Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования национального законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ОЭСР'

Некоторые вопросы совершенствования национального законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ОЭСР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / 100 КОНКРЕТНЫХ ШАГОВ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ОЭСР / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

В статье рассматриваются некоторые направления совершенствования национального законодательства Казахстана в сфере интеллектуальной собственности в соответствии с осуществлением задачи вхождения в число 30-ти развитых стран мира. Проведен анализ статей «Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан» (21 декабря 2015 г., г. Астана), касающихся совершенствования защиты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования национального законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ОЭСР»

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного и правововедения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

некоторые вопросы совершенствования национального законодательства республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами оэср

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании народу «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» представил план вхождения в число 30-ти развитых стран мира и поставил задачу внедрения в Казахстане ряда принципов и стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [1], в которую входит 34 ведущих страны, производящие более 60-ти процентов мирового ВВП. Как отметил Глава государства, «Все страны-участницы прошли путь глубокой модернизации, имеют высокие показатели инвестиций, научных разработок, производительности труда, развития бизнеса, стандартов жизни населения. Индикаторы стран ОЭСР с учётом их будущей долгосрочной динамики, это и есть базовые ориентиры нашего пути в число 30 развитых государств планеты».

В Послании поставлены задачи достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4 процентов; обеспечить увеличение объёма инвестиций до 30 процентов от всего объёма ВВП; увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале, а для этого - внедрить наукоёмкую модель экономики. В целях создания новых высокотехнологических отраслей экономики потребуется рост финансирования науки до уровня не ниже 3 процентов от ВВП; снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта в 2 раза; увеличение производительности труда в 5 раз - до 126 тысяч долларов; в 4,5 раза увеличить показатель объёма ВВП на душу населения - с 13 тысяч долларов до 60 тысяч долларов и др.

Среди приоритетных направлений развития, поставленных в Послании, указано

создание наукоёмкой экономики. По данному направлению было намечено совершенствовать законодательство по защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок.

Все эти цели и задачи, поставленные Главой государства, последовательно претворяются в жизнь.

Осуществляются меры как внутригосударственного характера, так и целенаправленное международное сотрудничество со странами ОЭСР, как на двусторонней основе, так и с таким крупнейшим региональным объединением, как Европейский Союз (ЕС).

Меры по развитию страны и переходу ее на новый этап развития начали свою практическую реализацию, в том числе и в сфере защиты интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок

Как известно, весной 2015 года Глава государства представил народу Казахстана План модернизации и укрепления страны «Современное государство для всех: пять институциональных реформ». В мае того же года Президент утвердил алгоритм действий государства по реализации пяти реформ - «План нации - 100 конкретных шагов».

Пакет из 59 законов, составивших правовую основу реализации «100 конкретных шагов», был принят Парламентом до конца 2015 года. Новые законы уже обрели юридическую силу, и с 1 января нынешнего, 2016 года, наша страна уже живет в условиях формирующейся новой правовой и институциональной среды.

Одной из институциональных

реформ, проводимых в стране, является «Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации». Диверсификация предполагает отход от сырьевой направленности экономики, создание собственного передового производства, основанного на последних достижениях науки, для чего необходимо кардинально активизировать роль отечественной науки, объединить усилия бизнеса, науки и образования в разработке инновационных технологий и продукции.

Продвижение инноваций во многом зависит от государственной поддержки, законодательного обеспечения процесса коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.

В этом направлении новым для нашей страны стал Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (далее - ЗРК «О коммерциализации») и сопутствующий «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».

Законопроекты направлены на реализацию 64 шага программы «План нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ»: «64. Разработка Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», содержащего механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. Переориентация структуры научных грантов и программ на нужды государственной программы индустриально-инновационного развития».

Статья 1 ЗРК «О коммерциализации» дает следующее определение коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности: «деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности, включая результаты интеллектуальной деятельности, с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленная на извлечение дохода». К результатам интеллектуальной деятельности в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности отнесены изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронных

вычислительных машин и базы данных и другие результаты интеллектуальной деятельности, полученные в результате научной и (или) научно-технической деятельности [2].

Таким образом, ЗРК «О коммерциализации» тесно связан с активизацией научной деятельности, стимулирует привлечение бизнеса к реализации последних научных достижений, значительно повышает значение интеллектуальной деятельности.

