Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2020–2022 ГОДЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2020–2022 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная промышленность / отраслевое соглашение / правовое регулирование труда / обеспечение трудовых прав и гарантий / aviation industry / sectoral agreement / legal regulation of labor / ensuring labor rights and guarantees

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Бабаева

Достижение целей авиационной промышленности и реализации функций государства в ракетно-космической отрасли, невозможно без качественного правового регулирования. Особенным вопросом становится обеспечение прав, гарантий и законных интересов, трудящихся в данной отрасли, которые стали уязвимыми в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.А. Бабаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT LEGAL ASPECTS OF THE INDUSTRIAL AGREEMENT FOR THE AVIATION INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2020–2022 YEARS

Achieving the goals of the aviation industry and the implementation of state functions in the rocket and space industry is impossible without high-quality legal regulation. A special issue is ensuring the rights, guarantees and legitimate interests of workers in this industry, who have become vulnerable during the pandemic.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2020–2022 ГОДЫ»

УДК 349.2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2020-2022 ГОДЫ

А. А. Бабаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tigashova01@mail.ru

Достижение целей авиационной промышленности и реализации функций государства в ракетно-космической отрасли, невозможно без качественного правового регулирования. Особенным вопросом становится обеспечение прав, гарантий и законных интересов, трудящихся в данной отрасли, которые стали уязвимыми в период пандемии.

Ключевые слова: авиационная промышленность, отраслевое соглашение, правовое регулирование труда, обеспечение трудовых прав и гарантий.

RELEVANT LEGAL ASPECTS OF THE INDUSTRIAL AGREEMENT FOR THE AVIATION INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

FOR 2020-2022 YEARS

A. A. Babaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tigashova01@mail.ru

Achieving the goals of the aviation industry and the implementation of state functions in the rocket and space industry is impossible without high-quality legal regulation. A special issue is ensuring the rights, guarantees and legitimate interests of workers in this industry, who have become vulnerable during the pandemic.

Key words: aviation industry, sectoral agreement, legal regulation of labor, ensuring labor rights and guarantees.

Правовое регулирование трудовых отношений в сфере авиационной промышленности, характеризуется сочетанием как общих норм трудового законодательства, общеобязательных для всех субъектов, так и дополнительных положений, с учетом специфики данной отрасли. Одним из основных направлением разработки нормативно-правовых актов, является обеспечение трудовых прав, законных интересов и гарантий, которые предоставляются работникам авиационной промышленности. Актуальными, в настоящее время, являются вопросы реализации действующего отраслевого соглашения по авиационной промышленности в РФ на 2020-2022 годы.

Отраслевые соглашения, по сущности, регламентируют и предоставляют работникам конкретной отрасли, дополнительные права и гарантии по сравнению с общими положениями трудового законодательства. В таком отраслевом соглашении, с учетом действующей ситуации в обществе и государстве, устанавливаются более выгодные условия обеспечения прав и интересов работников отрасли. Рассматриваемое отраслевое соглашение действует с учетом интересов трудящихся, в частности на период пандемии на срок с 2020 по 2022 годы.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020 - 2022 годы от 14.02.2020 г., зарегистрированное в Федеральной службе по труду и занятости 20.03.2020 года, заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций авиационной промышленности. Условия cоглашения, обязательны к применению работодателями при заключении коллективных договоров в Организациях отрасли, трудовых договоров с работниками Организаций, а также при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. [1]

Указанное отраслевое соглашение, предусматривает ряд очевидных преимуществ трудящихся авиационной промышленности, среди которых можно выделить следующие:

1. Запрещение заключения срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Такое положение, особенно в период пандемии становится способом защиты прав работника, так как в рамках экономии и сокращения затрат, работодателю выгоднее заключать срочные трудовые договоры, которые не предусматривают выплату гарантированных выплат.

2. Не допускается принуждение работников к переходу на режим неполного рабочего времени, к уходу в отпуск без сохранения заработной платы, к подписанию (подаче) заявления об увольнении по собственному желанию при реорганизации Организации или в связи с сокращением численности или штата. Подавляющее большинство работодателей в период пандемии принуждали к указанным действиям своих работников для обеспечения интересов производства, а к авиационной отрасли, эпидемиологическая ситуация, ударила непосредственно, однако, такая норма запрещает подобные действия со стороны работодателя авиационной отрасли, что обеспечивает права и гарантии работников авиационной промышленности даже в такие сложные периоды.

