УДК 349.2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2020-2022 ГОДЫ
А. А. Бабаева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: tigashova01@mail.ru
Достижение целей авиационной промышленности и реализации функций государства в ракетно-космической отрасли, невозможно без качественного правового регулирования. Особенным вопросом становится обеспечение прав, гарантий и законных интересов, трудящихся в данной отрасли, которые стали уязвимыми в период пандемии.
Ключевые слова: авиационная промышленность, отраслевое соглашение, правовое регулирование труда, обеспечение трудовых прав и гарантий.
RELEVANT LEGAL ASPECTS OF THE INDUSTRIAL AGREEMENT FOR THE AVIATION INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION
FOR 2020-2022 YEARS
A. A. Babaeva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tigashova01@mail.ru
Achieving the goals of the aviation industry and the implementation of state functions in the rocket and space industry is impossible without high-quality legal regulation. A special issue is ensuring the rights, guarantees and legitimate interests of workers in this industry, who have become vulnerable during the pandemic.
Key words: aviation industry, sectoral agreement, legal regulation of labor, ensuring labor rights and guarantees.
Правовое регулирование трудовых отношений в сфере авиационной промышленности, характеризуется сочетанием как общих норм трудового законодательства, общеобязательных для всех субъектов, так и дополнительных положений, с учетом специфики данной отрасли. Одним из основных направлением разработки нормативно-правовых актов, является обеспечение трудовых прав, законных интересов и гарантий, которые предоставляются работникам авиационной промышленности. Актуальными, в настоящее время, являются вопросы реализации действующего отраслевого соглашения по авиационной промышленности в РФ на 2020-2022 годы.
Отраслевые соглашения, по сущности, регламентируют и предоставляют работникам конкретной отрасли, дополнительные права и гарантии по сравнению с общими положениями трудового законодательства. В таком отраслевом соглашении, с учетом действующей ситуации в обществе и государстве, устанавливаются более выгодные условия обеспечения прав и интересов работников отрасли. Рассматриваемое отраслевое соглашение действует с учетом интересов трудящихся, в частности на период пандемии на срок с 2020 по 2022 годы.
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020 - 2022 годы от 14.02.2020 г., зарегистрированное в Федеральной службе по труду и занятости 20.03.2020 года, заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций авиационной промышленности. Условия cоглашения, обязательны к применению работодателями при заключении коллективных договоров в Организациях отрасли, трудовых договоров с работниками Организаций, а также при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. [1]
Указанное отраслевое соглашение, предусматривает ряд очевидных преимуществ трудящихся авиационной промышленности, среди которых можно выделить следующие:
1. Запрещение заключения срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Такое положение, особенно в период пандемии становится способом защиты прав работника, так как в рамках экономии и сокращения затрат, работодателю выгоднее заключать срочные трудовые договоры, которые не предусматривают выплату гарантированных выплат.
2. Не допускается принуждение работников к переходу на режим неполного рабочего времени, к уходу в отпуск без сохранения заработной платы, к подписанию (подаче) заявления об увольнении по собственному желанию при реорганизации Организации или в связи с сокращением численности или штата. Подавляющее большинство работодателей в период пандемии принуждали к указанным действиям своих работников для обеспечения интересов производства, а к авиационной отрасли, эпидемиологическая ситуация, ударила непосредственно, однако, такая норма запрещает подобные действия со стороны работодателя авиационной отрасли, что обеспечивает права и гарантии работников авиационной промышленности даже в такие сложные периоды.
3. С целью мотивации и повышения заинтересованности работников в стабильной и эффективной деятельности Организаций отрасли, обеспечения их прав и гарантий в области заработной платы проводится политика, направленная на обеспечение связи оплаты труда с его результатами, повышение доходов работников не за счет уменьшения занятости, увеличения сверхурочных работ и работ в выходные дни, а за счет роста производительности труда, внедрения прогрессивных систем оплаты труда, роста объемов производства и качества продукции. При выполнении установленных показателей деятельности, работодатель должен обеспечить уровень средней заработной платы в течение действия отраслевого соглашения в размере не менее 4 прожиточных минимумов трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации и обязан стремиться достигнуть уровня не менее 4,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
Данная норма значительно улучшает положение работника по сравнению с общей нормой ст.133 ТК РФ, о том что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.[2] В соответствии с чем, средняя заработная плата у работников авиационной промышленности ,должна быть не 12.792 рублей (МРОТ на настоящий момент), а 4 х 12.792 рублей, то есть 51.168 рублей и(или) даже больше на основании региональных соглашений.
4. Устанавливается доплата за работу:
-в вечернее время - не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы. -в ночное время (с 22.00 до 6.00 часов) - не менее 40% часовой тарифной ставки (оклада). А в соответствии с нормами общего трудового законодательства, минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час
работы в ночное время. [3] Таким образом, для работников авиационной промышленности, установлены повышенные гарантии за труд в вечернее и ночное время.
Для реализации указанных и других положений отраслевого соглашения, работодатели направляют дополнительное финансирование своей деятельности, повышают рост объема производства, запускают новую продукцию, улучшают условия труда и профессиональное развитие работников. В целом, по основным организациям авиационной промышленности в РФ в 2020 году прирост средней заработной платы к соответствующему периоду 2019 года составил 5%. Она достигла 54,5 тыс. рублей. [4]
Тем не менее, при наличии широкой нормативной базы по обеспечению прав и законных интересов трудящихся, в авиационной промышленности, в настоящий момент происходят ситуации противоречащие, действующему отраслевому соглашению. В частности, происходит существенное сокращение работников, например, в компании «Региональные самолеты» (РС), которая является филиалом корпорации «Иркут», а ранее была известна как «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), сокращение коснулось примерно 500 человек. Работодатель заверил, что сокращения прошли в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако, соблюдение действующего отраслевого соглашения не является обязательным для не подписавших его работодателей, что и лишило работников дополнительных гарантий. По словам председателя профсоюза работников авиационной промышленности, («Профавиа») - Алексея Тихомирова, все попытки создать на предприятии первичную профсоюзную организацию не увенчались успехом, что и не позволило применять и реализовывать рассматриваемое отраслевое соглашение. [5]
При рассмотрении действующего Отраслевого соглашения по авиационной промышленности в РФ на 2020-2022 годы, видится возможным обязательное требование подписания подобных соглашений всеми работодателями отрасли, для обеспечения гарантий и прав работников, а также для привлечения к ответственности за нарушение трудовых прав в сфере авиационной промышленности.
Библиографические ссылки
1. Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020 - 2022 годы" (утв. Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности, ОООР "Союз машиностроителей России", Минпромторгом России 14.02.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348902/ (дата обращения 12.04.2021).
2. Федеральный закон РФ "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021) [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/2b1d170ec71fc4248eb54dfc0c53522dcbb3776c/ (дата обращения 12.04.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78659/ (дата обращения 12.04.2021).
4. ПРОФАВИА-(официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.profavia.ru/news/novosty/rossijskoj-aviatsii/16260-ulan-udenskij-aviatsionnyj-zavod-zaklyuchil-kollektivnyj-dogovor-na-2021-2022-gody (дата обращения 12.04.2021).
5. Центральная профсоюзная газета «Солидарность» [Электронный ресурс]. URL: https://www.solidarnost.org/news/regionalnye-samolety-byvshiy-gs-suhogo-sokratili-500-chelovek.html (дата обращения 12.04.2021).
© Бабаева А. А., 2021