В республике уже функционируют специализированные структуры по развитию интеграции между наукой и бизнесом: АО «НТЦ «Парасат» (Центр коммерциализации технологий), АО «Казагроинновация» Министерства сельского хозяйства (Центр трансферта технологий и коммерциализации), офисы коммерциализации технологий АО «Национальное агентство по технологическому развитию», Министерством образования и науки РК в рамках Соглашения с Всемирным банком создано ТОО «Центр коммерциализации технологий».

Основной целью ЗРК «О коммерциализации» является повышение эффективной

результативности отечественной научной сферы, уровня внедрения инноваций и развитие высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики Казахстана, путем стимулирования коммерческого использования результатов научной и (или) научно-технической деятельности (РННТД), увеличения доли в выполнении и финансировании субъектами частного предпринимательства научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ.

Для достижения основной цели законом решаются следующие задачи: повышение финансовой заинтересованности всех участников процесса коммерциализации РННТД в конечном результате; определение коммерциализации РННТД как одного из приоритетных направлений деятельности ВУЗов и НИИ; развитие центров коммерциализации РННТД в ВУЗах и НИИ; стимулирование субъектов частного предпринимательства и квазигосударственного сектора в софинан-сировании научных исследований и внедрении РННТД; оценка деятельности всех участников процесса коммерциализации РННТД, в том числе государственных органов, по конечному результату процесса - количеству внедренных технологий и экономическому эффекту,

полученному от их внедрения.

Принятие законопроекта повлекло необходимость приведения в соответствие с его положениями ряда законодательных актов Республики Казахстан, в том числе:

Гражданский Кодекс (Особенная часть) в части определения порядка и размера выплаты авторского вознаграждения за служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения;

Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» в части определения льгот для старт-ап компаний, ВУЗов и НИИ при реализации прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, субъектов частного предпринимательства и квазигосударственного сектора при внедрении результатов интеллектуальной творческой деятельности в собственном производстве, для физических и юридических лиц при реализации долей участия в старт-ап компаниях;

Законы РК: «Патентный закон Республики Казахстан», «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране селекционных достижений», «О правовой охране топологий интегральных микросхем» в части законодательного закрепления размера выплаты авторского вознаграждения за создание и использования служебных результатов интеллектуальной деятельности и др.

С начала действия этих нововведений не прошло еще и полугода, так что уровень их эффективности, дальнейшие шаги по улучшению отечественного законодательства в этой сфере покажет практика и принимаемые Республикой Казахстан на себя прежние и новые международные обязательства в этой сфере.

Поэтому важным является международное сотрудничество в целях реализации плана вхождения в число 30-ти развитых стран мира. Здесь надо отметить как взаимодействие со странами ОЭСР, так и с наиболее крупным и развитым региональным объединением государств - ЕС. Совет ОЭСР в 2013 году предложил выработать отдельные страновые программы сотрудничества с приоритетными для них странами, которые не являются их членами, но с которыми они намерены углублять взаимодействие. Таких стран всего четыре - Казахстан, Таиланд, Перу, Марокко. В мае 2014 года в Париже Совет министров ОЭСР принял положительное решение по утверждению Страновой программы ОЭСР по Казахстану. Проект предполагает реализацию

совместных инициатив в таких сферах, как государственное управление, фискальная политика, конкурентоспособность и улучшение делового климата, устойчивое развитие [3].

В январе 2015 года в Давосе в рамках Всемирного экономического форума Премьер-Министр Республики Казахстан К.Масимов и Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития А.Гурриа подписали Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и ОЭСР о реализации Страновой программы сотрудничества на 2015-2016 годы. Программой предусмотрено проведение реформ, а также реализация крупных проектов в ключевых сферах социально-экономического развития Казахстана. Страновая программа предоставит Казахстану возможность присоединиться к ряду деклараций и рекомендаций ОЭСР, участвовать в работе ее структурных подразделений. Двустороннее сотрудничество РК и ОЭСР позволит повысить конкурентоспособность страны в системе государственного управления, сферах образования, здравоохранения, занятости, фискальной политики, улучшит деловой климат [4].

21 декабря 2015 года в г.Астане подписано «Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны» [5] (далее - Соглашение), в котором Стороны заявили о своей приверженности принципам свободной рыночной экономики, продвижению устойчивого развития и экономического роста.

