследований и наук о жизни, международный междисциплинарный инструментальный центр. Такие университеты, как ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазН-ТУ им. К.И. Сатпаева, КазНАУ, КБТУ, КарГТУ, имеют потенциал стать университетами нового поколения, которые будут сочетать в себе функции как образовательные, исследовательские, так и предпринимательские. Но при этом необходимо продумать механизмы трансформации. Так, например, в Швеции процесс перехода к предпринимательским университетам начался с 1980-х гг. Во всех университетах страны была создана система практического предпринимательского образования, т. е. в качестве преподавателей были привлечены состоявшиеся предприниматели.
Еще одна проблема, которую необходимо решить, - это востребованность научных результатов, их превращение в современные технологии и конкурентоспособные товары. Сегодня доля казахстанской наукоемкой продукции на мировом рынке практически равна нулю. В то время как данный показатель эффективности научно-технической и инновационной деятельности стран Европейского союза составляет 35 %, США - 25 %, Японии - 11 %, Сингапура - 7 %, Южной Кореи -4 %, Китая - 2 %. Причиной такого положения является отсутствие заинтересованности бизнеса в развитии и внедрении результатов отечественной науки в производство [3].
В связи с этим необходима ориентация научных исследований на потребности экономики, а также выработка эффективных механизмов коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, развитие бизнеса в сфере научно-инновационной деятельности, производства и выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, укрепление кадрового потенциала науки.
Еще один важный институт в тройной спирали - это бизнес, представляющий собой неотъем-
лемый компонент инновационного процесса в современной экономике. Пока еще инновационная активность отечественных предприятий по сравнению с технологически развитыми странами находится на низком уровне (по данным Агентства РК по статистике - менее 5 %). Количество предприятий, имеющих инновации, составляет не более 400 единиц.
Для перехода на инновационный путь развития необходимы инновационные предприниматели, которые при поддержке государства смогут обеспечить производство и распространение инноваций. Сегодня отечественный бизнес восприимчив к инновациям по параметру привлечения нового, высокотехнологичного оборудования. Покупка зарубежного оборудования более выгодна предприятиям, обновление происходит за счет заимствования зарубежных технологий, не всегда современных. Но следует помнить, что развитие инновационной деятельности только на базе покупки зарубежного оборудования чревато сохранением технологического отставания [7].
Необходимо продумать механизмы взаимодействия бизнеса и науки, коммерциализации знаний, включая их трансферт в новые области применения. Например, в развитых странах общей тенденцией является достижение высокого уровня финансирования инноваций частным сектором экономики. В странах-лидерах, например в США, частный сектор обеспечивает до 75 % расходов на исследования и разработки, а на долю ста крупнейших международных корпораций приходится 90 % этой суммы.
На современном этапе развития в Казахстане существуют и развиваются только «двойные», а не «тройные спирали» отношений. Складываются следующие виды таких видимых парных связей:
1. Государство - сырьевые отрасли промышленности. Имея высокие доходы, данные отрасли конкурируют на международных рынках.
2. Государство - остальной бизнес. Те предприятия, которые в состоянии выйти на инновационный рынок для создания импортозамещающей продукции, предъявляют спрос преимущественно на импортное оборудование.
3. Наука - бизнес. Это взаимодействие пока еще остается недостаточно развитым.
«Двойные спирали» в новых условиях рыночных отношений сохраняют устойчивые технологические «ловушки», поскольку в них заинтересованы все участники инновационного процесса. Государство, в целом отвечающее за успешный переход к новым технологическим траекториям, не может преодолеть такие «ловушки» из-за того,
eurasian -
> 4 (23) 2016 <
- advocacy
что в его взаимодействии с другими участниками по-прежнему доминируют вертикальные отношения, не отвечающие современным инновационным требованиям.
Сегодня требуется проведение системных реформ, которые позволят сделать государство партнером науки и бизнеса.
Отдельно необходимо остановиться на коммерциализации технологий. Коммерциализация технологий представляет собой процесс превращения идеи в готовый коммерческий продукт при тесном взаимодействии ученых и специалистов в области коммерциализации с производителями и инвесторами.