3. С целью мотивации и повышения заинтересованности работников в стабильной и эффективной деятельности Организаций отрасли, обеспечения их прав и гарантий в области заработной платы проводится политика, направленная на обеспечение связи оплаты труда с его результатами, повышение доходов работников не за счет уменьшения занятости, увеличения сверхурочных работ и работ в выходные дни, а за счет роста производительности труда, внедрения прогрессивных систем оплаты труда, роста объемов производства и качества продукции. При выполнении установленных показателей деятельности, работодатель должен обеспечить уровень средней заработной платы в течение действия отраслевого соглашения в размере не менее 4 прожиточных минимумов трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации и обязан стремиться достигнуть уровня не менее 4,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.

Данная норма значительно улучшает положение работника по сравнению с общей нормой ст.133 ТК РФ, о том что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.[2] В соответствии с чем, средняя заработная плата у работников авиационной промышленности ,должна быть не 12.792 рублей (МРОТ на настоящий момент), а 4 х 12.792 рублей, то есть 51.168 рублей и(или) даже больше на основании региональных соглашений.

4. Устанавливается доплата за работу:

-в вечернее время - не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы. -в ночное время (с 22.00 до 6.00 часов) - не менее 40% часовой тарифной ставки (оклада). А в соответствии с нормами общего трудового законодательства, минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час

работы в ночное время. [3] Таким образом, для работников авиационной промышленности, установлены повышенные гарантии за труд в вечернее и ночное время.

Для реализации указанных и других положений отраслевого соглашения, работодатели направляют дополнительное финансирование своей деятельности, повышают рост объема производства, запускают новую продукцию, улучшают условия труда и профессиональное развитие работников. В целом, по основным организациям авиационной промышленности в РФ в 2020 году прирост средней заработной платы к соответствующему периоду 2019 года составил 5%. Она достигла 54,5 тыс. рублей. [4]

Тем не менее, при наличии широкой нормативной базы по обеспечению прав и законных интересов трудящихся, в авиационной промышленности, в настоящий момент происходят ситуации противоречащие, действующему отраслевому соглашению. В частности, происходит существенное сокращение работников, например, в компании «Региональные самолеты» (РС), которая является филиалом корпорации «Иркут», а ранее была известна как «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), сокращение коснулось примерно 500 человек. Работодатель заверил, что сокращения прошли в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако, соблюдение действующего отраслевого соглашения не является обязательным для не подписавших его работодателей, что и лишило работников дополнительных гарантий. По словам председателя профсоюза работников авиационной промышленности, («Профавиа») - Алексея Тихомирова, все попытки создать на предприятии первичную профсоюзную организацию не увенчались успехом, что и не позволило применять и реализовывать рассматриваемое отраслевое соглашение. [5]

При рассмотрении действующего Отраслевого соглашения по авиационной промышленности в РФ на 2020-2022 годы, видится возможным обязательное требование подписания подобных соглашений всеми работодателями отрасли, для обеспечения гарантий и прав работников, а также для привлечения к ответственности за нарушение трудовых прав в сфере авиационной промышленности.

Библиографические ссылки

1. Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020 - 2022 годы" (утв. Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности, ОООР "Союз машиностроителей России", Минпромторгом России 14.02.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348902/ (дата обращения 12.04.2021).

2. Федеральный закон РФ "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/2b1d170ec71fc4248eb54dfc0c53522dcbb3776c/ (дата обращения 12.04.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78659/ (дата обращения 12.04.2021).

4. ПРОФАВИА-(официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.profavia.ru/news/novosty/rossijskoj-aviatsii/16260-ulan-udenskij-aviatsionnyj-zavod-zaklyuchil-kollektivnyj-dogovor-na-2021-2022-gody (дата обращения 12.04.2021).

5. Центральная профсоюзная газета «Солидарность» [Электронный ресурс]. URL: https://www.solidarnost.org/news/regionalnye-samolety-byvshiy-gs-suhogo-sokratili-500-chelovek.html (дата обращения 12.04.2021).

© Бабаева А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.