Целями Соглашения определены

расширенное партнерство и сотрудничество между Сторонами в пределах их соответствующих компетенций, основанное на общем интересе и углублении отношений во всех сферах его применения. Среди направлений сотрудничества названы: политический диалог. Сотрудничество в области внешней политики и безопасности; торговля и предпринимательство; сотрудничество в области экономического и устойчивого развития; сотрудничество в области свободы, безопасности и юстиции; финансовое и техническое сотрудничество и другие.

Значительное внимание в этом документе уделено вопросам защиты интеллектуальной собственности. Так, в статье 25 «Таможенное сотрудничество» отмечено, что «Стороны укрепляют сотрудничество в области таможенного дела в целях обеспечения

прозрачной торговой среды, содействия торговле, повышения безопасности цепи поставок, повышения безопасности потребителей, препятствования потокам товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, и борьбы с контрабандой и мошенничеством».

7 Глава Соглашения полностью посвящена вопросам интеллектуальной собственности. Причем в ст. 61 в качестве целей Главы указаны:

(a) содействие производству и коммерциализации инновационных и творческих продуктов между Сторонами;

(b) достижение надлежащего и эффективного уровня охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

В Соглашении указано, что термин «права интеллектуальной собственности» включает, как минимум, следующие права: авторское право; смежные права; право особого рода создателя баз данных; права создателя топологий полупроводниковых изделий; права на товарный знак; права на промышленный образец; патентные права, включая права, предоставляемые свидетельствами дополнительной охраны; географические указания; права на полезные модели; права на сорта растений; и торговые наименования в той мере, в которой они охраняются как исключительные права в соответствии с национальным законодательством.

В Разделе 2 Главы 7 рассматриваются вопросы сотрудничества Сторон в сфере авторского права и смежных прав. Здесь отмечено, что «каждая Сторона соблюдает права и обязательства, установленные в следующих международных договорах:

(a) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Бернская конвенция);

(b) Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция);

(c) Договор Всемирной Организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву;

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам;

(е) Соглашение ТРИПС».

В ст. 77 подраздела «Товарные знаки» отмечено, что «Каждая Сторона (а) соблюдает Протокол к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков и Договор ВОИС о законах по товарным знакам; и

(Ь) прилагает все разумные усилия для

присоединения к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам».

В подразделе «Промышленные образцы» (статьи 84-90) оговорены требования к охране зарегистрированных промышленных образцов; права, предоставляемые регистрацией; охрана незарегистрированных промышленных

образцов, и указано, что «Европейский Союз подтверждает свою приверженность Женевскому акту Гаагского Соглашения о международной регистрации промышленных образцов 1999 года. Республика Казахстан приложит разумные усилия для присоединения к нему».

В подразделе «Патенты» особое внимание уделено соблюдению норм международных договоров в этой сфере. В частности, в ст. 91 отмечено: «Каждая Сторона прилагает все разумные усилия для соблюдения требований статей 1-16 Договора о патентном праве», в ст. 92 Стороны обязались «признавать важность Декларации Министерской конференции ВТО о Соглашении ТРИПС и здоровье населения, принятой 14 ноября 2001 года; Решение Генерального Совета ВТО от 30 августа 2003 года в отношении пункта 6 указанной Декларации».

Раздел 3 Главы 7 «Защита прав интеллектуальной собственности» (статьи 97111) закрепляет общие обязательства Сторон, которые подтверждают свои обязательства по Соглашению ТРИПС, и обеспечивают дополнительные меры, процедуры и средства правовой защиты, предусмотренные в настоящем разделе, которые необходимы для обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности.

Указано, что «эти меры, процедуры и средства правовой защиты должны быть справедливыми и равными и не должны быть излишне сложными или дорогостоящими, или приводить к необоснованному увеличению сроков или неоправданным задержкам. Они также должны быть эффективными, соразмерными и сдерживающими, и должны применяться таким образом, чтобы избежать создания барьеров для законной торговли и обеспечить гарантии против злоупотребления ими».

Соглашением предусмотрен ряд мер, принимаемых судебными органами

Сторон, которые, к примеру, могут по просьбе заявителя принять в отношении предполагаемого нарушителя обеспечительные меры, направленные на предотвращение любого предстоящего нарушения права на интеллектуальную собственность, либо запретить на временной основе и с учетом,

когда применимо, уплаты соответствующих штрафов. В случае нарушения, совершенного в коммерческих масштабах, каждая Сторона обеспечивает, чтобы судебные органы могли в соответствии с национальным законодательством издать приказ о предупредительном изъятии или аресте движимого и/или недвижимого имущества предполагаемого нарушителя, в том числе о блокировании его банковских счетов и других активов.