В технологически развитых странах (США, Германия, Израиль, Япония) создана система успешной коммерциализации научных разработок, которая развивается благодаря государственной политике в области инновационной деятельности. Налоговая и таможенная система, законодательное обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность создают у всех участников инновационного процесса - ученых и разработчиков, производителей и инвесторов - высокие мотивации в быстром использовании результатов научных исследований и разработок или, как сейчас говорят, введении интеллектуальной собственности в экономический оборот [9].
В законах РК «О Науке» и «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» впервые введено понятие «коммерциализация технологий», а также изложены основные, но все-таки опять недостаточные, нормативные правовые механизмы коммерциализации.
По сложности коммерциализации научных разработок отрасли можно условно разделить на:
- имеющие предпосылки для коммерциализации (информационные технологии, электронная промышленность, медицина, товары народного потребления, пищевая промышленность);
- где коммерциализация научных разработок является крайне сложной задачей (металлургия, химическая промышленность, нефтегазовая промышленность).
Появление системы коммерциализации технологий в Казахстане позволит прямо или косвенно решить задачи социально-экономического характера, такие как повышение конкурентоспособности экономики и создание новых рабочих мест. В развитие инновационной экономики свой вклад должны внести казахстанские ученые, особенно это важно в тех областях науки и техники, где они занимают ведущие позиции в мире.
Казахстан должен мобилизовать материальные и человеческие ресурсы, необходимые для выстраивания инновационной экономики XXI века, которая отвечает национальным интересам нашей страны [10].
Пристатейный библиографический список
1. Абишева З.С. Проблемы коммерциализации научных разработок // Деловая неделя. 2013. № 36 (1061).
2. Жиланкозова Г. Интеллектуальная собственность: права, защита, осуществление // Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане. 2000. № 10.
3. Кресс В., Грачев В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития // Экономист. 2000. № 3.
4. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.
5. Об одобрении Концепции охраны прав интеллектуальной собственности: Постановление Правительства Республики Казахстан от 26.09.2001 № 1249 // САПП Республики Казахстан. 2001. № 21.
6. Омурзаков Т.К. Тройная спираль: сближая науку, производство и государство: проблемы и пути решения // Мегаполис. 2013. С. 1.
7. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года.
8. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2009.
9. Уколов В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе. М.: Экономика, 2009.
10. Фархутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. П.: Питер, 2010.
References (transliterated)
1. Abisheva Z.S. Problemy kommercializacii nauchnyh razrabotok // Delovaja nedelja. 2013. № 36 (1061).
2. Zhilankozova G. Intellektual'naja sobstvennost': prava, zashhita, osushhestvlenie // Vneshnejekonomiches-kaja dejatel'nost' v Kazahstane. 2000. № 10.
3. Kress V., Grachev V. Nauchno-obrazovatel'nyj potencial kak faktor jekonomicheskogo razvitija // Jekono-mist. 2000. № 3.
4. Kondrat'ev N.D. Izbrannye sochinenija. M.: Jeko-nomika, 1993.
5. Ob odobrenii Koncepcii ohrany prav intellektual'noj sobstvennosti: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Ka-zahstan ot 26.09.2001 № 1249 // SAPP Respubliki Kazah-stan. 2001. № 21.
6. Omurzakov T.K. Trojnaja spiral': sblizhaja nauku, proizvodstvo i gosudarstvo: problemy i puti reshenija // Megapolis. 2013. S. 1.
7. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Naz-arbaeva narodu Kazahstana ot 17 janvarja 2014 goda.
8. Surin A.V., Molchanova O.P. Innovacionnyj menedzhment. M.: Infra-M, 2009.
9. Ukolov V.F. Innovacionnyj menedzhment v gosu-darstvennoj sfere i biznese. M.: Jekonomika, 2009.
10. Farhutdinov R.A. Innovacionnyj menedzhment. P.: Piter, 2010.