В то же время Статьей 105 предусмотрены альтернативные меры, когда «компетентные судебные органы могут издать приказ о денежной компенсации, которая должна быть выплачена пострадавшей стороне, если это лицо действовало непреднамеренно и неумышленно, если применение более жестких мер нанесет ему непропорциональный вред, и если денежная компенсация представляется потерпевшей

стороне достаточно удовлетворительной».

Наше законодательство должно не только соответствовать стандартам стран ОЭСР, но и, при возможности, как отмечено в п.4 Главы 7 Соглашения, предусматривать «более высокие стандарты для охраны и защиты прав интеллектуальной собственности при условии, что они не противоречат положениям настоящей главы».

Таким образом, процесс внедрения в Казахстане принципов и стандартов Организации экономического сотрудничества и развития, с целью вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира, начал свое практическое воплощение. Законодательная база нашей страны уже сформирована, и на данном этапе требует своего дальнейшего совершенствования, в том числе и в сфере интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. // http:// www.akorda.kz/ru/page/page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g. 18.01.2014.

2. О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности // Информационная система «ПАРАГРАФ». Обращение 20.05.2016 г.

3. Стандарты ОЭСР - целевые индикаторы для вхождения РК в число 30 самых развитых стран мира // http://www.zakon.kz/4678518-standarty-ojesr-celevye-indikatory-dlja.html. 29 декабря 2014 г.

4. Казахстан и ОЭСР утвердили Страновую программу сотрудничества на 2015-2016 годы // http://www.zakon.kz/4683648-kazakhstan-i-ojesr-utverdili-stranovuju.html. 22 января 2015.

5. Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны (Астана, 21 декабря 2015 года) // Информационная система «ПАРАГРАФ». 30 мая 2016 г.

Мацалада элемнщ дамыган 30 мемлекет цатарына юру тапсырмасын ЖYзеге асыруга сэйкес зияткерлж менш1к саласындагы Цазацстан Республикасыныц зацнамасын жеттд1рудщ багыттары царастырылган. Зияткерл1кменш1кт1 цоргауды жетыд1ру мэселелер1не арналган «Еуропалыц Одац пен Цазацстан Республикасы арасындагы кецейтыген эр1птест1к жэне ынтымацтастыц туралы кел1ам» (21 желтоцсан 2015 ж., Астана ц.) атты мацалаларына талдау жасалган.

ТYйiн свздер: ¥лттыц зацнама, халыцаралыц цуцыц, 100 нацты цадам, коммерцияландыру, ЭЫД¥, зияткерлт менш1к, Еуропалыц Одац.

В статье рассматриваются некоторые направления совершенствования национального законодательства Казахстана в сфере интеллектуальной собственности в соответствии с осуществлением задачи вхождения в число 30-ти развитых стран мира. Проведен анализ статей

«Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан» (21 декабря 2015 г., г. Астана), касающихся совершенствования защиты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: Национальное законодательство, международное право, 100 конкретных шагов, коммерциализация, ОЭСР, интеллектуальная собственность, Европейский Союз.

This article discusses about some ways of the improving the national legislation of Kazakhstan in the field of intellectual property according with the implementation of the occurrence of the problem among the 30 developed countries of the world. The analysis of the article "Agreement on expanded partnership and cooperation between the European Union and the Republic of Kazakhstan" (December 21, 2015, Astana) concerns on improving the protection of intellectual property.

Keywords: The national legislation, international law, 100 concrete steps, commercialization, OECD, intellectual property, the European Union.

Ербол Мустулы АбайдЫдинов,

КР Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлiмiнiц бас гылыми цыi3MemKepi, з.г.д., профессор

Зияткерлж меншж саласындагы Цазащстан Республикасыныц защамасын ЭЫД¥ стандарттарына сэйкес rn:emrndipyd^ кейбiр M3cmmepi

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного и правововедения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Некоторые вопросы совершенствования национального законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ОЭСР

Abaideldinov Erbol Musinovich,

Chief research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

Some issues of the improving the national legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of the intellectual property according with OECD standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.